Автор: Администратор
Китай Категория: Изучение Китая в РФ
Просмотров: 2644

01.01.2004 Проблемы китайско-российских отношений в современной политической мысли КНР

Год: 2004

Автор научной работы: Чжан Линьтао

Ученая cтепень: кандидата политических наук

Место защиты диссертации: Москва

Код cпециальности ВАК: 23.00.04

Оглавление научной работы

Введение

ГЛАВА 1 Китайские политологи о распаде СССР

1.1. Истоки формирования современной политической мысли в Китае об отношениях с СССР и Россией

а) Отношения между Китаем и Советским Союзом до создания КНР (1945-1949) 20

б) Отношение к СССР в 50-е гг. ХХвека 26

1.2. Влияние Дэн Сяопина на отношения между Китаем и Советским Союзом

а) Необходимость проведения реформ после завершения "культурной революции" 32

б) Усилия сторон по преодолению раскола между КНР и СССР. 36

1.3. Политическая мысль КНР о "перестройке" М.С. Горбачева

а) Изменения в отношении к СССР во второй половине 80-х гг. 43

б) Осмысление китайскими политиками перемен в Советском Союзе 47

в) Отношение к СССР на рубеже 90-х гг. 53

ГЛАВА 2 Современные тенденции в эволюции китайской политической мысли

2.1. Официальная политическая мысль в Китае на современном этапе а) Влияние реформ на экономическую и политическую ситуацию в КНР 61

б) Изменение идеологии КПК 65

в) Официальный внешнеполитический курс 69

г) Отношение к России 72

2.2. Российский взгляд на политику КНР

а) Китай - потенциальная угроза 78

б) Китай - стратегический союзник 85

2.3. Новые тенденции в китайской политической мысли а) Вэй Цзиншэн и его деятельность 97

б) Другие проявления инакомыслия 101

ГЛАВА 3 Основные направления взаимоотношений кнр и россии в свете современных политических теорий

3.1. Китай и Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе

а) Основные направления развития отношений между странами ATR 106

б) Международные организации в рамках АТР. 112

в) Проблема Тайваня 130

3.2. Китайско-российские отношения в свете глобальных политических щ процессов

а) Проблема гегемонизма 139

б) Создание многополярного мира 142

Заключение 152

Список литературы 161

 

  • Истоки формирования современной политической мысли в Китае об отношениях с СССР и Россией
  • Необходимость проведения реформ после завершения "культурной революции"
  • Официальная политическая мысль в Китае на современном этапе а) Влияние реформ на экономическую и политическую ситуацию в КНР
  • Китай и Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Введение к работе

Итория Китая прошла за последние полвека несколько сложных этапов, каждый из которых характеризовался своим подходом к проведению политики, как внутренней, так и внешней. Дружба с СССР, которая иногда переходила в культ "первого в мире социалистического государства", сменилась долгими годами напряженности в отношениях между двумя странами, доходящей до вооруженных столкновений. На протяжении долгого времени в Китае вообще господствовала идея, что можно существовать, не имея особых контактов с внешним миром, опираясь исключительно на "собственные силы". Из этого выросла концепция "ограниченной ядерной войны", согласно которой две сверхдержавы - СССР и США - уничтожат друг друга в ядерной войне, а Китай, оставшись "в стороне", выйдет из нее с минимальными потерями.

Со временем, однако, у китайского руководства укрепилась мысль о том, что, перефразируя слова В.И. Ленина, жить в мире и быть свободным от мирового сообщества нельзя. Результатом этого были попытки наладить отношения с США. Основной целью этого шага было противодействие СССР, но его можно расценивать и как первую попытку выстраивать свои отношения с другими странами, в которой отразились политические воззрения того времени.

Со сменой руководства, в политике Китая стали господствовать другие мысли, автором которых был Дэн Сяопин. Был взят курс на реформы в экономике, этому курсу были подчинены все остальные аспекты жизни в стране, в том числе и внешняя политика. В конце 70-х гг. XX в. Китай значительно активизировал свою внешнеполитическую деятельность. По мере того, как реформы китайской экономики приносили все более ощутимые плоды, китайская внешняя политика становилась все более разносторонней и интенсивной. Постепенно Китайская Народная республика начала выходить на ведущие позиции на международной арене.

За 20 лет реформ рыночные отношения заняли в КНР доминирующее положение. Но они повлекли за собой и глубокие изменения в политической системе Китая. С отказом от планирования в экономике и переходом к рынку китайское руководство утратило возможность полностью контролировать экономическую сферу деятельности. Одновременно ослаблялся контроль над личной жизнью граждан. Таким образом, режим, существовавший в годы правления Мао Цзэдуна, утратил свою базу. В то же время политическая сфера, равно как и общественная жизнь, продолжает находиться под жестким контролем государства.

В настоящее время политическая система в Китае имеет четыре характерные черты:

Правящие круги превращаются в замкнутую касту, стоящую вне классов общества. При этом она монополизирует политическую власть;

Личная жизнь граждан и экономическая сфера постепенно уходят из-под контроля руководства. В то же время общественно-политическая сфера продолжает жестко контролироваться. Продолжает осуществляться контроль за средствами массовой информации, средствами связи, печатной продукцией, за собраниями и демонстрациями. После событий, произошедших на площади Тяньаньмэнь в 1989 г., правительство еще более ужесточило контроль над общественными организациями. По причине того, что интеллектуальная элита и простой народ не имеют доступа к принятию политических решений или к какому-либо влиянию на политическую жизнь в стране, в КНР образовалось "общество без политики". Тем не менее в этом обществе существует потенциал для вмешательства в политическую ситуацию.

Правительство использует свою власть для стимулирования экономического роста. На практике это выражается в создании сложных условий существования для независимых профсоюзов, снижении процентов по ссудам, снижении цен на ресурсы, повышении пошлин на импортные товары и вообще в контроле за импортом, а также в поощрении развития экспорта.

Правительство постоянно акцентирует внимание на тезисе "стабильность - превыше всего". Соответственно, руководство принимает меры для обеспечения политической, экономической и социальной стабильности.

При сохранении контроля над политической сферой, китайское правительство подвергло реформированию сферу идеологии. Для сегодняшнего коммунистического руководства марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна потеряли актуальность. Для создания новой идеологической базы были привлечены идеи Дэн Сяопина. Ядром ее является "один центр -два основных принципа". Этот тезис точно отражает сущность китайской политической системы. При поддержании однопартийной системы осуществляется рыночная реформа и процесс открытия внешнему миру. С 1978 г. по 1989 г. КПК превратилась из партии революционной в партию прагматиков. Теперь ее целью является сохранение власти в своих руках. Для достижения этой цели, а также для получения выгоды, правящие круги готовы использовать любые теории, любые пути и принципы. Это сопровождается изменением в системе ценностей для партийных чиновников. Основное место в ней ныне занимают деньги и власть. Все это означает, что КПК окончательно отбросила старую идеологию. Появление теории о "трех представительствах", автором которой является Цзян Цзэминь, еще более развалила старую официальную идеологию и сформировала ядро для новой. В соответствии с ней союзником коммунистического руководства является экономическая и интеллектуальная элита страны, а рабочий класс и крестьянство фактически игнорируются. Основной тактикой нового союза является распространение политических прав на экономическую элиту с одновременным лишением таких прав элиты интеллектуальной. Это приобщение экономической элиты к новой идеологии помогло предотвратить на современном этапе политический кризис.

