Автор: Е.П. Островская и В.И. Рудный
Индия Категория: Классическая йога
Просмотров: 1983

 ПАТАНЛЖААА-ДАРШАНА «ЙОГА-СУТРЫ»


ПАТАНДЖАЛИ «ВЬЯСА-БХАШЬЯ»

 

Перевод.


 Глава I

 

О сосредоточении.

 

Ом, поклонение Ганеше!

 

Да защитит вас тот, кто, оставив свою извечную форму, владычествует над миром [живых существ], различными способами выказывая [ему свое] благорасположение, уничтоживший [всю] совокупность аффектов, обладатель страшного яда, со множеством уст и прекрасным капюшоном, творец всеведения, змеиная свита которого [направляет] к вечному блаженству, он, божественный змей с белой незапятнанной кожей, дарующий сосредоточение, пребывающий в сосредоточении *

 

1. Итак 1, наставление йоге.

 

«Итак» — здесь в значении [начала систематического изложе­ния] предмета, что следует понимать [как начало] авторитетного учения, дающего изложение йоги 2.

 

Йога есть сосредоточение 3, которое выступает свойством со­знания на всех его ступенях 4. Ступени сознания: блуждающее 5, тупое 6, произвольно направленное (викшипта) 7, собранное в точ­ку 8, остановленное 9. Из них сосредоточение при сознании, произ­вольно направленном, не относится к области собственно йоги 10, ибо оно размывается рассеянностью.

 

Но то [сосредоточение], которое при сознании, собранном в точку, высвечивает объект как он есть в реальности, уничтожает аффекты 11, ослабляет путы кармы 12 и ставит целью прекращение [развертывания сознания], оно-то и получает название йоги созна­ния 13. Эта [йога] связана с [возделыванием] избирательности, рефлексии 14, блаженства15 и самости 16. Эти [четыре модуса] мы объясним в дальнейшем.

 

Однако при прекращении всякого функционирования [сознания возникает] бессознательное сосредоточение 17, [то есть йога собственно бессознательного].

 

Желая дать ее определение, [Патанджали] избрал следующую [формулировку] сутры:

 

2. Йога есть прекращение деятельности сознания 1.

 

Поскольку [в сутре] опущено слово «всякой», йога сознания также называется йогой 2.

 

Сознание ввиду своей предрасположенности к ясности, актив­ности [или] инерционности — трехмодальное 3.

 

Саттва [как модальность] сознания, которая по своей природе есть ясность, будучи смешана с двумя [другими модальностями], раджасом и тамасом, привязывается к господству и чувственным объектам.

 

Она же, смешанная с тамасом, стремится к неправедности, не­знанию, неотрешенности и утрате силы.

 

Она же самая, сияющая в своей всецелой полноте, когда сбро­шена пелена невежества и когда к ней примешан лишь раджас, стремится к праведности, знанию, отрешенности и силе 4.

 

И она же, [эта саттва сознания], когда исчезла малейшая за­грязненность ее раджасом, пребывает в собственной форме, [то есть в самой себе], будучи лишь знанием различия между саттвой и Пурушей [как энергией сознания 5], тяготеет к дхьяне — [созер­цанию, называемому] «Облако дхармы»6. Такое [состояние созна­ния] созерцатели полагают Высшим различением 7.

 

Энергия сознания не трансформируется и не поглощается [объектами], объекты сами показывают себя ей; она чиста и бес­предельна 8.

 

Различающее постижение есть по своей сути саттва как модаль­ность [сознания] и, следовательно, противоположно ей, [этой энер­гии сознания] 9. Потому сознание, безразличное к нему, освобож­дается также и от этого постижения 10. В таком состоянии сознание сопровождается лишь санскарами, [то есть бессознательными фор­мирующими факторами] 11. Это и есть сосредоточение, «лишенное семян». В нем ничего не познается, оттого оно бессознательно.

 

Таким образом, эта йога, [определенная] как прекращение деятельности сознания, двух видов.

 

Раз у сознания в таком состоянии нет объекта, какова же соб­ственная природа Пуруши, [«Зрителя»], сущность которого — постижение буддхи, [то есть ментального опыта]?

 

3. Тогда Зритель 1 пребывает в собственной форме.

 

В этом случае энергия сознания, [или Пуруша], пребывает в своей собственной форме как в [состоянии] абсолютной обособ­ленности 2. Однако при актуализированном сознании она не [пред­ставляется] таковой, хотя в действительности это так.

 

Почему же тогда [это происходит] ?

 

В силу того, что объекты показывают себя [Зрителю].

 

4. В других случаях — сходство с деятельностью [сознания].

 

Пуруше в актуализированном состоянии 1 [свойственна] дея­тельность, которая не отличается от деятельности сознания. Так, в сутре [сказано]: «Существует лишь одно проявление [для обоих], и это проявление есть знание»2.

 

Сознание — словно магнит, действующий одним лишь фактом своей близости; благодаря свойству быть наблюдаемым оно стано­вится собственностью Пуруши 3, своего господина. Поэтому безна­чальная связь Пуруши [с сознанием] и есть причина постижения им [содержаний] деятельности сознания.

 

Тем не менее эта [деятельность] сознания, будучи многообраз­ной, должна быть прекращена.

 

 5. Пять видов деятельности [сознания] 1: загрязненные и незагрязненные.

 

Те, что обусловлены аффектами и служат полем для накопле­ния бессознательных «следов» кармы 2 — загрязненные 3, [а] имею­щие своим объектом различающее постижение и противодействую­щие господству [трех] гун 4 — незагрязненные. [Они остаются] незагрязненными, даже попадая в поток загрязненного, они [же] — незагрязненные в промежутках загрязненного; [и, наоборот, за­грязненное остается] загрязненным в промежутках незагрязнен­ного 5.

 

Таким образом, санскары, принадлежащие к одному и тому же виду, создаются [соответствующими видами] деятельности [со­знания], а сама деятельность — санскарами. И так колесо дея­тельности [сознания] и санскар 6 вращается непрерывно.

 

Будучи таковым [по своей природе], сознание после того, как оно выполнило свою функцию, пребывает в самотождественности или же идет к пралае, [то есть к «растворению» в первопричине в конце космического цикла] 7.

 

Эти пять видов деятельности — загрязненные и незагрязнен­ные — [перечисляются ниже]:

 

6. Истинное познание, заблуждение, ментальное конструирование, сон и память 1.

 

 Из них

 

7. Истинное познание — [это] восприятие, умозаключение и авторитетное свидетельство.

