Автор: Аганин А.
ROOT Категория: Китай
Просмотров: 2646

22.12.2017 Китайские традиционные школы подготовки государственных чиновников 

 

 1.

В заключение всего обзорного экскурса по истории возникновения «глубинного государства» китайцев-ханьцев стоит рассказать о традиционной структуре китайского общества и по формированию кадровой смены элиты через систему традиционного образования. Этих систем в истории Китая было всего несколько, они трансформировались одна в другую, учитывая какие-то более новые исторические изменения.

Знаменитый Император Тай-цзун из династии Тан (626 - 649 годы) император представлял вершину традиционного китайского общества и был выше ученого-чиновника.

Четыре сословия или «четыре категории людей» (仕農工商/农工商, ши нун гун шан, воины, земледельцы, ремесленники и торговцы) – конфуцианское понятие, распространившееся из Китая в Японию и Корею: идеализированная система социальных отношений, заложенная в основу дальневосточного феодального общества. Это понятие обозначало иерархическую социальную классовую структуру, развитую в Древнем Китае либо конфуцианскими, либо легистским учёными ещё в поздний период династии Чжоу, и считается центральной частью социальной структуры фэнцзянь (封建), политической идеологии во второй половине династии Чжоу Древнего Китая (примерно 1046 – 256 годы до н.э.), его социальную структуру формирования децентрализованной системы управления, основанной на четырёх сословиях.

В порядке убывания это были ши (/, учёные-дворяне), нун (/, крестьяне и земледельцы), гун (/, ремесленники и мастера) и шан (/农工商, купцы и торговцы). В какой-то мере эта система общественного порядка была принята во всей китайской культурной сфере. На японском языке она называется мибунсэй (身分 ), и её иногда называют «Си, но, ко, сё» ( 農工商, синокосё), на корейском языке как «Са, нун, гун, сан» (사농공상) и на вьетнамском языке «Си, нонг, конг, тхуонг» ( 農工商). Основное различие в адаптации было определение ши ().

В Китае, будучи рациональным построением интеллектуалов, понятие четырех сословий не включало в себя военное сословие, придворных евнухов, а также наиболее презираемую группу «асоциальных элементов» –актёров и проституток-«певичек» («люди подлых профессий»).

В Японии понятие правящего класса ши стало подразумевать не гражданскую бюрократию, а самураев – военную элиту

Бань Гу, I век н.э., китайский поэт, историк и составитель Истории династии Хань.

1.1.

Иерархия из четырёх указанных компонентов была представлена китайским историографом и поэтом, создателем жанра «династических историй» (то есть историй, посвящённых отдельному правящему дому) Бань Гу (班固, по прозванию Мэнцзянь (孟堅), 32 – 92 годы н.э.) как образ «золотого века», якобы бытовавшего во времена государства Западное Чжоу. Однако значение каждого из компонентов подлежит нюансировке: особо заметное изменение произошло с первым из них: 

Ши (仕) 

Первоначально относилось к разряду аристократической элиты, имевшей право пользоваться боевыми колесницами и командовать войском.

Впоследствии (в Период сражающихся государств) колесницы вышли из употребления, а термин стал относиться к всадникам (иногда переводится как «рыцари»), отличавшимся лидерской функцией вследствие обладания знаниями в той или иной области.

После распространения конфуцианства термин претерпел последнюю трансформацию: ши стало подразумевать интеллектуалов, получивших карьерное продвижение благодаря системе государственных экзаменов – кэцзюй(в 605 н.э. во времена правления династии Суй). Таким образом, сформировался класс местных элит, известный как шэньши.

Нун (農)

Земледелие оставалось основным объектом налогообложения вплоть до индустриальной эпохи. Кроме того, с ослаблением аристократических линий класс землевладельцев оказался наиболее близким к ши. Категория нун не указывает на классовое разделение между владеющими землей и работающими на земле

Гун (

К этому сословию относились ремесленники, а также работники, свободно занимавшиеся трудом, либо кустарным производством.

Шан (

Люди, занимавшиеся торговлей и коммерческой деятельностью.

1.2.

