Автор: Фанталов Алексей
ROOT Категория: Индия
Просмотров: 4214

Существует точка зрения (ее обоснованию посвятил свою жизнь Жорж Дюмезиль), что индоевропейское общество (в отличие от, например, обществ Западной Азии) изначально делилось на три основные группы населения: люди знания, люди войны и управления, люди труда и богатства.

Ведийское общество по мере освоения арийскими племенами Северной Индии приобрело ярко выраженную иерархическую структуру. Существование общественной иерархии свойственно всем государствам, но в древней Индии ей было дано философское обоснование. Было установлено, что в человеке есть природная основа, определяющая его место в обществе, образ жизни, долг и обязанности. Исполнение долга ведет к достижению совершенства, гармоничным отношениям с другими людьми, и, в конечном счете, делает человека счастливым, тогда как уклонение от образа жизни, предопределенного своей собственной природой, является причиной всевозможных несчастий.

Существовало четыре общественные группы, именуемые варнами. Деление людей на варны считалось данным от бога Брахмы – прародителя всей Вселенной, человека и других существ. Четыре варны произошли из различных частей его тела: брахманы из головы, кшатрии из рук, вайшьи из туловища, шудры из ног. Вот что говорят по поводу происхождения варн знаменитые законы Ману:

«А ради процветания миров он (Брахма, создатель мира) создал из своих уст, рук, бедер и ступней соответственно брахмана, кшатрия, вайщья и шудру.

   Обучение, изучение Веды жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов.
   Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия.
   Пастьбу скота и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайщья. Но только одно занятие Владыка указал для шудры — служение этим варнам со смирением».

В Бхагавад-Гите так определено назначение варн: «Ясность, самообладание, подвижничество, чистота, всепрощение, а также прямота, мудрость, знание, вера в бога - таков долг брахмана, рожденный его собственной природой. Доблесть, великолепие, твердость, быстрота, неспособность бежать с поля битвы, великодушие - таков долг кшатрия, рожденный его собственной природой. Землепашество, скотоводство и торговля суть обязанности вайшьи, рожденные от его собственной природы. Область служения есть долг шудры, рожденный от его собственной природы».

Брахманы, кшатрии и вайшьи считались «дважды рожденными», т.к. в детстве проходили церемонию посвящения, приравнивающуюся ко второму рождению, что давало им право на участие в ведических ритуальных действиях.

Основным занятием брахманов было изучение и толкование священных вед, исполнение ритуалов и жертвоприношений, духовное руководство народом. Знания, носителями которых были брахманы, были весьма востребованы и высоко ценились. Так в Упанишадах есть много эпизодов, где мудрец-брахман получает от правителя богатые подношения за поучительную беседу или за победу в философском диспуте.

Брахману запрещалось заниматься светскими делами, жизнь его подчинялась строгим этическим правилам и ограничениям, каждый возрастной период был нацелен на решение определенных задач.

Изучение вед было запрещено для представителей варны шудр, но принадлежность к варне не всегда определяли только по тому, в какой семье родился человек. Так, в Упанишадах есть предание о юноше, пожелавшем изучать веды. Придя к учителю, на вопрос о том, к какому роду он принадлежит, юноша ответил: « Не знаю, господин, из какого рода я. Я спросил свою мать. Она мне ответила: « В своей юности когда, будучи служанкой, много бродила, приобрела я тебя. Так что не знаю, к какому роду ты принадлежишь». На это учитель ответил ему: « Не может не брахман так изъясняться. Я возьму тебя учеником. Ты не отступил от истины».

Веды были своеобразным источником универсальных всеобъемлющих знаний, от которых взяли свое начало частные науки, а брахманы были наиболее образованными людьми своего времени и именно они положили начало астрономии, математике, грамматике языка, медицине. Философские идеи, содержащиеся в ведийских памятниках, легли в основу учений школ, сложившихся позднее в Индии и в западном мире.