 

Чувственное восприятие 1 есть источник истинного знания, [проявляющийся в тех случаях], когда сознание испытывает воз­действие 2 внешнего объекта через каналы органов чувств. Объек­тивная сфера его функционирования — общее и специфическое; его главная функция — установление специфического в объекте. Результат [чувственного восприятия] — постижение Пурушей дея­тельности сознания [как чего-то], не отличимого [от него самого]. Как мы подробно разъясним в дальнейшем, Пуруша обладает реф­лексией на буддхи, [то есть на содержание ментального опыта].

 

Умозаключение 3 есть действие [сознания], имеющее своим объектом связь, наличествующую между [элементами] одинаковых классов, относительно которых делается логический вывод, и от­сутствующую между [элементами] различных классов. Его главная функция — установление общего. Например: луна и звезды обла­дают движением, так как они меняют свое местопребывание подоб­но Чайтре (имя собственное.— Пер.); [горы] Виндхья не обладают движением, так как не перемещаются.

 

Объект, увиденный или логически выведенный авторитетным лицом, описывается [им] в словах для передачи своего знания дру­гому лицу; состояние [сознания] слушателя, возникающее на осно­ве слов и имеющее объектом их значение, есть авторитетное [вер­бальное] свидетельство 4.

 

Если же свидетельствующий 5 говорит о вещах, не заслуживаю­щих доверия, или об объектах, не виденных [им] либо не выведен­ных логическим путем, то такое вербальное свидетельство стано­вится шатким. Однако свидетельство исходного авторитета 6 отно­сительно виденных или выведенных логическим путем объектов не может быть поколеблено.

 

8. Заблуждение 1 есть ложное знание, основанное не на собственной форме [реального объекта].

 

Почему оно не является источником истинного знания?

 

Потому что оно устраняется посредством истинного знания, [ибо] предметной областью истинного знания выступает то, что существует в действительности 2. В этом и обнаруживается проти­воположность истинного знания и заблуждения. Так, [ложное] восприятие двух лун опровергается зрительным восприятием луны как реально существующего объекта.

 

Это [заблуждение] и есть то пятеричное неведение, (о котором сказано]: «Неведение, эгоизм, страсть, ненависть и инстинкт жизни [суть пять базовых] аффектов» 3. Именно они [и обозна­чаются] соответствующими именами: тьма, ослепление, великое ослепление, мрак и слепой мрак 4. В дальнейшем они будут рас­смотрены в связи с «загрязнениями» сознания.

 

9. [Ментальное] конструирование лишено референции

и проистекает из вербального знания 1

 

Оно не восходит ни к истинному познанию, ни к заблуждению. Однако и при отсутствии референции, [то есть объективной осно­вы], его применение представляется зависимым от авторитетности вербального знания. Так, [рассмотрим высказывание]: «Сознание есть собственная форма Пуруши». Но если Пуруша есть не что иное, как [чистая] энергия сознания, то что в таком случае и чем - предицируется [в подобном высказывании]? Ведь обозначающая функция проявляется в предицировании, например: «Корова Чайтры». Аналогичным образом: «Пуруша бездеятелен». [Здесь касательно Пуруши] отрицается свойство, обнаруживаемое в ре­альном объекте. [Еще один пример]: «Бана стоит, остановится, остановился» 2. Значение глагольного корня [stha] понимается как остановка движения. Точно так же: «Пуруша обладает свойством невозникновения». Здесь имеется в виду только отсутствие свойства возникновения, но не [какое-либо негативное] свойство, присущее Пуруше. Поэтому это свойство является [умозрительно] скон­струированным и тем самым вошедшим в обыденное словоупот­ребление.

 

10. Сон есть [специфическая] деятельность сознания, опирающаяся на отсутствие [позна-вательных содержаний].

 

И эта [деятельность сознания] представляет собой особый опыт, поскольку она воспроизводится [в памяти] после пробуждения. Как [иначе можно думать]: «Я спал очень хорошо; мой ум ясен, он делает мою способность постижения весьма искусной»? [Или, напротив]: «Я спал плохо; мой ум вял и медлителен, он блуждает в своей неустойчивости»? [Или]: «Я спал в глубоком оцепенении; члены моего тела тяжелые; ум вялый и опустошенный, словно его обокрали»?

 

Такая рефлексия после пробуждения, разумеется, не была бы возможна, если бы в чувственном опыте [во время сна] не присут­ствовала бы [соответствующая] причина, [то есть тамас], как не было бы и воспоминаний, основывающихся на ней и имеющих ее своим объектом 1. Поэтому сон есть специфическая деятельность сознания и при йогическом сосредоточении должен быть устранен, подобно другим [формам] деятельности сознания.

 

11. Память есть сохранение (букв. «неутрачивание») прошлого опыта.

 

Вспоминает ли сознание представление [об объекте] или же [сам] объект? Представление, окрашенное объектом восприятия, возникает [в сознании] как имеющее форму и объекта, и процесса восприятия. Оно-то и дает начало санскаре, принадлежащей к со­ответствующему классу. Этот формирующий фактор, выступаю­щий проявлением того, что обнаруживает самое себя 1, [в свою очередь], и порождает память, представляющую по своей сути форму как объекта, так и процесса восприятия.

 

При этом интеллект есть то, в чем главенствует форма процес­са восприятия, а память— то, в чем главенствует форма объектов. Она, [память],— двух видов: [когда] припоминаемое воображаемо и [когда] припоминаемое невоображаемо. Во сне припоминаемое воображаемо, в состоянии бодрствования — невоображаемо 2.

 

Все эти воспоминания возникают из опыта, [обусловленного] истинным знанием, заблуждением, ментальным конструированием, сном и памятью. И все эти формы деятельности сознания по своей сути — удовольствие, страдание и тупость.

 

Удовольствие, страдание и тупость будут рассмотрены [в раз­деле] об аффектах 3: «Страсть коренится в удовольствии, вражда — в страдании, неведение же есть тупость». Все эти формы деятельности [сознания] должны быть прекращены. По их прекращении возникает сознательное или бессознательное сосредоточение. Итак, каков метод [достижения] их прекращения?

 

12. Их прекращение [достигается] благодаря практике и бесстрастию.

 

Поистине, реке сознания свойственно течь в двух направле­ниях: она течет и ко благу, она течет и ко злу. [Река], которая устремлена к абсолютной обособленности по руслу различения, течет ко благу. [Если же] она устремлена к сансаре по руслу не­различения, то она течет ко злу. Из этих [двух] поток, стремящий­ся к чувственным объектам, перекрывается посредством бесстрас­тия, а поток, [стремящийся] к различению, прокладывает себе путь с помощью практики различающего знания. Таким образом, пре­кращение деятельности сознания 1 основано на них обоих.

