Автор: Аганин А.
ROOT Категория: Китай
Просмотров: 2593

07.12.2017 Моизм и легизм как двигатели развития

 

  

Почему иногда «глубинное государство» становится не только возможным, но и необходимым в отдельных государствах 

  

 

У народа Ци есть поговорка Человек может обладать мудростью и различением, но это не похоже на то, чтобы воспользоваться благоприятной возможностью. У человека могут быть орудия земледелия, но это не похоже на ожидание фермерских сезонов. Мэн-цзы.

1.

До того, как Цинь Шихуанди впервые объединил Древний Китай, у каждого из государств на этой территории были свои обычаи и культура. Согласно главе «Ю гун» (禹貢/, или «Дань от Ю») раздела «Ся шу» (夏書/, или «Книга Ся») книги «Шу цзин» (書經/书经, «Книга документов» или «Книга истории», также называется «Шан шу» (尚書/), одна из китайских классических книг, входящая в состав конфуцианского «Пятикнижия» («У-Цзин» (, дословно – «пять основ»)) из древнекитайской литературы), составленной в IV или V веке до н.э., в Древнем Китае было девять различных культурных регионов, которые подробно описаны в этой книге. Работа сосредоточена на путешествиях по всем регионам одного из древних мифических государей в Китае, титульного мудреца Юя Великого (大禹, Да Юй, фамилия Сы (), клановое имя Сяхоу (夏后), собственное имя Вэньмин (文命), жил примерно в 2200 году до н.э. – 2101 году до н.э.). Другие тексты, преимущественно военные, также обсуждали эти культурные вариации.

Одним из этих текстов была «Гайшу дичжу у» (该书的主兀, «Книга учителя У»), написанный в ответ на запрос У-гуна из государства Вэй о том, как справиться с другими государствами. Автор работы, философ легизма, великий китайский полководец и государственный деятель У Ци (吴起, родился в государстве Вэй, около 440 года до н.э. – 381 год до н.э.), о котором официальная история утверждает, что он не проиграл ни одного сражения, заявил, что правительство и природа людей были отражающими специфику местности окружающей среды, в которой они проживали. О государстве Ци, он сказал: «Хотя войска Ци многочисленны, их организация нестабильна.

Классический древнекитайский военный трактат У Ци «Законы войны почтенного У» (吳子兵法, у цзы бин фа, сокращённое название – «У-цзы»): «Люди государства Ци по своей натуре – непреклонны, а их страна –процветающа, но правитель и чиновники высокомерны и никак не заботятся о людях. Политика государства не является единообразной и не строго соблюдается. Зарплаты и жалования несправедливы и неравномерно распределены, вызывая дисгармонию и разобщенность: армия государства Ци выстроена самыми тяжёлыми нападающими на фронте, в то время как остальные следуют за ними, так что даже когда их силы кажутся могущественными, они на самом деле хрупкие. Чтобы победить их, мы должны разделить нашу армию на три колонны и провести две атаки с левого и правого флангов армии государства Ци. После того как в их боевых формированиях возникнет беспорядок, центральная колонна должна быть в состоянии атаковать, и победа последует».

Во время посещения государства Ци, Конфуций был глубоко впечатлён тамошним совершенством исполнения музыки Шао (韶萃, шаоцуй).

Второй по значимости в истории конфуцианства и один из самых известных конфуцианских философов, называемый как «второй мудрец», Мэн-цзы охарактеризовал умных людей, проживавших в государстве Ци: «У народа Ци есть поговорка: «Человек может обладать мудростью и различением, но это не похоже на то, чтобы воспользоваться благоприятной возможностью. У человека могут быть орудия земледелия, но это не похоже на ожидание фермерских сезонов».

Выступая против культурно-исторического и этническо-языкового поглощения хуася, «восточные варвары» дунъи из государства Ци противопоставили два вида собственного духовно-идейного вооружения – моизм (墨家, моцзя , «Школа логики Мо») и легизм (法家, фацзя, «Школа законников»). Эти две философские школы разделили между собой свои духовно-идейные миссии. Так, в деятельности Академии Цзися (аналога советского «АСУ-перестройка») принимали участие сотни и даже тысячи представителей всех основных философских школ государства Ци, в том числе и легисты, но только не чистые моисты, оба коренных для государства Ци философских учения.

