Автор: Аль-Газали
Иран Категория: Абу Хамид аль-Газали
Просмотров: 1239

Абу Хамид Мухаммад аль-Газали

Возрождение религиозных наук. Введение

Бисмиллахи -р-рахмани-р-рахим[1]

[1] Именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на том свете!

Во-первых, славлю Аллаха много и непрерывно, хотя столь ничтожной и недостойной Его Величия бывает хвала славословящих!

Во-вторых, молюсь и благословляю Его посланников молитвой за них всех и за предводителя (саййид) рода человеческого - Пророка Мухаммада

В-третьих, прошу у Всевышнего наставления на лучшее в деле, на которое меня подвигло мое твердое намерение написать книгу, возрождая религиозные науки.

И в-четвертых, я спешу сбить с тебя спесь, о потерявший всякую меру хулитель из числа не признающих [Истину], один из клики порицателей и небрежных, без удержу расточающий брань и подвергающий все сомнению!

Что мне развязало язык и обязало говорить - так это то, что по невежеству и слепоте своей ты упорно противишься явной истине и вместе с тем проявляешь настойчивость ради торжества лжи и приукрашивания невежества, восстаешь против того, кто предпочел всего лишь на малую толику отказаться от следования обычаям толпы и всего лишь чуть-чуть отклонился от соблюдения внешней обрядности к исполнению доброго дела согласно требованию [религиозного] знания, истово желая достичь очищения сердца и души (нафс), наверстывая хоть что-то упущенное из бесцельно прожитой жизни, отчаявшись в достижении полного его восполнения и сторонясь общества тех, о которых сахиб аш-шар[1] Пророк Мухаммад сказал, что:

В Судный день больше всех подвергнется наказанию ученый, знание которого Аллах ﷲ сделал для него бесполезным.

Клянусь жизнью, что причиной твоего упорства в отрицании и сомнении является ничто иное, как болезнь, охватившая огромное количество людей, нет, даже большую часть народа, - неспособность рассмотрения сущности этого дела и полное незнание того, что это дело слишком значительно и слишком серьезно, ведь мир будущий (аль-ахира) грядет, а мир земной (ад-дунья) удаляется, смерть близка, путь [в мир иной] - долог, припас [для этого пути] невелик, а опасность велика и дорога преграждена. И Аллах не принимает из знаний и деяний ничего, кроме лишь того, что совершено ради Него, а вступление на путь будущей жизни, полный бед и опасностей, без проводника [без полезного знания] и без спутника [без добрых дел] - утомительно и изнурительно.

Проводники же на [этом] пути - это ученые, которые являются наследниками пророков; в нынешнее время их не осталось - остались лишь подражатели, большинством которых овладел шайтан (дьявол) и [которых] сбило с истинного пути ослушание Аллаха.

[1] Сахиб аш-Шар' - тот, через кого Всевышний Аллах ниспослал Шариат, имеется в виду Пророк Мухаммад  .

 Увлечение земными благами овладело сердцем каждого из них, и потому они стали воспринимать одобряемое Богом дело осуждаемым, а осуждаемое - одобряемым. Религиозная наука ('ильм ад-дин) пришла в упадок, а маяк правильного пути померк во всех частях земли. Они (подражатели ученым) внушили людям, что знанием ('ильм) являются только религиозно-правовые заключения (фатва), которые судьи используют при разрешении тяжб во время волнений и споров простолюдинов, или диалектика (джадаль)[1], которой придерживается стремящийся к славе, жаждущий наделать шума и прославиться своей болтовней, заткнув другим рот, или витиеватый садж (рифмованная проза), к которому прибегает проповедник, дабы увлечь простых верующих, так как они [подражатели ученым] нашли лишь в этих трех [разновидностях знаний] силки для получения запретного (харам) и сеть для добычи преходящих мирских благ.

Что же касается освоения науки, приносящей пользу на том свете (аль-ахира), которой придерживались благочестивые предшественники (салаф) и которой Аллах в Своей священной Книге (Коране) дал названия фикх[2],

[1] Речь идет о дисциплине, умении вести спор по богословским и религиозно-правовым вопросам.