Японская интерпретация четырёхсословной системы известна как Си-но-ко-сё (японский язык: 士農工商 Сино:ко:сё:). Она была установлена сёгунатом в начале XVII века и просуществовала на протяжении всего периода Эдо (1600 – 1868 годы). В социальной иерархии данной системы «си» было представлено самурайством, «но» – крестьянством, «ко» – ремесленниками, «сё» – торговцами.

Высшее сословие «си» было неоднородно. Оно состояло из сёгуна и его ближайшего окружения, полностью сосредоточивших в своих руках политическую власть, и кугэ – аристократической знати, которая не имела земельных владений, не обладала ни экономической, ни политической властью и полностью зависела от сёгуна. Япония XVII века имела самый высокоорганизованный в Азии феодальный строй, основу которого составляло крестьянство («но»). Крестьяне были заинтересованы в хозяйственной деятельности, что способствовало укреплению их экономического положения и серьёзным достижениям в сельском хозяйстве. Последние ступени сословной лестницы занимало городское население «ко» (ремесленники) и «сё» (торговцы), юридически оно имело меньше прав, чем остальные сословия, но их богатство постепенно способствовало возрастанию влияния купцов и торговцев в обществе.

Кроме населения, принадлежавшего к вышеуказанным сословиям, в средневековой Японии также существовали внесословные касты: хинин(японский язык: 非人) и эта (японский язык: 穢多). Несмотря на наличие сословной системы, для всех практических целей японское общество делилось на самураев и не самураев. Ремесленников и торговцев часто выделяли как «тёнин» (японский язык: 町人 тё:нин, «горожане»). Ликвидирована система была через год после реставрации Мэйдзи. К этому моменту население Японии насчитывало 30 090 000 человек, из которых самураи составляли 6,4 %, три других сословия – 90,62 %, внесословные –1,73 %, и другие (придворная знать, монахи) – 1,25 %.

Украшение на груди китайского сановника является знаком ранга и указывает на то, что он был гражданским чиновником первого ранга.

2.

Система девяти рангов (九品中正制, цзю пинь чжунчжэн чжи, или 九品官人法, цзю пинь гуаньжэнь фа, девять продуктов в системе, девять законов о продуктах) является системой отбора и назначения на государственную службу в Китае (Вэй, Цзинь, Южные и Северные династии) эпохи Троецарствия, зародившейся во времена династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.). Создателем считается Чэнь Цюнь (陳羣/陈群) – министр государства Цао Вэй.

В теории, согласно этой системе, местные правители должны были выбирать талантливых кандидатов на правительственные посты, и, в зависимости от их способностей и умений, присваивать им одну из девяти степеней. В реальности кандидатами, как правило, становились лишь богатые и влиятельные люди, но образованность всегда ценилась в Китае, поэтому одарённые люди пробивались наверх, даже тогда, когда не имели сановного происхождения.

Система девяти рангов была заменена имперской системой государственных экзаменов кэцзюй.

2.1

Во времена правления династии Тан, система девяти рангов развилась в метод градации гражданских и военных чинов, начиная с местного уровня до государственного. Чиновникам, непосредственно подчинявшимся императору присваивался «Первый Пинь» (ранг), а, например, местным судьям присваивался «Девятый Пинь». Некоторые «Пини» ещё дробились на меньшие ранги: Чжэн (, постоянный), Цун (, заместитель), Шан (, верхний) и Ся (, нижний). Вследствие этого вся система рангов фактически состояла из более, чем 18 рангов. Подразделения были приспособлены для определённых местных или центральных управлений (департаментов); например: в одном департаменте было 12 рангов (чинов), а в другом 16 рангов.

3. 

Шэньши (绅士, буквально – «учёные мужи, носящие широкий пояс» (символ власти в древности)) – одно из четырёх официальных сословий (仕農工商, воины, земледельцы, ремесленники и торговцы) императорского Китая.

