Автор: Цеплаков Г.М.
О душе Категория: Булгаков Михаил Афанасьевич
Просмотров: 612

14.09.2015 Устоявшихся трактовок, или традиций прочтения на сегодня всего две. Причем первая из них доминировала на протяжении сорока лет, и не сошла со сцены до сих пор. Вы все её знаете: роман «антисоветский», Воланд – «добрый волшебник», в центре романа – история двух несчастных возлюбленных, вырывающихся из ужаса и абсурда сталинского «совка»... Так читали роман в хрущевскую оттепель и в перестройку. Именно так роман преподавался в 90-е годы, когда он вошел в школьную программу. Более того, хотя «перестроечный наив» давно канул в лету, эта традиция до сих пор разделяется большинством профессиональных критиков. В нулевые годы появилась другая, во многом противоположная традиция прочтения «Мастера и Маргариты»... Лекции Георгия Цеплакова и Андрея Кураева. Как легко заблудиться и сгинуть неприкаянной человеческой душе. Невежество - не грех. Но задача соблазна "образованщины" облегчается десятикратно. После изобретения поточного производства на основе конвейера Генри Фордом и соблазн поставлен на ковейер. Сложность М. Булгакова мало кому видна и мало кем осмысливается. "Рафинированная" советская перестроечная "допущенная в телевизор" интеллигенция (Т. Толстая и т.д.) в лучшем случае о чем-то начала догадываться (все-таки чтение Гете, Гоголя, Достоевского было не средне-поверхностным). В худшем - по-прежнему упоена собой, своими чувствами и пониманием как предельно возможными и ими достигнутыми вселенскими чувствами и пониманиями. (Электрик. СПб)

Две традиции прочтения романа «Мастер и Маргарита»

 

 

14.09.2015 Литературный клуб "Суть времени" в Екатеринбурге продолжает цикл семинаров по русской классической литературе.
Ведущий семинара — Георгий Михайлович Цеплаков, к.ф.н., культуролог, историк философии.

 

Дьякон Андрей Кураев

 

 26.02.2019

Ярость и ненависть к Ленину А. Кураева (не в этой лекции) иной раз затмевает его сознание и способность к трезвомыслию. Но им проделана качественная работа с текстом М. Булгакова, результаты этой работы ценны, в чисто литературоведедческом отношении некоторые находки сделаны впервые. Поэтому размещены.

Будучи верующим православным христианином, А. Кураев отлично осведомлен о страстях и бесстрастии. Целую лекцию он может прочитать о важности и неслучайности традиции в Церкви читать текст богослужения именно "как пономарь", а не "с чувством, толком, расстановкой". А при слове Ленин его начинает колотить. Он знает понятия Замысел Божий и Замысел Божий о России, но в случае 70 лет Cоветской власти забывает и о Замысле, и о бесстрастии, и дает волю не поощряемым Христом и апостолами чувствам. Казалось бы, смиренно принять Его волю - мечта и долг и задача всякого молитвенного стояния. В случае нашего богослова могут быть им самим произвольно назначенные исключения. И в другой же лекции самым убедительным образом он доказывает неправомерность таких исключений, разъясняя положение на гигантском материале...

 http://artemijv.livejournal.com/430382.html

 

 Почему Сталин заступился за Булгакова. Андрей Фурсов, Николай Сапелкин

 

 

18.04.2021 Андрей Фурсов и Николай Сапелкин о жизненном пути Михаила Булгакова. Какие мифы окружают его имя. Почему произведения Булгакова вызывали столь противоречивый отклик в советской элите. Как через отношение к нему Сталина можно понять поворот во внутренней политике СССР. День ТВ