 

13. Из них практика 1 есть [непрерывное] усилие по сохранению устойчивости сознания.

 

Устойчивость есть отсутствие развертывания сознания, невозмущаемость его течения. Практика — это непрерывное усилие, [предпринимаемое] с данной целью, энергичность, упорство в же­лании достичь [состояния устойчивости] и [соответствующий] об­раз деятельности по ее реализации.

 

14. Но она становится прочно укорененной [только тогда, когда] ее придерживаются в течение длительного времени без перерыва и с [должным] вниманием.

 

[Практика], которой придерживаются в течение длительного времени, придерживаются непрерывно и реализуют ее посредством подвижничества, воздержания, знания и веры, [то есть с надлежа­щим] вниманием, становится прочно укорененной. [Другими сло­вами, ее] цель, [то есть устойчивость сознания], не может быть внезапно подавлена возникающими санскарами,— таков смысл [сутры].

 

15. Бесстрастие 1 есть состояние полного преодоления у того, кто свободен от влечения к чувственным объектам и целям, освященным традицией.

 

Сознание, лишенное влечения к чувственным объектам, таким, как женщины, еда, питье, власть [и т. д.], и целям, освященным [ведийской] традицией,— обретению жизни на небе, бестелесности и растворению в первопричине, — даже при наличии связи с бо­жественными или мирскими объектами видящее их несовершен­ство благодаря способности высшего различения, есть сознание полного преодоления, характеризующееся отсутствием чувствен­ного опыта, свободное от всего, что должно быть отброшено или присвоено. [Это и есть] бесстрастие.

 

16. Оно — высшее, [когда] благодаря постижению Пуруши исчезает влечение к гунам.

 

Видящий несовершенство чувственных и освященных тради­цией объектов [становится] безразличным к ним.

 

Благодаря практике видения Пуруши [йогин], разум которого расширен благодаря [совершенному] различению, [порождаемому] чистотой этого [видения], становится безразличным к гунам как в их проявленной, так и непроявленной сущности.

 

Таковы два вида бесстрастия. Высшее из них — не что иное, как ясный свет знания. [Тот йогин], у которого с появлением этого [света] возникла способность различающего постижения, размыш­ляет: «Все, что должно быть обретено, обретено; аффекты, кото­рые должны быть избыты, избыты; разорвана неразъемная цепь непрерывности существования, при сохранении которой за рожде­нием следует смерть, а за смертью — [новое] рождение».

 

Именно бесстрастие есть высшая цель истинного знания, и абсолютная обособленность связана с ним нераздельным обра­зом.

 

Далее. Почему прекращение деятельности сознания, достига­емое посредством обоих методов, называется сознательным сосре­доточением?

 

17. [Оно] — сознательное, поскольку сопровождается формами избирательности, рефлексии, блаженства и самости.

 

Избирательность есть «грубый» опыт относительно объекта сознания, рефлексия — «тонкий». Блаженство есть [внутренний] подъем. Самость есть сознание единства с [собственным] «я».

 

Здесь первая [ступень] сосредоточения, сопровождаемая [все­ми] четырьмя [формами, называется] «с избирательностью». Вто­рая, лишенная избирательности,— «с рефлексией». Третья, ли­шенная рефлексии,— «с блаженством». Четвертая, лишенная и его,— «только-самость». Все эти [ступени] сосредоточения [на­зываются] «наделенные опорами».

 

Далее, о бессознательном сосредоточении. Каков метод [его достижения] и какова его собственная природа?

 

18. Другое [сосредоточение, при котором] остаются [только] формирующие факторы, предваряется практикой, обусловливающей прекращение [деятельности сознания].

 

Бессознательное сосредоточение — это остановка сознания, при которой прекращается вся его деятельность и остаются лишь санскары, [то есть бессознательные формирующие факторы]. Ме­тод его достижения — высшее бесстрастие, ибо практика [рабо­ты] с объектом [как опорой сознания] не может служить сред­ством его реализации. Опорой [бессознательного сосредоточения] становится причина остановки [деятельности сознания], не имею­щая предметной реальности. При таком [сосредоточении] объект отсутствует. [Состояние] сознания, которому предшествует такая практика, лишается опоры, как если бы оно было наделено несу­ществованием.

 

Так [возникает] это «лишенное семени» 1 сосредоточение, [назы­ваемое] бессознательным.

 

Оно, как известно, [бывает] двух видов: обусловленное мето­дом и обусловленное существованием. Из них [сосредоточение], обусловленное методом, свойственно [только] йогинам.

 

19. [Бессознательное сосредоточение], обусловленное сущест­вованием, [бывает] у бестелесных и растворенных в перво­причине [существ].

 

У бестелесных богов [бессознательное сосредоточение] обуслов­лено формой существования. Они испытывают состояние, подобное абсолютной обособленности, будучи наделенными сознанием, ис­пользующим только собственные санскары, [то есть формирующие факторы], а затем переходят в соответствующие их виду формы существования, [когда] их санскары приносят результат.

 

Так же и те, кто растворен в первопричине, испытывают состо­яние, подобное абсолютной обособленности, при которой их созна­ние, еще не реализовавшее свою задачу, пребывает растворенным в первопричине. [И так] продолжается до тех пор, пока сознание из-за [не выполненной еще] задачи 2 не возвращается вновь [в кру­говорот бытия].

 

20. У других [существ бессознательному сосредоточению] пред­шествуют вера, энергия, памятование, созерцание и муд­рость 1.

 

Для йогинов условием [достижения бессознательного сосредо­точения] является метод. Вера есть ментальная ясность, ибо она защищает йогина, словно заботливая мать. У обладающего [такой] верой и ставящего своей целью [обретение способности] различения

 

возникает энергия. При возрастании энергии у него появляется [способность] памятования 2, [то есть устойчивое удержание объек­та в памяти], При наличии памятования сознание достигает невоз­мутимости и становится сконцентрированным. У того, кто обладает сконцентрированным сознанием, возникает различающая мудрость, с помощью которой он познает истинную природу вещей.

 

Благодаря применению этих [средств] и бесстрастию как [по­лагаемой] цели и возникает бессознательное сосредоточение 3.

 

Эти йогины в зависимости от [используемого] метода — мягко­го, среднего или интенсивного — составляют девять [классов]. Та­ким образом, [йогины различаются как практикующие] «мягкий» метод, средний метод и интенсивный метод. Из них те, кто исполь­зует «мягкий» метод, также [делятся] на три типа: [наделенные] слабой устремленностью, средней устремленностью и сильной ус­тремленностью 4. Аналогичным образом [такое же деление су­ществует] как среди тех, кто использует умеренный метод, так и среди тех, кто использует интенсивный метод.

