Автор: Прангишвили А.С.
О душе Категория: Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования
Просмотров: 2771

17. Теория отражения и некоторые методические проблемы изучения бессознательного. Г. X. Шингаров

АМН СССР, кафедра философии, Москва

Решение вопроса о том, что такое "бессознательное" и как его исследовать, во многом зависит от методологического подхода того или иного ученого, приступающего к его изучению. Известно, что идеологическая методология оказывала плохие услуги тем, кто пользовался ею в изучении сложнейших явлений "бессознательного". Для нас нет никакого сомнения в том, что единственно правильной философской основой решения проблемы "бессознательного" является марксистско-ленинская теория отражения.

Как известно, в "Материализме и эмпириокритицизме" В. И. Ленин писал, что "логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения" [10, 943.

Из этой идеи В. И. Ленина следует вывод, что на разных уровнях эволюции материи существуют специфические формы отражения, составляющие предысторию сознания. В человеческом сознании эта его предыстория содержится в "идеальном", в диалектически "снятом" виде. "В силу этого, - подчеркивает Т. Павлов, - человек, который при своем полном развитии становится способным мыслить и сознательно действовать, не рождается таким и не всегда и не при всех обстоятельствах имеет потребность воспринимать вещи и реагировать сознательно" [16, 52].

Многозначителен факт, что к ленинской мысли о наличии отражательных процессов, "сходных с ощущением", обращался и Д. Н.Узнадзе. oОн подчеркивал, что "с точки зрения В.И.Ленина, психика включает в себя не только сознательные процессы ("сознание, мышление, ощущение"), но и предшествующую им ступень развития - способность, сходную с ощущением" [20, 205].

Любая философская система может играть роль методологии в исследовании тех или иных явлений действительности лишь при наличии соответствующих методов и методик, выявляющих наличие, особенности и закономерности протекания явлений определенной области действительности. Без наличия таких методов и методик рассуждения об этой сфере действительности чаще всего остаются беспредметными или имеют характер догадок, предположений. Без исследования "бессознательного" при помощи адекватных этому сложному явлению методов, всегда будет иметь место вопрос: "как у нас могут быть состояния сознания, нами не опознанные?" [18, 94]. Исходя из логики так поставленного вопроса, многие авторы считают, что говорить о "бессознательном психическом" значило бы говорить о "непсихическом психическом". 206

На терминологической стороне вопроса и на различных подходах к проблеме "бессознательного" мы здесь не будем останавливаться, так как анализ этого вопроса читатель может найти в работах других авторов.

Для решения основной задачи данной работы нужно прежде всего ответить на вопрос: какими методами выявления наличия и исследования особенностей "бессознательного" обладает современная наука? На так поставленный вопрос можно ответить: множеством методов и давно применяемых в практике научного исследования. В данной работе мы остановимся лишь на тех из методов исследования "бессознательного", которые сыграли важную роль в истории науки и в настоящее время являются основными в изучении этой проблемы. К ним мы относим прежде всего катарсис Аристотеля, суггестотехнику, метод психокатарсиса Брейера и Фрейда, психоанализ Фрейда, учение И. П. Павлова об условных рефлексах и учение об установке (так, как это явление изучают Д. Н. Узнадзе, его ученики и последователи).

О наличии скрытых, не регистрируемых в сознании психических состояний догадывались многие древние мыслители, но среди философов раньше всех об этом писали Платон и Аристотель. Для нас особый интерес представляют работы Аристотеля. В начале 6 главы "Поэтики" Аристотеля читаем следующее: "Трагедия есть подражание действию, важному и законченному, имеющему определенный объем [подражание], при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов" [1, 56].

Трагедия, как и другие виды искусства, изображая человеческие страсти, объективирует их для человека, испытывающего на себе влияние произведений искусства и таким образом в процессе сопереживания очищает человеческую душу от них. В процессе сопереживания актера и зрителя аффекты, не осознаваемые до этого личностью, объективируются для нее, переживаются и как акты ее сознания, в результате чего и происходит очищение от них. При этом процесс "трагического очищения" сопровождается положительными эмоциональными переживаниями. Поэт должен доставлять "помощью художественного изображения удовольствие, вытекающее из сострадания и страха" [1, 83].

