Автор: Аль-Газали
Иран Категория: Абу Хамид аль-Газали
Просмотров: 1246

Достоинство обучения

Что касается аятов [Корана], то Аллах الله أكبر  говорит:

«Верующим не следует всем поголовно отправляться на джихад или за знаниями, пусть отправляется за знаниями небольшая часть из каждой общины и по возвращении обучает им оставшихся, дабы следовали они полученным знаниям!» (Коран 9:122).

Имеются в виду обучение и наставление.Всевышний говорит:

«И вот взял Аллах с тех, кому даровано Писание, завет: "Вы будете разъяснять его людям и не будете скрывать"» (Коран 3:187).

И это - вменение в обязанность обучения знанию. Аллах говорит:

«Но ведь часть из них скрывают истину, хотя и знают». (Коран 2:146).

И это - запрещение утаивания [знания], подобно тому как Всевышний Аллах говорит о свидетельстве (шахада):

«И не скрывайте свидетельства, а если кто сокроет, то он - тот, у кого сердце грешно[1]». (Коран 2:283).

Пророк сказал: «Аллах не дает ученому знание, кроме как беря с него такое же обещание, что Он взял с пророков: чтобы они разъясняли знание людям и не скрывали (не утаивали) это [знание]». Всевышний говорит:

«Кто же лучше словами, чем тот, кто призывает к Аллаху и творит благое» (Коран 41:33). И сказал Всевышний:

[Смысл]: «...Посланник, который научит их Корану и хикма (то есть тому, посредством чего они будут совершенствоваться)» (Коран 2:129).

А что касается хадисов, то Пророк сказал Му'азу رضي الله عنه [2], когда отправлял того в Йемен:

Наставление Аллахом благодаря тебе одного человека на правильный путь будет для тебя лучше, чем мир земной и то, что есть в нем.

Пророк говорил:

[1] Сердце, как духовный орган, является владыкой тела человека, и если оно грешно, то грешно все тело. То есть грех сердца - это фундаментальный грех, охватывающий все тело, все органы.

[2] Му'аз ибн Джабаль (ум. 19/639) - один из сподвижников Пророка Мухаммада , который отправил его наставлять Исламу жителей Йемена и быть там судьей. Му'аз участвовал в походе на Сирию.

Кто изучит что-то из знания, дабы обучить людей, тот получит [от Бога] вознаграждение, [равное награде] семидесяти праведных людей.

Пророк 'Иса (Иисус) عَلَيْهِ ٱلصَّلَاةُ وَٱلسَّلَامُ сказал: «Кто знает [о заветах Бога], совершает добрые дела и учит [этому других], тот провозглашается как великий в Малакуте[1]».

[1] Малакут - незримый, внечувственный мир, мир ангелов, джиннов, духов и т .д. 76

Пророк говорил:

Когда наступит Судный день, то Аллах الله أكبر скажет усердно поклонявшимся [Ему] и муджахидам (сражавшимся на Его пути): «Войдите в Рай!» [Тогда] воззовут [к Нему] ученые: «Благодаря нашему знанию они усердно поклонялись и неистово сражались!» И молвит Аллах الله أكبر: «Вы для Меня подобны Моим ангелам! Просите [за других], и Я приму ваше заступничество!» И ученые будут заступаться, а потом войдут в Рай.

Такая степень присуща только тем знаниям, которые переходят к другим посредством обучения ('ильм мута -адди), а не знаниям, которыми не делятся ('ильм лазим).

Пророк говорил:

Аллах الله أكب не лишает людей знания в буквальном смысле после того, как Он дарует им его, но оно покидает их по причине смерти ученых. Каждый раз, когда уходит [из жизни] какой-то ученый, вместе с ним уносится и то знание, которое было у него, и так до тех пор, пока Всевышний не оставит только невежественных правителей, которые, если у них спросят о чем-то, вынесут решение без [опоры на] знания, введут [людей] в заблуждение и сами окажутся в заблуждении.

Пророк сказал:

Кто усвоит что-то из знания и утаит его, того Аллах в Судный день взнуздает огненной уздой.

Он говорил:

Прекрасный подарок и лучший дар - мудрое слово, услышав которое, сохранишь и донесешь его брату твоему мусульманину, и научишь ему. Это приравнивается поклонению [Богу] в течение года.