Подразумевает семьи, главы или отпрыски которых сдали государственные экзамены и, таким образом, получили государственные (общинные) должности. В традиционном Китае шэньши составляли образованную часть господствующего класса: они выступали хранителями конфуцианской идеологии и традиций, которые диктовали приверженность идеям государственности. Приверженность ритуалу (ли) у шэньши проявлялась весьма широко: от сокрытия недостатков, мотивируемого «нежеланием беспокоить» начальство, до жертвенного обличения пороков вплоть до императора.

Сословие шэньши складывалось вместе с экзаменационной системой, приобретя классические черты в эпоху Сун. Даже после отмены в 1905 году экзаменационной системы термин «шэньши» употреблялся (до 1949 года) в отношении чиновников, общинных судей и директоров учебных заведений.

4.

Мандарин (португальский язык  – министр, чиновник, от санскрита – мантрин – советник) – данное португальцами название чиновников в имперском Китае, позднее также в Корее и Вьетнаме. Название происходит через португальское посредство (слово обозначающее министра) из санскрита (командир) и соответствует собственно китайскому слову гуань (). Вопреки расхожему заблуждению, это слово обозначало не только чиновников маньчжурской династии Цин. На протяжении 1300 лет в Китае действовал строжайший образовательный ценз. Для назначения мандарином требовалось пройти сложную процедуру экзаменации.

5.

В императорском Китае государственная служба существовала ещё со времён династии Чжоу, но тогда высшие государственные посты занимали в основном родственники монарха или представители дворянства.

После замены системы девяти рангов системой кэцзюй в 605 году при династии Суй, появилась почва для возникновения такого сословия как мандарины, и уже во времена династии Тан оно окончательно сформировалось. Мандарины стали основателями и ядром шэньши. Позднее мандарины отправлялись на службу в уездные города в свои резиденции – ямэни.

После падения династии Цин вместо мандаринов появились современные государственные служащие.

6.

Во времена династии Цин (1644 – 1912 годы) существовали военные и гражданские служащие, которых делили на 9 рангов с 2 подрангами в каждом ранге. Гражданские назначения варьировались от сослуживца императора или великого секретаря в Запретном городе (самого главного) до магистрата округа, сборщика налогов, заместителя тюремного надзирателя, заместителя комиссара полиции или налогового инспектора. Военные назначения варьировались от фельдмаршала или камергера императорской стражи до сержанта третьего класса, капрала или рядового первого или второго класса.

Ниже перечислены все должности.

Ранг

Гражданские должности

Военные должности

1.1

Слуги императора, Великие секретари

Фельдмаршал, камергер императорской охраны

1.2

Заместители слуг императора, слуги наследника, председатели судов, советники, цензоры

Знаменосцы генерал-лейтенанта, маньчжурский генерал-майор, главнокомандующий армией

2.1

Заместители слуг наследника, вице-президенты судов, министры при императорском дворе, генерал-губернаторы провинций

Знаменосцы генерал-капитана, коменданты дивизий, бригадные генералы

2.2

Канцлеры императорского двора и академии Ханьлинь, министр финансов, провинциальные губернаторы

Генерал-майор, полковник

3.1

Помощники вице-президентов цензуры, провинциальные судьи, директор судебных органов

Артиллерийские и стрелковые бригадиры, бригадир разведки, знаменосцы полковника

3.2

Директор имперских банкетов, императорский конюх, контролёр сбора соли

Знаменосцы бригадного командира вне Пекина

4.1

Директор и помощник директора императорского двора, судов, цензора, внешних связей и обслуживающего персонала

Подполковник артиллерии, капитан стрелковых войск и разведки, майор полиции в Пекине

4.2

Инструкторы в Великом Секретариате и академии Ханьлинь, префекты

Капитан, помощник майордома в княжеских дворцах

5.1

Заместители инструкторов в академии Ханьлинь, субпрефекты

Капитан полиции, лейтенант или старший лейтенант

5.2

Помощники инструкторов и библиотекарей в академии Ханьлинь, помощники директоров советов и судов, цензоры

Лейтенанты стражи ворот, младшие капитаны

6.1

Секретари и преподаватели Имперских и Ханлинских институтов, секретари и регистраторы, Имперских Офисов и Магистрата Полиции