 

Среди тех, кто использует интенсивный метод, и

 

27. У наделенных сильной устремленностью [сосредоточение] — в непосредственной близости.

 

[У этого типа йогинов] обретение сосредоточения и плода со­средоточения происходит [достаточно быстро].

 

22. Но и в этом случае тоже [имеется] различие ввиду слабости, умеренности или интенсивности [устремлений].

 

[Существует] слабая форма сильной [устремленности], умерен­ная форма сильной [устремленности] и интенсивная форма сильной [устремленности]. Поэтому [даже среди йогинов, наделенных силь­ной устремленностью], также [есть] различие. В силу такого раз­личия достижение сосредоточения и плода сосредоточения [весьма] близко для [йогина], обладающего слабой формой сильной устрем­ленности, еще ближе оно для [йогина], обладающего средней фор­мой сильной устремленности, но наиболее близко [оно для того йогина], который наделен интенсивной формой сильной устремлен­ности и следует интенсивному методу.

 

23. Или же [сосредоточение достигается] вследствие упования на Ишвару 1.

 

Вследствие упования 2, то есть особой формы бхакти, [или без­раздельной любви], Ишвара склоняется [к йогину], он благоволит к нему по причине одного лишь страстного стремления [йогина к божеству].

 

Также и у йогина вследствие страстного стремления к Ишваре достижение сосредоточения и его плода становится наиболее близ­ким 3.

Итак, кто же тот, отличный от первопричины и Пуруши, кого называют «Ишвара»?

 

24. Ишвара есть особый Пуруша, не затронутый аффектами, кармой, [ее] созреванием и [скрытыми] «следами».

 

Аффекты — это неведение и прочее. Карма — благие и небла­гие действия. Созревание — их плод. Скрытые следы — бессозна­тельные впечатления 1, оставляемые такими [действиями].

 

И [все] они, существуя лишь в сознании, приписываются Пуруше,

 

ибо он и есть тот, кто наслаждается их плодом. Это подобно тому, как победа или поражение, зависящее от участников битвы, при­писываются их господину. Тот же, кто не затронут таким опытом, и есть Ишвара, то есть особый Пуруша.

 

Но в таком случае существует множество кевалинов, [то есть освобожденных], достигших состояния абсолютной обособлен­ности 2.

Действительно, они обрели состояние абсолютной обособ­ленности, разорвав тройные путы 3. Ишвара, однако, [никогда] не был связан с таким [состоянием] в прошлом и не будет связан в будущем. Хотя предел прошлой зависимости освобожденного мо­жет быть познан, в случае с Ишварой это не так. И если возможен предел будущей зависимости для «растворенного в первопричине», то для Ишвары это не так. Он — всегда освобожденный, всегда — Ишвара 4!

 

Есть ли достоверное доказательство этого вечного превосход­ства Ишвары, обусловленного тем, что он обладает высочайшей сущ­ностью, или же такое доказательство отсутствует?

 

Его достоверное доказательство — священные тексты 5.

 

Но в таком случае, что является достоверным основанием священных текстов?

 

Их основание—в высочайшей сущности [Ишвары]. По­скольку и священные тексты, и [вечное] превосходство рядоположны высочайшей сущности Ишвары, их связь не имеет начала во времени.

 

Отсюда следует, что Он — всегда Ишвара, всегда освобожден­ный. И это Его высшее могущество не имеет ничего равного себе или превосходящего. Прежде всего оно не может быть превзойдено другим высшим могуществом, ибо если бы существовало нечто, пре­восходящее его, то оно было бы им самим. Поэтому тот, в ком реа­лизован высший предел могущества, есть Ишвара. Не существует гакже и другого высшего могущества, равного ему.

 

Почему?

 

Когда двое равных [говорят об] одном и том же желаемом объекте: «Пусть он станет новым» и «Пусть он станет старым», при достижении успеха одним безграничная воля другого столкнется с противодействием, и он окажется ниже. Кроме того, невозможно получение одного и того же желаемого объекта двумя равными [по силе субъектами] одновременно, ибо это противоречит смыслу.

 

Следовательно, тот, кто обладает высшим могуществом, которому нет равного или превосходящего его, и есть Ишвара. Он, [как скаpано в сутре], — особый Пуруша.

 

И далее

 

25. Семя всезнания в нем не имеет себе равных.

 

Сверхчувственное познание прошлого, будущего [или] настоя­щего по отдельности [или] вместе, которое [развито] в меньшей или большей степени, и есть семя всезнания 1. Тот, в ком [это семя], непрерывно увеличиваясь, не может быть превзойдено, [называет­ся] всезнающим.

 

Существует достижение высшего предела для семени всезнания, поскольку в нем [различаются последовательные] ступени увели­чения, как в случае [последовательного увеличения] размера. Тот, в ком [реализуется] обладание высшим пределом знания, есть Все­знающий. Он — особый Пуруша.

 

Умозаключение исчерпывает [свою доказательную силу] в вы­ведении только общего, и [оно] бесполезно при познании специфи­ческого; поэтому истинное знание Его имени и других особенностей следует искать в агамах 2.

 

Хотя [Ишвара] не извлекает пользы для самого себя 3, его цель — приносить пользу живым существам: «При разрушении кальпы и великих разрушениях вселенной 4 наставлением в знании и дхарме я поддержу [все живые] существа, вовлеченные в круговорот бытия». И соответственно было сказано: «Первый мудрец, принявший тво­рящую форму сознания, Бхагаван, высочайший риши, из [беспре­дельного] сострадания изложил учение Асури, исполненному же­лания узнать [его]» 5.

Он, этот [Ишвара],

 

26. Учитель также и древних, ибо он не имеет временных раз­личий.

И древние учители различаются по времени [своего существо­вания], но Он, к кому временные характеристики 1 неприложимы, является Учителем также и древних [мудрецов]. Подобно тому как Он совершенен по абсолютности формы существования при начале данного творения, точно так же его следует рассматривать и при начале прошлых творений.

 

27. Его [вербальное] выражение — священный слог Ом 1.

Ишвара — то, что обозначается священным слогом Ом. — Является ли эта связь обозначаемого и обозначающего [пло­дом] условного соглашения, или же она неизменна, как, например, [связь] между светильником и светом?

 

Эта связь обозначающего с обозначаемым неизменна, а ус­ловное соглашение относительно [обозначения] Ишвары и пред­ставляет такое неизменное отношение 2. Например, неизменное отношение между отцом и сыном лишь проясняется обыденным словоупотреблением: «Это его отец», «Это его сын». Точно так же и в других [периодах] творения 3 условное соглашение принима­ется именно так, в зависимости от функции обозначаемого и обо­значающего. Сведущие в агамах 4 утверждают, что связь между словом и [обозначаемым им] объектом вечна ввиду вечности согла­шения.

