- «Психологическая практика и психологическая наука живут параллельной жизнью как две субличности расщепленной личности» Ф.Е. Василюк
- В.П. Зинченко предлагает сделать, наконец, психологию «наукой о душе, а не только наукой об ее отсутствии»
из Трудов Ярославского методологического семинара 2004г.
"Широк человек, слишком даже широк, я бы сузил." Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы. ИСПОВЕДЬ ГОРЯЧЕГО СЕРДЦА.
Фольклор. «Русского человека нельзя сузить. Только укоротить»
О дефиденте "укоротить" в анекдоте 70-х.
Суд в лесу. Удав превысил лимит лицензии на проглатывание кроликов.
Лев: "Товарищи, какие будут предложения?"
Волк: "Давайте откусим удаву голову".
Крокодил: "Это не гуманно. Давайте откусим удаву хвост".
Мартышка: "По самые уши! По самые уши!"
Конрад Лоренц (1903—1989) — выдающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии, один из основоположников этологии, науки о поведении животных. В данной книге автор прослеживает очень интересные аналогии в поведении различных видов позвоночных и вида Homo sapiens, именно поэтому книга публикуется в серии "Библиотека зарубежной психологии". Утверждая, что агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных — и доказывая это на множестве убедительных примеров, — автор подводит к выводу: "Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития."
На русском языке публиковались книги К. Лоренца: "Кольцо царя Соломона", "Человек находит друга", "Год серого гуся".
Есть ли жизнь после смерти?
Даже закоренелые скептики и атеисты не смогут сказать об этой книге, что все сказанное здесь – выдумка, ибо перед вами книга, написанная ученым, врачом, исследователем. Двадцать семь лет назад "Жизнь после жизни" коренным образом изменила наше понимание того, что собой представляет смерть. Исследования доктора Моуди облетели весь мир и в немалой степени помогли сформировать современные представления о том, что человек испытывает после смерти.
05.06.2015 Ведущий конструктор ОКБ "Импульс" Владимир Ефремов в течение 8 минут находился, как принято говорить, «за чертой, на том свете». Особенности осознания
Серия очерков на тему ... он пришёл к пониманию, что в сущности во все времена, во всех культурах разговор шёл об одном и том же, что центральным, основополагающим был и остаётся один вопрос, одна проблема – проблема осознания Человеком своего бытия и места в Мире, Тайны своей единоприродности с Миром, своей причастности к Миру как бесконечному целому.
(Поколения "задыхающихся" в официозном марксизме, как правило, ничего в марксизме не понимало, в своих оценках дальше школярского презрения к катехизису не шло. Катехизис и впрямь был зануден, противоречив, пропагандистски-рекламно назойлив ... сродни своду правил противопожарной безопасности: после прочтения двух абзацев наступает непреодолимое желание спать. Поколения "задыхающихся" от души поучаствовали в сносе СССР. Обретенная "свобода от" ни на шаг ни в чем не позволила продвинуться в "проклятых вопросах бытия". Положительное содержание во взыскуемой и обретенной либертарианской и капиталистической среде не уродилось. Незадача. Рефлексировать по поводу содеянного у страдальцев не принято. Антисоветизм - обязательная приправа в любом блюде. Сегодня, между приступами одышки (при воспоминании как было душно и невыносимо), поколения когда-то "задыхавшихся" делятся вполне приличными (для юношей и молодых людей) результатами осмысления текстов и реальности. Переход к созидательной общественной практике и организация такого перехода ненавистному Марксу удался. Наши мыслители к планке, преодоленной в 19-ом веке, постепенно подбираются. К вопросу отличия юноши и мужа. Админ)
Настоящее учебное пособие создано на основе курса культурологии, прочитанного автором на факультете управления, а также на психологическом и экономическом факультетах Российского государственного гуманитарного университета. В книге используются научные разработки автора, касающиеся разнообразных аспектов изучения культур в культурной, социальной, психологической антропологии.
Автор стремился показать как можно шире диапазон различных вариантов исследования культур, представить панораму взглядов, точек зрения на сущность культурологии. К этому разделу тесно примыкает второй раздел, повествующий о целостных концепциях культуры (А.Крёбер, Л.Уайт, М.Херсковиц), отражающих тенденции культурно-антропологической традиции.
«МИР КАК ТЕКСТ» – фундаментальное положение постмодернистской философии, разработанное Ж. Деррида, Р.Бартом, Ю. Кристевой: 1) знаково-семиотический аналог мира как объекта познания человека; 2) мир, восприятие которого опосредовано совокупностью по-разному его интерпретирующих текстов культуры с разомкнутой структурой, образующих единый самодвижущийся Текст (Сверхтекст), понимаемый а) как аструктурированная гетерогенная множественность симулякров (по Ж. Делёзу/Ж. Деррида), связанных между собой нелинейными связями, способная генерировать разветвляющуюся смысловую множественность в процессе «вечного возвращения» (по Ж. Делёзу); б) у Ж. Деррида – сложноорганизованное многосмысловое гетерогенное знаковое макрообразование, возникающее «в развертывании и во взаимодействии разнородных семиотических пространств и структур» как «практика означивания в чистом становлении» (Т.Х. Керимов) посредством стратегии différance, инициируемой чистой игрой, что обеспечивает генерирование разветвляющейся смысловой множественности, которую невозможно исчерпать; в) у Р. Барта Текст – многомерное знаковое пространство, сотканное из цитат, отсылающих к тысячам культурных источников, где сочетаются и спорят друг с другом различные виды письма, оказывающееся полем методологических операций, интеллектуальной игры, знаковой деятельности по генерированию новых смыслов; уровнем Текста является «Означающее в семиотическом и психоаналитическом смысле этого понятия» (Р. Барт). Текст открыт в бесконечность означающего и подобен ячеистой ризоматической сети, как бы «покрывающей» собой мир, движущейся сквозь пространство и время по принципу «смещаемого» «вечного возвращения» (по Ж. Делёзу).
11.10.2015 Мы живём так, как будто мы вечные. Не каждый способен ощутить конечность своего бытия, его изначальную временную ограниченность, то, что рано или поздно нам всем суждено уйти из жизни. Поэтому многие из нас живут так, как будто всё самое важное, ценное и настоящее у них впереди. Но это не так. В 30 лет человек уже подводит первые итоги своей жизни. В 40 он в самой гуще своей жизни, на пике своих сил и возможностей. К 50 он либо стал тем, кем мечтал стать, и живёт так, как хотел жить, либо вся его жизнь была лишь ожиданием жизни.
