Автор: Администратор
О душе Категория: Социальная психология
Просмотров: 4572

04.12.2016 «Эффект группового мышления» феномен Ирвинга. «Социальная лень» или эффект Рингельма

 

Для любого проекта по созданию рекламных идей мы стараемся сформировать команду из 2-4 человек, чтобы добиться максимальной эффективности. При этом каждый ведёт определенный этап работы, за который отвечает только он.

Почему маленькие команды работают лучше больших?

Причина номер один: «Социальная лень» или эффект Рингельма

Если вы становитесь частью нового коллектива и осознаёте, что  ваша работа может раствориться в потоке общей бурной деятельности, то вы не несете стопроцентную ответственность за результат и прилагаете меньше усилий.

Первые исследования были проведены на штангистах в 1927 году, когда замерили  усилие, которое человек прикладывал, поднимая штангу в одиночку или с партнером. В паре каждый прикладывал лишь 93 % усилий. Вчетвером – 85%, а в команде из 8 человек – уже только 49 %.

Похожая ситуация наблюдалась в командах по перетягиванию каната.  С добавлением одного нового человека в команду, среднее усилие каждого участника уменьшалось примерно на 10 %.

О чем это говорит? Когда приходится надеяться только на себя, мобилизируются 100 % возможностей человека, что вероятнее обеспечит необходимый результат.

Если взять несколько талантливых людей, объединить их и дать одно задание, может получиться талантливая кучка, где никто ни за что не отвечает.  Если накажут, не страшно – виноваты же все. А если похвалят, то тоже всех. Неинтересно(

Поэтому максимально персонализируйте задачи. Ведь любая крупная задача состоит из маленьких, а за маленькую задачу может отвечать один конкретный человек.

Причина номер два: «Эффект группового мышления», феномен Ирвинга

Феномен заключается в том, что часто для членов группы гораздо важнее прийти к общему решению, сохранив целостность группы и избежав споров, нежели выработать точное решение. То есть эмоциональное состояние становится важнее результата деятельности группы. Другими словами, когда собирается сплоченная группа людей, многие начинают терять собственное мнение и здравый смысл в угоду общему согласию.

Феномен группового мышления был открыт Джейнисом Ирвингом при исследованиях групп, которые принимали политические и военные решения. Джейнис выяснил, что с течением времени группы с неизменяемым составом начинали принимать настолько непрофессиональные решения, что даже не специалист не допустил бы подобных ошибок. В числе наиболее ярких примеров Джейнис привёл принятое в начале 30-х годов XX века руководством Великобритании решение о полезности для страны прихода к власти в Германии Гитлера; рекомендации приближённых к президенту США Г. Трумэну экспертов о необходимости начала военного конфликта в Корее; решение президента США Л. Джонсона о начале военных действий во Вьетнаме, принятое аналогичным образом в результате коллективного обсуждения с экспертами и т.д.

Подобный феномен можно наблюдать в сбитых командах по маркетингу, где решения принимаются коллегиально, когда мудрые эксперты делают глупые вещи, очевидные школьнику. Когда большинство членов группы даже не осознаёт своё желание оставаться «в команде» и всё происходит подсознательно, то иррациональные решения, которые эмоционально устраивают группу, найдут отличные рациональные доводы. «Мы нарисовали здесь цветочек, потому что он символ любви во всем мире». Эту форму психологической защиты нашел еще Фрейд. Обосновать можно любое решение, даже самое бредовое.

Итого:

Если вы принимаете участие в брейншторме, будьте той «занозой» у подавляющего большинства. «Заноза» не позволит расслабиться группе и не даст принять всех устраивающее, очевидное, но неработающее решение. Пусть вас мотивирует желание найти стоящую идею, а не просто договориться.  К сожалению, без споров и конфликтов не обойтись, но это часть рабочего процесса.

Пример – кинофильм “12”

В любом человеке скрывается космос и вопрос не в том, чтобы нагнать как можно больше людей, а в том, как добраться до космоса каждого человека и поделиться им со всеми.

 

Евгений Данилов

Креативное агентство интернет маркетинга TAG.CREATIVE

http://thetag.ru/blog/brain_shtorm