Телохранители, лейтенанты артиллерии, стрелковых войск и разведки, младшие лейтенанты

6.2

Помощники секретарей в имперских канцеляриях и секретариатах законов, заместители провинциальных субпрефектов, буддийские и даосские священники

Заместитель лейтенанта полиции

7.1

Помощники полицейских магистратов, регистраторы исследований, директора исследований в Пекине, окружные магистраты

Клерк городских ворот, младший лейтенант

7.2

Секретари в офисах помощников губернаторов, контролёров сбора соли и транспортных станций

Помощник майордома в дворянской усадьбе

8.1

Помощники окружных магистратов, префектурные секретари, уездный директор по исследованиям

Прапорщики

8.2

Заместитель директора по исследованиям, архивисты Управления по контролю за солью

Старший сержант

9.1

Тюремные надзиратели, районные регистраторы, префектурные архивисты

Сержант

9.2

Префектурный сборщик налогов, заместитель тюремного надзирателя, заместитель комиссара полиции, налоговый эксперт

Младший сержант, капрал, ефрейтор, рядовой

 Во времена правления династии Цин, губернаторы провинций носили на своих шапках штырь с рубиновым шариком сверху. У более низких рангов чиновников вместо рубина использовался коралл, сапфир, лазурит, белый нефрит, золото и серебро.

7.

Государственные экзамены в императорском Китае кэцзюй (科舉/) – неотъемлемая часть системы конфуцианского образования, обеспечивавшая местным элитам доступ в государственный бюрократический аппарат.

Система кэцзюй просуществовала (с перебоями) 1300 лет: от создания в 605 (династия Суй) и до 1905 (закат династии Цин, за год до рождения Пу И). Её существование было неотъемлемой частью существования сильной централизованной империи. По мнению Бенджамина Элмана, после 1400 года и вплоть до отмены в 1905 она представляла собой центральный элемент в культурной истории Китая.

Начиная с XVI века, представители корпуса китайского чиновнического класса, сформированного при помощи этой экзаменационной системы, стали известны европейцам как «мандарины».

О существовании наиболее ранних экзаменов известно мало, косвенные сведения указывают на III век до н.э. Наиболее ранний документированный случай письменного экзамена (в Китае и в мире) – 165 год до н.э.

7.1

Предшественницей кэцзюй была система девяти рангов (九品中正製/九品中正制, цзю пинь чжунчжэн чжи, или 九品官人法, пиньинь: цзю пинь гуаньжэнь фа), зародившаяся в во времена династии Хань (206 год до н.э. – 220 год н.э.) и сформировавшаяся в эпоху Троецарствия. Её создателем считается Чэнь Цюнь (陳羣/陈群), министр государства Цао Вэй. Местным правителям предписывалось рекомендовать кандидатов на посты в правительстве, характеризуя их таланты соответственно девяти степеням. Однако фактически кандидатами становились только богатые и знатные члены общин.

Введение системы кэцзюй позволило частично устранить этот недостаток. Централизованная экзаменационная система ослабила влияние аристократических кланов и на раннем этапе развития системы стала важным фактором социальной мобильности: теоретически, к экзаменам допускался каждый взрослый мужчина, независимо от финансового состояния и социального статуса (дискриминации подвергался класс торговцев, однако в поздний имперский период они также стали частью учёной элиты, поскольку право на экзамены предоставлялось их сыновьям. Участники движения Тайпинов впервые выступили за допущение к экзаменации женщин). По мнению ряда исследователей, благодаря кэцзюй Китай был близок к реализации меритократической модели управления государством. Целесообразность применения такой модели в российской системе государственного и муниципального управления должны оценить патриотические эксперты.

7.2

При большинстве династий сдача экзаменов, естественно, требовала хорошего знания традиционного китайского литературного языка – вэньяня (文言, или «классический китайский язык» – письменный язык, использовавшийся в Китае до начала XX века); однако в 1173 году император Шицзун из чжурчжэньской династии Цзинь (1115 – 1234 годы), властвовавшей в те годы на севере Китая, ввёл также и параллельные экзамены на чжурчжэньском языке. Впрочем, большинство кандидатов, прошедших чжурчжэньский вариант экзаменационной системы, нашли работу в чжурчжэньских школах, а не в системе государственной администрации.

