Автор: Аганин А.
ROOT Категория: Китай
Просмотров: 2648

14.12.2017 Проникновение даосизма во власть в древнем и современном Китае

 

 

Почему иногда «глубинное государство» становится не только возможным, но и необходимым в отдельных государствах 

  

Дунху проживали к северо-востоку от Империи Цинь в III веке до н.э.

1.

Также как и китайцы-ханьцы являлись когда-то сильно неоднородной по генетическому и лингвистическому признакам массой, также и «восточные варвары» дунъи не были совсем однородны. Дунху (東胡/东胡, буквально «восточные варвары») – название племенного объединения, возникшего во времена ранней династии Чжоу, около 1100 года до н.э., и исчезнувшего во времена династии Хань около 150 года до н.э., когда их разгромили хунну (монг. Хүннү, Хүн Гүрэн, кит. 匈奴 сюнну) – древний кочевой народ, с 220 года до н.э. по II век н.э. населявший степи к северу от тогдашнего Китая). Дунху обитали на территориях современных автономного района Внутренней Монголии и западной части провинции Хэйлунцзян тысячи лет назад. В Хэйлунцзяне имеются монгольские географические названия до настоящего времени.

В труде Сыма Цяня (около 145 – 90 годов до н.э.) «Ши цзи» («Исторические записки» или «Записки историка»), сообщается о трёх группах народов: хунну, дунху и дунъи, обитавших в восточной части Азии в I тысячелетии до н.э. (Эрдниев, 1985). Когда хуннский шаньюй Модэ разбил дунху, оставшийся народ укрылся в горах Ухуань, откуда пошло их новое название. Сяньби, также являвшиеся ответвлением дунху, получили название от гор Сяньби-шань, в которых они жили (Митиров, 1998). В III – IV веках н.э. в Восточной Азии к северу от тогдашнего Китая шёл процесс великого переселения народов. Он начался с перемещения южных хуннов (нань сюнну), сяньби, ди, цян, цзе и других племён, которые с севера постепенно продвигались на Среднекитайскую равнину. Сяньби, которые после хунну были наиболее крупным объединением еще с III века н.э., делились на несколько союзов. Таким образом, с точки зрения языка, дунху были объединением, в котором преобладали протомонголы.

Сяньби происходили от народа, упоминаемого в китайской историографии как дунху, которые, вероятно, объединяли предков тюркоязычных и монголоязычных народов. Позднее ветви и потомки сяньбийцев включали тюркоязычных табгачей и монголоязычных киданей, которые, кажется, были связаны всё ещё достаточно похожими языками. Широко расходятся мнения относительно вопроса о языковом воздействии в период сяньбийцев. Некоторые учёные (например, Клоусон) предпочитали рассматривать сяньбийцев и табгачей (туоба), как тюрков, или даже как тюрков-булгар, подразумевая, что весь слой ранних тюркских заимствований в монгольских языках был получен от сяньбийцев, а не от хунну. Однако, поскольку монгольская (или пара-монгольская) идентичность сяньбийцев становится всё более очевидной в свете последних успехов в исследованиях киданей, было бы более разумно предположить (согласно Дёрферу (Doerfer)), что поток языкового влияния из тюркских (или тюрко-булгарского) языков в монгольские, по крайней мере, отчасти скомпенсировался в течение периода сяньбийцев, уступая первому.

2.

Премьер-министр и уже ревностный сторонник даосизма Цуй Хао (崔浩, вежливое имя Бо Юань (伯淵), умер 450 год н.э.) был руководителем исполнительной власти китаизированной (говорившей во многом уже по-китайски), но своему по происхождению сяньбийской (鮮卑/鲜卑, сяньби – тюркские и монгольские группы, проживавшие на территориях, которые стали сегодняшними Восточной Монголией, Внутренней Монголией и Северо-Восточным Китаем) династией Северная Вэй (北魏, 386 год н.э. – 534 год н.э. [537 год н.э.] (де-юре до 535 года н.э.), также известной как Туоба Вэй (拓跋 ), Поздняя Вэй (後魏) или Юань Вэй (元魏), династией, основанной кланом Туоба Сяньби, которая управляла Северным Китаем в Период Южных и Северных династий). Цуй Хао смог провести закон о запрете буддизма, что повлекло за собой кровавые расправы над буддийскими лидерами и адептами. Император принял девиз правления «Истинный государь Великого равенства» (тайпин чжэнь цзюнь), и в 444 году провозгласил даосизм государственной религией.

Это стало результатом того, что совсем незадолго до этого китаец-ханец Коу Цяньчжи стал истолковывать свои откровения перед двором Северная Вэй как небесное благоволение, что подтверждалось военными победами этого государства. Коу Цяньчжи также считался экспертом в области достижения бессмертия, возглавив специальную алхимическую лабораторию, утверждённую императором Северной Вэй. Коу Цяньчжи стал бороться за целибат духовенства и укрепление морали последователей «Школы небесных наставников», создав устав, подобный правилам винаи (на языках пали и санскрит विनय – дисциплина, правила – свод правил и распорядка буддийской монашеской общины (сангхи), зафиксированный в канонических сочинениях).

По всей империи Северная Вэй Коу Цяньчжи установил алтари, где проводились регулярные обряды, церемонии и пиры. В 442 году н.э. он вручил императору Северной Вэй талисман правителя Великого равенства, эта процедура позднее вошла в придворный церемониал.

