Автор: Хазин М.Л.
Экономика Категория: Хазин Михаил Леонидович
Просмотров: 425

.Всё это напоминает старый многосерийный мультфильм «Путешествие вокруг света за 80 дней», в котором Филиасу Фоггу и Паспарту противостоял мистер Фикс, который после очередного поражения все время сам себя спрашивал: «У вас есть план, мистер Фикс?» И каждый раз сам себе отвечал: «Конечно же, у меня есть план!» У Евросоюза, как мы видим, план тоже есть. И что же они там придумали?

Для начала, как и положено, констатация фактов. «Кризис, с которым мы продолжаем бороться, имеет много граней. Это долговой кризис, против которого мы применяем консолидацию бюджета. Это финансовый кризис, в борьбе с которым поможет банковский союз и финансовый надзор. И это экономический кризис, требующий реформирования управления в еврозоне и Евросоюзе», — заявил председатель Еврокомиссии Жозе-Мануэль Баррозу, представляя проект. «Мы начинаем дебаты, основанные не на лозунгах, но на документе», — провозгласил Баррозу...

Уже здесь мы видим серьезные внутренние проблемы. Дело в том, что долговой кризис начался не просто так, он был связан с тем, что рост долга государства использовали для повышения жизненного уровня населения. и ужесточение бюджетной политики, которое, быть может, и облегчит долговой кризис (хотя, как показывает пример Греции, это совершенно не обязательно), уж точно резко обострит кризис социальный. Баррозу, если он честен перел собой и обществом, должен был бы об этом сказать, причем - открыто и честно сказать о возможной цене вопроса (падении уровня жизни населения ЕС). Отказ от этого - демонстация или профессиональной несостоятельности (что, скорее всего, не так). или же свидетельство того, что предложенная программа не панацея от бед, а лишь политическая дымовая завеса. Впрочем, читаем дальше.

... План состоит из трех этапов. Первая краткосрочная цель — это создание дополнительного денежного фонда для экстренной помощи нуждающимся странам. Для этого понадобятся дополнительные отчисления из бюджетов стран — членов ЕС. Эта стадия должна завершиться в ближайшие 6—18 месяцев. Фонд может быть создан как «фонд погашения» для стран, чей госдолг превысил 60% ВВП. В это же время предложено разработать единые правила прекращения работы проблемных банков, ими потом воспользуется единый европейский банковский регулятор.

Что такое этот фонд? Это паллиатив, замена частных банков, которые больше не собираются рефинансировать долг, который все равно вернуть нельзя. Это не выход и даже не смягчение долгового кризиса, это поиск последних ликвидных ресурсов в тех странах, в которых этот кризис пока находится на минимальном в ЕС уровне (что его совсем нет - это нужно рассказывать немецким муниципалитетам, у многих из которых денег практически нет). Что касается банкротства банков - то есть вопрос, не есть ли эта мера скрытое обещание некоторым из них помочь в любом случае? Пока не очень понятно. В общем, с первой стадией все понятно. переходим ко второй.

Вторая стадия, среднесрочная, начнется спустя 18 месяцев и продлится 3,5 года. Ее задача — обеспечить надежный «финансовый потенциал» еврозоны, в том числе за счет выпуска единых долговых бумаг. Гарантировать их будут все страны еврозоны, а занимать под нее сможет любая страна, но на краткосрочный период. В обмен на размещение евробондов страна должна будет взять на себя определенные обязательства по экономическим реформам и росту конкурентоспособности, подобные тем, которые сейчас берут на себя страны, обращающиеся за финансовой помощью. Страны-должники обязаны будут расплатиться с фондом за 25 лет.

С точки зрения финансов - то же самое. Речь идет о рефинансировании долга, то есть той самой политики, которая уже привела ЕС к долговой катастрофе. Просто в систему вовлекаются (в качестве гарантов и спонсоров) и те страны, которые до сих пор, вроде бы, находились не в самом плохом состоянии. Ну и понятно, что как только станет понятно, что шансов возврата долга становится все меньше - ставки по этим бумагам резко вырастут - и ЕС получит ту же самую картину, только на следующем этапе, в сильно более худшем состоянии. Правда, на какое-то время создастся иллюзия выхода из кризиса.