 

Йогин, постигший [связь] обозначаемого и обозначающего, [с необходимостью практикует]

 

28. его рецитацию и сосредоточение на его объекте.

 

[Имеется в виду] рецитация священного слога Ом и сосредото­чение на Ишваре 1, обозначаемом священным слогом Ом. У йогина, постоянно повторяющего священный слог Ом и сосредоточенного на его объекте, сознание становится сконцентрированным в одной точке. В этой связи было сказано: «Благодаря рецитации мантр пусть он пребывает в йоге, посредством йоги пусть он созерцает [мантру], ибо при достижении совершенства в рецитации мантр и в йоге сияет Высший Атман» 2.

Что еще происходит с этим [йогином]?

 

29. Отсюда — постижение истинной сущности сознания, а также устранение препятствий.

 

Какие бы то ни были препятствия — болезни и прочее, — все они перестают существовать вследствие упования на Ишвару; у него, [йогина], возникает также видение собственной сущности. Подобно тому, как Ишвара есть чистый Пуруша, [ничем] не замутненный, абсолютно обособленный, лишенный [бытийных] характеристик 1, этот [йогин] приходит к пониманию, что он также есть Пуруша, отражающий [содержание] буддхи.

 

Далее. Что такое препятствия, которые делают сознание рас­сеянным? Каковы они и сколько их?

 

30. Болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень, невоз­держание, ложное восприятие, неспособность достижения [какой-либо] ступени [сосредоточения], отсутствие стабиль­ности [при сосредоточении]эти отвлечения сознания суть препятствия.

 

[Насчитывается] девять препятствий, вызывающих рассеяние сознания. Они возникают одновременно с деятельностью сознания. При отсутствии этой [деятельности] они также отсутствуют. О [ви­дах] деятельности сознания было сказано выше.

 

Болезнь — нарушение равновесия гуморов 1 [телесных] секре­ций или внутренних органов.

 

Апатия — неспособность сознания к функционированию.

 

Сомнение — [вид] познавательной деятельности, затрагивающий обе стороны [проблемы]: «быть может, это так», «быть может, это не так».

 

Невнимательность — то, что вызывает отсутствие интереса к средствам реализации сосредоточения.

 

Лень — бездеятельность по причине тяжести тела или созна­ния 2.

Невоздержание — жажда соединения с чувственным объектом.

 

Ложное восприятие — ошибочное знание 3.

 

Неспособность достижения [какой-либо] ступени — недостиже­ние [соответствующей] ступени сосредоточения.

 

Отсутствие стабильности — неспособность сознания зафиксиро­вать себя на достигнутой ступени 4, ибо только при обретении со­средоточения оно может быть устойчивым.

 

Таким образом, эти отвлечения сознания и называются девятью загрязнениями йоги, врагами йоги, препятствием йоги.

 

31. Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи сопутству­ют рассеянным [состояниям сознания].

 

Страдание [бывает трех видов]: вызываемое внутренними [при­чинами], вызываемое другими существами и вызываемое сверхъесте­ственными [причинами] 1. Страдание — это то, от чего живые су­щества стремятся избавиться, когда оно их поражает.

 

Уныние есть нарушение ментальных функций вследствие пре­пятствия [реализации] желания.

 

Дрожь в теле — когда части [тела] дрожат, то есть сотряса­ются 2.

Вдох есть жизненное дыхание, при котором вдыхается внешний воздух.

Выдох — когда выходит воздух, находящийся внутри [тела].

 

Все эти [явления] сопутствуют рассеянным состояниям [со­знания], то есть они бывают лишь при рассеянных состояниях сознания и отсутствуют при сконцентрированном сознании.

 

Итак, эти рассеянные [состояния сознания], являющиеся пре­пятствием йогическому сосредоточению, должны быть подавлены посредством уже упоминавшихся практики и бесстрастия. Здесь же [автор] в заключение говорит о предмете практики:

 

32. в целях их устранения — практика с одной сущностью.

 

Для устранения рассеянных [состояний сознания] пусть [йогин] практикует работу с сознанием, «опирающимся» на одну [отдель­ную] сущность.

 

Однако для того, [кто полагает], что сознание есть лишь сознавание одного объекта за другим и [к тому же] мгновенно, все сознание [в своей всеобщности] только однонаправленно и не мо­жет быть рассеянным 1. [Лишь в том случае], когда это [сознание], отвлекшись от всего остального, концентрируется на одном объекте, оно становится однонаправленным. Следовательно, оно не [может быть направлено] с необходимостью на каждый объект. Так же и для того, кто полагает сознание однонаправленным, поскольку [оно представляет] поток сходных впечатлений; если его однонаправлен­ность есть свойство сознания, [трактуемого] как поток, то такой поток сознания не является [чем-то] унитарным ввиду [своей] мгновенности. Если же [допустить, что однонаправленность есть] свойство [конкретного] содержания сознания, представляющего собой составной элемент непрерывного потока [сознания], то [не­зависимо от того], состоит ли этот поток из сходных или различных содержаний сознания, само сознание всегда однонаправленно, по­скольку оно с необходимостью [фиксируется] на каждом объекте. Таким образом, [мысль] о рассеянном сознании оказывается не­объяснимой. Отсюда следует, что сознание унитарно, направлено на различные объекты и стабильно 2.

 

[Далее]. Если бы содержания сознания, имеющие различную внутреннюю природу, порождались бы как не связанные с единым сознанием, то как в таком случае одна [когниция] могла бы помнить то, что было увидено другой когницией? 3. Как одна когниция могла бы быть субъектом кармы, накопленной другой когницией? Если даже это как-то и устанавливается, то лишь способом, напоминаю­щим [логику] «коровьего навоза и молочной пищи» 4.

 

Более того, при рассмотрении сознания как различных, [не свя­занных между собой когниций оппонент] приходит к отрицанию достоверности опыта самотождественности. Каким образом [две когниций] «Я прикасаюсь к тому, что я прежде видел» и «Я вижу то, к чему я прежде прикасался» могут быть отнесены к не имеюще­му различий субъекту познания, если все когниций различны? Ка­ким образом когниция «Я есмь этот неделимый атман», имеющая своим объектом одну идею [атмана] и возникающая в совершенно различных сознаниях, может принадлежать одному субъекту по­знания как общее [знание]? Ведь знание «Я есмь этот неделимый атман» может быть получено из собственного опыта. Более того, авторитет восприятия не превосходит другие средства познания. Напротив, другие средства познания находят применение именно благодаря восприятию. Поэтому сознание унитарно, направлено на различные объекты и стабильно.