Другой очень важной особенностью трагического очищения для Аристотеля является то, что оно достигается при помощи "подражания действию, важному и законченному". При этом Аристотель вкладывал особый смысл в понятие "подражание" (mimesis). Для него в mime-sis'e человек не просто копирует реально существующие явления. В "подражании", в образах искусства, действительность "идеализирована", приемлема для человека, стала моментом его внутреннего самоопределения. "Продукты подражания всем доставляют удовольствие... на что смотреть неприятно, изображения того мы рассматриваем с удовольствием..." [1, 48-49].

Особое значение в учении Аристотеля о катарсисе имеет тот факт, что человек, прпзыкший воспринимать некоторые явления действительности в виде художественных образов, при встрече с ними в реальной жизни не подвергается их отрицательному, патогенному воздействию, так как они не становятся застойными и скрытыми аффектами его души.

В целом, аристотелевский катарсис говорит нам о следующих особенностях бессознательного: а) в душе человека имеются неосознанные психические состояния, оказывающие существенное влияние на его психические и физические процессы; б) объективирование и осознанное переживание их при их созерцании в действиях героев трагедии, связанном с приятными эстетическими переживаниями; в) подражательный характер (mimesis) средств выявления скрытых "аффектов" (роль знаков, сигналов, образов в процессе осознания и последующего очищения); г) предупредительное (профилактическое) значение восприятия отраженных в искусстве событий.

В новое время ценный вклад в понимание сущности и значения бессознательного и катарсиса внесли Гегель и Лессинг [7; 8; 12]. Интересно подчеркнуть, что Гегель связывал вопрос об очищении от неосознанных психических процессов с превращением их в нечто, "к чему следует относиться... мысленно, идеально" [7, 25; 8, 55].

Ценные данные о наличии и роли "бессознательного" в целостной психической деятельности человека внесла практика суггестотерапии. Было бесспорно доказано, что во время гипноза больному можно внушить ряд действий, регулировать его поведение в условиях, когда он сознательно не воспринимает соответствующих инструкций.

В конце прошлого века в изучении бессознательного возникло новое направление, внесшее существенный вклад в изучение бессознательного. Это направление связано с именем венского психо-невролога 3. Фрейда. Отправным пунктом для создания Фрейдом психоаналитического метода было аристотелевское понятие катарсиса, которое Брейер и Фрейд применили к истолкованию лечения неврозов. Исходя из опыта лечения больных истерией, Брейер и Фрейд [28] пришли к выводу, что симптом является следствием подавления какого-либо эмоционально значимого переживания и символически замещает собой действие, которое из-за подавления не было реализовано в поведении. Для того, чтобы больной мог освободиться от невротического симптома, необходимо повторное воспроизведение и переживание события, вызвавшего его появление. Это переживание сопровождается бурными аффективными реакциями, характерными для самого события, как и полным восстановлением его в памяти больного. В этой психической деятельности больного активную роль играет врач, а рассказ помогает больному осознать связи пережитого (психической травмы) с вызванным им болезненным симптомом.

По справедливому утверждению некоторых авторов, психоанализ является "наиболее разработанной попыткой "позитивного" решения "бессознательного" [4, 96]. 3. Фрейд говорил, что психоанализ характеризуется техникой, при помощи которой он работает, и "цель у iHero одна - открыть бессознательное в душевной жизни" [22, 177].

Вытесненные в бессознательное психические процессы не могут вернуться обратно в сознание и ищут пути разрядки своей энергии, обходя его цензуру. Этими обходными путями являются: свободные ассоциации, перенесенные эмоции, описки, оговорки, ошибки, шутки, сновидения, творчество и невротические симптомы. Они имеют символический характер. Фрейд считал, что при этом замещении происходит и своеобразное удовлетворение вытесненных желаний. Так, например, о сновидении он писал, что оно "содержит в себе больше чем одно пожелание; последнее является во сне уже исполненное, причем это исполнение представляется как бы реальным и совершающимся на глазах" [23, 28].