Однако реформы Коу Цяньчжи и его завоевания не удалось закрепить. После смерти Коу Цяньчжи, казни Цуй Хао и убийства императора Тай У-ди во время заговора буддизм снова вернулся в Северный Китай, утвердившись с приходом императора Вэнь Чэн-ди как государственная религия. С началом эпохи Танской практики оргий снова вернулись, поэтому исследователи склонны считать, что Коу Цяньчжи не смог реформировать даосизм.

Несмотря на это исследователи отмечают, что реформы Коу Цяньчжи привели к тому, что даосизм обрёл зрелость, закрепил устои и нормы и канонизировал ритуалы.

Однако не стоит преуменьшать заслуги Коу Цяньчжи перед китайцами-ханьцами и тем более перед хуася после его посещения знаменательных видений. После бесед на горе Суншань с духами, в первый раз в 415 году н.э. даже лично с Лао-цзы, а позднее в 423 году н.э. – с Ли Пувэнем, Высшим наставником и праправнуком Лао-цзы, Коу Цяньчжи ставил своими основными целями:

1) продвижение даосизма как главной религии китайского государства;

2) продвижение даосизма остаткам Северных варваров Сижун (西戎) и Западных варваров Бэйди (北狄), так как поглощение хуася и включение в состав китайцев-ханьцев Восточных варваров Дунъи (東夷) и Южных варваров Наньмань (南蠻) за исключением вьетнамцев уже было завершено

3.

Происходивший из даосской семьи последователей «Школы небесных наставников» (天師道/师道, Тяньшидао – Путь небесных наставников) Коу Цяньчжи был основателем школы «Северные Небесные Наставники» – школы даосизма, возникшая в результате раскола «Школы небесных наставников» на севере Китая во время сяньбийской династии Северная Вэй. Коу Цяньчжи смог войти в доверие главному советнику императора, а потом и к самому императору, установив с 424 года в государстве даосскую теократическую монархию, в которой жестоко преследовался буддизм, однако школа была подвергнута существенному влиянию буддизма. Даосское государство просуществовало до 450 года. После смены императора и смерти Коу Цяньчжи начались снова преследования даосизма и насаждение буддизма, и даосам удалось обосноваться в городе Лоугань (樓觀), где школа ещё просуществовала до конца VII века. Позднее школа была поглощена другими даосскими течениями.

 

Вход в даосский храмовый комплекс Лоугуаньтай

Лоугуаньтай (观台寺) – даосский храмовый комплекс в деревне Та Ю, расположенный в уезде Чжоучжи города провинциального подчинения Сиань провинции Шэньси (откуда родом Си Чжунсюнь, отец Си Цзиньпина) в 70 км к западу от собственно города Сиань. Этот комплекс находится на плато Лоугуаньтай (樓觀臺/观台) гор Чжуннаньшань (終南山), название буквально означает «Монастырь платформы сторожевой башни» (имеется в виду древняя пограничная застава, за которой начинался Великий шёлковый путь).

Лоугуаньтай находится на том месте, где согласно традиции, Лао-цзы создал трактат Даодэцзин и передал его Стражу Границы Гуаньлин Инь Си (關令尹喜, или Гуань Инь-цзы (關尹), кратко Инь Си (尹喜), означает «хранитель границы» или «начальник пограничной заставы» или «охранник сторожевой башни» – полулегендарный даосский мыслитель, который служил начальником пограничной заставы, через которую Лао-цзы отправился на запад.

К тому времени (470 год н.э.) Лоугуань превратился в мощный храмовый центр, в котором также находилось собрание многочисленных даосских сочинений, в том числе школ Линбао и Шанцин. В Лоугуань собрались также беженцы от преследований даосизма с юга Китая при императоре У-ди.

В VII веке здесь проходили религиозные диспуты между даосизмом и буддизмом по поводу того, какое учение может принести мир и стабильность.

Первый диспут организовал даос Фуи, который предложил запретить буддизм по всему Китаю. Буддисты, подкованные в дискуссиях, смогли разбить его аргументацию по большинству пунктов.

Второй диспут организовал друг Фуи, даос Лу Чжунцин. Императоры династии Тан поддерживали даосизм, и закрепили первородство и преимущества даосизма специальным указом 637 года. В 674 году власть в государстве захватила императрица У Цзэтянь (武則天/则天, 624 год – 16 декабря 705 года), которая отменила указ.

Последним северным небесным наставником был Инь Вэньцао, который прибыл в Лоугуань в 636 году. Ему удалось завоевать расположение императора Гао-цзуна(高宗, личное имя – Ли Чжи (李治, 21 июля 628 года – 27 декабря 683 года). После его смерти в 688 году Лоугуань, хотя и оставался важным даосским центром, был захвачен другой школой.

Школа «Северные небесные наставников» была одной из первых даосских школ, в которой появились монастыри, подобно буддийским. Первоначально Коу жил на горе Суншань в монастыре, который был занят буддистами и известен сейчас как Шаолиньский монастырь. Позднее монастырский даосизм привился в Лоугуане. Под влиянием буддизма возникло различие между мирянами и монахами в даосизме, возникла процедура ординации и были сформулированы способы спасения монахов в даосизме.