 

Каким образом [достигается] то очищение устойчивого созна­ния, о котором говорится в шастре?

 

33. Очищение сознания [достигается] культивированием друже­любия, сострадания, радости и беспристрастности 1 по отно­шению к счастью, страданию, добродетели и пороку.

 

Итак, пусть [йогин] культивирует дружелюбие по отношению ко всем живым существам, наслаждающимся счастьем, сострадание к тем, кто испытывает страдание, радость по отношению к добро­детельным, беспристрастность к обладающим порочными склон­ностями.

 

У того, кто взращивает [свои чувства] подобным образом, воз­никает «светлое» качество, а отсюда и происходит очищение созна­ния. Будучи очищенным 2, [оно становится] устремленным к одной точке и достигает стабильности.

 

34. Либо же благодаря выдоху и задержке дыхания '.

 

[Полный] выдох есть удаление воздуха из груди через обе ноздри посредством особого усилия; его удержание есть пранаяма, [то есть контроль над дыханием].

 

«Либо же» — [йогину] следует достичь ментальной стабильности с помощью этих обоих [способов].

 

35. Либо же [сверхчувственная] деятельность относительно [со­ответствующих] объектов при своем возникновении [также] вызывает ментальную стабильность.

 

Восприятие «божественного» запаха у того [йогина], который сосредоточен на кончике носа, и есть [сверхчувственная] деятель­ность относительно запаха. Восприятие вкуса [достигается при со­средоточении] на кончике языка, восприятие цвета-формы — на нёбе, восприятие осязаемого — на середине языка и восприятие звука — на основании языка. И так эти [виды сверхчувственной] деятельности при своем возникновении фиксируют сознание в ус­тойчивом состоянии, рассеивают сомнения и становятся средством [обретения] мудрости через йогическое сосредоточение.

 

Аналогичным образом и проявленную [чувственную] деятель­ность относительно луны, солнца, планет, драгоценных камней, све­тильников, лучей света и т. д. также следует понимать как имеющую [соответствующий] объект. Ибо, несмотря на то, что истинная сущ­ность реальных объектов, как она есть в действительности, и позна­ется на основании той или иной шастры, логического вывода или наставления учителей — поскольку все это способно показать под­линную природу реальности 1, — до тех пор, пока хотя бы одна ка­кая-либо часть [реальности] не воспринята собственными органами чувств, все [остается] таким, как если бы [оно было] непосредст­венно неизвестным, и не может вызвать твердого понимания таких тонких предметов, как конечное освобождение и прочее.

 

Поэтому для того, чтобы подтвердить [достоверность] шастр, логического вывода и наставления учителей, по крайней мере не­который специфический [предмет] должен быть с необходимостью воспринят непосредственно 2. И тогда, если одна сторона предмета, о котором говорилось в этих [источниках знания], воспринимается непосредственно, то все [остальные] тонкие предметы, вплоть до конечного освобождения, вызывают полное доверие. Именно с этой целью и говорится об очищении сознания.

 

Если возникло состояние сознания, полностью контролирующее беспорядочное функционирование [психики], то оно становится способным непосредственно воспринимать тот или иной объект. И когда это происходит, то у него, [йогина], беспрепятственно воз­никают вера, энергия, памятование и сосредоточение.

 

36. Либо беспечальная и лучезарная..1

 

[Слова] «...деятельность... при своем возникновении [также] вызывает ментальную стабильность» надлежит перенести [из пре­дыдущей сутры]. [Здесь имеется в виду] постижение буддхи, [возникающее у йогина], сосредоточенного на лотосе сердца, ибо сущность разума обнаруживает яркое сияние, подобное акаше 2. Благодаря искусству сохранения устойчивости в таком [состоянии], деятельность [сознания] представляется в форме сияния солнца, луны, планет [или] драгоценных камней.

 

Аналогичным образом сознание, растворенное в [идее] самости, перестает волноваться и становится подобным великому океану, умиротворенным, беспредельным, только-самостью. Сказано в этой связи: «Размышляя об атмане как о том, что есть лишь атом, по­истине [йогин] приходит к совершенному знанию: «Я есмь» 3.

 

Эта двоякого вида «беспечальная» деятельность, «имеющая объект» и «только-самость», называется лучезарной. С ее помощью сознание йогина обретает состояние стабильности.

 

37. Или же сознание, имеющее объектом [тех, кто] свободен от желаний.

 

Либо же сознание йогина обретает состояние стабильности, когда оно «окрашено» восприятием [индивидов], свободных от желаний, [восприятием], выступающим в качестве объекта [сосредото­чения] 1.

 

38. Или же [сознание], опирающееся на восприятие, [получен­ное] в сновидении либо во сне без сновидений 1.

 

Либо же сознание йогина обретает состояние стабильности, имея в качестве опоры восприятие, [полученное] в сновидении или во сне без сновидений, или его образ.

 

39. Или благодаря созерцанию того, что приятно.

 

[Йогину] следует созерцать именно то, что ему приятно. Достиг­нув стабильности [сознания] в этом случае, он достигает стабиль­ности и в других случаях.

 

40. Его могущество [распространяется на все] — от атома до величайших [объектов].

 

[Сознание йогина], проникающее1 в «тонкий» [объект], обре­тает состояние стабильности, [распространяющееся на все мель­чайшее] вплоть до атома. Сознание, проникающее в «грубый» [объект], достигает стабильности, [распространяющейся на все крупное] вплоть до величайших [по размеру объектов]. Таким об­разом, отсутствие препятствия [для сознания], функционирующего между двумя этими пределами, и есть высшее могущество. Созна­ние йогина, достигшее такого могущества, более не нуждается в очищении как следствии практики.

 

Итак, какова же собственная форма сознания, обретшего состо­яние стабильности, каковы его объекты и [ступени] сосредоточе­ния?

Об этом говорится [в сутре]:

 

41. Сосредоточение есть состояние «окрашенности» тем [объек­том], на который [сознание] опирается, [то есть] на субъект познания, на познание и на объект познания, когда разверты­вание [сознания] прекращено, как в случае с драгоценным камнем.

 

«Когда развертывание [сознания] прекращено» означает полное прекращение концептуализирующей деятельности [сознания].

 

«Как в случае с драгоценным камнем» — использование примера. Подобно тому, как хрусталь окрашивается в тот или иной цвет раз­личных предметов, служащих для него подставкой, и проявляет внешнюю форму [своей] цветной опоры, так и сознание, «окрашен­ное» объектами, на которые оно опирается, [как бы] ассимилиру­ется объектом и проявляется как видимость собственной формы объекта. Например, будучи «окрашено» тонким элементом, [созна­ние] ассимилируется им и проявляется как собственная форма тон­кого элемента. Точно так же, будучи «окрашено» грубым объектом, [сознание] ассимилируется им и отражает грубую форму. Анало­гичным образом, «окрашенное» универсальным различием, [созна­ние] ассимилируется им и становится отражением универсальной формы.