Моисты выбрали для себя роль циских «стагнаторов» и дунъиских «застойщиков», легистам была отведена оставшаяся незанятой роль циских «прогрессоров» и дунъиских «криптопатриотов».

 

Мо Ди или Ди У

2.

Моизм – древнекитайская философская школа, которая разрабатывала программу усовершенствования общества через знание, а также древнекитайская философия логики, рационального мышления и науки, разработанной академическими учёными, изучавшими труды Мо-цзы, воплощённые в одноименной книге «Мо-цзы». Основатель философской школы – древнекитайский мыслитель Мо-цзы (墨子; точные даты рождения и смерти неизвестны, но, по всей вероятности, он жил между 479 и 381 годами до н.э. (или около 468 года до н.э. – около 376 года до н.э., или около 470 года до н.э. – около 391 года до н.э., также около 475 года до н.э. – около 399 года н.э.). Его фамильный знак – Мо, а имя – Ди, Мо Ди (墨翟), или Ди У ()). Мо-цзы был вторым крупным философом после Конфуция. Поскольку в «Ши цзи» ничего не сообщается о том, откуда он родом, да и вообще почти нет сведений о его жизни, существуют различные точки зрения относительно места его предполагаемого рождения. Некоторые полагают, что он был родом из царства Сун (восточная часть провинции Хэнань и западная часть провинции Шаньдун), другие же – что он родился в Лу, там же, где и Конфуций. Моизм развился примерно в то же время, что и конфуцианство, даосизм и легизм, и был одной из четырёх основных философских школ примерно с 770 года до н.э. по 221 год до н.э. (в Период Вёсен и Осеней, а также Период Воюющих государств). В то время моизм считался главным соперником конфуцианства. Управленческая мысль моизма была поглощена китайским легизмом, и его книги были позже объединены в даосский канон, но исчезли как самостоятельная школа мысли. После смерти своего основателя моизм распался на три течения, представленные СянлиСянфу и Дэн Лином, которых обычно называют поздними моистами. С развёрнутой критикой моизма выступил конфуцианец Мэн-цзы.

 

Страница из трактата Мо-цзы

За свою долгую, полную превратностей жизнь он побывал во многих государствах – Лу, Ци, Сун, Чжэн, достоверно первоначально «варварских» Чу, Юэ и других, встречался с выдающимися государственными деятелями и учёными своего времени. Чаще всего, как свидетельствуют главы трактата «Мо-цзы», описывающие деятельность мыслителя, он посещал такие государства как Лу, Ци и достоверно первоначально «варварское» Чу. Известно, что Мо-цзы осуждал государство Ци за нападение на государство Лу. Благодаря выдающимся ораторским способностям ему удалось убедить правителя государства Лу Янчэна отказаться от нападения на государство Чжэн.

В V – III веках до н.э. моизм составлял серьёзнейшую конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологии Древнего Китая, примерно так же как в 1917 – 1962 годах (а с некоторыми определёнными оговорками и в 1962 – 1991 годах) социализм – капитализму. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Если Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия. Образцом верности принципу всеобщей любви моисты считали великого Юя – легендарного правителя древности, который усмирил потоп.

Сохранившийся текст трактата «Мо-цзы» состоит из 53 глав, из которых главы с 8 по 37 признаются наиболее ранними. Сунь Ижан (孫詒讓, 1848 –1908 годы) выпустил наиболее авторитетную редакцию трактата. Систематическим изучением «Мо-цзы» на Западе занимался валлийский учёный и китаист Школы восточных и африканских изучений Лондонского университета (the School of Oriental and African Studies или SOAS University of London) Ангус Чарльз Грэм (Angus Charles Graham, 8 июля 1919 года – 26 марта 1991 года), скончавшийся совсем незадолго до распада-развала СССР. Оба автора интересовались вопросами древних технологий противостояния и противодействия засилью хуася, как более сильного и ресурсного врага, и экстраполировали изучаемый опыт к возможному применению на своей родине каждый по отдельности с учётом своей специфики.