«Школа небесных наставников» и её различные ответвления распространены преимущественно на юге Китая (хотя есть общины и на севере), главенствует на острове Тайвань и в китайских диаспорах многочисленных государств Юго-Восточной Азии (Сингапур, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Вьетнам) и в эмигрантских общинах Австралии, США и других государств.

В ранний период (до середины III века н.э.) школа носила название «Пять ковшей риса». В эпоху Шести династий школа распространилась по всему тогдашнему Китаю и стала известна как «Школа небесных наставников». Позднее, начиная с периода правления династии Тан школа была воссоздана как «Школа истинного единого» (Чжэнъи), получив особые императорские привилегии.

В докоммунистическом Китае эта школа обычно официально признавалась императором. Однако, переформулирование Коу Цяньчжи религиозной доктрины и основание направления «Северные небесные наставники» способствовало постепенному усилению влияния даосизма на все стороны политической и культурной жизни китайцев-ханьцев, вывело даосизм из некоторого застоя, обозначавшегося к тому времени.

Он обладал большим авторитетом при дворе династии Северная Вэй (386 – 534 годы) и смог утвердить даосизм официальной государственной религией. Однако по этой причине даосы ввязались в политическую борьбу, которая приводила к кровавым инцидентам.

Но история деятельности Коу Цяньчжи брала своё начало в более ранний период возникновения и появления «глубинного осударства» китайцев-ханьцев.

 

Чжан Даолин, первый небесный наставник

4.

«Пять ковшей риса» (五斗米道, у доу ми дао) – даосская община на территории провинции Сучуань, которую организовал патриарх Чжан Даолин (張道陵/张道陵, также Чжан Лин, жил в период между 34 и 156 годами н.э., даосский патриарх, живший во время поздней династии Хань (II век н.э.), горный отшельник) после 142 года н.э., в дальнейшем выросла и стала именоваться «Школой небесных наставников». Название произошло от вступительного взноса в общину – пяти доу (ковш, единица измерения) риса для новых адептов. Особенностью новой религиозной организации даосизма стал отказ от жертвоприношений пищи и животных.

В 142 году лично Лао-цзы встретился с Чжан Даолином на горе Хэмин (Хэминшань (鹤鸣山), также Хуминшань (鹄鸣山), гора высотой от 600 до 1330 м, находящаяся в уезде Даи, к западу (около 70 км) от города Чэнду, столицы провинция Сычуань, административно территория горы подчинена городу Чэнду), рассказав ему о смене эпох и наступлении новой эры Великого Мира. Лао-цзы объяснил ему, что по этой причине он обрёл следующее рождение, образовав «Истинное Одно, единосущное с [высшими] Силами» («Яжэнъи мэн вэй»). В результате этого Чжан Даолин и его последователи получают поддержку небесных сил, управляющих судьбами человечества.

Его школа получила название «Пять ковшей риса», потому что он ввёл вступительный взнос из пяти ковшей риса, этот взнос соотносился с Великим Ковшом (Созвездием Большой Медведицы, обителью бессмертных). При патриархе Чжан Лу (張魯/张鲁,  умер в 216 году н.э., даосский патриарх школы «Пять ковшей риса» (известна позже как «Школа небесных наставников»), внук первого патриарха Чжан Даолина и сын второго патриарха Чжан Хэна (張衡, Чжан Пин-цзы, 張平子, Чжан Хэ-цзянь, родился 78 году н.э. в Сяо, область Наньян (современный Цяочжэнь уезда Наньчжао провинции Хэнань) –139 год н.э.)) школа укрепилась в долине реки Ханьчжун (汉中, городской округ в провинции Шэньси, название означает «среднее течение реки Ханьшуй») современной провинции Шэньси, на пути к провинции Сычуань.

В 156 году н.э. Чжан Даолин передал своему сыну Чжан Хэну реликвии (свою печать, нефритовое зеркало, два меча и священные тексты) и отправился в край бессмертных. Школой стали управлять его сын Чжан Хэн и его внук Чжан Лу, прославившийся по роману «Троецарствие» (三國演義/三国演, «Саньго яньи» – классический китайский роман, повествующий о событиях эпохи Троецарствия (三國/三国, Саньго – периода времени в древнем Китае с 220 года н.э. – 280 года н.э., вошедшего в историю как борьба и противостояние между тремя различными государствами Китая – Вэй, У и Шу).

За появлением школы последовало Восстание Жёлтых повязок (黃巾之亂, 184 – 204 годы н.э., народное восстание в Китае, которое привело к дестабилизации положения в Империи Хань (где господствовало конфуцианство) и послужило одной из причин падения династии Хань), организованное школой Тайпиндао в Центральном и Восточном Китае, это восстание было поддержанно школой «Пять ковшей риса». Правительство называло эти школы рисовыми бандитами.

Школа «Пять ковшей риса» была связана с местными верованиями малых племён юго-восточной части Древнего Китая. В этой традиции почитались Три небесных представителя – Небо, Земля и Вода, возникновение этого культа относится ко временам Фу Цзяня (苻健) и Яо Чана (姚萇). В конце периода правления Империи Хань народности цян и ди стали интенсивно мигрировать на север, где по-видимому смогли детально ознакомиться с философскими доктринами даосизма и с Лао-цзы и учением о бессмертии.