Что могут поделать эмоции против логики? Наука... Математика, кибернетика. Эффективность, оптимальность, информация, обратная связь. Черный ящик. Вроде бы все складно, логично... Нет, не могу вдохновиться эдаким. Чего-то здесь очень важного недостает. Чего? Попробую-ка разобраться.
2011-2019 Лекции. «XXI век будет веком гуманитарных наук — или его не будет вовсе». Клод Леви-Стросс
В наши дни происходит радикальное изменение соотношения между теорией и практикой в психологии. Возникает необходимость в теории нового психотехнического типа, основанной на “философии практики” (Л.Выготский). В статье формулируются основные методологические черты психотехнической системы: 1) включенность прагматических и этических ценностей в ткань теории; 2) "пользователем" ее является психолог-практик; 3) объектом такой теории становится не психика, сознание и пр., а работа-с-сознанием; 4) центральный предмет и метод психотехнической теории находятся в таком соотношении, что конструируемый, исходя из идеи центрального предмета, практический метод воздействия является в то же время оптимальным эмпирическим методом исследования этого предмета.
Уважаемые читатели! В прошлом году 94 тысячи молодых людей и девушек окончили курсы стилистов и визажистов, хотя на рынке для них всего 18 тысяч вакансий.
В детстве мы с приятелями часто играли в игру «Это хорошо-это плохо». Там по очереди приходилось в чем-то хорошем найти плохие стороны. А потом в найденном плохом – хорошие. Полезный оказался тренинг, честное слово. Почему? Да потому, что в тяжелые времена помогал найти хоть немного повода для оптимизма. А во времена «тучные» не давал расслабиться.
Говоря о надличных переживаниях, надличном опыте, мы сталкиваемся с серьезным затруднением, связанным с неадекватностью нашего языка, – неадекватностью, обусловленной объектностью его изначальной ориентации. Слова, которые служат для обозначения внутренних психических или духовных реалий, первоначально были выработаны для обозначения чувственно воспринимаемых явлений и процессов внешнего мира. Слова эти – не более чем символы или метафоры; слово "дух", например, происходит от корня, который обозначает дыхание, дуновение и т.д. Языковые трудности такого рода вполне преодолимы, если мы принимаем во внимание символическую природу используемых нами выражений. Будучи приняты и поняты должным образом, символы сослужат нам добрую службу, индуцируя непосредственное интуитивное проникновение в существо, обозначаемое ими.
Предлагаемая книжка, уже давно задуманная, образует как бы естественное продолжение выпущенной мною в 1924 году книжки "Крушение кумиров". Она составлена в ответ на неоднократные указания друзей и единомышленников о необходимости такого продолжения, которое раскрыло бы положительное содержание тех идей, которые преимущественно в форме критики господствующих предубеждений были изложены в "Крушении кумиров". И эта вторая книжка, подобно первой, будучи выражением личных верований автора, выросла в связи с беседами и спорами, которые пришлось вести в кругу русского студенческого христианского движения. Она предлагается поэтому, в первую очередь, вниманию молодых участников этого движения и вообще русской молодежи...
В этой работе выражено стремление увидеть и показать то, чем становится и чего требует человек, если его целиком и полностью рассматривать в рамках явлений. Зачем стремиться увидеть? И почему специально направлять взор на человека?
Со времени написания этой книги мои взгляды, выраженные в ней, не изменились. В целом я продолжаю видеть человека точно так же, как и тогда, когда писал ее. И, однако, это фундаментальное видение не осталось и не могло остаться неизменным. Благодаря неизбежному углублению мысли, путем отбора и неизбежной переработки ассоциируемых идей, благодаря знакомству с новыми фактами, а также в силу постоянного стремления быть лучше понятым за эти десять лет постепенно выработались новые формулировки и взаимопереходы идей, в которых выделяются и вместе с тем упрощаются основные линии моего прежнего изложения. Эту неизменившуюся, но переосмысленную сущность "феномена человека" полезно, мне кажется, представить здесь в виде резюме, или заключения, в форме трех взаимосвязанных положений.
Эрзац полноты бытия. Драма западного обывателя: поиски имиджа, ведущие к разрушению личности
Летом 1971 года психолог Филипп Зимбардо провел в Стэнфорде «тюремный эксперимент»: набрал по объявлению 24 молодых мужчин и назначил половину из них заключенными, а половину — охранниками в импровизированной тюрьме, утроенной прямо в университетском кампусе. Эксперимент пришлось закрыть на седьмой день, потому что его участники в самом деле стали относиться друг к другу, как в тюрьме. Через 35 лет Зимбардо подробно описал ход эксперимента.
(25 декабря 1946, Таллин) — российский психолог в области теоретической, экспериментальной и практической психологии. Окончил факультет психологии ЛГУ (1971), аспирантуру ЛГУ (1974), с 1975 г. работал в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, где в 1982 г. основал и по 1997 г. заведовал кафедрой прикладной психологии. Доктор психологических наук (докт. дисс. "Опыт теоретической психологии", 1994). С 1997 г. профессор кафедры "Общая психология" СПбГУ. Один из инициаторов создания Петербургского Центра разрешения конфликтов (1993 г.). Президент Санкт-Петербургского психологического общества (с 1998 г.). Автор оригинальной концепции - психологики, трактующей сознание как механизм подтверждения догадок об окружающем. Опубликовано свыше 60 научных работ, в том числе монографии: "Опыт теоретической психологии (в жанре научной революции)" (СПб., 1993); "Сознание как парадокс. (Экспериментальная психологика, т.1)" (СПб., 2000). "Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений" (СПб., 2001).
В широком смысле — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий Б.— особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин «Б.» используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются.