[2] Аль-фикх, или фикх (букв. «понимание», «знание») - знание о шариатских нормах поведения, основанное на его ясных доводах (юриспруденция). Имам аш-Шафи'и. Ар-Рисала, стр. 6.

хикма,[1] 'ильм[2], дыйа ва нур[3], хидая и рушд[4], то это стало среди людей ничтожным, достойным забвения.

И когда это явление стало брешью в религии, когда оно стало значительным и зловещим, я счел необходимой обязанностью написание этой книги ради возрождения религиозных наук, выявления методов имамов-предше-ственников[5] и разъяснения пределов наук полезных в глазах пророков и благочестивых предшественников.

Я составил его [этот труд] в четырех частях: четверть о видах поклонения [Богу] (руб' аль-'ибадат), четверть о религиозных нормах поведения (руб' аль-'адат), четверть о людских пороках, губящих их и ведущих в Ад (руб' аль-мухликат) и четверть о благом поведении, ведущем к спасению (руб' аль-мунджийат).

Я предварил все это [в качестве введения] «Книгой о знании» (Китаб аль-'ильм), ведь знание в высшей мере важно, чтобы, во-первых, выявить то знание, стремление к которому устами Пророка , Аллах возложил на людей в виде поклонения, так как Посланник Аллаха сказал:

Стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина,

[1] «Он дарует мудрость, кому пожелает; а кому дарована мудрость, тому даровано обильное благо» (Коран, 2:269).

[2] «И твердые в знаниях говорят: "Мы уверовали в него [в Его Книгу]; все - от нашего Господа"» (Коран, 3:7).

[3] «Мы даровали Мусе и Харуну различение, и свет, и напоминание для богобоязненных» (Коран, 21:48) и «Пришел к вам от Аллаха свет и ясное писание» (Коран 5:15).

[4] «Скажи: "Поистине, путь Аллаха есть настоящий путь"» (Коран, 2:120). «Пусть уверуют в Меня - может быть, они пойдут по правильному пути» (Коран, 2:186).

[5] То есть, Абу Ханифы, Малика ибн Анаса, аш-Шафи'и и Ахмада ибн Ханба-ла, эпонимов богословско-правовых школ (мазхабов) мусульман-суннитов.

- а также отличить при этом знание полезное от знания вредного, так как Пророк  сказал:

Упаси нас Аллах от знания бесполезного,

- установить отклонение современников от истины и их обольщение обманчивым блеском миража, а также их довольство в науках внешней стороной знаний вместо его сути.

Четверть «О видах поклонения» (руб' аль-'ибадат) включает в себя десять книг: «Книгу о знании», «Книгу об основах вероучения», «Книгу о сокровенных смыслах религиозного очищения», «Книгу о сокровенных смыслах [канонической] молитвы (салят)», «Книгу о сокровенных смыслах заката»,[1] «Книгу о сокровенных смыслах поста (савм)», «Книгу о сокровенных смыслах паломничества (хадж)», «Книгу об этике чтения Корана», «Книгу о богопоминаниях (азкар) и призывах-мольбах (да'ават)» и «Книгу о порядке исполнения вирдов (аврад)».

Что касается четверти «О религиозных нормах поведения» (руб' аль-'адат), то она включает в себя десять книг: «Книгу о правилах употребления пищи», «Книгу об этике брачных и семейных отношений (никах)», «Книгу о правилах приобретения материальных благ», «Книгу о разрешенном (халал) и запретном (харам)», «Книгу о правилах дружбы и обхождения с людьми различных сословий»,  «Книгу о правилах уединения», «Книгу о правилах путешествия», «Книгу о радениях (сама1) и наитии (ваджд)»[1], «Книгу о повелении одобряемого [Богом] и запрещении осуждаемого [Им] (аль-амр би-ль-маруф ва-н-нахй 'ан аль-мункар)» и «Книгу об образе жизни и нравственных свойствах пророчества».

[1] Закат - одно из обязательных предписаний ислама; отчисление с имущества мусульман в пользу нуждающихся единоверцев. Закят очищает верующего от таких порицаемых качеств, как скупость и т. д., приучает его к проявлению сострадания, благодарности Всевышнему за Его милости, а также очищает его имущество от того, что попало туда из «сомнительного» (шубха), и придает благодать остальному.