Процесс реформ совпал со значительными изменениями, происходящими в настоящее время во всей системе международных отношений. Крушение двуполюсной системы, последовавшее с распадом Советского Союза, поставил перед международным сообществом серьезные проблемы. Единственная на сегодняшний момент мировая сверхдержава — Соединенные Штаты Америки - стремится диктовать свою волю остальным странам, еще более упрочивая, тем самым, свое положение.

Китай, назвавший основными принципами своей внешней политики независимость и борьбу с гегемонизмом, оказался перед лицом серьезного вызова. С одной стороны, КНР не может мириться с установлением диктата какой-либо одной страны. С другой стороны, Китай не может и не должен вступать с кем бы то ни было противоречия, способные навредить проведению реформ и динамичному развитию экономики. В связи с этим китайское руководство должно решить сложную проблему формирования своей политики таким образом, чтобы обеспечить многополярность мира, но при этом избежать появления новых враждующих блоков.

Важной составляющей решения этой проблемы является выстраивание дву- и могосторонних связей с другими странами, и, прежде всего, с непосредственными соседями Китая. Установление ровных, дружественных отношений с теми государствами, с которыми граничит Китай, объявлено одним из самых важных условий успешного и динамичного развития экономики КНР. Поэтому обеспечение безопасности границ постоянно находится на переднем плане внешнеполитической деятельности.

Исторически сложилось так, что наиболее значительные разногласия в вопросах о границе возникли у Китая с СССР. Именно эта проблема приводила к военным столкновениям между двумя странами. Без решения этого вопроса Китай не мог бы обеспечивать все необходимые условия для своего дальнейшего развития. Тем более, что с СССР (Россией) Китай имеет самую протяженную границу. Поэтому отношение к России (и отношения с Россией) занимали значительное место в китайской политической мысли.

Решение столь сложной задачи, как нормализация отношений с СССР и установление доверительных отношений с Россией, требовало длительного процесса, тон и направление которому задавали взгляды и идеи китайских и российских политиков. А на них, в свою очередь, влиял целый комплекс факторов, начиная от требований современной международной обстановки, до личных симпатий и антипатий. Значительным также остается влияние характера прежних отношений между нашими странами. Таким образом, китайская политическая мысль относительно России представляет из себя очень сложное явление, изучение которого хотя и является невероятно трудным, но, в то же время, и весьма интересным делом.

Интересным с политологической точки зрения представляется не только история нормализации отношений с СССР и установление связей с новой Россией. Как было сказано выше, ситуация в современном мире весьма непроста, и перед Китаем в связи с этим встают новые проблемы, требующие своего разрешения. Теперь не менее важным, чем обеспечение безопасности собственных границ, представляется установление режима безопасности во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Более того, для Китая одной из основных задач является создание в системы. И здесь немаловажным является то, как Китай будет выстраивать свои отношения с Россией, как с одним из ключевых государств в регионе, а также как с крупнейшей державой в мире, обладающей ядерным оружием.

В связи с этим тема, выбранная для данной диссертационной работы, представляется весьма актуальной. Автор при этом ставит перед собой целью проанализировать те факторы, которые могли оказывать влияние на формирование китайской политической мысли относительно России, определить ее современное состояние и попытаться выяснить перспективы дальнейшего сотрудничества между Китаем и Россией. Анализ китайской политической мысли поможет разобраться в том, какое место отводит себе Китай в мировом сообществе в XXI веке, а также каким образом будет он выстраивать свои отношения с Россией. А это, в свою очередь, может оказаться определяющим и для самой России, а также для других стран региона. Динамика развития политической мысли может указать, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие внешней политики Китая, и что может ждать наши страны в будущем.

Цель данного исследования — определить основные направления китайской политической мысли в отношении России и на данной основе попытаться дать прогноз развития этих отношений.

Для достижения основной цели исследования необходимо решение ряда частных задач: - рассмотреть историю отношений между КНР и Россией; определить отношение китайских политиков к переменам, произошедшим в СССР и России, начиная с середины 80-х гг.; выяснить отношение российских политиков к Китаю и его внешней политике, а также каким образом формируется общественное мнение по отношению к Китаю; - определить, какие новые течения политической мысли могут повлиять на формирование китайской политики и на политическую мысль Китая; определить, на каких основаниях строится современная китайская политика по отношению к России: на уровне двусторонних отношений, на уровне многосторонних отношений в региональных организациях и в мировых масштабах; проанализировать влияние на формирование политической мысли и на двусторонние отношения тайваньской проблемы; - попытаться выяснить, каким образом на отношение Китая к России влияет политика США на международной арене.

Хронологические рамки исследования обусловлены задачами данной работы. Диссертация начинается с обзора истории взаимоотношений КНР и СССР - с момента их установления и до их нормализации на рубеже 80-90-х гг. Цель этого экскурса не является чисто описательной. Сорок лет взаимоотношений двух крупнейших социалистических стран представляют из себя очень интересный материал для политологических исследований. Кроме того, этот период оказал значительное влияние на политическую мысль как в Китае, так и в Росиии, и, более того, продолжает его оказывать.

Особую важность приобретают два последних десятилетия в истории КНР и СССР (России). В это время в обеих странах начинают проводиться реформы, и мнение, существовавшее в Китае относительно российских реформ (равно как и существовавшее в России относительно китайских), дает много ценного материала по данной теме.

Следующие части работы посвящены анализу материалов последних двенадцати лет, начиная с подписания первых - и самых важных - договоренностей относительно урегулирования спорных вопросов, связанных с общей границей. Эти договоренности дали возможность строить отношения на совершенно новой основе, открыв новые перспективы взаимодействия двух стран на международной арене. В последующие годы наблюдается развитие этих отношений, сначала на уровне экономических вопросов, а затем и на уровне геополитики.

Научная новизна данной работы состоит в том, что впервые на документальном и фактографическом материале рассматривается динамика развития китайской политической мысли последних десятилетий, которая находит свое отражение и в отношении к России. Автор рассматривает политическую мысль как результат взаимодействия комплекса факторов, наиболее важными из которых являются: - история взаимоотношений двух стран. Учитывая ее сложность, она представляет важный объект исследования; то отношение, которое складывается в России к Китаю; международная ситуация, влияющая на обе страны.

Также рассматриваются интересы Китая на российском направлении, определяется место России в той общемировой системе координат, которую представляют себе китайские политики. Дается анализ как позитивных, так и негативных факторов в двусторонних отношениях Китая и России.

Впервые рассматриваются, как фактор, влияющий на формирование политической мысли, новые политические течения, способные привести к серьезным изменениям внутри страны.

Для выявления основных тенденций китайской политической мысли используются новые китайские источники.

Теоретическая и методологическая база данного исследования основана на комплексе трех главных парадигм политологии реалистической, либерально-идеалистической и марксистско-ленинской. Подходя к феномену политической мысли как к сложному явлению, представляющему из себя результат взаимодействия различных факторов, автор и рассматривает его именно как сложную систему, все элементы которой находятся во взаимодействии и оказывают взаимное влияние друг на друга. Все элементы этой системы достаточно важны, и воздействие на один из них ведет к изменению всей системы. Подобный подход обеспечивает наибольшую объективность при исследовании и позволяет избежать повышенное внимание к одним фактам и факторам в ущерб другим. При работе над данной темой автор обращался к специальным методам политического исследования - сравнительному, логическому, цивилизационному и т.д.