По истечение пяти лет стартует третий этап — создание полноценного единого бюджета, который будет поддержкой для стран, столкнувшихся с проблемами, а также завершение создания банковского союза с единым регулятором и системой гарантирования всех депозитов. Реализацию нового проекта европейские чиновники намерены начать немедленно. Уже в 2013 году национальные бюджеты будут сначала одобряться общеевропейскими институтами и только затем поступать для утверждения в парламенты, это прописано в документе, который назвали «Европейским семестром».

Вот эта тема понятна: поскольку уже понятно, что экономически Евросоюз не состоялся, евробюрократия пытается пооитическими методами как можно сильнее «сшить» его членов, чтобы не произошел распад, который для представителей этой группы, как понятно, является тотальной катастрофой. Поскольку кому они в этом случае будут нужны? Отметим, что свои интересы в сохранении ЕС имеют США и международные финансовые организации, которые не могут допустить усиления Германии на мировой финансовой арене.

И вот здесь мы обращаем внимание на принципиальный момент: любое объединение нужно строить вокруг центра силы. Вся мировая история подтверждает этот тезис! А все современные защитники ЕС пытаются сегодня выстроить всю систему вокруг самых слабых стран этого объединения, оставляя сильным только право за всех платить. Пока есть деньги, разумеется. При этом главным экономическим принципом объединения остается рефинансирование длога - то есть продолжается та политика, которая уже привела Евросоюз к экономической катастрофе. Иными словами, то предположение, которое было сделано в начале этого текста, о причинах создания данного плана, скорее всего, является правильным: речь идет не столько о спасении ЕС, сколько о политическом прикрытии, которое позволит евробюрократии еще какое время просуществовать в нынешнем комфортном режиме.

Зрелище, конечно, прямо скажем, мрачное. Чтобы не сказать, ужасное. Группа людей, которые, скорее всего, все уже поняли, продолжают нести одни и те же мантры (чуть-чуть изменяя их внешнюю форму, без угрозы для содержания), с целью сохранить ту среду, в рамках которой только и возможно их существование. Ну представьте себе врача, который никого не пускают в палату уже умершего больного и выцыганивает у безутешных родственников все большие и большие суммы денег на то, чтобы совершить «последний шаг» к выздоровлению ...

Степень цинизма тут запредельная, впрочем, для современного общества привычная. Другое дело, удивительно то, что никто не обращает внимания на всю бессмысленность «гальванизации трупа», которой занимается евробюрократия. Ведь не мы же одни это все понимаем! В конце концов, во всех курсах по управлению учат, что для борьбы с проблемой нужно заниматься ее причинами, а не заниматься маскировкой симптомов! План, предложенный Еврокомиссией, не мог бы быть защищен в качестве банальной курсовой работы на самом обычном факультете - потому что не ту задачу он решает! Вот, на факультетах политологии, как образчик политической махинации - вот это да!

Ну а вывод ... Вывод самый простой - нет сегодня у Евросоюза никаких планов выхода из кризиса. Даже намеков на него нет.

 30 ноября 2012  Специально для "Однако

 

К провалу саммита ЕС: отбиваться от реальности и ответственности

 

В конце прошлой недели состоялся саммит Евросоюза, который закончился провалом. И это не случайность, а проявление жесточайших объективных и субъективных противоречий в этой организации, которые по мере углубления кризиса будут только нарастать.

 

На саммите обсуждался бюджетный план на 2014 – 2020 годы. Как понятно, в нынешней ситуации это тема сложная, вообще, длительные прогнозы сегодня дело почти невозможное – впрочем, властям это объяснить практически невозможно. Они настолько заигрались с тезисом «кризис заканчивается», что отступить от этой позиции, даже в мыслях, очень боятся. Ну, разве что ночью, в спальне, плотно закрыв окна и накрывшись с головой одеялом.

 

Но следствия объективных обстоятельств никуда, естественно, не деваются – и по этой причине сложные договорённости, в которых волей-неволей какие-то практические выводы из сложившейся ситуации обсуждать приходится, возможны только в одном из двух случаев. Первый – когда все участники забывают о своих проблемах и договариваются на некоторых достаточно абстрактных идеологических принципах, второй – когда одна из сторон силой продавливает необходимое ей решение.

 

Второй принцип сегодня могут использовать (и регулярно используют) США, ну, может быть, европейские страны где-нибудь в Африке. И то не самым успешным образом. Но внутри ЕС аналога США нет – Германия явно пока находится в плену своих послевоенных комплексов, навязанных ФРГ теми же США во второй половине ХХ века. А представители ГДР, у которых никаких комплексов нет, пока в элите нынешней Германии находятся в явном меньшинстве.