Кшатрии - люди, наделенные властью, государственные правители и военачальники. Царь или раджа считался фигурой, олицетворяющей всех своих подданных, для которых он являлся предметом обожания. От его воли зависело благоденствие народа, царь был блюстителем справедливости и закона, защитником от врагов. Особо подчеркивалась его физическая мощь и мужество, а также щедрость.

О долге кшатрия говорится в Бхагавад-Гите, фрагменте Махабхараты. Эпос повествует о борьбе за власть между потомками царя Бхараты, приведшей к военному противостоянию. Перед началом решающего сражения герой поэмы, возглавляющий одну из противоборствующих сторон - Арджуна, встает перед сложным нравственным выбором. Его противники в предстоящем сражении – близкие родственники, к которым он испытывает теплые чувства, начав сражение, он вынужден будет их убивать, тогда как отказ от битвы будет означать малодушие и позор. На помощь приходит друг и учитель Кришна, он указывает Арджуне путь к такой ступени сознания, на которой высшей ценностью являются не личные привязанности, а исполнение своего долга:
«Приняв во внимание свой долг, не нужно тебе колебаться, ведь для кшатрия лучше нет ничего иного, чем справедливая битва».

Вайшьи – наиболее многочисленная часть населения, занятого в сельском хозяйстве, члены крестьянской общины, владеющие собственным домом и хозяйством. Право вайшьев на собственность уважалось, их поля считались неприкосновенными. К их занятиям относится также торговля и ростовщичество. Первоначально термин «вайшьи» служил для обозначения полноправного и независимого народа, но в поздневедийскую эпоху деревенские жители и земледельцы рассматриваются как подданные своего правителя, обязанные платить налоги.

Из всех общественных групп шудры наиболее разнородная масса, вероятно по мере освоения ариями новых территорий эта категория все расширялась и пополнялась новыми представителями.

Обязанность шудры, согласно «Законам Ману», служить трем высшим варнам, а если он не найдет возможности поступить в услужение, ему следует заняться ремеслом. Шудры и были, вероятно, слугами или профессиональными ремесленниками, не ведущими собственного хозяйства, но обслуживающие других. Основное, что характеризует шудру, это не имущественное положение, т.к. например, царский слуга мог быть намного богаче земледельца, а его неполноправие или зависимость. Если вайшью – человек, обладающий необходимым минимумом самодостаточности, способный самостоятельно строить свою жизнь, обладающий независимостью и инициативой, то шудра - человек, который в наиболее важных поступках испытывает потребность быть ведомым чьей-то внешней волей. Вероятно, в силу этого обстоятельства они были отстранены от религиозных ритуалов т.к. не обладали собственным «чувством бога», без чего участие в богослужении становилось формальным, что не допускалось.

За пределами общества земледельцев и скотоводов оставались дикие племена джунглей, стоящие вне варн.

Внутри варн существовало деление на касты – замкнутые группы, связанные единством наследственной профессии. В Индии португальскому слову «каста» соответствовало санскритское «джати», в первоначальном значении – род, племя. Наибольшее количество каст было внутри варны вайшьев и шудр.

Итак, согласно ведийским источникам, истинное место человека в социуме определяется его собственной природой заложенной с рождения. Такое общество должно быть вполне гармоничным, а каждый отдельный человек счастливым, однако была ли в действительности когда-либо реализована эта модель или она относилась к области религиозного идеала – не известно.

Похоже, что серьезным препятствием тому была общественная мораль, согласно которой принадлежность человека к касте определялась исключительно условиями рождения, а потребность в социальной реализации подменялась усвоением ценностей, определяющих образ жизни представителей касты: традиций, норм поведения, привилегий, запретов, моды на одежду и т.п. Продвижение активных и одаренных людей по социальной иерархии требовало не только проявления личных способностей и усилий, но и непременного доказательства своего происхождения от высокородного предка, любое отступление от кастовых законов влекло жесткое осуждение.