Что касается четверти «О людских пороках, губящих их и ведущих в Ад» (руб' аль-мухликат), то она включает в себя десять книг: «Книгу об объяснении чудес сердца», «Книгу об усмирении души (нафс)», «Книгу о бедах от двух страстей: чревоугодия и сладострастия», «Книгу о бедах языка», «Книгу о бедах от гнева, ненависти и зависти», «Книгу о порицании [увлечения] мирскими благами», «Книгу о порицании жадности и стремления к богатству», «Книгу о порицании лицемерия и погони за славой», «Книгу о порицании высокомерия и тщеславия» и «Книгу о порицании самообольщения».

Что касается четверти «О благом поведении, ведущем к спасению» (руб' аль-мунджийат), то она включает десять книг: «Книгу о покаянии», «Книгу о терпеливости и благодарности», «Книгу о страхе и надежде», «Книгу о бедности и "отрешении от мирского" (зухд)», «Книгу о Единобожии и уповании (таваккул) [на Бога]», «Книгу о любви, томлении, влечении [к Всевышнему] и удовлетворенности [своей земной долей]», «Книгу о намерении, правдивости и искренности», «Книгу о созерцании и самоконтроле», «Книгу о размышлении» и «Книгу о поминании смерти».

[1] Ваджд («волнение», «экстаз») - наитие, экстатическое состояние, обретение откровения свыше.

Что до четверти «О видах поклонения», то я упоминаю в ней о скрытых его правилах, способах их исполнения и о тонкостях этих правил, о сокровенных их смыслах, что с необходимостью должен знать ученый, применяющий свое знание в поклонении, так как тот, кто не вникает в это, - не из числа ученых, помышляющих о том свете, и большинство из того, [что упомянуто мной], по небрежности упущено наукой о мусульманском праве (фанн аль-фикхиййат).

Что до четверти «О религиозных нормах поведения», то я упоминаю в ней о сокровенных смыслах взаимоотношений между людьми и скрытых сторонах этих взаимоотношений, о тонкостях их правил, о скрытой сути благочестия в их отправлении, ведь они относятся к тому, без чего не может обойтись верующий.

Что до четверти «О людских пороках, губящих их и ведущих в Ад», то я упоминаю в ней все порицаемые свойства человеческого характера, от которых Коран велит избавиться, очищать душу (нафс) и сердце; я упоминаю каждое из них вместе с его описанием и разъяснением его сути, потом я упоминаю ту причину, которая его породила, затем те беды, что происходят от него, затем те признаки, по которым они узнаются, потом пути исправления, которыми от них можно избавиться, и в доказательство всему этому я привожу аяты Корана, ахбары (хадисы) Пророка и асары (предания его сподвижников и праведных предшественников).

Что касается четверти «О благом поведении, ведущем к спасению», то в ней я упоминаю каждое достохвальное нравственное свойство, достойное усвоения, из качеств приближенных [к Аллаху] и праведных людей, благодаря которым [этим качествам] раб приближается к Аллаху, Господу миров; я привожу описание каждого из таких качеств и разъяснение его сути и упоминаю причину, благодаря которой приобретают его, и плоды, что можно получить от него, те признаки, по которым они узнаются, их достоинства, благодаря чему их усвоение желательно, вместе с упоминанием всего, что сообщается об этом в божественном Законе (Шариат), закрепленном в Коране и Сунне Пророка , и приведением доводов разума.

Учеными составлено немало книг по некоторым из этих предметов. Но все же данную книгу отличает от уже имеющихся пять вещей: во-первых, распутывание того, что они усложнили, и раскрытие того, что они изложили поверхностно; во-вторых, собирание воедино того, что они рассеяли, и упорядочение того, что они разделили; в-третьих, сокращение того, что они растянули, и уточнение того, что они твердо установили; в-четвертых, удаление того, что они просто повторили, и подтверждение того [нового], что они сочинили; в-пятых, прояснение непонятных вопросов, недоступных для понимания, никогда ранее не рассмотренных в книгах, так как, если все ученые и следовали друг другу согласно одному методу [исследования], то все же нельзя отрицать, что каждый из следующих этим путем отделился от остальных пониманием дела, которому он посвятил себя и в которое не вникли его коллеги или, если и не упускается ими из внимания, но все же это дело [предмет] по недосмотру или не приводится в книгах, или же, если и приводится в них то, что-то не дает ему снять покров с него. Так вот настоящая книга, учитывая данные особенности, объемлет все эти науки.