 

Остаётся принцип первый – но при обсуждении бюджетов, то есть, прямо скажем, разделения общих денег по национальным «корзинам», на чисто идеологических моментах останавливаться не получается: всё время лезут приземлённые, конкретные моменты. И как тут договариваться, когда малые страны всё время апеллируют к позитивным сценариям, которые озвучивают МВФ, Мировой банк и другие международные организации, а также «гранды» ЕС, а сами «гранды» отлично понимают, что это все враньё, не имеющее никакого отношения к реальности. При этом дать более приближённые к этой самой реальности прогнозы никто по указанным выше причинам не может.

 

В общем, понятно, что быстро и без проблем договориться в такой ситуации невозможно. Они и не договорились. Президент Евросоюза Херман ван Ромпей заявил в пятницу в Брюсселе после завершения саммита ЕС, что достичь согласия по семилетней финансовой перспективе Евросоюза на 2014 – 2020 годы до начала следующего года не удастся. «Реальность в том, что мы не смогли прийти к консенсусу», – сказал участвовавший вместе с ним в пресс-конференции глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. По его словам, необходимы дополнительные дискуссии по долгосрочному бюджетному плану ЕС.

 

Немножко более откровенным был премьер-министр Британии Дэвид Кэмерон, который сообщил, что он не понимает, почему при жесточайшей экономии в Англии он должен голосовать за колоссальный расходный бюджет ЕС. Понять его можно – но и малые страны ЕС не могут согласиться с тем, что Брюссель, на словах демонстрируя уверенность в экономическом росте, одновременно урезает расходы. А Брюссель... Ну, это мы уже обсуждали.

 

В общем, выражаясь словами того же Кэмерона, да и канцлера Германии Меркель, «пока европейским лидером не удаётся "добиться прогресса" в переговорах».

 

Великобритания и Германия настаивают на невозможности дальнейшего роста расходов, особенно в части, касающейся содержания бюрократов в Брюсселе. Тут даже была смешная дискуссия – Кэмерон обвинил еврочиновников в том, что у некоторых из них зарплаты выше, чем у него самого. На что чиновники тут же радостно сообщили, что последние годы англичане на работу в аппарат ЕС не идут – потому что зарплаты низкие. Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно... При этом, кроме самых бедных членов ЕС, про которых я уже написал, на сохранении субсидий для своего аграрного комплекса настаивает Франция и в этом аспекте, как понятно, встречает противодействие со стороны Германии, которая отдаёт себе отчет в том, кто за это будет платить, если планируемого экономического роста не будет.

 

На рациональных основаниях договориться тут невозможно – поскольку в основании лежат чисто виртуальные, идеологически мотивированные рассуждения о продолжении экономического роста и, соответственно, о росте доходов, как отдельных стран ЕС, так и самого союза. Это значит, что по мере того, как ситуация будет становиться всё менее и менее приличной, договорённости будут достигнуты на первом из описанных выше принципов: то есть все договорятся о ситуации на несколько месяцев, объявят о договоренностях системных – а через полгода вернутся к теме уже на новых условиях. Которые будут более адекватны реальной экономической ситуации. Впрочем, скорее всего, и на новых условиях ситуация повториться – поскольку отказаться от примата экономического роста нынешняя политическая элита Евросоюза не может в принципе. Ибо в условиях экономической депрессии для нее места просто нет.

 

Я уже много раз писал о том, что все эти, в общем, объективные конфликты имеют ещё и очень мощную психологическую подоплеку. Сегодняшнее самосознание политических и бюрократических элит категорически не приемлет ответственности. Ни за что и ни при каких условиях. Причём в Евросоюзе этот принцип доведён до абсолюта – никакие решения, предполагающие ответственность еврочиновника, не могут быть не то что приняты, но даже поставлены на серьёзное обсуждение. Понятно, что в условиях кризиса это чиновное счастье рано или поздно закончится – но пока есть возможность его продлить хотя бы на день, именно это и будет делаться. Так что, я думаю, проблем, вроде тех, которые случились на прошлой неделе, когда саммит Евросоюза закончился неудачей, будет всё больше и больше.

"Однако"  26 ноября 2012