В качестве источников при работе над диссертацией использовался широкий спектр документов, публицистические публикации в прессе, выступления официальных лиц, интервью и высказывания китайских и российских политиков - все то, на основе чего можно было бы проводить анализ политической мысли. Для первой части работы особую важность представляют исторические документы, касающиеся отношений двух стран в 40-60-е гг. XX в. В их число входят высказывания Мао Цзэдуна и других китайских руководителей, газетные публикации того времени, а также текст договора о дружбе между КНР и СССР, который впоследствии вызвал столько нареканий.

Особый интерес представляют советские источники, в первую очередь - секретные документы, касающиеся отношения Сталина к созданию КНР и к Мао Цзэдуну лично. Также интересны произведения мемуарного характера, авторами которых являются бывшие советские дипломаты. В них содержатся ценные сведения относительно советского видения ситуации в Китае, внутренняя борьба между отдельными китайскими руководителями, отношение Китая к СССР и возможные причины похолодания, а затем и разрыва отношений. Не последнюю роль в таком развитии событий авторы мемуаров отводят внутрипартийным разногласиям и личному отношению Мао к СССР и его видению места Китая в мире.

Одним из основных источников, на основании которых можно изучать политическую мысль Китая последних десятилетий, являются работы и высказывания Дэн Сяопина. Влияние идей этого человека на современную политику Китая переоценить трудно. Фактически, на них выстроен весь внутри- и внешнеполитический курс руководства КНР. Разумеется, они уже начинают претерпевать изменения, и в дальнейшем актуальность приобретут другие идеи, но не следует все же забывать, что основа всех нынешних изменений, всего состояния Китая на современном этапе заложена именно Дэн Сяопином. Поэтому их следует выделить как основной фактор формирования политической мысли на современном этапе.

Идеи Дэн Сяопина нашли отражение не только в его работах, но и в партийных документах. В частности, на них базируются материалы 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва, а также резолюции Х11-го съезда Коммунистической партии Китая, в частности, решение о проведении "открытой внешней политики". Таким образом, для изучения политических идей Дэн Сяопина имеется обширный материал.

После смерти Дэн Сяопина политическую мысль в Китае можно изучать по выступлениям его преемников - сначала Цзян Цземиня, а затем Ху Цзиньтао. Богатый материал содержат речи китайских руководителей перед российской аудиторией. Активизация контактов на высшем уровне, наблюдающаяся в последние пять лет, позволяет достаточно подробно познакомиться с официальной политической мыслью Китая.

Официальные источники, однако, не всегда позволяют познакомиться со всеми нюансами политических идей, поскольку предлагают уже законченный их вариант, отработанный и взвешенный, не позволяя взглянуть на многочисленные пробные пути, которые предшествовали выработке данной идеи. Поэтому, кроме официальных документов, следует при работе над данной темой привлекать и источники другого характера. В частности, таковыми могут быть статьи или интервью китайских политиков, политологов, философов. Они позволяют познакомиться как раз с процессом формирования политических идей, обнаружить зарождение новых тенденций, уточнить некоторые моменты, которые официальные выступления оставили неясными.

Существенно дополняют картину китайской политической мысли издания, выходящие в тех регионах, которые близки китайской проблематике, но не находятся под контролем руководства КНР. К таковым можно отнести сингапурские периодические издания (в частности, газету "Ланхэ цзаобао"), в которых большое количество материала посвящено политике китайских властей. То же можно сказать и про издания, выходящие на Тайване. Однако к последним следует относиться крайне осторожно, поскольку в них материалы могут быть сознательно искажены не в пользу КНР. Тем не менее и среди тайваньских публикаций можно найти статьи, полезные для разработки данной темы.

При работе над диссертацией также использовались источники, размещенные в интернете. В частности, на сайте посольства КНР присутствуют материалы, касающиеся наиболее значительных проблем политической жизни современного Китая. Интернет позволяет также ознакомиться с теми течениями политической мысли Китая, которые не совпадают с официальной точкой зрения. Эти материалы относятся, в первую очередь, к деятельности китайских диссидентов, недовольных степенью демократизации страны и стремящихся форсировать события. Эти мнения также следует учитывать, как фактор, воздействующий на формирование политической мысли Китая а также способный повлиять на внутриполитическую ситуацию.

Истоки формирования современной политической мысли в Китае об отношениях с СССР и Россией

История взаимоотношений Китая и России (СССР) имеет сложный и, подчас, противоречивый характер. Всем памятны те трудности, которые существовали еще совсем недавно в двусторонних отношениях наших стран. Сейчас эти трудности и противоречия успешно преодолеваются руководствами обеих стран, и символом новой эпохи взаимоотношений можно назвать слова Дэн Сяопина: "Закрыть прошлое, открыть будущее"1.

Однако для понимания современных особенностей отношений между КНР и Россией, а также для понимания их возможного развития, необходимо проанализировать взаимоотношения КНР и России (СССР) в предыдущую эпоху, поскольку преодоление прежних трудностей накладывает свой отпечаток на современную политическую мысль Китая. Кроме того, подозрительность по отношению к КНР, возникшая в Советском Союзе в годы разрыва между нашими странами, продолжает и сейчас существовать в работах российских политологов, которые влияют не только на российское руководство, но могут также оказывать влияние, хоть и крайне незначительное, на политическую мысль в Китае. Поэтому представляется необходимым дать краткую характеристику развития отношений между КНР и СССР.

Китай и Советский Союз на протяжении сорока лет оставались крупнейшими державами на земном шаре, и отношения между этими державами во многом определяли политический климат не только в регионе, но и на всей планете. После того, как в Китае в конце 1970-х гг. начались реформы, произошло определенное изменение и во внешней политике КНР, однако внимание к Советскому Союзу не ослабло. Тем более, что и в самом Советском Союзе спустя десять лет после начала Китайских реформ началась Перестройка, объявленная генеральным секретарем Коммунистической партии Советского Союза М.С. Горбачевым. Это усилило интерес китайских политических деятелей к северному соседу и, безусловно, повлияло на политическую мысль, связанную с отношениями с Советским Союзом.

Многое во взаимоотношениях двух стран этого периода было связано с предыдущей эпохой, когда и Китай, и СССР декларировали свою приверженность социалистическому выбору. Несмотря на обусловленную этим определенную схожесть во многих областях жизни, во внешней политике оба государства преследовали свои собственные стратегические интересы, что отразилось на политических концепциях и вызвало значительное напряжение в двусторонних отношениях. Попытки советского руководства поставить КНР в такое же подчиненное положение, в каком находились страны Восточной Европы, отрицательно влияло на формирование образа Советского Союза в политической мысли Китая. В то же время, китайское руководство стремилось выгодно использовать свое положение. С одной стороны, как страна социалистической ориентации, Китай пользовался авторитетом среди государств и политических течений "третьего мира" (и не только), придерживавшихся того же направления развития. С другой стороны, напряжение в отношениях с Советским Союзом китайское руководство использовало для сближения с развитыми западными странами. В результате такой политики закладывался фундамент экономических успехов, связанных как с притоком инвестиций из капиталистических стран, так и с расширением рынка сбыта китайских товаров, успех которых во всем мире очевиден в настоящий момент. Кроме того, появившаяся в конце 80-х гг. у китайских ученых возможность более смело высказывать свое мнение, позволила, через обсуждение образа Советского Союза, критиковать в определенной степени и сам социалистический строй.