Две причины побудили меня разделить эту книгу на четыре части. Одна из них, главная, состоит в том, что этот порядок в достижении истинности (тахкик) и разъяснении необходим, потому что знание ('ильм), с помощью которого направляются в мир иной, делится на 'ильм аль-му'амала и 'ильм аль-мукашафа; я подразумеваю под 'ильм аль-мукашафа только знание, предназначенное для постижения сути известного (аль-ма'лум), а под 'ильм аль-му'амала подразумеваю знание, согласно которому, вместе с раскрытием сути, следует поступать, [совершая то, что повелено Всевышним, и воздерживаясь от осуждаемого Им]. Целью [составления] этой книги является только исследование 'ильм аль-му'амала, без затрагивания 'ильм аль-мукашафа, которое не разрешается излагать в книгах, даже если именно оно и является заветной целью взыскующих (талибун) [знания сокрытого мира] и притягивает взоры праведных людей. 'Ильм аль-му'амала есть путь к этой цели, но пророки говорили с людьми только о знании правильного пути и о наставлении на него. Что касается 'ильм аль-мукашафа, то они говорили о нем только с помощью указаний и намеков, путем сравнений и кратких обобщений, зная об ограниченности людей в возможности понимании этого. А ученые - наследники пророков, и потому у них нет права отказываться от подражания и следования им в неразглашении [сокровенного знания].

Далее. 'Ильм аль-му'амала делится на явное знание ('ильм захир) - я имею в виду знание, связанное с действиями внешних органов - и на тайное [сокровенное] знание ('ильм батин) - тут я имею в виду знание, связанное с деяниями сердца. Знание, связанное с внешними органами, бывает либо обычаем, либо видом поклонения. Снизошедшее на сердце знание (варид), которое, как правило, скрыто от внешних чувств и поступает из сокровенного мира, бывает либо похвальным, либо достойным порицания, и потому с необходимостью это знание оказалось разделенным на две части: видимую и скрытую. Видимая часть его связана с внешними органами и делится на обычай ('адат) и поклонение ('ибада) [Богу], а скрытая часть, связанная с состояниями (ахваль) сердца и нравственными качествами души (нафс), [также] делится на порицаемое и похвальное. И все это вместе составляет четыре части. И рассмотрение 'ильм аль-му'амала не выходит за рамки обращения к этим частям.

Вторая причина: я обнаружил желание стремящихся обрести знание объемлющим мусульманское правоведение (фикх),[1] которое может служить для того, кто не боится Аллаха, броней в их стремлении к гордыне, популярности и авторитету, а фикх, как известно, разделен на четыре части. И [поскольку] облаченный в излюбленное [людьми] одеяние и [сам] любим [ими], то и я не отказался от того, чтобы эта книга приобрела вид книги по фикху для постепенного привлечения сердец людей к ней путем мягкого обхождения. Поэтому кое-кто [из ученых], пытаясь привлечь сердца правителей к знанию медицины, составил [свои книги] в форме астрологического (звездного) календаря, изложенного в таблицах и числах, и назвали их календарем здоровья, чтобы такого рода книги вызывали у них тягу к чтению. Но тактичное привлечение сердец к знанию, которое приносит пользу в жизни вечной, гораздо важнее, чем привлечение их к медицине, которая полезна лишь для здоровья тела; ведь плод этого знания - излечение сердец и душ, приводящее к жизни, длящейся века вечные. И куда до него медицине, с помощью которой врачуются тела, что неизбежно подвергаются тлению в столь быстрые сроки? Просим у Аллаха содействия и благоприятствования в следовании по правильному и верному пути! Воистину, Он - Благородный и Щедрый!