Возможно, подобный консерватизм проявлялся еще у жителей древних городов Мохенджо-Даро и Хараппа, язык и письменность которых оставались неизменными на протяжении тысячелетия, а сами города застыли в своем архитектурном облике. Возможно, это же качество послужило причиной упадка всей Индской цивилизации.  http://samadhy.ru/content/view/98/294

 

 

Из статьи Вадима Шлахтера:

Черная социология и кастовый имидж

Касты

Касты - образования людей, связанных статусом в обществе. Оттого, что приняли декларацию прав человека, касты куда-нибудь делись? Нет. Они как были, так и остались и не денутся никуда. Какие существуют касты?

Самая высшая каста - брахман. Это ученые, священники, маги. Пастер вколол себе вакцину чумы, а потом сыворотку против нее, почему он это сделал? Исследователь? Ему за это заплатили много денег? Самые красивые женщины выстроились к нему в очередь? Он мог умереть. Но миссия у него такая была. Потому что у брахмана есть многие вещи, которые за пределами понимания обычных людей.

Брахманы управляли кшатриями. Кшатрии - воины, правители, администраторы, чиновники. Кшатрии подчинялись брахманам изначально. Почему воины подчинялись духовным правителям? Потому что без диктата духовных лиц кшатрии довольно быстро начинали деградировать в пиры, турниры, забавы. В общем, чем угодно кроме управления.

В противостоянии брахман и кшатриев брахманам всегда отводилась высшая роль. Потому что кшатрий всего-навсего правитель, а брахман - носитель истины.

История противостояния. Князь Владимир тычет пальцем в жреца Перуна и говорит: "Ты как с князем разговариваешь?" Тот ему отвечает: "Червь, я с богами разговариваю". Понимаете его превосходство, на чем оно выстроено?

Еще пример. Торквемада (инквизитор) - брахман. Герцог - вельможа владыка земли. Герцог тычет пальцем в Торквемаду и приказывает гвардейцам: "Арестовать изменника!". Ни один гвардеец не трогается с места. Торквемада тычет пальцем в герцога и говорит "Арестовать святотатца!". Со словами извините, ваше сиятельство, гвардейцы отнимают у герцога шпагу и скручивают ему локти за спину. Почему? Кто такой брахман для них? Нечто высшее.

Кшатрии управляют вайшьями. Вайшьи - купцы, землевладельцы, производители (бизнесмены и производственники на нашем языке). Без диктатуры кшатриев вайшьи будут подрывать устой государства. Будут организовывать монополии, поэтому кшатрии должны вводить антитрестовские законы против вайшьи и создавать антимонопольные комитеты.

Вайшьи управляют шудрами. Шудры это маргиналы. Это дно.

Если дать волю и денег брахману - что сделает брахман? Если это ученый - оснастит свою лабораторию. Священник потратит деньги на строительство либо храма, либо помощи прихожанам. Если это маг - средства на свои какие-то магические цели.
Если дать деньги кшатрии - будет развивать какое-то государство.
Вайшья преумножит деньги.
Шудра их каким-то образом потеряет. Не обязательно в прямом смысле, суть в том, что деньги уйдут впустую.

Каждой касте соответствует своя модель поведения, свой облик, свой стереотип.

Приведу один пример. Один психолог, мой коллега, приехал в славный город Казань. Был представлен местному градоначальнику, местный градоначальник подарил ему татарскую феску (шапка). Приезжий одел феску и пошел в ней по городу. С изумлением обнаружил следующий момент: незнакомые люди улыбаются ему, кланяются, здороваются с ним. Он тоже со всеми здоровается, потом спрашивает у своих казанских товарищей: "А что это все со мной здороваются?". Один из них говорит: "Да они тебя за мулу принимают". Мула - священник. "У тебя на лице написано "надменная доброжелательность, высокомерие и дружелюбие". Это стиль авторитарности и снисходительности. Свойственен брахману. Можно к брахману подойти и похлопать его по плечу? Мысль эта не вяжется в голове.