Дело в том, что Сунь Ижан являлся уроженцем города Вэньчжоу (温州, был столицей существовавшего в 191 – 138 годы до н.э. древнего государства Дун Оу (東甌/东瓯)) в провинции Чжэцзян. В XIX веке Вэньчжоу был процветающим договорным портом и сохраняет своё важное экономическое и транспортное значение и сегодня. Много выходцев из Вэньчжоу проживает в Европе и США. Обладая хорошими предпринимательскими навыками, вэньчжоуцы, как правило, занимаются ресторанным или розничным бизнесом в государствах, куда они эмигрировали, но мечтают вернуться на родину при изменении каких-то обстоятельств. Вэньчжоуский диалект относится к диалектной группе у (吳語/, или уюй), возможно, что даже языку у (распространённому в большей части провинции Чжэцзян, в городе центрального подчинения Шанхай, на юге провинции Цзянсу, а также в некоторых регионах провинций Аньхой, Цзянси и Фуцзянь), самой крупной после северной супергруппы гуаньхуа (官話/) или бэй (), однако в нём очень сильно влияние диалектной группы минь. Считается, что вэньчжоуский диалект лучше остальных китайских диалектов сохранил фонетику и синтаксис древне- и среднекитайского языка. Всё это делает его очень сложным для понимания и изучения даже для носителей диалектов той же диалектной группы. Вэньчжоу называют Восточным Иерусалимом из-за большого количества церквей и высокого процента христиан, составляющих один миллион на девять миллионов жителей. Всё это предопределяет особый характер его жителей во все времена: с одной стороны вэньчжоусцы осознают собственную региональную культурную уникальность, но чрезвычайно открыты для взаимодействия с иными культурами. Однако перед ними достаточно остро стоит вопрос не только о сохранении собственной самобытности, но и о восстановлении какого-то статуса, способного обеспечить её.

Перед этими же задачами в XIX веке стояли и гламорганские (по названию графства в Уэльсе) инициативные группы возрождения традиционной культуры валлийцев. Отец Ангуса Чарльза Грэма был изначально угольным торговцем, а предприниматели угольной отрасли Гламоргана стояли в XIX веке у истоков проведения различных национальных фестивалей по возрождению валлийских народных традиций.

Так что интерес этих двух совершенно разных вроде бы личностей к трудам моистов являлся во много закономерным.

Моизм лучше всего известен понятиями «беспристрастной заботы» (китайский: 兼愛; пиньинь: цзянь ай, буквально: «включительно любовь/забота»). Это часто переводится и популяризируется как «Универсальная любовь», что вводит в заблуждение, поскольку Мо-цзы считал, что существенная проблема человеческой этики является избытком пристрастности в сострадании, а не дефицитом в сострадании как таковом. Его целью было переоценить поведение, а не эмоции или отношения.

Моисты сформировали высоко структурированную политическую организацию, которая пыталась реализовать идеи, которые они проповедовали, писание «Мо-цзы». Подобно конфуцианцам, они предоставляли свои услуги не только ради выгоды, но и для реализации своих собственных этических идеалов. Эта политическая структура (фактически – одно из «глубинных государств» всего Древнего Китая, а также «внутреннее государство», восходящее к «восточным варварам» дунъи и распространившее своё влияние далеко за пределами территорий их проживания, подобно Коминтерну в первой половине XX века) состояла из сети местных подразделений во всех крупных государствах Древнего Китая в то время, состоящей из элементов как научного, так и рабочего класса. Каждое подразделение моистов возглавлялось цзуцы (буквально, «долото» – образ от ремесла). Внутри подразделения соблюдался скромный и аскетический образ жизни. Каждый цзуцы назначил своего преемника. Моисты развивали науки об укреплении, усилении и искусстве управлять государством, а также писали трактаты об управлении, начиная от эффективного сельскохозяйственного производства и заканчивая законами наследования. Их часто задействовали многие воюющие государства в качестве советников своих государств. Таким образом, они были похожи на других блуждающих философов и странствующих рыцарей той эпохи.

