13-14 декабря в Брюсселе проходит очередной саммит ЕС – встреча членовЕвропейского совета, состоящего из глав государств и правительств стран-членов ЕС. У этого саммита есть существенные отличия от предыдущих.
Во-первых, командует мероприятием Дональд Туск, представляющий Польшу. А отношения между Брюсселем и Варшавой в последнее время обострились до такой степени, что Европейская комиссия запустила санкционную процедуру против Польши. Такой странной ситуации в Европейском совете не было за всю историю его существования, с декабря 1974 года.
Во-вторых, саммит проходит на фоне переговоров о выходе Великобритании из ЕС, зашедших в полный тупик.
В-третьих, ряд стран-членов Евросоюза демонстрируют признаки того, что вслед за Великобританией и они могут покинуть ряды интеграционной группировки. Это, в частности, Италия. Скоро о выходе из еврозоны может заговорить и Греция, где возникнет угроза очередного дефолта. Наконец, следует учесть массовые волнения во Франции: «жёлтые жилеты» выдвинули требование выхода Франции не только из НАТО, но и из Европейского союза.
В-четвёртых, обострились отношения Европы с США на почве решений Вашингтона о повышении пошлин на импортируемые европейские товары, экономических санкций в отношении Ирана, а также требований к Европе ужесточить санкции в отношении России. Последнее такое требование – отказаться от проекта «Северный поток — 2».
С учётом такого большого количества проблем повестка дня саммита 13-14 декабря будет крайне перегруженной. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению, не опубликован. Назову лишь наиболее часто упоминаемые вопросы.
Может состояться и разговор о бюджете ЕС на 2021-2027 гг. (бюджеты Евросоюза утверждаются на семилетний период). В текущем бюджете образовалась дыра в связи с тем, что Великобритания, которая была третьим по величине донором европейского бюджета, сворачивает своё донорство. Кто и как заткнёт возникшую бюджетную дыру, неясно.
Ещё один вопрос бюджетной политики ЕС – о возможности учреждения Минфина. В еврозоне уже два десятилетия существует Европейский центральный банк (ЕЦБ). В любой стране Центробанк работает в тандеме с Минфином, они вместе образуют так называемые денежные власти. В еврозоне полноценных денежных властей нет. Идея учреждения европейского Минфина уже не раз обсуждалась на саммитах ЕС, но каждый раз отклонялась как сырая.
В блоке валютных вопросов крайне актуален комплекс мер по ослаблению зависимости ЕС от доллара США. Хотя в платежах и расчётах внутри ЕС используется почти исключительно евро, в торгово-экономических отношениях стран ЕС с третьими странами велик удельный вес американской валюты. В импорте ЕС преобладают углеводороды, оплата которых идет почти исключительно в долларах. Чтобы избавить Европу от назойливого вмешательства Вашингтона, следует переходить в расчёты на евро. При этом сами расчёты должны проходить через систему информационного обеспечения операций, находящуюся вне контроля Вашингтона. В 2018 году страны ЕС уже пытались создать такую систему, альтернативную системе СВИФТ, чтобы избежать возможных вторичных санкций Вашингтона (по отношению к первичным санкциям против Ирана), но пока система не заработала. Это очень больной вопрос, ибо Европа несёт большие убытки из-за вступивших в силу в полном объёме санкций США против Ирана.
На данный момент главной задачей в деле европейской банковской интеграции является создание Единого механизма санации банков (ЕМСБ). Пока в основном создаются вывески, а нужны большие деньги. Для наполнения ЕМСБ банки должны внести до 2024 года 55 млрд. евро. Впрочем, решать задачу поддержания и оздоровления банковской системы ЕС можно и по-другому, путём списания долгов – как тех, которые образовались в результате взятых банками кредитов и займов, так и тех, которые возникли в результате выдачи кредитов. Иначе говоря, обсуждается проект общеевропейской расчистки балансов кредитных организаций.
Кроме упомянутых вопросов, на саммите ЕС, вероятно, будут обсуждаться и другие: режим экономических санкций в отношении России; «неправильное» поведение Италии; создание общеевропейских вооружённых сил; отношения с Китаем; вопросы спасения ВТО; миграционная политика ЕС; налогообложения крупных международных компаний, ведущих бизнес в Интернете; недавние события в Керченском проливе.
В тесной связке с названными вопросами бюджетной, валютной и банковской политики ЕС находится вопрос денежно-кредитной политики ЕЦБ. В частности, всех волнует, будет ли в следующем году Европейский центральный банк в каком-то виде продолжать политику количественных смягчений или полностью её завершит. Эта политика проявлялась, прежде всего, в том, что банк закупал на финансовом рынке долговые бумаги государств-членов еврозоны. Закупки были совершены грандиозные, в европейскую экономику была закачана денежная ликвидность на сумму более 2,5 трлн. евро. Кроме того, ЕЦБ установил отрицательные процентные ставки по своим депозитным операциям. Если ЕЦБ возьмёт в следующем году курс на ужесточение денежно-кредитной политики (в частности, полностью прекратит закупки государственных облигаций и попытается их продавать), европейская экономика может быть ввергнута в жесточайший кризис.
Президент ЕЦБ Марио Драги не входит в состав Европейского совета, но он будет присутствовать на саммите ЕС, и все официальные участники встречи будут смотреть в его сторону. Однако будущее Европейского союза определяется не на саммитах ЕС, а в тех инстанциях, которым неформально подчиняется наднациональный институт под вывеской ЕЦБ. Такими высшими для ЕЦБ и всего Европейского союза инстанциями являются хозяева денег – главные акционеры Федеральной резервной системы США.
http://reosh.ru/valentin-katasonov-spektakl-pod-nazvaniem-sammit-es-ne-poxozhij-na-predydushhie.html