Из этого краткого описания взглядов Фрейда на "бессознательное" видно, что суть этого процесса состоит в том, что имеются процессы, неизвестные сознанию, проявляющиеся для него символически с эмоциональными переживаниями и удовлетворением соответствующих вытесненных желаний.

Одновременно с психоанализом Фрейда возникло и учение И. П. Павлова об условных рефлексах. Сам И. П. Павлов говорил, что они с Фрейдом "копаются" в одной и той же области [15], но у них разные методы. Отношение павловского условного рефлекса к изучению бессознательного - сложная проблема, требующая специального исследования.

На связь павловского сигнала с бессознательной психической деятельностью указывает ряд авторов [3, 5, 19]. "Собственно говоря, - писал А. А. Ухтомский, - в методе Павлова открывается нам следующее: сами по себе возбуждения, рецептированные на расстоянии, безразличны. Они приобретают смысл и значение лишь постольку, поскольку связываются с контактными раздражениями. Вот, собственно, чему учит опыт с образованием условных рефлексов в порядке Павлова" [21, 244].

Если сигнал вызывает определенную деятельность организма, то это значит, что она уже имелась в готовом виде и он только выявляет ее. Сигнал связывается с деятельностью, которая до этого вызывалась биологически значимым фактором (безусловным раздражителем). Значит сигнал связан одновременно и с деятельностью организма, для которой он имеет характер причины и с безусловным раздражителем, к которому он относится как знак (семантическое взаимоотношение знака и обозначаемого им предмета). С этой точки зрения, условный рефлекс имеет следующую функциональную структуру: сигнал (содержащий в "идеальной" форме безусловный раздражитель как причину деятельности организма) - деятельность организма - подкрепление (безусловный раздражитель, подвергшийся деятельности организма и освоенный им) [25].

Состояние организма, выявляемое сигналом и направляющее поведение животного, И. П. Павлов связывал с возникновением временной связи (нейрофизиологическая основа условного рефлекса). Система "безусловный раздражитель - соответствующая потребность организма" составляет тот неосознаваемый компонент психической деятельности, который в психологии известен как установка. Возникновение этого "двуликого существа", этого единства внутреннего и внешнего, объективного и субъективного превращает субъекта в "желающее органическое существо, сознающее себя единством самого себя и предмета и прозревающее таким образом наличное бытие другого, есть обращенный наружу, вооруженный образ, кости которого сделались зубами, а кожа - когтями" [6, 487]. В явном виде экспериментально И. П. Павлов исследовал объективный компонент этой целостной системы, предполагая участие потребности внутреннего состояния организма в нем чем-то само собой разумеющимся [13; 14; 27].

Важно подчеркнуть, что в условном рефлексе мы имеем возможность еетеспвеняонаучньши методами исследовать то, что в психоанализе известно как "удовлетворение желаний", связанное с овладевани-ем значимого объекта и защитой "Я".

Интересные данные о природе бессознательного были получены при исследовании широко известного сейчас психического феномена, так называемой установки. Это направление в исследовании бессознательного возникло в исследованиях представителей вюрцбургской школы (Марбе, Ах, Бюллер и др.), но было всесторонне и глубоко развито Д. Н. Узнадзе и его школой. Оригинальные данные, полученные школой Д. Н. Узнадзе, известны достаточно хорошо. Мы коснемся некоторых особенностей установки, выявленных Д. Н. Узнадзе и имеющих важное значение для понимания сущности "бессознательного". Некоторые характерные черты "бессознательного" даны в самом определении установки Д. Н. Узнадзе. Установка - это своеобразное состояние организма. Оно возникает в результате установочных опытов и оказывает существенное влияние на протекание деятельности человека. Это психическое состояние характеризуется "готовностью к определенной активности, возникновение которой зависит от наличия следующих условий: от актуально действующей в данном организме потребности и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности" [20, 82].

Как подчеркивают многие представители школы Д. Н. Узнадзе [17; 20; 24 и др.], с возникновением установки индивид вынужден установить определенные практические взаимоотношения со средой. Для того, чтобы возникла установка, в потребности должна быть предвосхищена удовлетворяющая ее ситуация, а деятельность субъекта должна привести к осуществлению этого процесса.

В экспериментах с установкой ясно видно, что в психике человека имеются состояния, которые оказывают существенное влияние на течение различных его психических процессов.