 

Так же это следует понимать и в случае с познавательными про­цессами и познавательными способностями. «Окрашенное» процес­сом познания в качестве своей опоры, [сознание] ассимилируется им и проявляется как видимость собственной формы процесса познания. Подобным же образом [сознание], «окрашенное» Пурушей — субъектом познания — как своей опорой, ассимилируется им и проявляется в качестве видимости собственной формы Пуруши — субъекта познания. Так же, будучи «окрашено» освобожден­ным Пурушей как своей опорой, [сознание], уподобляясь ему, про­является как видимость собственной формы освобожденного Пуруши.

 

И таким образом сознание, подобное драгоценному камню, когда оно опирается на субъект познания, [или на] процесс познания, [или] на объект познания, [то есть] на Пурушу, [или] на органы чувств, [или] на [перво] элементы и когда оно «окрашено» ими, [то есть] основывается на них, [тогда] обретает их форму проявления. Такое [состояние сознания] называется сосредоточением.

 

42. Здесь 1 сосредоточение «с умозрением» лишено отчетливости ввиду различия между словом, объектом и понятием 2.

 

Например, хотя слово «корова», объект «корова» и понятие «ко­рова» различаются между собой, в познавательном процессе они кажутся нераздельными. При анализе [обнаруживается, что] свой­ства слова — это одно, свойства объекта — другое, а свойства по­нятия — третье. Иначе говоря, их способы существования различны.

 

Если при этом у йогина в состоянии сосредоточения объект «ко­рова» и т. п., попавший в [сферу его] сосредоточенного постижения, оказывается связанным с различением слова, объекта и понятия, то такое неотчетливое состояние сосредоточения называется «умо­зрительным».

 

Однако когда память [йогина] «очищена» от [каких-либо следов] языковых конвенций и сосредоточенное постижение свободно от [всех] умозрений, [возникающих вследствие] вербального свиде­тельства [или] логического вывода, объект предстает лишь тем, что он есть сам по себе, и характеризуется только проявлением собст­венной формы. И это — недискурсивное сосредоточение 3. Оно и есть высшее восприятие как семя вербального свидетельства и умозаклю­чения. И вербальное свидетельство, и умозаключение возникают на его основе. Более того, такое непосредственное знание не сосу­ществует со знанием, (полученным на основе] вербального свиде­тельства или умозаключения. Поэтому непосредственное знание йогина, возникшее из недискурсивного сосредоточения, не смеши­вается с другими источниками познания.

 

Определение этого недискурсивного сосредоточения проясняется в [следующей] сутре.

 

43. Недискурсивное [сосредоточение есть такое состояние со­знания, когда оно], полностью очищенное от памяти и как бы лишенное собственной формы, проявляет только объект.

 

Недискурсивное сосредоточение есть такое [состояние созна­ния], когда при Очищении памяти от языковых конвенций, вербаль­ного свидетельства, умозаключения, понятий и ментального кон­струирования постижение, «окрашенное» собственной формой вос­принимаемого объекта, как бы оставив свою форму постижения, которое есть по своей сути процесс познания, обретает собственную форму референта, то есть воспринимаемого объекта как такового. Подобным же образом это было объяснено [и в сутре].

 

Для такого [сосредоточения] мир [внешних предметов] — коро­ва и т. д. или горшок и т. д., — [который] по своей сути есть специ­фическая форма соединения атомов 1 [как] внутренняя форма объекта, представляет [собой содержание] единичного ментального акта. И эта специфическая форма, которая, в сущности, есть общее свойство тонких элементов, установленное посредством умозаклю­чения на основании видимого следствия, [то есть внешнего объ­екта], проявляется через свое эмпирическое выражение. Она исчезает при появлении другой качественной определенности, [например] чаши и т. д. Такой качественно-определенный субстрат называется целостностью. Эта [целостность] и есть то, [что сущест­вует как] единичное, большое или малое, как осязаемое или обла­дающее способностью действия, или как невечное. [Вся] практиче­ская деятельность и осуществляется с таким целостным [предметом].

 

Однако для того, кто отрицает реальность этого специфического соединения [атомов] ввиду невоспринимаемости «тонкой» причины в недискурсивном [сосредоточении], практически все полученное знание является ложным, поскольку при несуществовании целого ложное знание не основано на его форме. Как же тогда возможно истинное знание, коль скоро его объект не существует? Все, что воспринимается, рассматривается в качестве целостности. Следо­вательно, целое, которое получает в обыденном словоупотреблении [название] «большое», «маленькое» и т. п., существует [реально]. Оно-то и выступает объектом недискурсивного сосредоточения.

 

44. Таким же образом объяснены рефлексивное и нерефлексив­ное [сосредоточения], имеющие «тонкий» объект.

 

Из этих [двух] сосредоточение на «тонких» элементах, свойства которых проявлены и которые определены опытом пространства, времени и операциональной причины, называется рефлексивным.

 

В этом случае также и «тонкий» элемент, воспринимаемый единич­ным ментальным актом и специфицированный наличной качествен­ной определенностью, служит той опорой, на которой основывается йогическое постижение.

 

В свою очередь, сосредоточение, всегда и во всех отношениях связанное [с «тонкими» элементами], которые лишены [каких бы то ни было] спецификаций через «угасшие», возникшие или неопре­деляемые свойства, [но которые тем не менее] сопровождаются всеми свойствами и являются внутренней сущностью всех свойств,— [такое сосредоточение] называется нерефлексивным. Будучи имен­но таковым по своей природе, «тонкий» элемент становится в силу этого опорой йогического постижения, которое и «окрашивается» его собственной формой. Когда же постижение как бы лишается собственной формы и выступает как «только-объект», оно называ­ется нерефлексивным.

 

Из этих [четырех видов] дискурсивное и недискурсивное [со­средоточения] имеют своим предметом «грубые» реальные объекты, а рефлексивное и нерефлексивное [сосредоточения] — «тонкие». И, таким образом, с помощью недискурсивного [сосредоточения] объяснены два [последних вида сосредоточений], когда концеп­туализации отсутствует.

 

45. Свойство быть «тонким» объектом имеет [своим] ограни­чителем «отсутствие признака» 1 [как исходное состояние первопричины].

 

«Тонкий» объект атома земли — танматра запаха, [атома] во­ды — танматра вкуса, [атома] огня — танматра цвета, [атома] ветра — танматра осязания, [атома] акаши — танматра звука 2.