 

Ранняя Цинь (светло-зеленый цвет) перед завоеванием Ранней Янь (оранжевый цвет)

Фу Цзянь (317 – 355 годы н.э., изначальная фамилия Пу (), взрослое имя Цзянье (建業)) – император государства Ранняя Цинь (前秦) с храмовым именем Гао-цзу (高祖) и посмертным именем Цзинмин-хуанди (景明皇帝). Возглавляемое им государство Ранняя Цинь являлось одним из 16 «варварских» государств, возникших в IV веке н.э. на территории Северного Китая, существовало в 351 – 395 годах н.э. и было основано народностью ди (). Народность ди составляли земледельческие племена предгорий в нынешних провинциях Шэньси, Ганьсу и Сычуань, которые являлись потомками древних протомонгольских и прототангутских племён жун. Народность ди относится к пяти варварским племенам китайской истории эпохи шестнадцати варварских государств.

 

Местонахождение Поздней Цинь на карте в 402 году н.э.

Яо Чан (331 – 394 годы н.э., взрослое имя Цзинмао (景茂), формально Император Вужао из (Поздней) Цинь (()秦武昭帝) – правитель государства Поздняя Цинь (後秦/后秦), ещё одно из 16 «варварских» государств, возникших в IV веке н.э. на территории Северного Китая, существовало в 384 – 417 годах н.э. и было основано народностью цян (羌族). Народность цян является близкородственной к тибетцам и проживает в основном в провинции Сычуань, а незначительное количество – в провинциях Ганьсу и Цинхай.

 

Поздняя Цинь обозначена зеленым цветом

Чжан Даолин, его сын Чжан Хэн и его внук Чжан Лу являются тремя наставниками школы «Пять ковшей риса». Чжан Лу, создавший в Ханьчжуне (провинция Шэньси) даосское теократическое государство, расширил школу, и возникшая «Школа небесных наставников» продолжила традицию школы «Пять ковшей риса».

5.

Биография Чжан Даолина известна довольно скудно.

Чжан Даолин основал первую регулярную даосскую религиозную общину. Особенностью новой религии стал отказ от жертвоприношений пищи и животных. Чжан Даолин получил учение от самого Лао-цзы, в соответствии с которым он сформировал первый истинный даосский пантеон. Образованное учение существенно отличалось от предыдущих религий Китая.

Говорится также, что ещё одним его внуком был Чжан Цзюэ – руководитель Восстания Жёлтых повязок. В некотором смысле семейство Чжанов способствовало рядом значимых фактов падению Империи Хань, в которой восторжествовало конфуцианство. Позиции даосизма были сильны в доханьский период истории Древнего Китая, однако существовали достаточно равные с ним по влиянию на умы жителей государств Древнего Китая ещё три течения «большой четвёрки»: легизм, моизм и конфуцианство. Легизм имел самое большое значение для власти государства Ци «восточных варваров» дунъи, а затем и Империи Цинь, также возникшей на основе «варварского» государства Цинь. Исторически легизм первым оказался политически, философски и религиозно отыгранным из «большой четвёрки». Далее пришла историческая очередь оказаться политически, философски и религиозно отыгранным и для моизма. Как уже говорилось в предыдущей статье «Моизм и легизм как двигатели развития» (7 декабря 2017 года) моизм был подавлен при императоре Цинь Шихуанди, олицетворявшем собой максимальную степень подавления национальной, языковой и культурной самобытности, отличающейся от интересов хуася, и полностью изгнан при правлении династии Хань, что сделало конфуцианство официальной доктриной.

Чжаны, казалось бы, завершали многовековое восхождение даосизма на политический, философский и религиозный Олимп в объединённом Китае через способствование падения Империи Хань с главенствующим конфуцианством. Но тут в большую игру на китайском поле вмешался буддизм. Даосизм вновь был отодвинут на задний план, конфуцианство частично было реабилитировано, частично было перерождено, появилось неоконфуцианство, отличающееся от конфуцианства примерно также как христианство – от иудаизма. Затем уже со второй половины XIX века дошла очередь до реформации и неоконфуцианства, появились новое конфуцианство и постконфуцианство. Но со второй половины XX века даосизм двинул уверенной постопью во власть в КНР, хотя и незаметно для подавляющего большинства жителей Поднебесной.

6.

Можно сказать и больше. Чжан ( – «открыть» и – «значок») – китайская фамилия (клан, члены которого являются потомками одного общего предка). В мире существует около 70 миллионов человек, носящих фамилию Чжан, которые, если не брали псевдоним, являются потомками одного общего предка. Это больше, чем население большинства государств мира даже таких как, например, Франции.

Кроме того, существуют люди с такой же фамилией, которые не относятся к клану Чжан. В других языках этой фамилии соответствуют: в кантонском диалекте диалектной группы юэ китайского языка Чхён (Cheung), во вьетнамском языке Чыонг (Trương), в корейском языке Чан (). Имеется также Чжан () – правитель хунну с 63 года н.э. по 85 год н.э., сын Хуханье II.