Успешная сдача всей серии экзаменов обеспечивала кандидату должность в корпусе высших чиновников. Однако реальная выгода от участия в экзаменах варьировалась в зависимости от имперской политики: альтернативной дорогой для продвижения, особенно в смутные времена, оставалась военная служба. Обладателям учёных степеней не всегда гарантировались государственные посты, но предоставлялись налоговые и судебные льготы. Процесс обучения был долгим и дорогим (как правило, для подготовки детей в состоятельных семьях нанимались частные учителя), и поэтому кандидатами на учёную степень становились преимущественно дети богатых землевладельцев, малочисленной, но влиятельной социальной прослойки. Кроме того, будучи дорогой к власти, система кэцзюй давала немало возможностей для злоупотреблений, которые иногда доходили до отмены экзаменов и прямой продажи должностей.

Тем не менее, государственная служба оставалась амбицией, поддерживаемой конфуцианской системой ценностей, а символ процветания – дух богатства Цай Шэнь – рисовался народному воображению носящим шапку и пояс чиновника высшего ранга. В плане внутренней политики система государственных экзаменов была мостом между императорским домом и местными элитами, обеспечивала лояльность последних и, в определённой мере, гарантировала равноправное представительство всех регионов империи в столице. В качестве защиты от коррупции и возможного усиления местных кланов, важным условием для предержащих высокие звания была регулярная смена места службы.

Циркуляция кадров по стране была также важным фактором общекитайского единства: будучи представителями государственной власти, чиновники пользовались унифицированным языком (в противопоставление местным диалектам (фактически различным языкам) и говорам) и являлись носителями единых культурных ценностей. Получая финансирование из центра и/или из местной казны, они становились инициаторами и координаторами локальных проектов (инженерных, образовательных, социальных), судьями, патронами искусств и учителями.

7.3

Система проведения экзаменов, и соответственно присваиваемых чинов, постепенно усовершенствовалась.

В эпоху правления династии Тан система девяти рангов превратилась в метод классификации гражданских и военнослужащих всех уровней: чиновники прямого подчинения Императору именовались Первым Рангом, а провинциальные, соответственно, спускались до 9-й ступени. Кроме того, существовало дополнительное деление девятого ранга на «чжэн» (), «цун» (), «шан» () и «ся» (). В более позднее время военное ведомство было отмежевано и не пользовалось популярностью: согласно знаменитой поговорке, «из хорошего железа не делают гвоздей, из хороших людей не делают солдат» (铁不打钉 汉不当兵, хао те бу да дин хаохань будан бин).

В своем классическом варианте, утверждённом в начале эпохи Сун, система кэцзюй состояла из трёх ступеней. Впоследствии, по мере увеличения территории страны в эпохи Мин и Цин, каждая из ступеней получила дополнительные градации, и система приняла следующий вид: 

шэнъюань (生員/), более широко известный как сюцай (秀才) – лицензиат, обладатель диплома первой степени, сродни современному западному бакалавру. Экзамен проводился в региональных центрах ежегодно; 

шэнъюань с лучшим результатом получал титул аньшоу (案首); 

бытовал также титул гуншэн, старший лиценциат (貢生/贡生); 

цзюйжэнь (舉人/举人) – обладатель второй степени, присуждаемой на провинциальном уровне раз в три года; 

цзеюань (解元) – цзюйжэнь с лучшим результатом; 

хуэйюань (會元/会元) – цзюйжэнь с лучшим результатом по итогам предварительных экзаменов; 

гунши (貢士/贡士) – цзюйжэнь, прошедший этап предварительных экзаменов; 

цзиньши (進士/进士) – обладатель высшей степени на экзамене, проводившемся в столице раз в три года; 

цзиньши цзиди (進士及第/进士及第) цзиньши – обладатель первой степени по результатам экзамена; 

чжуанъюань (狀元/ 状元), дословно: «образец для подражания во всём государстве», цзиньши – обладатель лучшего результата среди получивших первую степень; 

