Автор: Аль-Газали
Иран Категория: Абу Хамид аль-Газали
Просмотров: 1250

Достоинство усвоения знания

 

Что касается аятов Корана, то Всевышний Аллах говорит:

[Смысл]: «Верующим не следует всем поголовно отправляться на джихад (борьба за веру) или за знаниями, пусть отправляется за знаниями небольшая часть из каждой общины и по возвращении обучает им оставшихся, дабы следовали они полученным знаниям...». (Коран 9:122).

«Стремитесь к знаниям, спрашивая у знающих, если вы не знаете!» (Коран 21:7).

Что касается хадисов, то Пророк говорил:

Того, кто вступил на путь поиска знаний, Аллах наставляет на путь, ведущий в Рай.

Он говорил:

Ангелы расстилают свои крылья под взыскующим знание, довольные тем, что он делает.

Он говорил:

Отправление за наукой с утра и изучение ее раздела лучше совершения молитвы из старака'атов[1].

Он говорил:

[1] Рака'ат- основа канонической молитвы {салят), представляет собой цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением молитвенных формул, следующих друг за другом в строгом порядке.

Раздел знания, которому обучается человек, для него лучше земного мира и того, что есть в нем.

Он говорил:

Ищите знание, даже отправляясь в Китай.

Он говорил:

Стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина.

Он говорил:

Знание - это сокровищница, ключи от которой - вопросы, вы спрашивайте, помните, в этом польза [вознаграждение] для четверых: спрашивающему, ученому, слушающему и любящему их всех.

Он  говорил:

Лишенному знаний не следует умалчивать о своем невежестве, а ученый не должен утаивать свое знание. В хадисе [Пророка ] от Абу Зарра [1 ] говорится:

[1] Абу Зарр Джундуб ибн Джанада аль-Гифари (ум. 32/652) - сподвижник Пророка Мухаммада , один из первых принявших Ислам, прославился своим благочестием, передал много хадисов.

Присутствие на собрании ученых лучше молитвы в тысячу рака'атов, посещения тысячи больных и участия в тысяче похорон.

Его спросили:

О Посланник Аллаха, лучше и чтения Корана?

Пророк сказал:

- Разве полезен Коран без знаний?

Он говорил:

Если к кому-то подступит смерть, когда он ищет знание, чтобы этим возродить Ислам, то между ним и пророками в Раю - одна ступень.

Что касается асар [высказываний сподвижников или их последователей], то Ибн 'Аббас رضي الله عنه говорил: «Я унижался, взыскуя знания, и стал высокочтимым при востребовании [меня людьми]». Также Ибн Абу Малик[1], да смилуется над ним Аллах, сказал: «Я не видел [человека], подобного Ибн 'Аббасу: когда я видел его, то видел его самым красивым на лицо из людей, когда он говорил - самым красноречивым, и когда давал фатву[2] - самым знающим».

[1] Ибн Абу Малика, или Абу Бакр 'Абдаллах Зухайр ибн 'Абдаллах ибн Джад'-ан ат-Тамими (ум. 118/в 735) - призывающий на молитву (му'аззин, или муэдзин) при Ибн аз-Зубайре и судья.

[2] Фатва (мн. ч. - фатава) - богословско-правовое заключение, сделанное для разъяснения или практического применения какого-либо предписания Шариата.

Ибн аль-Мубарак, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Я удивляюсь тому, кто не стремился к знаниям, как он может претендовать на достоинство?» Некоторые из мудрецов говорили: «Из людей никого я так не жалею, как двоих: человека, который стремится к знанию, но лишен способности его понять, и человека, который способен постичь знание, но не ищет его». Абу ад-Дарда' رضي الله عنه [1] говорил: «Изучение какого-либо вопроса [в знании религии] для меня предпочтительнее, чем проведение ночи в бдении». Он также говорил: «Ученый и обучающийся - соучастники добра, остальные из людей - люди дна, нет в них добра». Он также сказал: «Будь ученым, либо обучающимся, либо слушающим [их], но не будь кем-то четвертым, иначе погибнешь».

'Ата'[2] сказал: «Научное собрание искупает [грех посещения] семидесяти праздных сборищ». 'Умар ибн аль-Хаттаб رضي الله عنه говорил: «Смерть тысячи усердных в поклонении [Богу], проводящих ночи в бдениях (молитвах) и постящихся днем, менее значительна, чем смерть ученого, сведущего в различении разрешенного (халал) и запретного (харам)». [Имам] аш-Шафи'и, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поиск знания лучше дополнительной молитвы (нафила)». Ибн 'Абд аль-Хакам[3], да смилуется над ним Аллах, рассказывал: «Я был у Малика ибн Ана-са, у которого обучался знаниям. Наступило время обеденного намаза, я собрал книги, чтобы помолиться, а он сказал: "Эй, ты! То, ради чего ты встал (нафила), не лучше того дела, чем ты был занят, когда намерение в нем - благое"»

[1] Абу ад-Дарда' (ум. 32/652 году) - сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ, знаток Корана, передатчик хадисов Пророка ﷺ.

[2] Абу Мухаммад 'Ата' ибн Абу Раббах (ум. 225/839) - один из известнейших передатчиков хадисов Пророка ﷺ.

[3] Ибн 'Абд аль-Хакам, Абу Мухаммад 'Абдаллах ибн 'Абд аль-Хакам ибн А'й-ан аль-Лайс (ум. 214/828). Известно, что его сын Мухаммад занимал должность муфтия Египта.

Абу ад-Дарда' رضي الله عنه говорил: «Кто считает, что отправление с раннего утра за поиском [религиозного] знания (талабаль-'ильм) не есть джихад (борьба на пути Аллаха), то он ограничен умом и пониманием».