Смена власти

Рано или поздно приходит момент, когда кшатрии свергают брахманов. Кшатрии приходят к власти. Брахманы подчиняются кшатриям, вайшьи подчиняются кшатриям, шудра подчиняются вайшьям.

Как кшатрии свергают брахманов? Силой оружия. Кшатрии - это воины.

Шикарно это показано в книге троецарствие. Там описан бунт против правительства, духовный владыка настаивает светскому, говорит: "О великий владыка провинции. Послушай смиренного инока" (такое самоуничижение). "Прикажи слать гонцов", называет город, "чтобы пришли тысяча монахов-воинов и подавили мятеж". На что ему светский правитель отвечает: "О мудрый духовный наставник, высокий замысел твоего разума ускользает из слабых пальцев моего рассудка. А зачем нам здесь 1000 монахов, да не смиренных толкователей высшей мудрости, а рыцарей военного ордена? Стража, проводите-ка святого отца в молельню, да выставьте вокруг тройное кольцо охраны, дабы никакая мирская суета не отвлекала мудрого от возвышенных размышлений. Для того и существуем мы, жалкие мирские владыки, чтобы оградить мудрых духовных наставников от таких скучных и грязных дел как война и политика". По форме это почтительное обращение кшатрия к брахману, а по сути - это военный переворот. Кшатрии приходят к власти. Князь Владимир уничтожает духовную элиту Руси. Каким образом? Приносит другое учение и вырезает всех волхвов. Теперь оставшиеся брахманы его помазывают на царствие. Это те же самые брахманы, которые стояли над князьями? Это уже другие, мельче намного.

Но без диктатуры брахманов кшатрии начинают разбалтываться. Они начинают пьянство, охоты, пиры, турниры и пр. дельтапланеризм и дайвинг. Брахманы теперь не могут уже их контролировать, потому что они сами подконтрольны им. Наконец, кшатриев свергают вайшьи. Они их свергают деньгами - скупают все. И вот уже кшатрий оглянуться не успеет, как он лицензию на охоту должен получать у вайшьи. Вайшьи замыкают финансовые потоки на себя. Называется эта технология - отстранение собственника бизнеса, одна из рейдерских технологий. В общем вайшьи скупают все, в конце концов кшатрии начинают сами к ним за з/п ходить. С этого момента установлена диктатура вайшья.

Самое страшное в этой схеме то, что все уже равны - шудра, кшатрий, брахман. Люди различаются только количеством денег в кармане. В свое время в интернете был УК РФ, где напротив каждой статьи вместо наказания была сумма в $. Это говорит именно о власти в руках вайшьи, деньги решают все. Самое страшное, что брахман, кшатрий и шудра равны в правах. Здесь начинается декларация прав человека.

Пример: идет по улице брахман, зав. кафедрой одного из вузов, ему на встречу попадается пьяный слесарь, шудра, которому не нравится трезвое выражение лица зав. кафедрой. Он его несколько раз по трезвому выражению ударяет. Оказавшийся рядом кшатрий в милицейской форме вместо того, чтобы отпустить зав. кафедрой и поступить со слесарем как надо, их обоих приводит в отделение - они затеяли драку. Трезвый заведующий кафедрой, доктор наук и пьяный слесарь. Абсурд? Ну ведь равны в правах. С этого момента начинается абсурд.

Государство, где у власти стоят брахманы, там немножко все по-другому. Пример: в 95-м наши соотечественники приехали в одну из арабских стран, решили там оказывать консультационные услуги по безопасности бизнеса строительным компаниям. Те от таких платных услуг отказались, более того, доложили в местную полицию. Полиция - это не диктатура вайшьи, это диктатура брахманов. Они думали (русские), что их задержат, будут адвокаты, ничего подобного. Их вывозят за город и закапывают в песок по самую шею. Сидят они там от восхода до полудня. За час до полудня их откапывают, спрашивают:

- Понравилось?.
- Нет.
- Ну вот вам тогда билеты до Москвы, если еще раз вы в нашу страну прилетите, мы вас закопаем снова и больше откапывать не будем.