Это древний клан китайцев-ханьцев, а значит, их влияние предопределено их древним ханьским или даже хуася происхождением. Во многие периоды китайской истории члены этой фамилии независимо друг от друга штурмовали вершина власти. Были даже примеры, когда две женщины этого клана примерно похожего возраста были по две стороны баррикад, как в обслуживании тогдашних китайских руководителей, так и среди их резких критиков. Имеются в виду Чжан Чжисинь (张志新) – китайская коммунистка, функционер пропагандистского аппарата КПК, в период Культурной революции выступавшая с открытой критикой Мао Цзэдуна, Линь Бяо и Цзян Цин, арестованная и приговоренная к пожизненному заключению, затем казненная, а потом реабилитированная, символизирующая сопротивление режиму «Банды четырёх», и Чжан Юйфэн (张玉凤) – конфиденциальный секретарь и фаворитка Мао Цзэдуна в последние годы его жизни.

Кроме того, клан Чжан дал Китаю и многих других ярчайших личностей, в том числе, виднейших фигур даосизма:

Чжан Айпин (张爱萍, 1908  2003 годы) – военный и государственный деятель Китая, министр обороны КНР в 1983 – 1988 годы.

Чжан Бао (张宝; ? – 184 год н.э.) – предводитель восстания, один из руководителей восстания Жёлтых повязок, младший брат Чжан Цзяо.

Чжан Бинлинь (章炳麟; 1868 – 1936 годы) – китайский философ, филолог, социолог, деятель революционного движения.

Чжан Боцзюнь (章伯; 1895 – 1969 годы) – китайский политик. С 1922 года по 1924 году чился в Германии вместе с Чжу Дэ.

Чжан Вэньтянь (洛甫, 1900 – 1976 годы) – Генеральный секретарь КПК (1935 – 1943 года); известен под псевдонимом Ло Фу.

Чжан Голао – один из Восьми Бессмертных даосского пантеона.

Чжан Готао (1897 – 1976 года) – китайский политический деятель

Чжан Дунсунь (張東蓀; 1886 – 1973 года) – китайский философ и политический деятель.

Чжан Дэгуан (张德广) — посол КНР в России, Исполнительный секретарь ШОС.

Чжан Лосин (張樂行, 1810—1863) — лидер восстания няньцзюней.

Чжан Пэйюань (умер в 1934 году) – китайский генерал, воевавший с синьцзянским правительством и СССР; представитель народности хань, начальник гарнизона Или; во время Кумульского мятежа он сражался против уйгуров и дунган, но затем начал секретные переговоры с дунганским генералом Ма Чжунъином, пытаясь сколотить коалицию для противодействия Шэн Шицаю и советским войскам; подконтрольные Чжану войска насчитывали около 3 тысяч солдат; этими силами ему почти удалось разбить армию Шицая, однако «король Синьцзяна» был спасен советскими войсками; в 1934 году Чжану пришлось совершить самоубийство, чтобы избежать пленения советскими войсками.

Чжан Пэнчунь (張彭春/张彭春, 1892 – 1957 годы) – китайский драматург, театральный режиссёр и дипломат; сыграл ключевую роль в создании Всеобщей декларации прав человека 1948 года.

Чжан Саньфэн (張三丰, также 張三豐, имя при рождении – Чжан Цзюньбао (張君寶)) – полулегендарный китайский даос; в некоторых даосских источниках утверждается, что он достиг бессмертия; сведения о его жизни противоречивы, его относят к периодам династий Сун, Юань или Мин; получив даосскую инициацию он принял имя Чжан Саньфэн; основатель даосской подшколы Иньсян-пай (Школы скрытых бессмертных), которая также была по его имени названа Саньфэн-пай.

Чжан Сюнь (張勳/张勋, 16 сентября 1854 года — 11 сентября 1923 года) – китайский генерал, военачальник и монархист, в 1917 году предпринявший попытку государственного переворота с целью вернуть на трон низложенного императора Пу И. Сторонник Юань Шикая в бытность того президентом.

Чжан Сюэлян (張學良/张学良, 3 июня 1901 года – 14 октября 2001 года) – правитель Маньчжурии в 1928 – 1931 годы, один из ведущих деятелей гоминьдановского Китая 30-х годов XX века, сын главы фэнтяньской клики Чжан Цзолиня, «Старого маршала», в противоположность которому получил прозвище «Молодой маршал» (少帥).

Чжан Сяньчжун (張獻忠/张献忠, 18 сентября 1606 года – 2 января 1647 года) – руководитель восстания в Китае во время последних лет династии Мин и первых лет сменившей её династии Цин; наряду с Ли Цзычэном, ведшим повстанческую войну в северном Китае, один из двух главных лидеров восстаний 1630 – 1640-х годов, приведших в конечном счете к падению минской династии.

Чжан Сяогуан (张晓光, родился в 1966 году) – космонавт (тайконавт) Китая.

Чжан Тайлэй (張太雷/张太雷, июнь 1898 года – 12 декабря 1927 года) – деятель КПК, руководитель Гуанчжоуского восстания 1927 года.

Чжан Тяньжань (張天然, 1889 – 1947) – основатель современной синкретической религиозной организации Игуаньдао; родился в провинции Шаньдун в округе Цзинин. Считается преемником Лу Чжунъи – 17-го патриарха в линии передачи традиции Игуаньдао, и воплощением Цзигуна (1148 – 1209 годы) – юродивого буддийского монаха, почитаемого разными религиозными организациями Китая.

Чжан Факуй (张发奎, 1896 – 1980 годы) – гоминьданский генерал, который воевал против северных милитаристов, японской Императорской армии и китайских коммунистических сил в течение своей военной карьеры; командовал 8-ой группой армий и был главнокомандующим сухопутных войск НРА до выхода на пенсию в Гонконге в 1949 году.