Общая идея о Б., восходящая к учению Платона о познании-воспоминании (анамиесисе), оставалась господствующей вплоть до нового времени. Концепция Б. была впервые выражена Г. Лейбницем. В 1869 Э. фон Гартман опубликовал книгу «Философия бессознательного». Автор, ссылаясь на Ф.В.Й. Шеллинга и Шопенгауэра, рассматривал Б. как абсолютное начало жизни во всех ее обнаружениях. Новый стимул в изучении Б. дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфич. методы воздействия на Б. (первоначально — гипноз). Б. начало Фрейд называл Оно и подчеркивал, что наше Я есть лишь игрушка в руках этой древней и темной силы. Иную трактовку Б. дает К.Г. Юнг. Б. уже не рассматривается как чисто природный феномен; оно родилось у истоков человеческой истории в коллективном психическом опыте, так что можно говорить о культурном генезисе Б. Юнг определяет Б. как понятие исключительно психологическое. Оно покрывает все те психические содержания или процессы, которые не осознаются, т.е. не отнесены воспринимаемым образом к нашему Я. Б. представляет собой совершенно самостоятельную, независимую сферу человеческой психики, хотя и непрерывно взаимодействующую с сознанием. При этом индивидуальное сознание человека не имеет в своем распоряжении никаких средств, с помощью которых оно могло бы постичь сущность Б.
В последние десятилетия новые подходы к бессознательному складываются на стыке различных дисциплин—в социальной психологии (сопоставительное межкультурное изучение социальных представлений), лингвистике (механизмы двуязычия и многоязычия; своеобразие отношения к родному языку), антропологии (воображаемые “ядра власти” в экономической антропологии М. Годелье), этиопсихиатрии (аналоги эдиповских структур на материале первобытных обществ) и проч.
Булга́ков Михаи́л Афана́сьевич (3 мая [15 мая] 1891, Киев, Российская империя — 10 марта 1940, Москва, СССР) родился в семье доцента (с 1902 г. — профессора) Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859—1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской) (1869—1922). В семье было семеро детей. Русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто.
Повести и романы: «Похождения Чичикова» (поэма в 10 пунктах с прологом и эпилогом, 5 октября 1922); «Белая гвардия» (роман, 1922—1924); «Дьяволиада» (повесть, 1923); «Записки на манжетах» (повесть, 1923); «Багровый остров» (повесть, опубликована в Берлине в 1924 году); «Роковые яйца» (повесть, 1924); «Собачье сердце» (повесть, 1925, в СССР опубликована в 1987 году); «Великий канцлер. Князь тьмы» (часть чернового варианта романа «Мастер и Маргарита», 1928—1929); «Копыто инженера» (роман, 1928—1929); «Тайному другу» (неоконченная повесть, 1929, в СССР опубликована в 1987 году); «Мастер и Маргарита» (роман, 1929—1940, в СССР опубликован в 1966—1967 годах, второй вариант в 1973 году, окончательный вариант в 1990 году); «Жизнь господина де Мольера» (роман, 1933, в СССР опубликован в 1962 году); «Театральный роман» («Записки покойника») (неоконченный роман (1936—1937), в СССР опубликован в 1965 году)
Родился во Франкфурте-на-Майне в семье зажиточного бюргера Иоганна Каспара Гёте (1710—1782). 23 июня 1780 года Гёте получил посвящение в веймарской масонской ложе «Амалия». Произведения: «Страдания юного Вертера» (1774); «Лесной царь» (1782); «Опыт о метаморфозе растений» (1790); «Рейнеке-лис» (1792); «Герман и Доротея»(1794), «Фауст» (1774—1832); «К теории цвета» (1810); «Западно-восточный диван» (1819); Все поэты России читали Гете, многие переводили. Гёте умер в 1832 году в Веймаре. "Вертер" существует в 20 переводах на французский язык; русских переводов первой части "Фауста" насчитывается девять. «У меня громадное преимущество, — говорил Гёте Эккерману, — благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда имели место величайшие мировые события, и они не прекращались в течение всей моей длинной жизни, так что я живой свидетель Семилетней войны, отпадения Америки от Англии, затем Французской революции и, наконец, всей наполеоновской эпохи, вплоть до гибели героя и последующих событий. Поэтому я пришёл к совершенно другим выводам и взглядам, чем это доступно другим, которые сейчас только родились и которые должны усваивать эти великие события из непонятных им книг».
Консультант, культуролог, писатель, заведующий лабораторией "Архетипических Исследований", автор метода созидания души и краткосрочной групповой психотерапии Магический Театр (созданного им в 1992 г.), автор методологии Архетипических Технологий (2004 г.), применимой в широком спектре задач психологии, индивидуации, творчества, науки, искусства, культуры, бизнеса и др.
1973-83 гг. – обучение в средней школе №263 г.Ленинграда. 1983 – поступление в ЛИТМО. В 1989 году - окончил ЛИТМО по специальности «Квантовая электроника». В 1992 г окончил СпбГУ, факультет психологии по специальности «Практический психолог». В феврале 1992 создал метод развития через искусство - "Магический Театр" 1984 - 1985 гг. - прошел курс классического психоанализа. 1985 - 2009 гг. - участие в психоаналитических группах, обучение транзактному анализу и практика, изучение и практика йоги и телесно-ориентированных практик, обучение и практика гештальттерапии и психодрамы, обучение и практика юнгианского анализа, обучение и практика НЛП, активное изучение и практика телесноориентированных и психоэнергетических психотехник, практическое изучение методологии эзотеризма, изучение западной философии от герметизма и мистицизма до экзистенциализма, семиотики и постмодернизма. С 2005 - подготовка Ведущих Магических Театров.
С 1996 - литературная деятельность. 2009 г. – доктор психологии в области общей психологии - по совокупности работ Ph.D. (не ВАКовская степень).. 2010 г. Начало формирования научной школы в области Магического Театра и Архетипических Исследований. 2011-2013 гг. - разработка крса лекций по специализации Архетипические Технологии (Архетипический Консультант) для годичной он-лайн курса подготовки Архетипических консультантов. 2014- по настоящее время (2018г.) - проведение и выпуск 7 он-лайн годичных программ подготовки Архетипических консультантов. 2016 - уход из МУФО и создание самостоятельной Лаборатории Архетипических Исследований и проектов: Город Мастеров, Архетипо-География, Обучение Архетипических консультантов, Архетипическое искусствоведение и литературоведение и др. 2016-2018 - разработка и начало внедрения проекта Санкт-Петербург (в перспективе - Прага, Милан, Париж и др.) - Город Мастеров Сайт
(Тысячи, десятки тысяч мастеров делают бизнес на подготовке и выпуске мастеров по специальности как интересно можно убивать время и не сойти с ума от безделья и лени, то есть обрести Счастье, Успех, Самореализоваться. Товары на полках (фото) иллюстрируют многообразие упаковок Эзотерики за умеренную плату. Админ)
Па?уль То?мас Манн (нем. Paul Thomas Mann, 1875—1955) — немецкий писатель, эссеист, мастер эпического романа, лауреат Нобелевской премии по литературе (1929), брат Генриха Манна, отец Клауса Манна, Голо Манна и Эрики Манн.