Пророк сказал:

Земной мир (ад-дунья) проклят, проклято и все, что есть в нем, кроме поминания (зикр) Аллаха لله أكب, доброго деяния, которое любит Аллах, обучающего наукам и учащегося.

Пророк также говорил:

Воистину, Аллах لله أكب, Его ангелы и все те, кто населяет Его небеса и землю, даже муравей в своей щели и кит в море, благословляют того, кто учит людей добру.

Онговорил:

Не принесет мусульманин лучшей пользы, чем доведение до брата по вере хорошего хадиса, который был доведен до него самого.

Он сказал:

Доброе слово, услышав которое, уверовавший (му'мин) в Аллаха учит ему других и поступает согласно ему, лучше для него, чем поклонение в течение года.

Однажды вышел Посланник Аллаха из дому и увидел два собрания, на одном из которых собравшиеся возносили молитвы Аллаху لله أكب и просили Его [о помощи], а на втором учили людей. [Пророк ] сказал:

 

Что касается тех, которые просят Всевышнего Аллаха, то Он, если пожелает, дарует им [блага], а если пожелает, то откажет им; что же касается этих, то они учат людей, а я послан [к людям] Учителем.

Потом он направился ко второму собранию и подсел к ним.

Пророк сказал:

Наставления на правильный путь и знания, с чем ниспослал меня Аллах لله أكب [к людям], подобны обильному дождю, напоившему землю, часть которой впитала земля и стала пастбищем с обильной травой, другая [часть] была местом, которое удержало эту воду, и Аллах لله أكب принес этой водой пользу людям: они пили ее, орошали [ею земли] и растили [хлеб], а [третья] часть оказалась местом, что не удержало воду и не способствовало росту растений.

Первая [часть, т.е. плодородная земля] упомянута [Пророком ] в качестве примера того, кто воспользовался своим знанием; вторая [часть, т.е. земля, удержавшая воду] - как пример приносящего пользу другим; а третья часть - как пример лишенного обоих [усвоения знания и обучения ему].

Пророк сказал:

Когда умирает Адамов сын (человек), то его благие дела прерываются, кроме трех: [его] знания, которое приносит пользу [остающимся], садака джария[1], и хорошего сына, который молится за него.

[1] Садака джария - милостыня, пожертвование и другие добрые дела, которые совершил человек, и которые продолжают приносить пользу людям, такие как посаженное им дерево, построенный мост, мечеть или другое здание общего пользования, проложенная им дорога и т. д.

Пророк говорил:

Наставляющий людей на доброе подобен делающему его.

Он сказал:

Можно завидовать лишь двоим: человеку, которому даровал Аллах لله أكب мудрое знание, и который судит, опираясь на него, и учит ему людей, и человеку, которому Аллах даровал богатство и которого Аллах сделал расходующим его на добрые дела.

Пророк сказал:

Да смилуется Аллах над моими преемниками!

- А кто твои преемники?

- Те, которые возрождают мою Сунну[1] и учат ей рабов Аллаха.

Что касается асар [высказываний сподвижников Пророка и их последователей], то 'Умар ибн аль-Хаттаб رضي الله عنه говорил: «Кто перескажет (передаст) хадис [Пророка ] и люди поступят согласно ему, тот получит вознаграждение, равное награде того, кто сделал это дело». Ибн 'Аббас رضي الله عنه сказал: «Все, даже рыбы в море, просят [Бога] простить грехи тому, кто учит людей добру». Некоторые ученые говорили: «Ученый выступает посредником между Аллахом и Его созданиями в деле наставления их на правильный путь, так пусть он смотрит, как наставляет». Рассказывают, что Суфьян ас-Саври[1], да смилуется над ним Аллах, пришел в Аскалан[2] и остановился [там]; и ни один человек не обратился к нему с вопросами. [Тогда] он сказал: «Наймите мне верховое животное, чтобы я выехал из этого города; в этом городе вымирает знание». Он сказал это, чтобы напомнить о достоинстве обучения знанию и необходимости сохранения знаний тем самым. Абу Мухаммад 'Ата' ибн Абу Рабах رضي الله عنه рассказывал: «Вошел я к Са'иду ибн аль-Мусаййабу[3], а он плачет. Я спросил его: "Что заставляет тебя проливать слезы?". Он ответил: "Нет никого, кто бы задавал мне вопросы о чем-нибудь!"»