 

Принцип индивидуации в качестве [причины также может слу­жить «тонким» объектом для йогического сосредоточения]. В свою очередь, его «тонкий» объект — «только-признак» 3, [то есть первая стадия эволюции первопричины]. «Отсутствие признака» [как при­чина] «только-признака» также [может выступать] «тонким» объек­том [сосредоточения], но выше «отсутствие признака» «тонкого» не существует.

 

Но разве нет Пуруши как «тонкой» [сущности]?

 

Правильно, но эта «тонкость» Пуруши отнюдь не того же са­мого порядка, что «тонкость» «отсутствия признака» по отношению к «высшему признаку». Пуруша не является порождающей причи­ной, он — причина [целевая].

 

Отсюда становится понятным, что «тонкость» достигает своего предела в прадхане, [то есть первопричине].

 

46. Именно они, [такие виды концентрации], и есть сосредото­чение, обладающее семенем.

 

Эти четыре [вида] концентрации [сознания] обладают «семенами» 1, [то есть] внешними реальными объектами, и, таким образом, сосредоточение также наделено семенем. Здесь дискурсивное и недискурсивное [сосредоточение] — на «грубом» объекте, а реф­лексивное и нерефлексивное — на «тонком». Иными словами, на­считывается четыре вида сосредоточения.

 

47. При искусности в нерефлексивном [сосредоточении возника­ет] внутреннее спокойствие.

 

Искусность — это ясное, невозмущаемое течение саттвы интел­лекта, сущность которой — свет, [она] свободна от загрязняющих [ее] препятствий и не подвержена преобладающим влияниям раджаса и тамаса. Когда возникает такая искусность в нерефлексивном сосредоточении, тогда у йогина наступает неколебимое внутреннее спокойствие, [то есть| свет открытой мудрости, не связанной с [обычными] ступенями [процесса познания и видящей] объект та­ким, как он существует в реальности. В этой связи сказано: «Подоб­но тому как [человек], стоящий на вершине горы, видит всех, нахо­дящихся на равнине, тот, кто обрел свет мудрости, [сам] не подвер­женный печали, видит людей в [их] страдании» 1.

 

48. Мудрость, [обретенная] при этом, [называется] «несущей истину».

 

Мудрость, возникшая у того [индивида], сознание которого скон­центрировано, называется «несущей истину» '. И это значение [тер­мина] понятно само по себе: [мудрость] несет 2 только истину; в ней нет и примеси заблуждения. В этой связи сказано: «Посредством доктринальных текстов, логического вывода и ревностной практики созерцания — тремя этими способами он, [йогин], обретает муд­рость и высшую йогу».

 

Но эта [мудрость]

 

49. ввиду специфики своей направленности имеет иной объект, нежели мудрость, [обретенная] на основании услышанного или на основании логического вывода.

 

[Мудрость] на основании услышанного — [это] знание 1 доктринальных текстов, она имеет общий объект, ибо с помощью агамы, [то есть доктринального текста], нельзя передать особенное. Поче­му [так]? Потому что слово не является продуктом условного со­глашения, [достигнутого] на основании особенного. Точно так же и логический вывод имеет в качестве объекта только общее. [Напри­мер]: везде, где есть обретение [нового места], есть и движение; нет обретения [нового места], там нет движения, — так сказано. Посредством умозаключения [мы делаем] вывод через общее. По­этому никакое особенное (единичное) не является объектом услы­шанного или логически выведенного.

 

Точно так же [никакой] «тонкий», скрытый или удаленный объект не может быть познан посредством обычного восприятия, но [в то же время] нельзя [сказать], что этот единичный [объект] не существует из-за того, что он недоступен обычным средствам познания.

 

Следовательно, особенное, относится ли оно к «тонким» сущ­ностям или к Пуруше, является объектом именно йогического по­стижения. Поэтому такая мудрость ввиду специфики своей направ­ленности имеет иной объект, нежели мудрость, [обретенная] на ос­новании услышанного или на основании логического вывода.

 

У йогина, обретшего мудрость сосредоточения, санскара, [то есть формирующий фактор], созданный [этой] мудростью, воспроизво­дится снова и снова.

 

50. Формирующий фактор, порожденный такой [мудростью], является препятствием для других формирующих факторов,

 

Формирующий фактор, порождаемый мудростью сосредоточения, блокирует скрытые тенденции уже проявленных формирующих фак­торов. Вследствие преодоления возникших формирующих факторов порождаемые ими содержания сознания перестают существовать. При прекращении познавательных процессов наступает состояние сосредоточения, затем — мудрость, порожденная сосредоточением. Из нее [возникают] порожденные мудростью формирующие фак­торы. И так снова и снова воспроизводится скрытая тенденция фор­мирующих факторов. Из них — мудрость, а из нее — формирующие факторы 1.

 

Но как [объяснить, что] такое преобладание формирующих факторов не вызывает деятельности сознания?

 

Эти формирующие факторы, порождаемые мудростью, не на­деляют сознание [его обычной] функцией, ибо они служат причиной устранения аффектов. Они [как бы] освобождают сознание от его собственной деятельности, ибо активность сознания прекращается [с обретением] высшего различения.

 

Что еще с ним происходит?

 

51. При устранении и этого [формирующего фактора наступает] сосредоточение, «лишенное семени», ибо вся [деятельность сознания] прекращена.

 

Оно, [сосредоточение, «лишенное семени»], не только противо­положно мудрости сосредоточения, но и служит препятствием для формирующих факторов, созданных [этой] мудростью.

 

Почему?

 

Формирующий фактор, порожденный прекращением [дея­тельности сознания], препятствует развертыванию формирующих факторов, порожденных сосредоточением. Реальность существова­ния формирующего фактора, порождаемого «остановленным» со­знанием, может быть выведена из опыта протекания времени, в те­чение которого сохраняется стабильность прекращения [деятель­ности сознания] 1. Сознание вместе с формирующими факторами, возникающими из актуализированного и прекращенного сосредото­чения и ведущими к абсолютному обособлению, растворяется в своей постоянной первопричине. Поэтому такие формирующие факторы, противодействующие функции сознания, не служат причинами его сохранения. Вследствие этого сознание, функция которого завер­шена, прекращает свою деятельность вместе с формирующими фак­торами, ведущими к абсолютному обособлению 2. При его остановке Пуруша пребывает в своей собственной форме [и] поэтому назы­вается чистым, абсолютно обособленным, освобожденным.

 

Первая глава «О сосредоточении» в трактате Патанджали о йоге, [носящем название] «Изложение санкхьи», закончена.