В 1933 году писатель вместе с семьей эмигрирует из нацистской Германии и поселяется в Цюрихе. В том же году выходит первый том его романа-тетралогии «Иосиф и его братья», где Манн по-своему интерпретирует историю библейского Иосифа.
В 1936 году после безуспешных попыток уговорить писателя вернуться в Германию, нацистские власти лишают Манна и его семью немецкого гражданства, и он становится подданным Чехословакии, а в 1938 году уезжает в США, где зарабатывает на жизнь преподаванием в Принстонском университете. В 1939 году выходит роман «Лотта в Веймаре», описывающий взаимоотношения постаревшего Гёте и его юношеской любви Шарлотты Кестнер, ставшей прототипом героини «Страданий юного Вертера», встретившейся с поэтом снова спустя много лет.
В 1942 году он переезжает в город Пасифик-Палисейдз и ведёт антифашистские передачи для немецких радиослушателей. А в 1947 году появляется на свет его роман «Доктор Фаустус», главный герой которого во многом повторяет путь Фауста, несмотря на то, что действие романа происходит в XX веке.
"Нет двух Германий, доброй и злой... Злая Германия - это и есть добрая, пошедшая по ложному пути, попавшая в беду, погрязшая в преступлениях и стоящая теперь перед катастрофой.
Маслоу был самым старшим из семи детей Самуила Маслова и Розы Шиловской. По совету отца поступает в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но буквально через две недели бросает его. С психологией Маслоу знакомится в Корнельском университете. В это время он увлекается театром и классической музыкой, дважды в неделю ходит на концерты в Карнеги-холл, а ради посещения театра приторговывает арахисом.[2][3] В 1928 г. Маслоу переводится в Висконсинский университет в Мадисоне, где специализируется на психологии. Его научным руководителем становится Гарри Харлоу, известный исследователь приматов. В 1937 году Маслоу принимает предложение стать профессором Бруклинского колледжа, где он работал на протяжении 14 лет. В это время происходит его знакомство с плеядой самых известных европейских психологов, укрывшихся в США от преследований нацистов, в их числе Альфред Адлер, Эрих Фромм, Карен Хорни, Маргарет Мид, а также основатель гештальтпсихологии Макс Вертгеймер и антрополог Рут Бенедикт. Двое последних стали не только учителями и друзьями Маслоу, но и теми людьми, благодаря которым и возникла идея исследования самоактуализирующихся личностей.[4]
В 60-е годы Маслоу становится популярным, а в 1967-м даже избирается президентом Американской психологической ассоциации
Темы, связанные с социальным влиянием, включая убеждение, уступчивость, конформность, подчинение авторитету, диссонанс и самоатрибуцию, социальное научение и обусловливание, взаимосвязь между установками и поведением, субъективную значимость установки, предрассудки, невербальную коммуникацию и даже подпороговое влияние.
Родился 13 марта 1918 года в Вильно (ныне Вильнюс, Литва). Семья в 20-х годах выехала в СССР. Проживала в Москве В 1940 году окончил ИФЛИ. В 1940/41-м учебном году, читал лекции в Тульском педагогическом институте. После начала войны подал заявление в военкомат добровольцем 1941 году, но из-за ограничения по зрению его не призвали сразу. В середине января 1942 года в рядах 3-й Московской Коммунистической дивизии (добровольческой) был легко ранен в ногу при бомбежке Осенью 1942 вступает в ВКП(б) и становится комсоргом управления дивизии До весны 1944 служит в редакции литературным сотрудником. В октябре 1944 Г. С. Померанц получает легкое осколочное ранение в левую руку. Во время пребывания в госпитале его награждают орденом «Красной Звезды», который, как утверждает в своей автобиографии Г. С. Померанц, у него сразу украли[6]. Демобилизовавшись в декабре 1945 года Г. С. Померанц возвращается в Москву, где работает в «Союзпечати». В 1949 арестован по обвинению в антисоветской деятельности, осужден на 5 лет. В лагере до 1953 года, реабилитирован в 1956.
Работал библиографом в ИНИОН РАН. Участник диссидентского движения. В 1968 г., после того, как П. поставил свою подпись под «Письмом 224-х» в поддержку «Обращения к мировому общественному мнению » Л.И. БОГОРАЗ и П.М. ЛИТВИНОВА в защиту ГИНЗБУРГА и ГАЛАНСКОВА, его лишают возможности защитить диссертацию в Институте стран Азии. В 1972 г. в Мюнхене работы П. выходят отдельным изданием («Неопубликованное»). С 1976 г. прекращается публикация научных статей П. в советских изданиях. В то же время его работы широко распространяются в самиздате и перепечатываются в зарубежной эмигрантской печати, в т.ч. в журналах «Континент», «Синтаксис», «Страна и мир». Все написанное подписывает собственным именем, не прибегая к псевдонимам. Вёл многолетнюю заочную полемику с Солженицыным, отстаивая ценности либерализма и духовной автономии личности против того, что он считает «почвенническим утопизмом» и национализмом писателя. Померанц считает религию и глубинную философию основами человеческого бытия. Путем выхода из духовных и политических кризисов современности полагает отказ от наукообразных и мифологизирующих идеологий, «самостоянье» личности в религии и культуре, путь вглубь себя взамен растворения в массе Вместе с женой Зинаидой Миркиной в настоящее время ведет собственный религиозно-философский семинар в Москве.