Отличается это от декларации прав человека? Негуманно? Нет. Эффективно? Очень. Потому что это другой стереотип, так могут поступать только те, за кем правда. А правда за кем? За тем, кто подчинен брахману. Ни кшатрию, ни вайшьям, ни деньгам, а брахману.

Два человека сражаются. Один вышел сражаться за деньги, второй - во имя бога. Кто кого порвет? Тот, кто сражается во имя бога, потому что над ним высшая цель, поэтому бесполезно пытаться силовыми методами решать вопросы внутренней политики южных регионов. Это так, к слову.

Также в этой схеме страшно то, что шудрам остается до власти один шаг. Как приходит к власти шудра? Через детей. Наркотики, алкоголь, бездумие. Прекрасно понимая, что легко ли стать брахманом? Тяжело. Институт, аспирантура, докторантура или мирское высшее образование, православная академия, медресе. Легко ли стать кшатрием? Тоже непросто, военное училище, служба или институт управления, гос. служба. Легко ли стать вайшьей? Какой-то институт, ведение бизнеса. Тоже нелегко. Легко стать только шудрой: легко надеть непонятную одежду, использовать разлагающую музыку и идеологию шудры. Какая у него идеология?

У брахмана - служение науке, прогрессу, если это ученый. Людям, богу, если это священник. Высшим силам, если это маг.
Кшатрий - служение государству, идее, анклаву.
Вайшья - преумножение богатства, экономическое развитие.

Когда у Джона Рокфеллера попросили денег на школу-интернат для умственно отсталых детей, Рокфеллер денег не дал. Зато когда попросили на бизнес школу для одаренных детей - он дал в 3 раза больше денег, чем у него просили. Единственное, он попросил согласовывать учебные планы со своими специалистами. Чтобы там не учили всякой ерунде, а учили чему надо. Почему он так сделал? Это философия полу-кшатрия, полу-вайшьи - он будет учить тех, кто будет поднимать экономику его страны. Скорее середина между кшатрием и вайшьей.

К власти в стране приходит шудра.

Идеология у него какая? Бери от жизни все, расслабляйся, получай удовольствие. Постарайся поменьше напрягаться. Что говорит шудра окраинам страны? Всем суверенитеты, берите независимости сколько унесете. Страна начинает разваливаться на части. Для самого шудры свобода и демократия превыше всего.

Приходит понятие свободы. Кому нужна свобода? Нужна свобода брахману? Абсолютно нет, вся свобода брахмана - свобода служить, заниматься наукой. Вся свобода кшатрия - десант к высадке, десант пошел. Или приказ вышестоящего чиновника. Свобода вайшьи - возможность извлекать прибыль. Свобода нужна только шудрам. Кто кричал в Риме хлеба и зрелищ? Кричали философы и священники, легионеры и сенаторы, купцы, которые пол мира обошли с товарами? Кричали рабы и плебеи, т.е. шудры.

Что будет, если людям дать свободу? Почему система самокодирования категорически против того, чтобы у людей была свобода? Если дать свободу детям - они начнут жрать только мороженное и шоколад, пока не посадят себе печень и желудок. Они не вырастут, они будут больными, так ведь? Если дать свобод мужчинам, то многие будут в лыконевязательном состоянии валяться возле казино и залов игровых автоматов. Если дать свободу женщинам, то тут я процитирую Мулу Таджуддина: "Они будут ходить голые и сидеть в правительстве". Сам я скажу иначе: женщины откажутся от репродуктивной функции, т.к. это отвлекает от получения удовольствия, извлечения материальных благ (карьеры, успехов, удовольствий). Мужчины также откажутся брать ответственность за семью - не замечаете никаких параллелей? Это господство шудра. Следствие этого - общество начинает коллапсировать, схлопываться. На освободившееся пространство приходят новые люди, где диктатура брахмана. Все по новой.