Если подведем итог сказанному выше, то окажется, что Аристотелем, Фрейдом, Павловым, Д. Н. Узнадзе и многими другими исследователями при помощи разных методов и при изучении различных психических процессов были прослежены некоторые общие и во многом совпадающие закономерности психической деятельности человека. Установлено, что "бессознательное" - это психическое состояние человека, возникающее в процессе взаимодействия человека с окружающим его o?миром, на основе определенных его потребностей. Это состояние психики человека не репрезентировано в его сознании и выявляется при действии внешних раздражений, имеющих характер знаков (сигналов, символов).

Аффекты страха и сострадания, как о них писал Аристотель, возникают в реальной жизни человека. Но они выявляются под влиянием раздражителей, имеющих характер подражания (mimesis).

Психоаналитический метод 3. Фрейда также показал, что бессознательное возникает в процессе "вытеснения" и дает о себе знать в виде определенных замещающих его психических и соматических явлений, играющих роль символов. Павловское учение об условных рефлексах недвусмысленно показало, что при взаимодействии организма с безусловным раздражителем в организме возникает своеобразное состояние ("временная связь"), которое выявляется при действии соответствующего сигнала. То же самое показало и изучение установки: установочные опыты приводят к возникновению особого "бессознательного" состояния, а критические выявляют его. При этом, как мы показали в другом месте, внешние объекты как раздражители в критическом предъявлении имеют характер сигнальных [27].

Как уже подчеркивали, "бессознательное" оказывает существенное влияние на поведение человека, на саморегуляцию функций его организма, т. е. принимает активное участие в управлении его деятельностью. Эта особенность бессознательного дает возможность рассматривать его как проявление некоторых более общих, чем психические, закономерностей, изучаемых в "чистом виде" кибернетикой [5; 24; 29].

Признание активного участия "бессознательного" в управлении деятельностью организма, сразу ставит вопрос и об источнике этой мотивирующей и целенаправляющей способности "бессознательного". При ответе на так поставленный вопрос метод сразу перерастает в теорию. Поэтому представители различных направлений, изучающих природу "бессознательного" по-разному отвечали и отвечают на этот вопрос.

Метапсихологическая теория Фрейда объясняет источник активности бессознательного наличием у вытесненных переживаний особой психической энергии, генератором которой является "либидо". При помощи этой энергии бессознательное оказывает свое динамическое, мотивирующее влияние на всю деятельность человека. Как нетрудно заметить, такой подход является упрощенным, по сути дела он дает механистическое объяснение сложнейшим явлениям психической жизни человека. Движущее начало психической деятельности представлено в виде некоторой "субстанции", существующей за пределами процессов, которыми оно управляет. Влияние "психической энергии" на деятельность человека имеет характер механического "толчка".

Понятно, что для диалектического материализма такой подход неудовлетворителен. Где нужно искать источник мотивирующего влияния "бессознательного"? Исходя из полученных И. П. Павловым и Д. Н. Узнадзе данных, мы считаем, что методологической основой для решения этого вопроса должна стать идея В. И. Ленина о том, что "условие познания всех процессов мира в их "самодвижении", в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей" [11, 317].

Как уже подчеркивали, "временная связь" и установка - это такое физиологическое и в то же время психическое состояние, в котором субъект и объект специфически взаимодействуют, ибо, как подчеркивает А. С. Прангишвили, понятие установки выражает "собой психологическое содержание взаимоотношения конкретной потребности и ситуации ее удовлетворения" [17, 61].

"Бессознательное" - это такое единство объекта и субъекта, в котором нет гносеологической противоположности объекта и субъекта (что является основной гносеологической характеристикой сознания). Объект в "бессознательном" является моментом самоопределения, саморазвития субъекта. Это соотношение объекта и субъекта в "бессознательном" определяет эмоциональный характер реакций, связанных с "бессознательным".