Введение в социальную психологию, понятие о группе как социально-психологическом феномене, психология общения, а также феномен личности в социальной психологии
(р. 13 июня 1924, Казань) Окончила филфак МГУ им. М. В. Ломоносова (1950). Кандидатская диссертация была посвящена проблемам воспитания в духе коммунистической идеологии. В 1965 г. защитила докторскую диссертацию по методологическим проблемам конкретного социального исследования. В 1969 г. создала на философском факультете МГУ кафедру методики конкретных социальных исследований. В 1971 г. перешла на факультет психологии МГУ, где в 1972 г. организовала и возглавила кафедру социальной психологии и являлась её заведующей до 1989 г. В 1989 г. - профессор кафедры. В настоящее время читает на факультете психологии МГУ курс лекций «Социальная психология» и спецкурсы «Зарубежная социальная психология XX столетия», «Психология социального познания» и «Методологические проблемы социально-психологического исследования»[2]. Член Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии. Председатель диссертационных советов на факультете психологии и член диссертационного совета Института социологии РАН; член редколлегий журналов «Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология», «Вопросы психологии», «Общественные науки за рубежом (Серия «Философия и социология»)»; член научного совета «Психология ядерного века» (Бостонский университет, США) (с 1972) и т.д. Опубликовано более 200 научных работ (включая 12 монографий) и учебников.
Родился в 1960 году, в ливанском городе Амиун. Его семья исповедовала православие. Во время гражданской войны в 1975 году семью депортировали. Отец Нассима Николаса, доктор Талеб, был врачом-онкологом, занимался антропологическими исследованиями. Среди его предков — политики, представлявшие интересы православного сообщества Ливана. Его дед и прадед по материнской линии были заместителями премьер-министра Ливана, дед по отцовской линии занимал пост верховного судьи, а ещё в 1861 его прапрапрапрадед служил губернатором полуавтономной Оттоманской провинции на горе Ливан. Талеб занимал руководящие посты в брокерских фирмах Лондона и Нью-Йорка, а также работал на бирже, прежде чем основал собственную компанию хедж-фонд «Эмпирика Эл-Эл-Си» (фьючерсные сделки и продажа опционов). Он получил степень магистра делового администрирования (MBA) в Уортонской школе бизнеса и защитил диссертацию доктора (эквивалентную российской кандидатской или американской PhD) в Университете Париж-Дофин. Автор книг «Динамическое хеджирование», «Одураченные случайностью», «Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости», «О секретах устойчивости. По следам чёрного лебедя» и «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса». Занят исследованиями в области философии случайности и роли неопределённости в обществе и науке с уклоном в философию истории и изучение роли важных случайностей («чёрными лебедями») в определении хода истории. «Чёрные лебеди» - это не обязательно негативные события или катастрофы, но и случайные удачи. Люди считют мир систематизированной, понятной и обычной структурой. Теория Талеба «Чёрный лебедь» помогла отдельным инвесторам заработать около миллиарда долларов. Мы перешли от диверсифицированной «биосферы» малых банков с разнообразной политикой предоставления кредитов, к более однородной среде фирм, где одна напоминает другую. Действительно, мы сейчас имеем меньше случаев банкротств, но когда они случатся… я боюсь даже подумать об этом. Финансовая биосфера поедается гигантскими, кровосмесительными, бюрократическими банками, и когда один из них упадёт, упадут все... Владеет арабским, английским и французским языком, имеет разговорный уровень испанского и итальянского, читает на арамейском, иврите, греческом и латыни.
Эрик Ле́ннард Берн (англ. Eric Lennard Berne, наст. имя: Леонард Бернстайн, 10 мая 1910, Монреаль, Канада — 15 июля 1970) — американский психолог и психиатр. Известен прежде всего, как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на «трансакциях» (от англ. trans- — приставки, обозначающей движение от чего-то к чему-либо, и англ. action — «действие»), лежащих в основе межличностных отношений. Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает три эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребёнок (которые не являются фрейдовскими Я, Сверх-Я и Оно). Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.
Судьба каждого человека программируется в возрасте до шести лет, а потом мы живем по основанному на этой программе сценарию. Изучив поведение дошкольника, можно определить, какая судьба его ждет: будет ли он победителем или неудачником. Изменить сценарий сложно, но возможно. Берн рассказывает, как формируются разные жизненные сценарии, почему один человек получает сценарий победителя, а другой — неудачника, как воспитать победителя, ну и, конечно же, как обмануть судьбу и поменять сценарий неудачника на сценарий победителя или, как пишет Берн, найти «расколдовыватель». Правда, Берн заметил, что не все стремятся «расколдовываться». Почему же большинство людей проводят жизнь, расположившись в своих сценарных матрицах неудачников, и ничего не хотят менять?
Творчество является сущностной характеристикой человека и основным культурообразующим фактором. Без творчества невозможна культура как среда обитания человека. Традиции, обычаи, моральные, юридические законы и установления, различные виды знания, а также вся материальная культура представляют собой продукты человеческого творчества. Исследование данного феномена является тем более актуальным, что современная культура по самой своей природе очень динамична, изменчива, непредсказуема в развитии. Современные исследователи в большинстве случаев сосредоточивают внимание на анализе художественного творчества. При этом творчество выступает не столько как деятельность по созданию чего-то принципиально «нового», сколько как комбинаторика и монтаж. Таким образом, поставлены под вопрос традиционные основания творчества и, следовательно, сама возможность креативной деятельности. В этой ситуации особенно актуально осмысление антропологической константы творчества и роли субъекта в творческом процессе
Родился (29 августа 1960, Москва) в семье историка античного искусства Г. И. Соколова. В 1978 году окончил Музыкальное училище имени Гнесиных (класс фортепиано И. И. Наумовой). В 1983 году — Московскую государственную консерваторию по двум специальностям: как композитор — теоретико-композиторский факультет, композиторское отделение, класс профессора Н. Н. Сидельникова; как пианист — фортепианный факультет, класс профессора Л. Н. Наумова. В 1986 году окончил ассистентуру-стажировку Московской консерватории (руководитель — профессор Н. Н. Сидельников).
С 1990 года член Ассоциации современной музыки. С 1987 член Союза композиторов СССР, после распада СССР — член Союза композиторов России.
С 1994 года попеременно живёт в России и Германии, выступая с концертами, сочиняя музыку и занимаясь преподавательской деятельностью в России, странах Европы и Америки.
С 2012 года в Москве проводятся Соколовские фестивали, посвященные творчеству композитора, пианиста и музыковеда.