Кроме проблем, возникших между Китаем и Советским Союзом по причине идеологической близости и диалектических разногласий, существовали также проблемы, обусловленные традиционными факторами двусторонних взаимоотношений, в том числе — историческими аспектами, геополитическими и т.д.

Нельзя сказать, что политическая мысль в Китае оставалась неизменной на протяжении всего существования КНР. Она была подвержена периодическим изменениям, что отражалось и во внешнеполитическом курсе китайского руководства. На первом этапе существования КНР, в 40-е — 50-е гг. XX века, Советский Союз виделся как самый близкий политический партнер Китая. На такое отношение повлияло то положение, в котором находилась китайская коммунистическая партия в предыдущие десятилетия. Борьба с японскими захватчиками и режимом Гоминьдан была успешной, но весьма тяжелой, и помощь, оказанная Советским Союзом, способствовала скорейшей победе Коммунистической партии Китая.

Необходимость проведения реформ после завершения "культурной революции"

Эпоха правления Мао Цзэдуна закончился с его смертью осенью 1976 г. После этого наступил короткий период внутрипартийной борьбы за руководящую роль в партии и стране, в результате которой руководителем государства и его главным идеологом стал Дэн Сяопин.

Мы не будем приводить в данной работе подробное описание событий, связанных с приходом к власти Дэн Сяопина и тех внутриполитических событий, которые предшествовали решениям Пленума КПК 1978 г. На наш взгляд, важно проследить те принципиальные различия, которые существовали в подходах Мао и Дэна как к внутренней политике, так и к внешней. Особенно интересным это представляется в свете той ситуации, которая сложилась в современном Китае и вокруг него, и которая позволяет сравнить достижения "культурной революции", с ее лозунгом о классовой борьбе в идеологии (и не только), с теми успехами, которых достигла КНР за время проведения реформ. Принципиальные, можно сказать, противоположные по знаку различия можно проследить и в сфере отношений с СССР и Россией.

Прежде чем Китай ступил на путь реформ и достиг больших экономических и политических успехов, стране пришлось пройти через очень сложный период своей истории, связанный не только с разрывом с СССР и другими государствами, но и с тяжелыми последствиями культурной революции. Это явление, серьезно отразившееся на истории КНР, целиком вытекает из тех ошибок, которые допустил Мао Цзэдун. После провала "большого скачка", в начале 60-х гг., среди руководства

КПК наблюдалась тенденция к поискам новых путей. Критиковали прежнюю политику и подвергали самокритике себя и Дэн Сяопин, и Лю Шаоци, и даже сам Мао в январе 1962 г. перед 7-тысячной аудиторией признал, что тяжелое положение в стране явилось следствием допущенных ошибок.

Однако уже к осени 1962 г. Мао выдвигает лозунг: "Никогда нельзя забывать о классовой борьбе!", который стал идеологической основой для "культурной революции". Суть лозунга заключалась в том, что Мао предполагал существование буржуазии и при социализме. Революция ломает систему капиталистической собственности, но при этом остается надстройка — политические взгляды и идеология буржуазии. 23 Уничтожение этой надстройки и являлось, по мнению Мао, сутью классовой борьбы при социализме. А поскольку ряды коммунистической партии пополняются выходцами из "буржуазных" слоев, то всю партию необходимо, по мнению Мао, подвергнуть чистке. При этом продолжал развиваться культ личности Мао, который начал связывать свое имя с новым этапом марксизма, наступившим после этапа ленинизма.

Поскольку идеология, ставшая, по мнению Мао, основной ареной борьбы между социализмом и капитализмом, была тесно связана с культурой, то и удар должен был наноситься по культуре и тем людям, которые являются ее творцами и носителями, то есть - по интеллигенции. В решении ЦК КПК от 16 мая 1966 г. представители интеллигенции именовались "всякой нечистью", которая "...многие годы до отказа наводняла наши газеты, радиопередачи, периодические издания, книги, учебники, художественную литературу, кино, театр, эстраду, изобразительное искусство, музыку, хореографию и т.д." Поэтому неудивительно, что интеллигенция не только не допускалась до создания идеологии, в том числе и касающейся внешнеполитических аспектов, но ей просто отказывалось в праве на существование, поскольку буржуазную интеллигенцию следует ликвидировать, а новая, народная интеллигенция еще не сформировалась.

Однако вскоре, вслед за идеями "культурной революции", пришли совсем другие идеи, связанные с именем Дэн Сяопина и курсом на реформирование, затронувшем практически все сферы жизни китайского народа.

Дэн проявил себя политиком, глубоко понимающим проблемы построения социализма, еще при жизни Мао Цзэдуна. Если Мао единственной основой существования социалистической экономики видел исключительно общественную собственность на средства производства, то Дэн Сяопин придерживался в этом вопросе более широких взглядов, что проявилось еще в начале 60-х, во время короткой передышки после "большого скачка". Тогда, работая над исправлением положения в сельском хозяйстве, Дэн предлагал разрешить в деревне мелкотоварное производство. В мае 1962 г. Дэн Сяопин, совместно с Лю Шаоци, опубликовали, от имени Центрального Комитета КПК, план финансово-экономической комиссии, в соответствии с которым крестьянские семьи могли получить участки земли, за что они отдавали в общее пользование заранее определенную часть урожая.

Влияние реформ на экономическую и политическую ситуацию в КНР

Официальная политическая мысль в Китае в настоящий момент направлена на то, чтобы осмыслить происходящие в стране перемены и определить, каким образом эти перемены сочетаются с социалистическим курсом, которого придерживается КНР. Фактически, Китай в настоящее время переживает переходный этап, и его дальнейшая судьба еще окончательно не предрешена. Такое состояние вызывает в политической мысли многочисленные трактовки, анализы и прогнозы. Однако в Китае существует своя специфика, обусловленная существованием официальной идеологии, влияние которой ощущается во всех теоретических выкладках китайских политиков. При этом в виду имеется не только марксизм, но и идеи Дэн Сяопина. У последних, в отличие от марксизма есть преимущество — они доказали свою действенность, хотя при этом и не совсем соответствовали тому пониманию курса на социализм, которое существовало в КНР в годы Мао Цзэдуна. Дэн Сяопин предложил новый подход, основанный не на идеологии, а на прагматизме, и не на резких скачках, а на постепенных изменениях, в том числе и в области политики. Положительные результаты такого подхода очевидны, и этим объясняется большая популярность Дэн Сяопина в Китае. Более 90% китайской интеллигенции в настоящий момент поддерживают его идеи67.

Таким образом, китайская политическая мысль в настоящий момент представляет из себя определенный симбиоз между марксистскими догмами и теми решениями, необходимость которых продиктовала ситуация, сложившаяся в современном мире. Ниже будет предпринята попытка выявить те принципы, на которых базируется современная политическая мысль в Китае.

Первой, основополагающей идеей, которая подвела Дэн Сяопина к мысли о необходимости реформ, на мой взгляд, является идея о том, что "бедность не является социализмом". На ее возникновение повлияла та ситуация, в которой оказался Китай в годы правления Мао Цзэдуна. Упадок в экономике, обнищание народа, голод, случавшийся в стране, практически полная утрата авторитета на международной арене, все это требовало каких-то изменений во внутренней жизни страны. После Третьего пленума Центрального Комитета Коммунистической партии Китая 11-го созыва, КПК, под руководством Дэн Сяопина, обобщила исторический урок, и начала принимать меры по скорейшему переходу от бедности к богатству. Центр тяжести работы был перенесен в область экономики, которая стала занимать центральное место в политике партии. Было принято решение концентрировать и развивать производительные силы. Одновременно коммунистической партией было заявлено, что китайское общество все еще находится на первом этапе построения социализма, и что этот первый этап может продолжаться еще сто лет.

