Автор: Аль-Газали
Иран Категория: Абу Хамид аль-Газали
Просмотров: 1250

Выдающийся мусульманский ученый, мыслитель, теолог и правовед Абу Мухаммад аль-Газали ат-Туси (1058 - 1111), еще при жизни завоевавший высшую ученую степень своего времени «Худжжат аль-ислам» (Довод ислама), и поныне является одним из самых известных авторов мусульманского мира. В его трудах отразились культурные достижения великой мусульманской цивилизации. Идеи аль-Газали оказали глубочайшее воздействие на формирование воззрений многих великих мусульманских философов - Ибн Рушда, Ибн Туфайля и суфиев - Ибн 'Араби, Шихаб ад-Дина ас-Сухраварди аль-Мактуля и других. Кроме того, аль-Газали - крупнейший представитель мировой теологической и философской мысли. Таким образом, его интеллектуальное наследие представляет собой не только органическую часть «мира ислама», но и одно из ярких проявлений человеческого духа.

Книга «Ихйа' 'улум ад-дин» (Возрождение религиозных наук) является самым объемным и известным трудом аль-Газали. В ней он подытожил и суммировал достижения основных религиозных и интеллектуальных дисциплин - мусульманского права (фикх), теологии (калам), философии и суфизма (тасаввуф) - и критически переработал их. Данное произведение отличается безукоризненной логикой и ясностью изложения. Эта книга была и остается объектом идейных споров, научных, религиозных, философских и суфийских изысканий и интерес к ней не угасает на протяжении вот уже девяти веков.

ПРЕДИСЛОВИЕ

На исходе каждой эпохи развитой цивилизации появляются произведения культуры (книги, предметы искусства и т. п.), которым суждено стать свидетельствами о времени их создания. В этих произведениях находят свое воплощение достижения общества в духовной сфере - в науке, философии, искусстве, религии и морали. В каждую эпоху создаются множество текстов, в которых в той или иной мере находит отражение дух этого времени. Но совершенно особое место в культуре занимают те книги, в которых зафиксированы достижения «золотой» эпохи конкретной цивилизации. В такую эпоху формируется облик данной цивилизации, складываются устойчивые механизмы воспроизводства ценностей, лежащих в ее основе. Достижения культуры, находящейся на пике своего развития, в области науки, философии и религии превращаются в эталоны ценностей этой культуры для последующих поколений. К текстам, в которых зафиксированы наивысшие достижения интеллектуальных дисциплин конкретной культуры, люди обращаются для того, чтобы сверяться с «классическими» образцами. Сказанное в полной мере относится к книге аль-Газали «Возрождение религиозных наук» (Ихйа' 'улум ад-дин).

На эпоху, в которой он жил и творил, приходится высший пик развития мусульманской цивилизации. Почему он назвал свое произведение «Возрождением религиозных наук»? Действительно ли религиозные науки в V в. по мусульманскому летоисчислению (хиджры)/Х! в. по христианскому летоисчислению «умерли», что потребовалось появление аль-Газали для их «возрождения»?

В исламской цивилизации, в основе которой лежит священный Коран и Сунна Пророка Мухаммада Ш, существуют дополнительные тексты, которые, с одной стороны, должны прояснять сложные и неясные места в священном тексте Корана, а с другой, ориентировать мусульманина, принадлежащего к традициям исламской культуры, на правильное понимание требований Закона (шариата), о которых говорится в Коране. С течением времени корпус таких текстов расширился, количество людей, занятых уже не только составлением текстов для толкования Корана, но, в свою очередь, для толкования этих толкований, также увеличилось, а уровень понимания священного текста, напротив, снизился, несмотря на то, что религиозные науки продолжали развиваться и обрастать вспомогательными узкоспециализированными дисциплинами. Возник парадокс: с увеличением общего уровня образования верующих снижался уровень однозначного понимания положений Корана.

Книга «Возрождение религиозных наук» (Ихйа' 'улум ад-дин) помогла разорвать этот порочный круг. Она стала средством прояснения для мусульман ставших «непонятными» для них мест в их религии и культуре. Аль-Газали осуществил кодификацию религиозных наук, благодаря чему сложился устойчивый механизм воспроизводства общеисламских ценностей, на действие которого уже не могли повлиять ни политические изменения, ни последующее крушение Халифата. Мусульманская цивилизация обрела способность опираться на собственные силы, независимо от государственных обстоятельств. Ислам обрел религиозный и культурный иммунитет, в выработке которого аль-Газали сыграл исключительную роль.

Насыров И. Р., Ацаев А. С., 2006 г.