банъянь (榜眼), дословно: «с глазами, расположенными по бокам, косоглазый» (лучший ученик), цзиньши – обладатель второго результата среди получивших первую степень; 

таньхуа (探花), дословно: «избранный талант» (в честь одноимённого банкета), цзиньши – обладатель третьего результата среди получивших первую степень; 

цзиньши чушэнь (進士出身/进士出身) обладатель второй степени по результатам экзамена; 

тун цзиньши чушэнь (同進士出身/进士出身) цзиньши – обладатель третьей степени по результатам экзамена. 

7.4.

До 115 года н.э. был утверждён учебный курс для так называемого первого поколения экзаменуемых. Они подвергались испытанию на мастерство владения «Шестью искусствами».

Согласно Б. Элману, сохранились записи об экзаменационных практиках в количестве: 2 от династии Сун, 18 –от Юань, 153 – от Мин и 869 – от Цин. Общее количество кандидатов, достигших степени цзиньши, за две последние династии составило более 50 000 человек.

7.5

Знаками различия держателей ученых степеней служили квадратные нашивки с изображением разного рода животных на груди парадного одеяния, а также замысловатые шапки и пояса, получившие гротескное изображение в китайском традиционном театре.

7.6

Эта система стала международной уже в 847 году (династия Тан), так как обладателем высшей ступени на имперском экзамене стал араб. 

Первый аналогичный экзамен на государственную службу в Европе состоялся в Берлине только в 1693 году. 

Около 1100 года (династия Северная Сун) в Китае распространилась практика серийного печатания карманных шпаргалок для использования на экзаменах. 

Шпаргалка эпохи Цин могла представлять собой мелко исписанную исподнюю рубашку (поскольку экзаменующимся предоставлялись изолированные друг от друга кельи). 

8.

Восьмичленное сочинение (八股文) – специфический для Китая эпох Мин и Цин литературный жанр, используемый только в системе государственных экзаменов, основная форма аттестации.

Впервые сочинение-рассуждение как форма аттестации была предложена Ван Аньши (王安石, прозвище Баньшань, титул Цзингун, 1021 – 21 мая 1086 года, – китайский государственный деятель, реформатор, экономист, прозаик и поэт, автор «нового политического курса» (新法, синьфа) – программы реформ фискальной администрации, вызвавшей раскол среди интеллектуалов эпохи Сун) в XI веке, и стала канонической указом императора Хун-у (Чжу Юаньчжан (朱元璋/朱元璋), 21 октября 1328 года – 24 июня 1398 года, первый император Китая с 1368 года по 1398 год) в 1370 году, а сам термин вошёл в употребление в XV веке. Жанр «восьмичленного» сочинения был чрезвычайно формализованным, предполагая, в первую очередь, рассуждение на одну из тем Пятиканония («У-Цзин» (, «пять основ») – общее название для следующих пяти конфуцианских книг) и Четверокнижия («Сы-шу» (四書/) – свод канонических текстов, избранный в XII веке Чжу Си как введение в конфуцианство) с каноническими комментариями Чжу Си (朱熹, также известен как Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань; 1130 – 1200 годы), китайского философа, учёного-энциклопедиста, литератора, текстолога и комментатора конфуцианских канонических произведений, педагога, главного представителя неоконфуцианства, придавшего этому учению универсальную и систематизированную форму, в которой оно обрело статус ортодоксальной идеологии в Китае и ряде сопредельных стран, особенно в Японии и Корее). Предполагалось соблюдение архаического литературного стиля (гувэнь) с аллюзиями и изобильным параллелизмом. Структура такого сочинения включала следующие секции: 

1) вступление () два предложения прозой, вводящие рассуждение; 

2) развитие темы (承題) пять предложений прозой, развивающие вступление; 

3) общее рассуждение () прозой; 

4) развитие рассуждения (起股) экзаменационным заданием определялось количество: 4, 5, 8 или 9 параллельных рассуждений, которые должны были развивать общую тему, здесь автор сочинения показывал искусство подбирать синонимы при сохранении смысла и структуры текста; 