Моизм был подавлен при императоре Цинь Шихуанди, олицетворявшем собой максимальную степень подавления национальной, языковой и культурной самобытности, отличающейся от интересов хуася, и полностью изгнан при правлении династии Хань, что сделало конфуцианство официальной доктриной. Однако многие из его идей были растворены в мейнстриме китайской мысли, поскольку и конфуцианцы, такие как Сунь-цзы (Сунь-цзы был хорошо уважаем в государстве Ци; Сян (齊襄王, умер в 265 году до н.э.), ван государства Ци, почитал его как учителя и освободителя; позже Сунь-цзы был оклеветан в суде Ци) и даосы, такие как Чжуан-цзы (莊子/庄子, Учитель Чжуан, также Чжуан Чжоу – китайский философ предположительно IV века до н.э. Периода Воюющих государств, входящий в число учёных Ста Школ), выразили сочувствие интересам Мо-цзы. Влияние Мо-цзы всё ещё видно во многих работах времён правления Хань, написанных сотни лет спустя. В наше время моизм получил свежий анализ. Сунь Ят-Сен использовал «всеобщую любовь» как одну из основ его идеи о китайской демократии. В последнее время китайские ученые при коммунизме пытались реабилитировать Мо-цзы как «философа народа», подчеркивая его рационально-эмпирический подход к миру, а также его «пролетарский» фон.

Нельзя достоверно утверждать, что Мо-цзы родился в государстве Лу на территории современного городского уезда Тэнчжоу (滕州) городского округа Цзаочжуан (枣庄) провинции Шаньдун, но многие эксперты сходятся в этом мнении. Он основал школу моизма, которая решительно выступала против конфуцианства и даосизма, порождённых философским гением хуася. Его философия подчеркивала содержание – самоограничение, саморефлексию и подлинность, а не форму – послушание ритуалу. Во время Периода Воюющих государств моизм активно развивался и практиковался во многих государствах, но попал в немилость, когда династия Цинь пришла к власти, опираясь на легистов. В течение этого периода многие классики моизма, по мнению многих, были уничтожены, когда император Цинь Шихуанди якобы проводил сжигание книг и захоронение учёных. Важность моизма далее снизилась, когда конфуцианство стало доминирующей школой философской мысли во время династии Хань, до тех пор, пока в основном не исчезло в середине правления династии Западная Хань.

Мо-цзы повсеместно известен детям китайской культуры посредством «Тысячесловия» (千字文, цяньцзывэнь, или «Текст в тысячу знаков»), в котором записано, что он был опечален, когда увидел крашение чистого белого шёлка, в котором воплотилась его концепция строгой экономии (простота, целомудрие). Для современной юношеской аудитории китайских ораторов образ его школы и её основателя популяризировали анимированный сериал «Легенда о Цине» (时明月, цин ши мин юэ).

Большинство историков считают, что Мо-цзы был членом низшего класса ремесленников, которому удалось подняться на официальный пост. Известно, однако, что его родители не были привязаны к нему и проявляли к нему очень мало любви. Многие эксперты утверждают, что Мо-цзы был уроженцем государства Лу, хотя какое-то время он служил министром в государстве Сун. У Мо-цзы имеется какая-то общность с Конфуцием в продвижении на философский Олимп, оба родились в государстве Лу, оба имели какое-то отношение к государству Сун. Как и Конфуций, Мо-цзы, как известно, поддерживал школу для тех, кто хотел стать чиновниками, служащими в разных правящих судах Периода Воюющих государств. Но в отличие от Конфуция Мо-цзы не был хуася, а являлся «восточным варваром» дунъи. Мо-цзы также остановил государство Ци от нападения на государство Лу.

3.