В конце 1978 г. Дэн Сяопин сказал: "Я считаю, что можно разрешить части районов, части предприятий и части рабочих и крестьян за счет прилежной работы повысить свою заработную плату и тем самым улучшить свою жизнь по сравнению с другими. Для этого необходимы большие силы. Народное хозяйство после этого начнет свое развитие, подобно волне, и вскоре разные национальности в Китае станут зажиточными."

Существенным в отношении Дэн Сяопина к реформированию китайской экономики был принцип постепенности развития, который из чисто экономической сферы перешел и на другие области жизни Китая. В начале 80-х гг. Дэн Сяопин выдвинул идею стратегии "трех шагов". Главная мысль этой стратегии заключалась в том, чтобы "взять за исходное 1980 г. (валовый национальный продукт); "первый шаг" означает достижение в течение 80-х гг. удвоения этого показателя; "второй шаг" — к концу века добиться нового удвоения. Реализация этой цели должна означать то, что мы вступили в эпоху общества среднего достатка -"сяокан", т.е. бедный Китай превратили в Китай среднего достатка. Самой важной нашей целью остается все же "третий шаг", а именно — к 30-50-м гг. грядущего столетия добиться четырехкратного увеличения, с тем, чтобы в общем и целом на каждого человека приходилось в среднем 4 тыс. американских долларов. В результате этого шага Китай достигнет уровня среднеразвитых стран. Таково наше неодолимое стремление."71 Перевод экономики на рыночные рельсы, отказ от уравниловки в народном хозяйстве, открытие путей перед частной инициативой — все это позволило успешно выполнять намеченные Дэн Сяопином планы. В то же время, изменения в экономике означали отход от принципов социализма, в том виде, в каком они понимались в СССР и в Китае эпохи Мао Цзэдуна. Китайское руководство отошло от главного принципа социалистического хозяйствования - централизованного руководства экономикой и жесткого государственного контроля в этой сфере. Как отмечал Чжу Цзямин, бывший сотрудник Центра техноэкономических исследований Госсовета КНР, эмигрировавший из страны после событий 1989 г., главной чертой политики китайского руководства в сфере экономики стал принцип невмешательства или ограниченного вмешательства в развитие новых экономических отношений.

Китай и Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Чтобы понять, какое место занимают отношения между Китаем и Россией в Азиатско-Тихоокеанском регионе, необходимо сначала уточнить, что мы понимаем под термином АТР. В определении границ Азиатско-Тихоокеанского региона нет единого мнения. Американские исследователи считают, что в это понятие входят обширные территории -от севера Аляски вдоль тихоокеанского побережья США до острова Диего-Гарсия в Индийском океане и границ Кашмира в Индии, вплоть до Персидского залива . Некоторые западные специалисты под АТР понимают северную часть Тихого океана, включая сюда Китай, Канаду, Японию, Корею (Северную и Южную), Россию, США и Монголию. Российские авторы включают в эту зону (иногда обозначая ее термином "Дальневосточный регион") восточные части России и Китая (КНР), Японию, Южную Корею, Северную Корею, Монголию, а также Филиппины130.

В ряде работ отрицается сама возможность дать определение Азиатско-Тихоокеанскому региону, поскольку ему невозможно дать обоснование ни по географическим, ни по политическим, ни по экономическим признакам. Вместо этого предлагается использовать термин "Восточная Азия", которая представляется особой зоной мировой политики с присущей только ей региональной экономической и политической спецификой

В то же время, Азиатско-Тихоокеанский регион можно выделить как понятие, имеющее и географическое, и политическое, и экономическое содержание. Он выступает как альтернатива (или противовес) Западной Европе и США, разделенным (или объединенным) Атлантическим океаном. Для Западной цивилизации именно этот регион в силу исторического развития играл главную роль. Специального термина, обозначающего этот регион, не существует. Он может обозначаться лишь очень обширным, основанным на цивилизационном подходе термином "Запад". И не конкретизировали его именно потому, что ему не было альтернативы. Существование таких региональных понятий как "Латинская Америка" или "Ближний Восток" не могло означать реальной альтернативы Западу. Скорее, это были определения зон, предназначенных для приложения политических и экономических сил Запада.

Появление же понятия АТР означает, что такая альтернатива возникла, поскольку экономические успехи стран, находящихся в этом регионе, позволили разглядеть его огромный потенциал. И в скором времени, возможно, связи, осуществляемые через Тихий океан, будут играть такую же роль, какую играли трансатлантические связи в XIX и XX веке.

При этом следует согласиться с теми исследователями, которые утверждают, что четкие границы АТР обрисовать трудно. Можно сказать, что этот регион идет от России до Новой Зеландии и от США до Средней Азии. Эти огромные пространства Азии и Тихого океана объединяют большое количество государств, которые различаются по своим политическим системам, религии, культуре, национальной и расовой принадлежности, потенциалу, а также по своей доктрине внешней политики и видению ситсемы безопасности. Поэтому в пределах АТР взаимодействие между государствами имеет достаточно сложную структуру, породившую несколько региональных международных объединений. Кроме того, в настоящее время в АТР сложилась группа стран, которую можно выделить как ядро или центр притяжения этого региона. Это те страны, которые обладают очевидным или пока скрытым потенциалом, способным вывести их на лидирующие позиции в мировой политике и экономике. Речь идет, в первую очередь, о Китае, Японии, России и Корее (если ей удастся объединиться). Эти страны обычно обозначаются как государства Северо-Восточной Азии (СВА). К ним по своему потенциалу приближаются еще две страны - Индия и Индонезия.

Кроме этих стран, в систему международных отношений АТР дожлны быть включены и их соседи, без участия которых невозможно проектировать эффективную региональную политику. К ним относятся страны Юго-Восточной Азии, страны Центральной Азии, граничащие с Китаем, а также Монголия.

Соединенные Штаты, безусловно, также следует относить к странам Азиатско-Тихоокеанского региона, однако это государство имеет другую экономическую и политическую специфику. Исторически оно относится к Западной цивилизации и к странам "первого мира", в то время как большинство стран АТР - страны "третьего мира". При этом следует учитывать, что США имеют в данном регионе свои интересы, и активно участвуют в его политической жизни. Поэтому невозможно рассматривать взаимодействия Китая и России в АТР без учета позиций Соединенных Штатов.

Для Китая главной задачей является сохранение режима безопасности в АТР. Следует отметить, что эта проблема возникла перед китайскими политиками не так давно. Еще пятнадцать лет назад, в конце 80-х годов XX в. в Китае не делалось различия между региональной безопасностью и безопасностью глобальной. Главными силами в регионе были СССР и США, Китай же не претендовал на активную роль. Соответственно, не существовало и концепции региональной безопасности. Впоследствии, после окончания холодной войны и распада СССР, в регионе появилась угроза нарушения стабильности, что не отвечало интересам Китая.

 

Заключение научной работы

диссертация на тему "Проблемы китайско-российских отношений в современной политической мысли КНР"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За то время, которое прошло с момента объявления о создании КНР китайский взгляд на Россию (СССР) претерпел несколько трансформаций. Это зависело от политической обстановки как внутри обеих стран, так и в мире, а также, в немалой степени, от личностей руководителей обеих стран.