5) центральное рассуждение (中股) ритмической прозой с параллелями, число которых, однако, не ограничивалось, для полного раскрытия темы сочинения; 

6) завершающее рассуждение (后股) ритмической прозой с параллелями, в этой части допускалось обсуждение моментов, не вошедших в центральное рассуждение; 

7) увязка рассуждений (束股) параллельные рассуждения числом от 2 до 5 пар, здесь должны быть связаны между собой все тематические линии сочинения; 

8) большая увязка () общий итог сочинения, писался прозой, данная часть была строго формализована, свобода выражения не допускалась.

Данный текст, кроме того, был ограничен в общем числе знаков и использовании некоторых слов и выражений, считавшихся «оскорбительными» для общественной морали и Высочайшего присутствия. Рассуждения на темы современности строго воспрещались: все исторические аллюзии должны были относиться ко времени, предшествующему кончине Мэн-цзы (289 год до н.э.).

9.

Настоящая статья завершает цикл возможно чрезвычайно описательных или даже чрезмерно подробных «эпизодов» единого цикла под общим названием «Почему иногда «глубинное государство» становится не только возможным, но и необходимым в отдельных государствах».

Эта тема – актуальная для современной России, но вместе с тем достаточно «тёмная», «мутная» и непрозрачная, так как затрагивает термин «глубинного государства», который различными авторами понимается по-разному. Эту тему нельзя осветить быстро, тем более для одной из самых великих стран, каковой безусловно является Китай. Для этого потребовался целый единый цикл, разбитый на отдельные порции из 12 статей-эпизодов. Причём этот цикл позволил не раскрыть до конца тему «глубинного государства» китайцев-ханьцев, а только притронуться или прикоснуться к этой огромнейшей теме, проиллюстрировав некоторые значимые её сущности и смыслы некими историческими примерами развития государственности у отдельных народов, предпринимавших такие попытки и входивших в окружение предков современных китайцев-ханьцев.

Суть всех этих статей из единого цикла заключается в следующем: Китай (плохой или хороший, злой или добрый, успешный или неудачный) – это не игрушка в чьих-то натруженных руках, а настоящий мировой проект, который осуществляется (если верить официальной китайской историографии) под неусыпным контролем определённых китайских кланов и духовных лиц (носителей идей этого самого мирового проекта китайского государства) уже не менее 3,5 тысяч лет по меньшей мере. Клан Цзи (русское значение иероглифа – придворная дама, знатная женщина), проживавший ещё во II тысячелетии до н.э. на территории современной провинции Шэньси, возглавлял ряд самых крупных китайских государств в различные периоды его истории. Этот же клан Цзи и сейчас имеет представителей в высшем китайском руководстве. Такова природа любого подлинного государства. Хотя, сколько существовало в истории лимитрофных, буферных, полунезависимых государств и протекторатов. Провозглашения независимости той или иной неформальной организацией, считающей, что она представляет некую историческую общность (народ), бывает совсем недостаточно, чтобы государство было не эфемерным, а стало настоящей реальностью.

В этом и заключается вся суть цикла этих статей-эпизодов. Государства нельзя придумать на колене, чтобы сделать их реальными. Государства – очень сложный исторический субъект, в некотором смысле «штучный продукт коллективной выделки». Построить подлинное государство (фактически – империю) – это очень серьёзный и долгий процесс. За каждым отдельным подлинным государством стоит уникальная группа кланов, образующая субъект того или иного мирового проекта. Особо подчеркну, что не надо путать такие понятия как «исторический субъект» (подлинное государство) и «субъект того или иного мирового проекта» (глубинное государство). Именно эта уникальная группа совместно реализует свой мировой проект. Если эти кланы (читай – «глубинное государство») гибнут, вырождаются или рассеиваются, то есть субъект этого мирового проекта деградирует, а само государство (в привычном нам смысле) может развалиться под тяжестью внешних угроз и вызовов. При этих обстоятельствах не следует игнорировать или преуменьшать значимость внутренних факторов.

 

http://zavtra.ru/blogs/