Легизм – философская школа Периода Сражающихся государств, сформировавшаяся в IV – III веках до н.э. Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам. Согласно идеям легизма любой простолюдин имел право дослужиться до любого чина, вплоть до первого министра. Легисты печально прославились тем, что когда они приходили к власти (в государстве Ци и в Империи Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.

 

Гробница основателя легизма Гуань Чжуна, расположенная в городском уезде Линьцзи городского округа Цзыбо в провинции Шаньдун

Предтечей легизма, его первым видным представителем считается Гуань Чжун (管仲, имя при рождении – Гуань Иу (管夷吾), 720 год до н.э. – 645 год до н.э., родился в государстве Ци), с именем которого связывается представление о первых серьёзных реформах, направленных на укрепление власти правителей государств. К стану легистов обычно причисляют всех видных министров-реформаторов эпохи Чжоуского. Культ закона, точнее, административных распоряжений осуществляющего централизованную власть правителя – вот основной тезис легизма.

Гуань Чжун – китайский мыслитель и политик Периода Вёсен и Осеней, признанный основоположник легизма – философско-политического учения, противного учениям даосизма и конфуцианства.

Сведения о его жизни и деятельности содержатся в основном в «Го юй» (國語/, «Речи государств» –  памятник ораторского искусства V – III веках до н.э., включающий около 300 речей правителей и сановников государств (хуася и «варваров») в основном на политические темы, связанные с событиями X – V веков до н.э. и основанные на конфуцианской идеологии). Гуань Чжун был назначен циским правителем Хуань-гуном (齊桓公) – удельный князь (гун) государства Ци, умер в 643 году до н.э.) на пост руководителя исполнительной власти в 685 году до н.э., и за 40 лет его управления государство Ци стало самым могущественным государством в этот период. Он осуществлял ослабление наследственной аристократии и укреплял власть единого государя. Первым в истории Древнего Китая выдвинул концепцию об управлении государством на основании закона («Законы – отец и мать народа»). Утверждал всеобщность закона: «Правитель и чиновники, высшие и низшие, знатные и подлые – все должны следовать закону. Это и называется великим искусством управления». Пытался поставить закон над правителем, однако более поздние теоретики легизма не поддержали эту идею. Вероятно, законы, создаваемые правителем, мыслились Гуань Чжуном как средство ограничения прав наследств, аристократии на наследование высших административных постов: «Только управляя на основании закона, можно выдвигать достойных и устранять плохих» (глава 46). Возможно, Гуань Чжун первым предложил идею наказания в качестве главного метода управления: «когда боятся наказаний, то управлять легко» (глава 48). В трактате «Гуань-цзы» (管子, название совокупности древнекитайских философских трактатов различных авторов, живших в основном в IV – III веках до н.э., до нас дошёл вариант I века до н.э.), нашли отражение также взгляды представителей даосизма, конфуцианства, минцзя (名家, «Школа имён» – одна из шести основных философских школ Древнего Китая, время существования – V – III века до н.э.), иньянцзя (阴阳家, философская школа Древнего Китая, специализировавшаяся в натурфилософско-космологических и оккультно-нумерологических вопросах) и других школ. По Гуань Чжуну, «закон стоит не под, а над государем. Сам правитель обязан выполнять его директивы»; «закон ограждает народ от необузданности государя, у которого нет границ» (глава 52). В то же время вся полнота политической и экономической власти в государстве должна находиться в руках правителя.

Гуань Чжуну традиционно приписывается авторство трактата «Гуань-цзы», основу которого составляют его высказывания. Предполагается, однако, что трактат был создан интеллектуалами академии Цзися и имеет только опосредованное отношение к историческому Гуань Чжуну и его эпохе. Принято считать, что Гуань Чжун был сторонником абсолютного тотального контроля со стороны государства, вплоть до контроля сквозняков в жилищах, а также сторонник государственной помощи бедным.