С 2018 года по творчеству И. Соколова проводится Международный мультимедийный конкурс пианистов и музыковедов «Земля и Небо».
В 1988—1994 годах и с 2005 года по настоящее время преподаёт в Московской государственной консерватории.
Большая часть музыки написана для фортепиано или вокальных и инструментальных ансамблей с фортепиано. В списке произведений есть и оркестровые композиции, и хоровые сочинения, и оперы.
В репертуаре Соколова-исполнителя музыка разнообразных направлений: барокко, классицизма, романтизма, XX и XXI веков. Он осуществил премьеры сочинений многих современных композиторов. Музыкант выступает как с сольными концертами, так и в камерных ансамблях и с оркестровыми коллективами.
Широкую известность получил авторский цикл лекций Ивана Соколова «От Баха до наших дней», состоящий из 300 выпусков. Цикл публикуется с 2019 года (каждую неделю новая лекция) на You Tube канале «ИВАН СОКОЛОВ. Лекции о классической музыке», а также в социальных сетях, в группах, посвященных классической музыке.
Проводит лекции-концерты в музеях и концертных залах: Московской консерватории, Московской филармонии,Третьяковской галереи, Пушкинском музее, музее Скрябина, библиотеке искусств Боголюбова, музее Прокофьева, музее Васнецова и др.
На основании опроса газеты «Музыкальное обозрение» в 2021 году ему присвоено звание «Просветитель года».
(настоящее имя — Евге́ний Никола́евич Приле́пин); род. 7 июля 1975, Ильинка, Рязанская область, РСФСР, СССР) — российский политический и общественный деятель, писатель, филолог, публицист.
Происходит из древнего рода Прилепиных — служилых людей. Согласно историческим архивным документам РГАДА, его родоначальник, сын боярский Иван Федотов сын Прилепин, упоминается в «Крестоприводной книге города Доброва»[источник не указан 1302 дня] (1681 год), потомки которого в начале XVIII века были переведены в сословие однодворцев — военизированных землевладельцев, являвшихся особой категорией крестьян-поселенцев, живших на окраинных землях и одновременно нёсших охрану пограничья Московского, а затем Российского государства. Отец Николай Семёнович Прилепин — школьный учитель истории, мать Татьяна Николаевна Нисифорова — медицинская сестра.
В 1986 году семья переехала в город Дзержинск Нижегородской области. После окончания средней школы в 1992 году Прилепин переехал в Нижний Новгород.
В 1994 году был призван на военную службу в ряды Российской армии. После службы учился в Нижегородском юридическом институте МВД России и служил в ОМОНе. Параллельно со службой учился на Филологическом факультете Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского (ННГУ), однако учёбу в 1996 году пришлось прервать в связи с отправкой его вместе с личным составом подразделения в Чечню для участия в боевых действиях. В 1999 году окончил учёбу в ННГУ, стал дипломированным филологом и оставил службу в ОМОНе.
Сопредседатель партии, председатель палаты депутатов партии, член президиума центрального совета партии, член центрального совета политической партии «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» с 22 февраля 2021 года. Основатель движения и гвардии Захара Прилепина. Член центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ).
Первые произведения Прилепина были опубликованы в 2003 году в газете «День литературы». Затем его работы печатались в «Литературной газете», «Лимонке», «На краю» и «Генеральной линии», а также в журналах «Север», «Дружба народов», «Роман-газета», «Новый мир», «Сноб», «Русский пионер», «Русская жизнь», «Аврора»
Роман Прилепина «Обитель» (2014) занял первую строчку в рейтинге самых продаваемых книг года по данным сайта «Pro-Books.ru». По результатам 2015 года роман «Обитель» стал самой читаемой книгой в библиотеках Москвы. 4 декабря 2018 года назначен заместителем художественного руководителя МХАТ имени Горького. 4 апреля 2019 поступил в продажу новый, изданный АСТ автобиографический роман Прилепина «Некоторые не попадут в ад» о конфликте в Донбассе
В ряде разножанровых творческих проектов выступал в качестве продюсера, главного редактора, телеведущего, рок-музыканта, рэп-исполнителя и актёра.
С 5 октября 2016 года — член Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации. Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры и ряда других премий. Произведения Прилепина издавались на английском, немецком, французском, итальянском, китайском, датском, норвежском, польском, сербском, болгарском, румынском, армянском языках
Жена — Мария, В 2017 году Мария и Захар обвенчались в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Донецка. Четверо детей, две девочки ― Лилия и Кира, и два мальчика — Глеб (24 года) и Игнат (18 лет). Сын Глеб избран в политсовет партии «За правду»
С 2014 года военкор, участник боевых действий, организатор гуманитарной помощи Донбассу, военной помощи ополченцам. По результатам Всероссийского опроса «Лаборатории Крыштановской» на тему «Народная элита России» в 2017 году Захар Прилепин занял 39-е место в списке самых уважаемых россиян. С 2019 года — член Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации. Входит в комиссию по вопросам правопорядка и воинской дисциплины.
С 28 февраля 2022 года находится под персональными санкциями Евросоюза, Великобритании и ряда других стран. Сайт
Существует личностная преемственность и кровная связь между гуманистическим и трансперсональным направлениями в психологии. Основателями обоих направлений были одни и те же люди - А.Мэслоу, Э.Сутич, А.Уотс, М.Мерфи, Д.Будженталь, Р.Лэйнг, В.Франкл, Ф.Перлз.
Трансперсональная ориентация отличалась от гуманистической акцентом на метапотребностях и метаценностях, тягой к преодолению границ прежнего предметного поля исследований, задаваемого проблемами самоактуализации, творчества и гуманистической психотерапии и педагогики. Она сделала предметом науки психологические измерения религиозного и мистического опыта, поставила задачу обоснования психологии на материале духовного поиска мировых философских и религиозных традиций. Новое предметное поле, уже не замыкаемое западнохристианской культурой, вобрало в себя мистические и восточные подходы, такие как суфизм, буддизм, адвайта-веданта, йога, традиции североамериканских индейцев, туземных и древних цивилизаций. В качестве программной задачи трансперсональная ориентация попыталась освоить суть и конкретные формы идей, представлений и практик из мирового духовного опыта человечества и дать им научное выражение.