***


В одной стране после шудры пришел к власти кшатрий. И не из военных, не из милиционеров, а из самой ужасной разновидности кшатриев - из безопасников. Что начал бы делать брахман? Брахман стал бы создавать национальную идеологию. Для объединения народа, возрождения религии и пр. Вайшья стал бы заниматься экономическим развитием, поднятием страны. Кшатрий начал укреплять вертикаль власти. Мечта кшатрия - служить отечеству и при этом иметь большие деньги. Начинается создаваться механизм гос. коррупции. Но этой стране еще очень повезло, потому что не должен был прийти кшатрий, должен был кто-то из шудр прийти.

Брахман правящий и брахман ничтожный. Когда брахман мог сказать князю "Червь, я с богами разговариваю", и брахман который освящает машину или офис вайшья. Это абсолютно разные брахманы. Предложили бы жрецу Перуна осветить офис князя Владимира. Я думаю, что жрец Перуна так бы ему освятил офис, что у него бы уже не было офиса, скорее всего.

С другой стороны - вы что-нибудь слышали о компактном проживании шведов в Исламабаде? Нет? Приехали шведы в Пакистан, быстренько подмяли под себя местную преступность, перетащили из Стокгольма свои семьи в Пакистан, нет? А пакистанские кварталы в Стокгольме есть. Почему?

Вы что-нибудь слышали о компактном проживании датчан в Сирии? Приехали датчане в Сирию, быстренько свои семьи туда перетащили, устроили там компактное проживание, подмяли под себя весь местный криминал, нет? А почему арабские кварталы в Копенгагене есть?

Там где правят брахманы - там сила. Там, где правят шудра - идет гниение. Общество деградирует и угасает.

Представьте себе теократическое государство Иран. Власть в руках духовных лиц. Тегеранский мула на улице Тегерана тычет пальцем в человека и говорит: "Правоверные, этот человек враг всевышнего, убейте его". Что с ним будет дальше? Его сразу же убьют. Представьте то же самое в Казани. Ему скажут: "Уважаемый муфтий, мы будем его вместе с вами презирать, но ведь есть же закон". А если то же самое скажет священник в Киеве? Ему скажут: "Так, святой отец, вы успокойтесь, сейчас мы вам 03 вызовем, они приедут, вам помогут, укольчик сделают вам хороший, вас успокоят". Потому что это уже не тот брахман.

Там, где исчезают установки брахманов, начинается развал. А теперь смотрите: что диктует философия шудра? В каждом из нас есть все эти 4 касты. Они в нас борются друг с другом. И какая-то иногда побеждает другую. Потому что все равно произошло смешение, но какая-то каста доминирует, а какая-то находится в подавленном состоянии. Бывало такое, что вам хотелось просто отрубиться от всего мира и развлекаться? И забыться. Что это значило? В вас взял верх шудра. Бывало такое, что вам хотелось напрягать все силы во имя чего-то высшего? В вас брал верх брахман. Бывало такое, что вам хотелось что-то сделать для других людей? В вас брал верх кшатрий. Бывало такое, что вам хотелось добыть как можно больше средств? Вайшья.

Межкастовые отношения

В старые времена можно было переходить из касты в касту. Касты не были чем-то застывшим. Например, если кто-то из шудра ощущал в себе задатки воина, хотел стать воином, то у него такая возможность была. Ему давалось в руки копье и он назывался кем-то вроде "кандидат в рядовые". Этот кандидат в рядовые должен был в битве окропить копье в крови врага и остаться живым. После этого он уже назывался "действительный рядовой". Это крайне низкий пост, но с этого момента он уже считался кшатрием. Теоретически он мог просватать дочь царя. Почему? Потому что они с царем были из одной касты. В старые давние времена не препятствовалось ничего межрасовым бракам, межрасовые браки считались вполне допустимые, но запрещались браки межкастовые.