Чжан Фэй (张飞, ? – 221 год н.э.) – побратим Гуань Юя и Лю Бэя, военачальник эпохи Троецарствия.

Чжан Цзе (张洁, родилась 27 апреля 1937 года, Пекин) – китайская писательница.

Чжан Цзолинь (张作霖, имел прозвище Юйтин (雨亭), 19 марта 1875 года – 4 июня 1928 года) – военный и политический деятель Китая, военный губернатор Маньчжурии.

Чжан Чжисинь (張宗昌/张宗昌, 13 февраля 1881 года – 3 сентября 1932 года) – китайский полководец в провинции Шаньдун в начале XX века по кличке «Генерал псина» (狗肉将) и «72-пушечный Чжан», время окрестило его китайским «самым низменным военным командиром».

Чжан Чжисинь (张志新; 5 декабря 1930 года, Тяньцзинь – 4 апреля 1975 года, Хуньнань) – китайская коммунистка, функционер пропагандистского аппарата КПК; в период Культурной революции выступала с открытой критикой Мао Цзэдуна, Линь Бяо и Цзян Цин, а также против политики «Культурной революции»; в 1969 году арестована и приговорена к пожизненному заключению, в 1975 году казнена по указанию Мао Юаньсиня, племянника Мао Цзэдуна; при начале китайских реформ реабилитирована, в современной КНР символизирует сопротивление режиму «Банды четырёх».

Чжан Чжичжун (张治中, 27 октября 1895 года – 10 апреля 1969 года) – генерал Народно-революционной армии (國民革命軍/国民革命) – вооружённых сил партии Гоминьдан, а после поражения Гоминьдана в гражданской войне – общенациональных вооружённых сил Китайской Республики до 1947 года.

Чжан Чуньцяо (張春橋/张春桥, февраль 1917 года, городской уезд Цзюйе (巨野) городского округа Хэцзэ (), провинция Шаньдун, Китайская Республика – 21 апреля 2005, Шанхай, КНР) – китайский политический и государственный деятель, писатель, член Союза китайских писателей, участник «Банды четырёх», мэр Шанхая (1967 – 1976 годы), секретарь Шанхайского горкома (1971 – 1976 годы).

 

Председатель Мао Цзэдун и Чжан Юйфэн в 1964 г.

Чжан Юйфэн (张玉凤, родилась 9 января 1945 года, городской округ Мутаньцзян (牡丹江) Маньчжоу-го, ныне – провинция Хэйлунцзян) – конфиденциальный секретарь и фаворитка Мао Цзэдуна в последние годы его жизни.

 

Патриарх Чжан Даолин, изображенный в Мифах и легендах Китая Эдварда Теодора Чалмерза Вернера (1864 - 1954 годы), известного британского дипломата в Империи Цин и синолога, специализирующегося на суевериях, мифах и магии в Китае.

7.

Чжан Даолин родился в округе Фэн современной провинции Цзянсу в семье мелкого помещика. Жители провинции Цзянсу до настоящего времени говорят на диалектах диалектной группы у (/吳語). Его род в девятом поколении происходил от Чжан Ляна – ханьского аристократа, имевшего титул хоу (граф). Ещё в детстве он слышал легенды о чудесном острове Пэнлай (蓬莱, Пэнлай – городской уезд городского округа Яньтай (烟台) провинции Шаньдун) и учении магов (фанши) о бессмертии, в семь лет он стал изучать Даодэцзин. В столице (городе Лоян (洛陽/洛阳, городской округ Лоян на западе провинции Хэнань)) он получил классическое конфуцианское образование и изучил географию, астрономию и «Книгу Перемен» («И цзин» (易經/, или «Чжоу И» (周易) – наиболее ранний из китайских философских текстов) авторства Фу Си (伏羲 или 宓犧, 虙羲, иначе Паоси (庖犧/), Тайхао (太昊)) – легендарного первого императора Китая (Поднебесной), божества – повелителя Востока.

 

И цзин (Книга Перемен) авторства Фу Си - легендарного первого императора Китая (Поднебесной), божества - повелителя Востока

В 59 году н.э. он получил высокую должность, но отказался от карьеры и вернулся в горы, чтобы изучать науку о долголетии. Он организовал вокруг себя группу молодых людей и обосновался со своей общиной в провинции Сычуань, занимаясь саморазвитием.

В 89 году н.э. (по другим оценкам в 105 году н.э.), Чжан Даолин и его ученик Ван Чан отправились в странствие по современным провинциям Цзянсу и Аньхой. Они достигли озера Поян, поднялись по реке Синьцзян и прибыли к Горам красивых облаков (Лунхушань (龙虎山), Горы Дракона и Тигра – территория к югу от города Интань в провинции Цзянси), где они стали выплавлять эликсир бессмертия. Когда эликсир был готов, над ними появились Дракон и Тигр, и гора получила название «Гора Дракона и Тигра» (Лунхушань).

В 142 году н.э. лично Лао-цзы встретился с Чжан Даолином на горе Хэминшань, рассказав ему о смене эпох и наступлении новой эры Великого Мира. Лао-цзы объяснил ему, что по этой причине он обрёл следующее рождение, образовав «Истинное Одно, единосущное с [высшими] Силами» («Чжэнъи мэн вэй»). В результате этого Чжан Даолин и его последователи получают поддержку небесных сил, управляющих судьбами человечества.