Станислав Гроф (Stanislav Grof, род. 1 июля 1931 в Праге, Чехословакия) — американский психолог и психиатр чешского происхождения, доктор философии по медицине, основатель трансперсональной психологии, один из пионеров в изучении изменённых состояний сознания. Внёс значительный вклад в развитие
Закончил Пражский Карлов университет в 1957. В 1965 защитил диссертацию на соискание степени доктора философии по медицине в Чехословацкой академии наук, в это время — практикующий психоаналитик. В 1967—1969 прошёл двухлетнюю стажировку в Университете Джонса Хопкинса в Балтиморе, США. Как исследовательский руководитель продолжил работу в Мэрилендском центре психиатрических исследований. С 1973 по 1987 жил и работал в «Институте Эсален (англ.)русск.» в штате Калифорния, США. В 1977 стал одним из основателей Международной трансперсональной ассоциации. В настоящее время — профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований. В 2007 году Станиславу Грофу было присвоено звание Почётного профессора Московского Государственного Университета[2].
Ке?ннет Эрл Уи?лбер II (англ. Kenneth Earl Wilber II) (род. 31 января 1949, Оклахома-Сити, штат Оклахома, США) — американский философ и писатель, разработавший теоретические и практические положения интегрального подхода, целью которого является синтетическое объединение открытий, совершённых в таких различных сферах человеческой деятельности, как психология, социология, философия, мистицизм и религиоведение, постмодернистские движения, эмпирические науки, теория систем, а также и в других областях.
Понятием «Космос» (Kosmos) Уилбер объединяет все проявления бытия, включая и различные области сознания. Данный термин используется, чтобы отделить недвойственную вселенную (которая, согласно его точке зрения, включает и ноэтические и физические аспекты) от сугубо физикалистской модели вселенной, рассматриваемой традиционными («узкими») науками.
Уилбера часто связывают с трансперсональным движением, от которого, впрочем, в поздние годы он значительно дистанцировался[1]. В 1998 году им основан Интегральный институт — исследовательский центр по изучению научных и социальных вопросов в рамках интегрального и нередукционистского подхода. Он разработал подходы к интегральной психологии и интегральной политике.
Ганс Фаллада (нем. Hans Fallada; настоящее имя Rudolf Wilhelm Friedrich Ditzen — Рудольф Вильгельм Фридрих Дитцен; 21 июля 1893, Грайфсвальд — 5 февраля 1947, Берлин) — немецкий писатель, автор романов в духе критического реализма.
Родился в в бюргерской семье. В 1899 году отца переводят в Верховный суд, и семья переехала в Берлин, в 1909 г. — в Лейпциг. Рудольфа принимают в Гимназию принца Генриха в районе Шереберг.
«У меня были все предпосылки для счастливейшего детства: самые любящие родители в мире, благонравные брат и сестры, и если я все-таки вырос сварливым, раздражительным мальчишкой с тягой к уединению, то причина была только во мне».
В гимназии Рудольф считался аутсайдером и стал всё больше уходить в себя. В молодости он недолго состоял в обществе «Перелётная птица» (нем. Wandervogel) - пешеходные экскурсии и путешествия для молодежи, но и там не смог наладить отношения с ровесниками. Среди любимых авторов - Флобер и Золя, Доде и Мопассан, Диккенс и Достоевский. После того как Рудольф стал преследовать едва знакомую девушку и забрасывать её любовными посланиями, родители отправили его в гимназию в Рудольштадт. Вместе с другом Хансом Дитрихом фон Неккером Рудольф задумал совершить двойное самоубийство, замаскированное под дуэль на пистолетах. Фон Неккер погиб; Рудольфа, получившего тяжёлое ранение, обвинили в убийстве и поместили в психиатрическую клинику. Впоследствии он был признан невменяемым и не предстал перед судом. Гимназию посещать он больше не мог. Аттестат об образовании не получил.
Когда началась Первая мировая война, Рудольф Дитцен пожелал пойти на фронт добровольцем, но был признан негодным к строевой службе. В 1917—1919 годы Дитцен лечился от пристрастия к алкоголю и морфию. К этому времени относится его первый литературный опыт. Два романа, опубликованные тогда в издательстве «Ровольт ферлаг», не привлекли внимания читателей; издатель счел их настоящим провалом. Также проект по переводу сочинений Ромена Роллана не увенчался успехом.
После этого Рудольф Дитцен поступил в Постерштейне в сельскохозяйственное училище. Закончив его, он надеялся найти место управляющего имением; на самом деле пришлось быть подсобным рабочим в Штеттине, а позже служащим на картофельном складе в Берлине. Таким образом ему приходилось «держаться на плаву». Позже был дважды приговорен к тюремному заключению за совершение мошенничества и растрат: требовались деньги на алкоголь и наркотики. После выхода из тюрьмы (1928) познакомился в Гамбурге с Анной Иссель и в 1929 году женился на ней. Из четверых рожденных у них детей трое умерли в детстве или младенчестве.
В 1931 г. к нему приходит писательский успех — опубликован его роман «Крестьяне, бонзы и бомбы» (нем. Bauern, Bonzen und Bomben). Международную известность писателю принёс его следующий роман «Маленький человек, что же дальше?» (нем. Kleiner Mann – was nun?) 1932 г. Псевдоним Ганс Фаллада взял из двух сказок братьев Гримм: Ганс из сказки «Счастливый Ганс», а Фаллада из сказки «Гусятница» — так там звали говорящего коня. Некоторые произведения были запрещены в Третьем рейхе.
В 1944 г. брак Дитцена стал рушиться. Во время ссоры писатель стреляет в жену, и его обвиняют в попытке убийства, после чего помещен на принудительное лечение. В годы Второй мировой войны служил зондерфюрером (Б) в Имперской службе труда в оккупированной Франции. После падения нацистского режима сотрудничал в Культурбунде.
Умер 5 февраля 1947 г. в Берлине. Похоронен на Третьем Панковском кладбище. В 1981 г. перезахоронен в Карвице на старом кладбище, на месте которого ныне находится Фаллада-парк. Педивикия
Жизнь немцев в годы господства фашизма представляет наибольший интерес в его творчестве, особенно в эпоху крушения глобальной либеральной империи США. Стратегий жизни человека в условиях скатывания либерализма в фашизм/нацизм всего три. Приспосабливаться через ритуалы мелких подлостей и регулярного соучастиия в чем-то дрянном, противном совести и природному духу свободы.. Карабкаться наверх в иерархиях нацистов. Сопротивляться...