Чтобы не было смешения каст. И это правильно. Какова доблесть брахмана? Это самопожертвование, служение высшим целям, интеллект, знания. Какова доблесть кшатрия? Отвага и дисциплина, если это воин, справедливость, если это чиновник. Доблесть для вайшья? Преумножение средств. Доблесть для шудра? Покорность, повиновение.

Для каждой касты есть притягательная каста. Алла Борисовна спела: "Ну настоящий полковник". Она изобразила женщину-вайшью, даму, связанную с общественным питанием или с чем там. Она не спела "Ну настоящий зав. кафедрой", нет? Не спела "Ну настоящий банкир?". Для касты вайшьи наиболее притягательна каста кшатрии, для кшатрии - брахман, для касты шудра - вайшьи. Кто же для брахмана? Трудно сказать, брахманы вообще не обращают внимание на такие мелочи как касты. :) Они просто следуют пути своей касты и все. Кстати, это одна из причин, по которой касты размываются.

Кастовый имидж

Облик брахмана, имидж брахмана - строгость, отстраненность, закрытость. Стиль брахмана - отсутствие каких-либо яркостей, строгость, украшения могут быть, но они должны носить смысловую нагрузку. Прическа - брахману некогда заниматься расчесыванием волос, поэтому брахман либо очень коротко пострижен, либо хвост на затылке, чтобы не отвлекаться. У брахмана однотонная одежда. Либо черный, либо белый цвет. Торквемада предпочитал белый.

Кшатрии. Говорят, что милиционеров сразу видно. Всегда и везде их отличить можно. Военных тоже видно сразу, я уж не говорю про такую категорию как безопасники - их тоже можно сразу отличить. Посмотрите, как выглядят и держатся чиновники, военные в штатском. Строгость и элегантность.

Вайшьи. Их стиль - элегантность и роскошь.

Шудра. Встал с сеновала, отряхнул с волос сено, отряхнул одежду, которую не нужно приводить в порядок, обувь, которую не нужно чистить. И пошел дальше извлекать из навоза полезные ископаемые. Как вы думаете, какой касте соответствует всякого рода "дутая одежда", джинсы, которые болтаются мешками на ногах? Волосы, которые не нужно расчесывать? Пальцем провел по волосам и все, достаточно. Это прическа от шудры. Прическа, которую не надо делать, одежда, которую не надо гладить, обувь, которую не нужно чистить (поболтал ногами в луже и пошел дальше).

То, к какой касте вы идентифицируете себя, находит отражение в психике. Приучая себя к стилю касты шудра, вы начинаете себя подсознательно отождествлять с этой кастой. Вам нужно привести свой стиль в соответствие с той кастой, к которой вы себя относите. Как только вы начинаете предпочитать одежду, которую не нужно гладить, что приходит следом? Отсутствие внутренней дисциплины. Обувь, которую не нужно чистить - отсутствие дисциплины. Что бы вы ни сделали, вы расслабляете себя.

 

Из статьи Алексея Фанталова:

Когда индоарии пришли в долины Инда и Ганга, они противопоставили себя местному населению. Коренных жителей стали называть шудрами – «слугами». Так возникла как бы четвертая «варна». Однако, поскольку ее представители не были членами народа-завоевателя, они противопоставлялись представителям первых трех настоящих варн (проходивших специальную инициацию и, поэтому, именовавшихся «дважды рожденными»).

При этом положение шудр было различным, среди них могли быть и богачи, и даже вожди зависимых покоренных общин.

В Средние века произошли новые изменения. Старое противопоставление трех варн шудрам во многом потеряло актуальность. Вайшьи и шудры разделились на множество замкнутых профессиональных групп – каст. При этом многие касты вайшьев понизились в социальном ранге и стали мало отличаться от каст шудр. То есть черта проходила в большой степени по социальному уровню: с одной стороны – брахманы и кшатрии, с другой – вайшьи и шудры.