Его школа получила название «Пять ковшей риса», потому что он ввёл вступительный взнос из пяти ковшей риса, этот взнос соотносился с Великим Ковшом (Созвездием Большой Медведицы, обителью бессмертных).

Он практиковал врачевание, занимался делами управления и просвещал население.

Считается, что Чжан Даолин не умер, а взошёл на Небо вместе со своей женой Юн и двумя учениками на горе Цинчэншань (青城山) в городском уезде Дуцзянъянь (都江堰), в 68 км от города провинциального значения Чэнду в провинции Сычуань. Он считается бессмертным, его также называют «Прежний небесный наставник» или «Небесный наставник Чжан»

8.

Чжан Лян (張良, около III века до н.э. – 186 года до н.э., взрослое имя Цзифан (子房)), был стратегом и государственным деятелем, который жил в ранней династии Западная Хань. Он также известен как один из «Трёх героев ранней династии Хань» (漢初 三傑), наряду с Хань Синь (韓信, умер в 196 году до н.э.) и Сяо Хэ (蕭何, умер в 193 году до н.э.). Чжан Лян внёс большой вклад в создание династии Хань. После его смерти он был удостоен посмертного звания «Хоу Веньчэн» императора Гаоцзу.

8.1. Ранние годы

Чжан Лян родился в Синьчжэне (新鄭; ныне – город Чжэнчжоу (鄭州/郑州), Хэнань), столице государства Хань, в то время как его родовой дом был в Чэнфу (城父, ныне – город уезд Чэнфу городского округа Бочжоу (亳州), Аньхой). Он произошёл из аристократической семьи в Хане. Его дед служил три поколения правителей Хань в качестве канцлеров, а его отец –двум поколениям. Чжан Лян упустил возможность унаследовать наследие своей семьи, поскольку государство Хань было аннексировано государством Цинь в 230 году до н.э. в качестве части объединения Древнего Китая государством Цинь.

8.2. Становление беглецом. Покушение на Цинь Шихуанди.

Чтобы отомстить за падение своего родного государства Хань, Чжан Лян посвятил свои усилия, чтобы нанять убийц, чтобы убить циньского императора Цинь Шихуанди. Он потратил всю свою семейную судьбу и не смог сделать умершему младшему брату должных похорон. Ему удалось найти человека с большой физической силой, чтобы помочь ему, и имевшего железный молоток весом 120 древних кэтти (, цзинь – традиционных единиц массы в Китае и странах Юго-Восточной Азии), что примерно составляет 160 фунтов, или 72 кг, кованого для крепкого человека. В 218 году до н.э. Чжан Лян услышал, что Цинь Шихуанди собирается в Ян-у (к востоку от современного округа Юаньян, Хэнань) в рамках своей инспекционной поездки, и должен был пройти мимо Боланша во время путешествия.

Чжан Лян и силач лежали в засаде в Боланше и ждали приближения колонны императора. Они увидели, что все кареты, проходившие мимо, тянулись четырьмя лошадьми и считали, что самой украшенной из них была карета императора. Силач бросил молоток в неё, и тяжёлый снаряд раздавил карету, убив своего возника. Чжан Лян сбежал с места происшествия во время последовавшего хаоса. Цинь Шихуанди был на самом деле не в той карете и пережил попытку убийства, после чего он приказал арестовать Чжан Ляна. Чжан Лян ускользнул от перетаскивания в течение десяти дней, представляясь вымышленными личностями, и стал беглецом. Чжан Лян позже получил определённую форму мести.

8.3. Встреча с Хуан Шигуном.

Как разыскиваемый правительством человек Чжан Лян отправился в Сяпи и некоторое время оставался там, представляясь вымышленными личностями, чтобы уклониться от поимки властями. Однажды Чжан Лян отправился на мост Ишуи и встретил там старика. Мужчина подошёл к Чжан Ляну и специально бросил свой ботинок с моста, после чего он крикнул Чжану: «Эй, мальчик, иди и принеси мне мой ботинок!» Чжан Лян был поражён и недоволен, но молча послушался. Затем старик поднял ногу и приказал Чжан Ляну надеть на него обувь. Чжан Лян был в ярости, но он контролировал своё настроение и покорно выполнял обязанность. Человек не проявил признательности благодарности и пошёл, смеясь.

Старик вернулся после нескольких шагов и похвалил Чжан Ляна: «Этот ребёнка можно научить!», и попросил Чжан Ляна снова встретиться с ним на мосту на рассвете через пять дней. Чжан Лян был смущён, но согласился. Пять дней спустя Чжан Лян бросился к мосту на рассвете, но старик уже ждал его там. Старик упрекнул его: «Как ты опаздываешь на встречу с пожилым человеком? Вернись через пять дней!». Чжан Лян изо всех сил старался быть пунктуальным во второй раз, но старик все-таки прибыл раньше него, и его снова презренно осудил старик за опоздание, и снова тот сказал о встрече через пять дней спустя. В третий раз Чжан Лян отправился к мосту в полночь и подождал, пока не появится старик. На этот раз старик был впечатлён стойкостью и смирением Чжан Ляна настолько, что он представил Чжану книгу, в которой говорилось: «После прочтения этой книги вы можете стать наставником правителя. Через десять лет мир станет хаотичным. Ты можешь затем использовать свои знания из этой книги, чтобы принести мир и процветание в Империю. Встретимся снова 13 лет спустя. Я – жёлтая скала у подножия горы Гучэн».