Некоторые ученые говорят: «Ученые - светочи времен, каждый из них - светильник своей эпохи, которым освещаются его современники». Аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Если бы не ученые, то люди стали бы подобны скоту». То есть ученые посредством обучения (просвещения) поднимают людей от уровня животного до уровня человека. 'Икрима[4] сказал: «Воистину, это знание [о Боге] обладает ценностью». Его спросили: «Что это?». Он пояснил: «Это вложение его в того, кто понесет его достойно и не растратит бездарно».

[1] Суфьян ас-Саври (Абу 'Абдаллах) (ум. 162/778 году) - факих (мусульманский правовед), эпоним богословско-правового направления (мазхаба), который не сохранился, известный передатчик хадисов. [2] Аскалан - город в Палестине.

[з] Са'ид ибн аль-Мусаййаб ибн Хазан аль-Махзуми (ум. 94/711) - видный ученый первых веков Ислама, один из заметных последователей (таби'ун) сподвижников Пророка , надежный передатчикхадисов.

[4] 'Икрима ('Икрима ибн Абу 'Абдаллах) (ум. 100/717) - вольноотпущенник (маула) Ибн 'Аббаса.

Яхья ибн Му'аз[1] сказал: «Ученые милосерднее к умме (к представителям общины) Пророка , чем их (верующих) отцы и матери». У него спросили: «Как это?» Он сказал: «Потому что отцы их и матери охраняют их от огня земного мира (ад-дунья), а ученые оберегают их от огня (Ада) того света (аль-ахира)».

Было сказано: «Начало знания - в молчании, затем идет слушание, затем - запоминание, затем - исполнение дела [согласно знанию], а затем - распространение его». Также говорят: «Учи своему знанию того, кто лишен его, и учись у того, кто знает то, чего ты не знаешь. Если ты будешь делать так, то познаешь то, чего не знал, и крепко запомнишь, что выучил».

Говоря о [достоинствах] усвоения знания и обучения ему, Му'аз ибн Джабаль привел хадис аль-марфу '[2]: «Изучайте знание, ведь его усвоение ради Аллаха - это проявление благоговения перед Ним, поиск его - это поклонение ('ибада) [Ему], изучение его [вместе с кем-нибудь]

это восхваление [Его], исследование его - это борьба на пути Аллаха (джихад), обучение ему того, кто лишен знания, - это милостыня (садака), щедрое деление им с теми, кто заслуживает знания, - средство приближения (курба) [к Богу]; оно [знание] - развлечение в одиночестве, товарищ в уединении, направляющий на истину в делах религии, разделяющий [с вами] и радость и горе, возвышающий, как визирь, среди друзей, самый близкий среди чужих, маяк на пути в Рай. Возвышает Аллах им (знанием) людей, делает их ведущими к добру, наставниками, за которыми люди следуют по правильному пути;

[1] Абу Закарийа Яхья ибн Му'аз ар-Рази (ум. в 258/871-72) - видный суфий и проповедник из г. Рей.

[2] Хадис аль- марфу' - хадис, цепочка передачи которого восходит к Пророку Мухаммаду .

их (обладателей знания) поступки - достойный пример для подражания, они привлекают взоры, ангелы любят находиться в их обществе, милостиво касаясь их своими крыльями, и все, что в воде и на суше, просит [Бога] простить их грехи, - даже киты в море и ядовитые твари, звери и скоты земные, небеса и звезды на них, потому что знание - жизнь для сердец супротив слепоты, свет для глаз супротив мрака и сила тел супротив слабости, с ним достигает раб Божий положения праведников и высших ступеней познания Аллаха. Размышление с целью постижения знания сравнимо с постом (савм), а изучение его - с бодрствованием по ночам, исполняя молитвы. Знанием подчиняются Аллаху لله أكب, им (знанием) поклоняются [Ему], им убеждаются в единстве Аллаха, им восславляют Его, им становятся набожными, им связывают родственные узы, им научаются разрешенному (халал) и запретному (харам). Знание - предводитель, а дело следует за ним, вдохновляются им счастливые, и лишены его несчастные». Просим лучшего содействия у Аллаха!