Вопрос о форме содержания объекта в психике человека и особенно в "бессознательном" является одним из труднейших вопросов современной науки. В его решении принимает активное участие целый ряд современных наук: психология, физиология высшей нервной деятельности, нейрофизиология, семиотика, эстетика, клинические дисциплины, биохимия нервной деятельности, молекулярная биология. Правильное решение вопроса об их субординации в процессе изучения "бессознательного" и всей психической деятельности в целом является исключительно актуальной методологической задачей. От ее решения во многом зависит будущее развитие нашего познания столь сложных явлений-бессознательных процессов психической деятельности человека.

17. The Reflection Theory and Some Methodological Problems in the Study of the Unconscious. G. Kh. Shingarov

USSR Academy of Medical Sciences, Chair of Philosophy

Summary

The article deals with the methodological role of the Marxist-Leninist reflection theory in the study of the unconscious.

The main data on the origin and the nature of this complex phenomenon have been obtained by the following methods: Aristotle's catharsis, Breuer's and Freud's psychocatharsis, Freud's psychoanalysis, Pavlov's conditioned reflexes, set (especially Uznadze and his followers) and others.

The unconscious plays an important part in controlling human activity and self-regulation of his psychological and physiological functions. It has the following psychological and gnoseological features: the subject's characteristic interaction with the objects of his needs motivating his activity, the emotional character of reactions related to unconsciousness, identification of the content of the unconscious by sign stimuli (signals, symbols).

Awareness of the content of unconsciousness has the nature of 'reinforcement' and is connected with the mastery of need objects and Ego-defence.

Литература

1. Аристотель, Политика, М., 1911, стр. 364 - 366.

2. Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957.

3. Бассин Ф. В., Проблема "бессознательного", М., 1968, стр. 30 и др.

4. Бассин Ф. В., Рожнов В. Е., О современном подходе к проблеме неосознаваемой психической деятельности (бессознательного). Вопросы философии, 10, 1975.

5. Бжалава И. Т., Психология установки и кибернетика, М., 1966, стр. 141-151 и др.

6. Гегель, Сочинения, т. II, №.. 1934.

7. Гегель, Сочинения, т. Ill, M., 1956.

8. Гегель, Эстетика, т. I, M., 1968.

9. Кант И., Сочинения, т. 6, М., 1966, стр. 366.

10. Ленин В. И., Полное собрание сочинений, т. 18.

11. Ленин В. И., Полное собрание сочинений, т. 29.

12. Лессинг Г., Гамбургская драматургия, М -Л., 1936, стр. 282-288 и др.

13. Павлов И. П., Полное собрание сочинений, т. III, кн. I, М -Л., 1951, стр. 238 и др.

14. Павлов И. П., Полное собрание сочинений, т. III, кн. 2, М. -Л., 1951, стр. 324 и др.

15. Павловские среды, т. Ill, M. -Л., 1949.

16. Павлов Т., Избранные философские произведения, т. 3, М., 1962.

17. Прангишвили А. С., Исследования по психологии установки, Тбилиси, 1967.

18. Принс М., Подсознательное. В сб.: "Новые идеи в философии", 15, СПб., 1914.

19. Рубинштейн С. Л., Принципы и пути развития психологии, М., 1959, стр. 153 и др.

20. Узнадзе Д. Н., Экспериментальные основы психологии установки, Тбилиси, 1961.

21. Ухтомский А. А., Доминанта, Л., 1966.

22. Фрейд 3., Лекции по введению в психоанализ, т. 2, М, 1922.

23. Фрейд 3., Психология сна, М., 1926.

24. Шерозия А. Е., К проблеме сознания и бессознательного психического, Тбилиси, т. I, 1969; т. II, 1973, стр. 329, 355 и др.

25. Шингаров Г. X., Теория отражения и некоторые философские вопросы современной нейрофизиологии. "Журнал высшей нервной деятельности им. Павлова", 1970, № 2, стр. 16-32.

26. Шингаров Г. X., Эмоции и чувства как формы отражения действительности, М., 1971, стр. 99-109.

27. Шингаров Г. X., Теория отражения и условный рефлекс, М., 1974, стр. 109-131.

28. Breuer. J.. Freud, S.. Studies on Hysteria, London, 1955.

29. Szyngarow, G. H., Cybernetyka a neurofizjologia. In: "Czlowiek i swiatopoglad", Warszawa, 1975. 7-8, s. 25-44.