Автор: Аль-Газали
Иран Категория: Абу Хамид аль-Газали
Просмотров: 1250

ГЛАВА ПЕРВАЯ

О достоинстве знания, обучения и усвоения знания и свидетельствах тому из первоисточников[2] (накл) и разума ('акл)

ДОСТОИНСТВО ЗНАНИЯ

Доказательства его достоинства из Корана: Аллах говорит:

[Смысл]: «Аллах извещает и разъясняет, что нет никого [ничего], кто достоин поклонения, кроме Него, и ангелы, просвещенные об этом, покорно соглашаются, и обладатели знаний, осведомленные о решениях Аллаха, также соглашаются покорно, будучи стойкими в этом» (Коран 3:18).

[2] Имеются в виду Коран, Сунна и асар (высказывания видных деятелей первых веков Ислама).

Посмотри, как Всевышний Аллах начал с Себя, ангелов поставил вторыми, а третьими в этом порядке установил ученых, обладающих знанием, - этого тебе достаточно как доказательства достоинства и почтения. Всевышний Аллах говорит:

[Смысл]: «Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали, и тех, кому дано знание, на разные степени» (Коран 58:11).

['Абдаллах] Ибн 'Аббас[1]   сказал: «Ученым Аллах дает уровень на семьсот степеней выше уровня уверовавших, и расстояние между двумя степенями - пятьсот лет пешего пути». Аллах говорит:

[Смысл]: «Скажи: "Разве сравнятся те, которые знают, и те, которые не знают?!"» (Коран 39:9). Всевышний еще говорит:

[Смысл]: «Сказал тот, у которого было сокровенное знание из Писания[2]: "Я доставлю его [то есть трон[3]] тебе"» (Коран 27:40),

указывая, что он в силах доставить [трон в мгновение ока] силой знания. Аллах еще говорит:

[1] 'Абдаллах ибн 'Аббас, или Ибн 'Аббас 4 (619 - 686 г. по хр. л.) - двоюродный брат Пророка Мухаммада , передал многие его хадисов, известен как толкователь Корана и вопросов права.

[2] Имеется в виду визирь пророка Сулаймана Асиф бин Бархия, который обладал сокровенными знаниями.

[3] Трон Билкис, царицы Сабы, упоминаемой в Коране (27:22 - 45). 54

[Смысл]: «И сказали те, кому даровано было знание: "Горе вам! Награда Аллаха лучше для тех, кто уверовал и творил благое"» (Коран 28:80).

В этом аяте разъяснено, что степень величия того света (аль-ахира) постигается знанием. Всевышний еще говорит:

[Смысл]: «Эти притчи Мы приводим людям, но разумеют их только сведущие». (Коран 29:43).


[Смысл]: «А если бы, когда приходит к вам весть о каком-то случае, оставляли бы это на усмотрение Посланника и обладателей знаний из вас, вникающих в их суть, тогда они бы разъяснили вам из нее, что вам нужно» (Коран 4:83).

Свое решение о возникающих вопросах Аллах возложил на ученых, вникающих в знания, ниспосланные пророкам, и уподобил их уровень уровню пророков в раскрытии велений Аллаха.

Комментируя изречение Аллаха:

сказано: «О сыны Адама! Мы одарили вас знанием, покрывающим ваше невежество, якином[1],

[1] Якин - ясное знание, получаемое из увиденного воочию, а не посредством свойств и умозаключений; истинное (достоверное) знание, приобретаемое посредством ясного внутреннего видения, то есть видения сердца. Способность такого видения появляется вследствие очень сильной веры и соответствующего духовного очищения человека.

и чувством хайа[1]» (Коран 7:26). Аллах говорит:

[Смысл]: «Воистину, Я ниспослал им Коран, который разъяснил им, поясняя, что такое халал [разрешенное], харам [запрещенное] и другое, со знанием всего этого» (Коран 7:52).

«Воистину, Я расскажу им об их деяниях, со знанием этого» (Коран 7:7).

«Этот Коран - ясные знамения, хранимые уверовавшими в своих сердцах» (Коран 29:49).

«Сотворил человека, научил его выражаться, изъясняя науку» (Коран 55:3 - 4).

Об этом упоминается там, где говорится о благах Аллаха человеку.