 

Статуя Шан Яна, древнекитайского главного реформатора и знаменитости

Шан Ян (商鞅, Правитель области Шан, собственное имя – Гунсунь Ян (公孫鞅/孙鞅, около 390 – 338 годов до н.э.) – крупнейший представитель раннего легизма и основоположник учения, инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу» (商君書, «Книга Правителя области Шан»). Сторонник милитаризма, превративший государство Цинь в одно из сильнейших государств своего времени, поощрял ремёсла и сельское хозяйство, в популистских целях обращал купцов в рабство, распустил всю невоенную аристократию.

Шэнь Бухай (申不害, имя при рождении – Шэнь-цзы, 385 год до н.э. – 337 год до н.э.), один из основателей легизма, философ и автор многих трактатов, канцлер при дворе одного из древнекитайских государств, теоретик и практик государственного устройства и управления. Выступал за управление посредством законов (, фа). Патриарх легистов его теория государственного управления использовалась в эпоху династии Хань и включена в содержание конфуцианства.

Вэй Ляо (尉繚/) – китайский мыслитель и военный теоретик – был сторонником придания легизму большей гуманности в конфуцианском духе, остался теоретиком, считал, что нужно запретить все ремёсла, не имеющие отношения к производству оружия. Являлся автором Вэй Ляо-цзы (尉繚子/缭子), древнекитайского военного трактата, одного из семи классических трактатов, который, вероятно, был создан в конце IV века до н.э., в Период Сражающихся государств. По одной из версий, Вэй Ляо жил при династии Цинь, однако известно лишь одно свидетельство в её поддержку: Вэй Ляо в «Исторических записках» упоминается в качестве советника молодого Цинь Шихуанди. Дополнительной сложностью является то, что во время династии Хань, вероятно, было известно два разных трактата с таким названием. По другой версии, основанной на содержании и стиле сохранившегося до наших текста, трактат датируется IV века до н.э. и, возможно, относится к периоду правления Вэй Хуэй-вана. В 1972 году в гробнице династии Хань в округе Линьи был обнаружен список данного трактата. Он имеет лишь небольшие расхождения с известным текстом и свидетельствует о древнем происхождении трактата.

Принц Хань Фэй (韓非/韩非, приблизительно 325 год до н.э. – 250 год до н.э. или 280 год до н.э. – 233 год до н.э.), ведущий идеолог древнекитайских легистов, отстаивавший преимущества деспотической формы правления. Его высказывания нашли отражение в трактате «Хань-Фэй-цзы» (韓非子/韩非子) и стали ядром политического мировоззрения первого объединителя Древнего Китая – Цинь Шихуанди).

Ли Сы (李斯, около 280 года до н.э. – сентябрь или октябрь 208 года до н.э.), сановник при дворе императора Цинь Шихуанди, занимавший должность главного советника в государстве Цинь между 246 годом до н.э. и 208 годом до н.э. Он был убеждённым сторонником легизма, был известен также как выдающийся каллиграф.

Принц Хань Фэй и Ли Сы являлись сторонниками сочетания легизма с даосскими идеями естественности (государство не должно мешать жить своим жителям), служившие интересам Цинь Шихуанди.

Верховенство закона снова получило значительное внимание во второй половине 1970 годов после «культурной революции» в КНР, в политической платформе модернизации Дэн Сяопина

4.

Не преследуя ни в коем случае цели пропаганды самих учений моизма и легизма в России, но для достижения будущих успехов современной Россией представляется целесообразным, чтобы отечественные синологи осуществили коллективный обмен мнениями о возможной перспективности/бессмысленности их духовного и философского наследия для обеспечения синтеза с отечественными традициями. Данная дискуссия могла бы быть полезна для понимания того, какие из их идей и принципов необходимо позаимствовать и адаптировать к нынешним реалиям в интересах развития российского общества и государства.

5.