Но здесь надо учитывать, что, возможно, изначально речь шла не о национальных или социальных группах, а о типах личности. Я сейчас буду говорить очень просто (да простят меня специалисты). В индийской философии утверждается наличие трех гун – имманентных качеств мира. Это: саттва (просветленность), раджас (страсть – в смысле активности) и тамас (темнота). Саттве соответствовали брахманы, раджасу – кшатрии (средневековые раджи), тамасу – вайшьи и шудры.

Предполагалось даже, что здесь имелись определенные вкусовые предпочтения. «Людям саттвы нравится пищи, что сытна, сочна, масляниста. От нее в существах долголетье. Сила бодрость, здоровье, радость».

Люди раджаса, согласно этой концепции, употребляли пищу острую, соленую, возбуждавшую разнообразные формы агрессии и сокращающую время жизни.

Люди тамаса предпочитают прогорклую, заплесневелую, подгнившую еду. Насчет тамасической пищи – смотрите, чем людей сейчас кормят многочисленные забегаловки (и какой запах оттуда исходит).

Любопытно попробовать отыскать представителей варн в современном обществе. Сергей Эрлих в своей замечательной работе РОССИЯ КОЛДУНОВ-2 . говорил о триаде: «интеллигенция – власть – народ».

Сперва у славян были волхвы, воины, смерды. Затем – священники, аристократы, крестьяне. И, наконец – интеллигенты, номенклатура, народ.

...Распад, кстати затронул в России и другие слои общества. Например, интеллигенцию. По этому поводу Пелевин в «Священной книге оборотня» написал верно, но так, что и неприлично повторить. Суть же в том, что интеллигенты, столь радовавшиеся крушению Советского Союза, сейчас остро переживают свою невостребованность властью. А она, эта власть и не нуждается в таком количестве профессоров и пр., поскольку все серьезные программы развития общества закрыты. У власти в цене сейчас другие люди, потребные для производства симулякров.

Процитирую любопытные мысли редактора журнала «Новый мир» Андрея Василевского о том, что на смену интеллигенции идет «четвертое поколение» — «звезды» масс-медиа:

«Недавно в журнале «Знание — сила» я наткнулся на любопытную статью петербуржца Сергея Эрлиха «Россия колдунов». Вкратце: существует архаическая индоевропейская триада общественного устройства колдуны, воины и ремесленники, и автор накладывает эту триаду на историю России. По его мнению, первым поколением русских колдунов были волхвы, вторым — православное духовенство, третьим — русская интеллигенция с декабристов и по сей день. Но эта эпоха интеллигенции, считает С.Эрлих, исторически уже изжита, завершена.

Сошлюсь на частный разговор: мы эту статью обсуждали с присутствующей здесь Ириной Бенционовной Роднянской — какое может быть четвертое поколение? Она сразу сказала: «звезды» масс-медиа! Четвертое поколение колдунов — это певцы, модельеры, киноактеры, даже парикмахеры и т.д. Мне кажется, что в этом много правды. И тогда, может статься, литературы и вовсе не будет. Во всяком случае, то, что мы, здесь присутствующие, по своей исторической замшелости привыкли считать литературой. Конечно, и книжки будут издаваться, и гонорары выплачиваться, и авторы тусоваться, но, видимо, реальный успех и влияние будут иметь только те произведения и авторы, что будут создаваться и потребляться по законам масс-медиа, по законам четвертого поколения колдунов». (Вопросы литературы. 1996. №6.)

            Юмор ситуации в том, что актеры, парикмахеры, и т.п. в Индии (да и любом традиционном обществе) относились к категории шудр. Вот уж, поистине, времена Калиюги, предсказанные в священных индуистских текстах:

"Шудры будут вещать Закон, а брахманы внимать им будут!"