Уголовник, казнокрад, убийца, наркоман и пьяница, повторявший не раз «я всего лишь слабый человек», в своих книгах сумел показать десятки тысяч сражений с судьбой. Своих героев и самого себя. Разбившие не одно читательское сердце, книги Ганса Фаллады излучают мудрость, силу и веру в себя. Cпешите читать их.
В 1983 году основано общество «Друзья Ганса Фаллады», которые проводит активную политику продвижения творчества писателя к миллионам читателей. Официальный сайт В 2016 вышла очередная экранизация книги «Каждый умирает в одиночку» под названием "Одни в Берлине". Играют Эмма Томпсон и Брендан Глисон.
Ви?ктор Эми?ль Франкл (нем. Viktor Emil Frankl; 26 марта 1905, Вена, Австро-Венгрия — 2 сентября 1997, Вена, Австрия) — австрийский психиатр, психолог и невролог, Франкл является создателем логотерапии — метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии.
Особо глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств. Ранний опыт Франкла формировался под влиянием Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера. В 1933—1937 гг. Франкл возглавлял так называемый Selbstm?rderpavillon, отделение по предотвращению самоубийств одной из Венских клиник. Пациентами Франкла стало свыше 30 тыс. женщин, подверженных риску самоубийства. Однако с приходом к власти нацистов в 1938 г. Франклу запретили лечить арийских пациентов по причине его еврейского происхождения. 25 сентября 1942 г. Франкл, его жена и родители были депортированы в концентрационный лагерь Терезинштадт.
По мнению Франкла, в человеке можно увидеть не только стремление к удовольствию или волю к власти, но и стремление к смыслу. Именно от обращения к смыслу существования зависел результат психотерапии в лагере. Этот смысл для человека, находящегося в лагере в экстремальном, пограничном состоянии, должен был быть безусловным смыслом, включающим в себе не только смысл жизни, но также смысл страдания и смерти. Его жена была переведена в концентрационный лагерь Берген-Бельзен, где была убита. Отец Франкла скончался в Терезинштадте от отека легких, мать была убита в Аушвице.
В послевоенные годы Франкл опубликовал более 32 книг, многие из которых были переведены на 10-20 языков. Франкл также посетил с лекциями и семинарами множество стран и стал обладателем 29 почетных докторских степеней.
Э?рих Зелигманн Фромм (нем. Erich Seligmann Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне — 18 марта 1980, Локарно) — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.
Эрих Фромм родился в семье ортодоксальных иудеев. в 1918 году он поступил в Гейдельбергский университет, где изучал философию, социологию и психологию. В 1922 году под руководством Альфреда Вебера, он защитил докторскую диссертацию. Психоаналитическую подготовку Фромм завершил в Берлинском психоаналитическом институте. В разные годы здесь практиковали и преподавали Шандор Радо, Макс Эйтингон, Вильгельм Райх, и другие видные аналитики. Здесь Фромм близко познакомился с Карен Хорни, чья протекция впоследствии помогла ему получить должность профессора в Чикаго.
В 1925 году Фромм, завершил обязательную психоаналитическую подготовку, и открыл собственную частную практику. Обширная практика, общение с пациентами дали Фромму богатый материал для переосмысления соотношения биологического и социального в формировании человеческой психики. Анализ эмпирического материала был осуществлен им в период работы в Институте социальных исследований во Франкфуркте-на-Майне (1929—1932).
После прихода Гитлера к власти в 1933 году Фромм переехал сначала в Женеву, а затем в 1934 году в Нью-Йорк, США. В США он преподавал в Колумбийском университете.
В 1943 году Фромм помог сформировать Нью-йоркское отделение Вашингтонской школы психиатрии, а в 1946 году выступил в качестве сооснователя Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта.
В 1950 году Фромм переехал в Мехико, где преподавал в Национальном автономном университете Мексики до 1965 года.
Будучи в Мексике, Фромм посвятил себя исследованию Нового времени, исследованию социальных проектов прошлого и настоящего; издал книгу «Здоровое общество», в которой выступил с критикой капиталистической системы. В 1960 году Фромм вступил в Социалистическую партию США и написал ее Программу, которая, впрочем, из-за партийных споров была отвергнута. Фромм продолжил заниматься политической деятельностью, выступал с лекциями, писал книги и участвовал в митингах.
В период с 1957 по 1961 год также преподавал психологию в Мичиганском государственном университете, а с 1962 года — в Нью-Йоркском университете.
скончался в Швейцарии, в своем доме в 1980 году
"Что представляет собой шаманизм? Сколь давно он существует? Какие народы можно считать "шаманскими", то есть принадлежащими к тому культурно-историческому ареалу, где слова шаманизм и жизнь - почти синонимы. И кто такой шаман? Он жрец, экстрасенс, гипнотизер, психически больной человек, фокусник? Неспециалисту, когда он впервые что-то узнает о шаманизме из литературы или услышит рассказы очевидцев, видевших камлание, бывает непросто решить для себя вопрос, что это: религия, театральное действо, сеанс массового гипноза...
В Европе первые сведения о шаманах появились в XVII веке в записках путешественников, дипломатов, исследователей. В течение XVIII-XIX веков поток литературы о них постоянно нарастал. А в ХХ веке интерес к шаманизму, как это ни странно, не только не угас, а, напротив, активизировался.
В России, США, Великобритании, во Франции, в Германии, Венгрии, Италии, Финляндии, Индии, Китае, Японии, Швеции и других странах созданы научные антропологические центры, кафедры в университетах, при которых обязательно есть специалисты по шаманизму.
Несмотря на обилие исследователей и исследований, а может быть, как раз именно поэтому, споры о шаманизме не умолкают. По-прежнему нет единого мнения о возрасте шаманизма: диапазон - от палеолита до средневековья. До сих пор идут дискуссии и о географии шаманизма: одни считают, что это только Сибирь, Центральная Азия, Север Европы; другие - что это чуть ли не весь мир: вся Азия, Северная и Южная Америка, Африка, Кавказ.
И, конечно, по-прежнему нет единообразия в определении того, что такое шаманизм...". Доктор исторических наук Н. Жуковская.