При изучении вопроса о ханьском «глубинном государстве» чрезвычайно важно обратить внимание на фигуру Коу Цяньчжи (寇謙之, 365 год н.э. – 448 год н.э.), даосского реформатора эпохи Южных и Северных династий (南北朝, нань бэй чао, период истории Китая, длившийся между 420 годом н.э. – 589 годом н.э., после эпохи Шестнадцати варварских государств (十六国, ши лю гуо, эпохи конгломерата государств, которые существовали на территории Древнего Китая в 304 – 439 годах н.э., образовавшись после распада Северного Китая) и до династии Суй), который пересмотрел систему церемоний и ритуалов «Школы небесных наставников» (天師道/师道, тяньшидао или «Путь небесных наставников»), религиозного направления даосизма, основанного в поздние годы династии Хань, и переформулировал религиозную доктрину, основав направление «Северные небесные наставники» (天師道/师道, школа даосизма, возникшая в результате раскола «Школы небесных наставников» на севере Китая во время сяньбийской (鮮卑/鲜卑, древнемонгольского племени кочевников, живших на территории Внутренней Монголии) династии Северная Вэй (北魏, бэй вэй, 386 – 534 годы н.э.), также известной как Тоба Вэй (拓拔魏) или Юань Вэй (元魏))) и смог утвердить даосизм официальной государственной религией. Однако по этой причине даосы ввязались в политическую борьбу, которая приводила к кровавым инцидентам. Школа «Путь небесных наставников» – самая первая стабильная религиозная организация в даосизме. Школа существует до сих пор, преимущественно в Южном Китае, на острове Тайвань, в Сингапуре и среди китайского населения государств Юго-Восточной Азии.

Родился в Чанпине (昌平, сейчас – пригород Пекина, в 365 году н.э.) Коу Цяньчжи поначалу был врачом. Однако в 415 году н.э., а потом ещё в 423 году н.э., на горе Суншань (嵩山, буквально – гора Сун), находящейся в городском уезде Дэнфэн (登封) городского округа Чжэнчжоу, столице провинции Хэнань, одной из пяти священных гор в китайском даосизме, однако известной, прежде всего, как местонахождение монастыря Шаолинь и колыбель чань-буддизма, его посетили знаменательные видения. Он беседовал с духами, в первый раз даже лично с Лао-цзы, а позднее – Ли Пувэнем, Высшим наставником и праправнуком Лао-цзы. При первых посещениях дух сказал ему, что после ухода патриарха Чжан Даолина (также Чжан Лин (張道陵/张道陵), жил в период между 34 годом н.э. и 156 годом н.э., даооский патриарх, живший во время поздней династии Хань (II век н.э.), горный отшельник) «Школа небесных наставников» пошла по пути заблуждения, практикуя ложные воззрения:

除去三张伪法, (долой ложные учения трёх Чжанов);

租米 钱税 男女合气之术, (поборы риса, обложения налогами и «искусства соединения энергий мужчин и женщин»);

大道清虚, (Великое Дао – чистое и пустое);

岂有斯事! (Зачем нужны такие практики?).

Дух назначил Коу Цяньчжи Небесным Наставником и поручил устранить излишества в даосских ритуалах. Коу Цяньчжи стал ликвидировать практику оргий и корыстных духов, и стал обращать внимание на чистоту ритуалов и качество практик.

У Коу Цяньчжи появилось множество последователей. Коу Цяньчжи старался свести учения к более ортодоксальной, консервативной форме. Его деятельность привлекла внимание взошедшего на трон сяньбийского императора Тай У-ди. В 423 году н.э. императорским декретом он был официально возведён в сан Небесного Наставника (Тяньши), основав новую линию «Северных небесных наставников». Сяньбийцы в это время вели непрерывные войны против кочевников на севера и на запада, и против южной династии Сун (宋朝, сун чао, Лю Сун, 420 – 479 годы н.э., первая из четырёх Южных династий, основана в 420 году н.э., когда власть в Восточной Цзинь перешла в руки Лю Юя) на юге, постепенно расширяя свои владения, в результате победоносных войн император Тай У-ди постепенно подчинил весь Северный Китай.

О других примерах осуществления процессов появления и возникновения «глубинного государства» в истории Китая будет рассказано позже.

  

http://zavtra.ru/blogs/