На первом этапе (конец 40-х — 50-е гг.) СССР рассматривался как самая дружественная держава, хотя между киатйским и советским руководством отношения были не идеальны. Достаточно вспомнить осторожную политику СССР на Дальнем Востоке в конце 40-х гг., когда в Китае шла гражданская война. Тем не менее Советский Союз оказал действительно значительную поддержку молодому коммунистическому режиму, что воплотилось как в финансовой и технической помощи, так и в поддержке на международном уровне - в том числе и в ООН. Даже договор о дружбе, заключенный в 1950 г. и резко критиковавшийся в годы разрыва, по оценкам современных исследователей и политиков сыграл в истории КНР положительную роль.

Следующий этап наступил на рубеже 50-60-х гг. и продолжился до конца 80-х. Он обычно обозначается как "раскол" и характеризуется враждебными отношениями между двумя странами, временами перераставшими в открытые военные столкновения. Китай в это время рассматривает СССР как страну, стремящуюся установить свой гегемонизм во всем социалистическом лагере, что угрожало независимости и суверенитету Китая. Советская политика по отношению к таким странам как Венгрия и Чехия показывала, что эти опасения имеют под собой основание.

На этом этапе Китай фактически оказался в международной изоляции, поскольку к социалистическому лагерю он не примыкал из-за опасении советского гегемонизма, а к капиталистическим странам он не мог присоединится по идеологическим соображениям, а также и по причине своей экономической отсталости. Ущербность такого положения стала очевидной еще при жизни Мао. Попытки выйти из изоляции стали предприниматься в начале 70-х, когда стали налаживаться отношения со странами Запада. Но реальный прорыв во внешней политике наступил лишь после смерти Мао Цзэдуна, после прихода к власти Дэн Сяопина.

Взятый при нем курс на экономические реформы значительно * изменил подходы к отношениям с другими странами. Если ранее господствовала теория "ограниченного ядерного конфликта", который не несет значительной угрозы Китаю, то теперь развивающаяся экономика требовала стабильной ситуации в мире и ровных и миролюбивых отношений с остальными государствами. Подчинение внешней политики экономическим потребностям привнесло в нее существенную долю прагматизма, который вытеснил эмоции и идеологию. С начала 80-х гг., когда был объявлен курс на открытие внешнему миру, Китай начинает строить свои отношения с другими странами на равноправной и взаимовыгодной основе. 9 В то же время с СССР отношения долгое время не могли наладиться, что свидетельствует о серьезности того влияния, которое оказал на политическую мысль Китая раскол с СССР. КНР даже поставила нормализацию отношений с Советским Союзом в зависимость от выполнения последним нескольких условий. Они, в принципе, сводились к тому, чтобы продемонстрировать отказ СССР от гегемонистских устремлений, а также показать свое желание и готовность пойти на улучшение отношений с КНР.

С момента нормализации отношений, наступившего в 1989 г., начинается третий этап. Однако, можно сказать, что он получил "второй старт" в 1991 г., когда Китай, оказавшись перед фактом распада СССР, начал налаживать отношения с Россией и другими странами, образовавшимися на месте Советского Союза. Этот этап продолжается и по сей день и знаменуется поиском как Китаем, так и Россией своего места в современном мире.

На современное состояние политической мысли в Китае относительно России оказали влияние все эти этапы, в результате чего образовался сложный симбиоз взглядов и мнений. Нельзя сказать, что годы "разрыва" прошли бесследно, и стремление Советского Союза к гегемонизму уже выветрилось из памяти китайских политиков. Тем не менее не эти моменты являются определяющими. В настоящее время императивом внешней политики Китая является обеспечение стабильности в регионе и мире.

Одним из самых значительных факторов, повлиявших на китайскую политическую мысль, являются идеи Дэн Сяопина. Наиболее значимыми из них можно назвать отказ от конфронтации и стремление решать возникающие проблемы мирным путем, на взаимовыгодной основе. Но при этом всегда подчеркивалась необходимость борьбы с гегемонизмом. Во взглядах на Советский Союз эти принципы входили в противоречие друг с другом. И без изменений в подходах к политике СССР едва ли можно было говорить о скором налаживании отношений. Тем не менее необходимость этого ощущалась в Китае, и Дэн Сяопин очень внимательно следил за "перестройкой", объявленной Горбачевым. Если в начале он не верил в возможность изменений в Советском Союзе, то уже в 1986 г., видя конкретные шаги, предпринимаемые советским руководством, он изменил свое мнение.

В то же время в Китае в 80-х — начале 90-х гг. иедология все еще продолжала оставаться фактором, влияющим на формирование политической мысли. Поэтому отношение к изменениям в Советском Союзе носило различный характер. Некоторые китайские политики усматривали в них опасный отход от принципов социализма, что придавало их образу негативный оттенок. Кроме того, в ходе "перестройки" политическая мысль в Советском Союзе начала приобретать ориентацию на "общечеловеческие ценности", признавая примат прав человека над интересами государства. Это также не всегда было понятно китайским политикам, особенно после той критики, которая прозвучала в СССР в адрес Китая по поводу событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. Тем не менее, хотя отношение к "перестройке", происходившей в СССР, было среди китайских политиков самым различным, факт остается фактом - без нее нормализация отношений между двумя странами была бы крайне затруднена.

Экономические реформы, курс на которые был взят в КНР в 1978 г., значительно повлияли на формирование политической мысли Китая. Главной их целью было обеспечить населению достойный уровень жизни. Одним из важных решений, связанных с экономическими реформами, было ограничение вмешательства государства в экономику. Это было очень смелый шаг, вызвавший неоднозначную реакцию среди китайских политиков и повлекший серьезную борьбу в китайском руководстве. Действительно, ограничение роли государства принесло значительные изменения в политической жизни страны, в том числе и в область идеологии. В результате двадцати лет проведения реформ китайское государство перестало быть тоталитарным, перейдя на стадию постоталитаризма.

Эта стадия характеризуется следующими моментами: правящие круги являются одновременно и господствующим классом; власть, отказавшись от контроля за личной жизнью и экономической областью, продолжает жестко контролировать общественно-политическую сферу (средства массовой информации, собрания, деятельность общественных организаций); государство удерживает за собой некоторые рычаги воздействия на экономику, что позволяет стимулировать ее рост; подчеркивается приоритет стабильности в обществе.

Таким образом, в конце 90-х гг. в КНР установился новый порядок взаимоотношений между различными струткурами общества. Значительно возросла роль экономической элиты, и между ней и политическими кругами было достигнуто молчаливое согласие. Кроме того, изменилось отношение со стороны власти и к интеллектуальной элите китайского общества. Одновременно КПК отказалась от своих предыдущих союзников - рабочего класса и крестьянства. Такое положение было закреплено на XVI Съезде КПК. Основная тактика нового союза заключается в удовлетворении запросов и обеспечении экономического благосостояния для основной массы населения, не допуская его при этом к решению политических вопросов. В целом же это означает относительно большую свободу как в предпринимательстве, частной жизни, так и в политической мысли.

Задаче обеспечения экономического роста ныне подчинена вся политика Китая, в том числе и внешняя. Дэн Сяопин, понимая, что в состоянии международной изоляции Китай не сможет достигнуть процветания, поэтому был выдвинут принцип "открытости внешнему миру". Главной задачей для китайской внешней политики является обеспечение условий, необходимых для развития экономики. А этого можно достигнуть путем установления режима безопасности. Такой режим может существовать только при наличии ровных и добрососедских отношений между странами и при отсутствии конфронтации. Поэтому китайская внешняя политика отвергает заключение союзов с какими-либо странами, направленными против других стран или их объединений, как не отвечающее государственным интересам. В то же время одним из императивов китайской внешней политики остается борьба с гегемонизмом, но только мирными способами.