Старик был Хуан Шигун (黃石公, буквально – «Жёлтая скала – старый человек»). Книга была озаглавлена ​​«Искусство войны Тайгун» (太公 兵法) и считалась одним из семи классических китайских военных трактатов «Шесть секретных учений» (六韜/, лю тао). Автором наставлений, содержащихся в данном трактате, считается китайский стратег периода Чжоу Цзян Цзыя (姜子牙, также известный как Тайгун (太公), который жил в XI веке до нашей эры). Текст построен в виде наставлений, которые Цзян Цзыя адресует Вэнь-вану, правителю династии Чжоу, целью которого является свержение династии Шан. В то время некоторые называли эту книгу «Три стратегии Хуан Шигун». В легенде Чжан Лян вернулся на указанное место 13 лет спустя и увидел там жёлтую скалу. Он построил святыню, чтобы поклониться скале, и камень был похоронен вместе с ним после его смерти.

8.4

Затем были Восстание против династии Цинь, Конкуренция между остатками династий государств Чу – Хань, Праздник у Ворот Хуна, Восемнадцать государств, Завоевание Трёх Цинь и Битва при Пэнчэне, Битва при Гайся, прежде чем Чжан Лян попал на государственную службу во время династии Хань.

В 202 году до н.э., после своей победы над Сян Юй, Лю Бан поднялся на трон и стал исторически известным как «Император Гаоцзу из Хань». После создания династии Хань Чжан Лян оставался главным советником Гаоцзу, хотя он не получал официального назначения в качестве министра правительства. Вместе с Лу Цзином, Чжан Лян позже предложил Гаоцзу построить свою столицу в Чанъане вместо Лояна, поскольку Чанъань был в более стратегически выгодном положении, чем Лоян (плодородные земли, окруженные естественными оборонительными сооружениями, такими как горные перевалы). Однажды Гаоцзу заметил, что некоторые из его подданных тайно обсуждали, и он спросил мнение Чжан Ляна. Чжан Лян сказал Гаоцзу, что они замышляют восстание, и Гаоцзу был потрясен. Чжан Лян продолжал спрашивать Гаоцзу, кого из всех его подданных он ненавидел больше всего. Гаоцзу упомянул Юн Чи, который восстал против него, но сдался позже. Затем Чжан Лян предложил Гаоцзу предоставить Юн Чи благородный титул, потому что, если другие увидели, что Гаоцзу смог простить Юн Чи, то они могли и не подумать о возможном мятеже.

Впоследствии Чжан Лян ушёл из государственных дел и практиковал даосизм. В конце 201 года до н.э. Гаоцзу наградил своих подданных, которые способствовали созданию династии, и он присвоил титул «Хоу Лю» Чжан Ляну. В 196 году до н.э. Гаоцзу ушёл, чтобы подавить восстание Ин Бу, и попросил Чжан Ляна выйти из отставки, чтобы помочь наследному принцу Лю Ину в управлении домашними территориями. Вернувшись из кампании, Гаоцзу захотел заменить Лю Ина на Лю Жуи, принца Чжао. Чжан Лян выступал против решения Гаоцзу, но Гаоцзу проигнорировал его, поэтому Чжан Лян притворился больным и снова ушёл в отставку. Когда подошла императрица Лю Чжи, чтобы помочь Лю Ину сохранить свою позицию, Чжан Лян рекомендовал «Четыре Хаоса горы Шан» ( 四皓), чтобы помочь Лю Ину, и четырём мужчинам удалось убедить Гаоцзу сохранить Лю Ина в качестве наследного принца. Чжан Лян оставался в отставке до своей смерти в 186 году до нашей эры.

8.5. Смерть и захоронение

Мало что известно о более поздней жизни Чжан Ляна, поэтому его последнее место отдыха было тайной на протяжении всей истории.
Могила Чжан Ляна находится в 6 км к юго-западу от нынешнего округа Ланкао, Хэнань. Согласно легенде, во время «Беспокойства клана Лю» Чжан Лян переместился на гору Байюнь на юго-запад от округа Дунхун (нынешний уезд Ланькао, Хэнань) и был похоронен там после своей смерти. Храм Чжан Ляна стоял рядом с могилой, но он был разрушен во время Культурной революции.

Другая гробница Чжан Ляна находится на юге округа Вэйшань, Шаньдун. Каменная табличка перед могильным знаком Чжан Ляна была возведена в 1737 году во время династии Цин. Храм Чжан Ляна также стоял к востоку от гробницы, но был разрушен во время Культурной революции.
Однако некоторые полагали, что могила Чжан Ляна была в нынешнем уезде Пэйсянь, Сюйчжоу. Согласно географическому справочнику VII века Куоди Чжи (
括地志), гробница Чжан Ляна находилась в 65 литах к востоку от округа Пейсянь, недалеко от Лючэна, где также находился храм Чжан Ляна.
Согласно Сяньшичжи (
) и Линмучжи ( 墓志), могила Чжан Ляна была на горе Циньян в провинции Хунань.

О других примерах осуществления процессов появления и возникновения «глубинного государства» в истории Китая будет рассказано позже.

 

  

http://zavtra.ru/blogs