Одним из основных принципов, на котором основывается проведение экономических реформ, является принцип постепенности их проведения. В отличие от Советского Союза и России, где результаты стремились достичь как можно быстрее, Дэн Сяопин выдвинул стратегическую идею "трех шагов". Каждый "шаг", соответствующий определенному этапу в развитии экономики, рассчитан как минимум на десять лет. Цели, которые ставятся на каждом этапе, не являются чем-то запредельным и неисполнимым. На выполнение всех "трех шагов" отводилось 50-70 лет, и в результате Китай теоретически должен достигнуть лишь уровня среднеразвитых стран.

Этот принцип также присутствует в стратегии поведения Китая на внешнеполитической арене. Китайские политики не ставят перед собой ближайшей целью достижение их страной лидирующих позиций в мире, несмотря на то, что тот потенциал, которым располагает Китай, вполне отвечает этой задаче. И КНР действительно должен занять эти позиции, но происходить это должно постепенно и естественно, без искусственного ускорения процесса.

Отсутствие догм в сфере внешней политики, подчинение ее задаче обеспечения условий для стабильного экономического развития страны, отсутствие амбициозных целей, придают гибкость китайской внешней политике. Это позволяет быстро реагировать на самые неожиданные изменения ситуации в мире. Несмотря на то, что распад Советского Союза был для китайских политиков достаточно неожиданным, они смогли быстро и без существенной корректировки внешнеполитического курса наладить отношения с новыми странами, возникшими на месте СССР.

Все эти цели и задачи, стоящие перед китайским государством, а также принципы, на которых базируется политика, находят свое отражение в китайской политической мысли относительно России. Главным является понимание необходимости добрососедских отношений с этой страной. В условиях существования в мире единственной державы, претендующей на роль гегемона, китайские политики видят в России своего естественного союзника в борьбе с этим явлением, однако на заключение реального союза Китай в данных условиях не пойдет, чтобы не оказаться втянутым в конфронтацию. В китайском взгляде на Россию сейчас превалирует прагматизм, то есть стремлению к взаимовыгодному сотрудничеству, избегая таких оценочных категорий, как "друг" или "враг".

В то же время нельзя сказать, что отношение к России не несет в себе определенной специфики. У КНР и Российской Федерации есть много общего, и не только несколько тысяч километров границы между нашими странами. И КНР, и Советский Союз были крупнейшими социалистическими странами, и на определенном этапе своего развития они приступили к проведению реформ. Обе страны начали с реформ в политической сфере, однако впоследствии основной акцент был перенесен на экономику. В то же время в Советском Союзе большее значение придавалось изменениям политической системы. В результате в СССР этот процесс вышел из-под контроля центральной власти, что привело к распаду страны. В Китае экономические реформы также приводят к изменениям во внутриполитической жизни страны, и модель распада СССР может повториться и в Китае. Тем более, что в КНР с середины 70-х гг. развивается диссидентское движение, которое ставит своей целью скорейшую демократизацию Китая. И в условиях открытости китайского общества внешнему миру идеи демократии будут приобретать все большую популярность среди населения, чему наверняка будут содействовать определенные внешние силы. Подобное развитие ситуации может угрожать внутренней стабильности государства и его единству, что и произошло в Советском Союзе. Избежать этой угрозы Китай может двумя способами - либо поддерживать жесткий контроль за развитием новых тенденций в политической мысли страны и связанных с ними общественных движений, либо достижением всеобщего процветания показать выгодность сохранения единой державы. Предпочтительней, в том числе и для китайского руководства, выглядит второй способ.

В то же время Китаю приходится уже вести борьбу с вооруженными выступлениями сепаратистов, происходящими в некоторых районах страны, населенных преимущественно мусульманами. Поэтому Китай с пониманием относится к российской позиции по Чечне, что также сближает наши страны.

Китай имеет с Россией наиболее протяженную границу. Поэтому сохранение с ней добрососедских отношений видится очень важной задачей китайской внешней политики, а учитывая то влияние, которое Россия оказывает на среднеазиатские страны, ранее входившие в состав СССР и также граничащие с Китаем, роль России для Китая значительно повышается. Отсюда вытекает стремление Китая интегрировать Россию в систему региональной безопасности. Удачным шагом в этом направлении является создание "Шанхайской пятерки".

Кроме того, Китай способствует интеграции России в экономические международные объединения, существующие в азиатско-тихоокеанском регионе, такие как АТЭС. Перспективным представляется также создание совместных экономических зон в пограничных районах Китая и России. Развитие подобных зон по всему миру и те экономические выгоды, которые они приносят странам-участницам, доказывают их эффективность.

Но здесь препятствием выступает недоверие к Китаю, существующее у некоторых российских политиков, а также недостаточное внимание, которое уделяла российская центральная власть дальневосточному региону на протяжении 90-х гг. В России большое беспокойство вызывает наплыв китайских рабочих и предпринимателей в районы Дальнего Востока и Сибири. В этом видится сознательное проведение экспансии, целью которой является китаизация этих областей с последующим их отторжением от России.

Однако анализ взглядов китайских политиков на отношения с Россией доказывает несостоятельность этих опасений. Для КНР гораздо важнее сохранение стабильности, чем увеличение территории. Поэтому таким важным представляется окончательное разрешение вопроса с границей между КНР и Россией, чтобы не оставалось возможностей для возникновения недоразумений между нашими странами.

Китайские политики понимают, что попытки экспансии могут привести к весьма тяжелым последствиям в планетарном масштабе. Китай таким образом противопоставит себя международной общественности и подвергнет угрозе взаимоотношения с другими странами. Гораздо более выгодным представляется поддержание с Россией добрососедских отношений с объединением усилий по созданию стабильного многополюсного мира. Поэтому в соврменной политической мысли Россия рассматривается если не как стратегический союзник, то как стратегический партнер.

 

Список научной литературы

1. Российские периодические издания.21 "Владивосток"22 "Известия"23 "Международная жизнь"24 "Независимая газета"25 "Российская газета"26 "Уссурийский казачий вестник"

2. Периодические издания на английском языке 3.1 "The China Press"32 "Beijing Review"33 "China Daily"34 "Journal of East Asian Affairs"35 "Modern China Studies"

3. Книги и статьи на китайском языке

4. Бай Цзянцай. Анализ окончания "холодной войны" // "Вестник Шанхайского педагогического университета", 1996.

5. Би Инсянь. Обсуждение российско-китайского сотрудничества // Вопросы и исследования, т. 35, февраль 1996. Тайбэй: Центр международных отношений.

6. Би Инсянь. Россия. Тайбэй: Издательство Государственного политического университета Тайваня, 1996.

7. Ван Чэнцзун. Влияние международного фактора на российско-китайские стратегические отношения. Тайбэй: Вопросы исследования, 1997.

8. Ван Чэнцзун. Российская внешняя политика в свете исследований внешнеполитических отношений нашей страны. Тайбэй: Министерство иностранных дел Республики Китай, 1994.

9. Ван И. Разговор о создании совместной торгово-экономической зоны между КНР и АТЭС: придет время и все устроится // "Жэньминь жибао". 24.04.2002.

10. Ван Ичжо. Западная международная политология: История и теория. Шанхай: Шанхайское народное издательство, 1998.

11. Ван Ичжо. Китайская дипломатия в XXI веке: три потребности и баланс. Стратегия и управление, 1999.

12. Ван Ичжо. Современный международный политический анализ. Шанхай: Шанхайское издательство, 1995.

13. Ван Цинь. Эволюция развития отношений между КНР и СССР после Второй мировой войны. Цзинхуа: Издательство Цзинхуаского университета, 2000.

14. Вэнь Фу. На пути к нормализации. Пекин: Шицзечжиши, 1989. Гао Умин. Исследования российско-китайских стратегических отношений 1996-1998 гг. Тайбэй: Российский исследовательский институт Даньцзян, 1996.

15. Гу Гуаньфу, Тянь Жуньфэн. Эволюция российской дипломатической политики. Пекин: Китайский исследовательский институт современных международных отношений, 1994.

16. Гуань Датун. Ликвидация класса и ликвидация экономической базы класса не одно и то же. Чжунго циньнянь, № 20-21, 1962.

17. Дай Ваньцинь. Вопросы исследования китайской политики России // Вопросы и исследования, т. 35, февраль 1996. Тайбэй: Центр международных отношений.

18. Дин Сяоянь. Перед лицом экономического сотрудничества в АТР XXI // "Шэхуй кэсюэ яньцзю", № 4, 1995.

19. Дэн Сяопин. Мы уверены, что дела в Китае пойдут еще лучше (16 сентября 1989 г.) // Дэн Сяопин. Избранное. (1982-1992). Пекин, 1994. Т. 3. С. 396-401.

20. Дэн Сяопин. Наиболее актуальные задачи для руководителей третьего поколения (16 июня 1989 г.) // Дэн Сяопин. Избранное. (1982-1992). Пекин, 1994. Т. 3. С. 388-395.

21. Дэн Сяопин. Ответы на вопросы американского журналиста Майка Уоллеса (2 сентября 1986 г.) // Дэн Сяопин. Избранное. (1982-1992). Пекин, 1994 . Т. 3. С. 215-224.

22. Дэн Сяопин. Текущая обстановка и наши задачи (16 января 1980 г.) // Дэн Сяопин. Избранное (1975-1982 гг.). Пекин, 1985. С. 261-302.

23. И Мин. Стабильная северная граница и слабые стороны отношений между Китаем и Россией // "Ланхэ цзаобао", 8.06.2002.

24. И Цин. Встречи на высшем уровне между КНР и СССР // Вопросы и исследования. Т. 27, № 8.

25. Исследования материкового Китая. Т. 33, № 3, Тайбэй. С. 16-27. Китай и Россия готовы установить более тесные отношения с АТЭС // "Жэньминь жибао", 4.12.2002.

26. Ли Ган. Рациональный подход к российскому рынку: Торгово-экономическое сотрудничество в российско-китайских стратегических отношениях. Пекин: Международная торговля, 1998.

27. Ли Сюецзюнь, Дикалеф А. Российско-китайские отношения на пороге XXI века. Пекин: Национальное издательство Китая, 2001.

28. Ли Цзинцзе. Обсуждение российско-китайских стратегических партнерских отношениях. Пекин: Исследования Восточной Европы и Центральной Азии, 1997.

29. Лу Наньцюань. Большой ход советской перестройки. Шэньян: Шэньян, 1989.

30. Лэн Сы. Китай после XVI съезда КПК. Гонгонг: Limited Publisher, 2002.

31. Лю Дэши, Сунь Янь, Лю Сунбинь. Российско-китайские отношения после распада СССР. Харбин: Хэйлунцзянцзяоюй, 1996.

32. Лю Цинцай. Тенденции, современное положение и перспективы российско-китайских отношений. Чанчунь: Университет Цзилин, 1995. Люй Яли. Методология политологии. Тайбэй: Саньминь, 1979.

33. Мао Цзэдун. "Об историческом опыте диктатуры пролетариата" // "Жэньминь Жибао", апрель 1956 г.

34. Мао Цзэдун. Выступление на 2-м пленуме ЦК КПК 8-го созыва15 ноября 1956 г.).

35. Пан Чжунин. Центральная Азия: Китаю необходимы новые идеи в региональной стратегии // "Ланхэ цзаобао", 28.06.2002.

36. Семьдесят лет КПК. Глав. ред. Ху Шэн. Изд-во истории КПК, 1991.

37. Сообщение Центрального Комитета Коммунистической партии Китая об отмене тезисов доклада "группы пяти" (16 мая 1966 г.) // Выступления Мао Цзэдуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати (1950-1967). Вып. 5. М., 1971. С. 76-83.

38. Су Гэ. Политика США по отношению к Китаю и тайваньский вопрос. Пекин: Шицзечжиши, 1998.

39. Сунь Чжуанчжи. Пять стран Средней Азии в новой международной схеме. Пекин: Исследования Центральной Европы и Восточной Азии, 1999.

40. Сюе Цзюньду, Син Гуанчэн. Китай и Центральная Азия. Пекин: Издательство документации социальной науки, 1999.

41. Сюй Куй. Российско-китайские отношения: История, настоящее, будущее // Трагический выбор пройденного века (сборник статей). 1998.

42. Сюй Фуган. Совместная зона свободной торговли Китая и АТЭС -самая крупная в мире // "Ланхэ цзаобао", 5.04.2003.

43. Сюй Цзинсюе. 50 лет советско(российско)-китайским торговым отношениям. Пекин: Исследования Восточной Европы и Центральной Азии, 2000.

44. Сюн Чан. Новый этап развития российско-китайских отношений // "Ляован", № 2, 1997.

45. Сян Исинь. Событие "9.11" и новая стратегическая азиатско-европейская модель // "Оуятунсюнь", 2002, специальный выпуск.

46. Тянь Юнсян. Россия на переломе общественной формации // Исследование социального развития Европы и Азии (Институтсоциального развитая Европы и Азии Центра изучения развития при Госсовете КНР), Пекин, 1999, № 5. С. 64-69.

47. У Юйшань. Поворот России. Тайбэй: Унаныушу, 2002.

48. Фан Лянцзюнь. Теория развития современного Китая: Изучение идей Дэн Сяопина по поводу проблем развития // "Тяньцзинь шэхуй кэсюэ", Тяньцзинь, 1993, № 6. С. 23-30.

49. Фэн Тэцзюнь. Современная международная политическая экономика и международные отношения. Пекин: Издательство Китайского народного университета, 1994.

50. Фэн Юйцзюнь. Путин и российско-китайские отношения. Пекин: Китайский исследовательский институт современных международных отношений, 2000.

51. Ху Яобан. Открыть новую концепцию социализма // "Жэньминь жибао", 8.09.1982.

52. Цай Фанхуа. Рассуждения о "беспочвенности российско-китайских отношений" разрушатся сами // "Пекинская молодежная газета", 3.12.2002.

53. Цзян Лю, Чэнь Чжихуа. Исторические размышления об эволюции СССР. Пекин: Китайское издательство общественных наук, 1994.

54. Чжан Яцзюнь. Текущие российско-китайские отношения // Трехмесячник Восточной Азии, т. 36. Тайбэй, 1993.

55. Чжан Ювэнь, Сунь Сяньцзюнь. Международная экономическая среда начального периода социализма // "Шицзе цзинцзи", Пекин, 1989, №3 С. 7-13.

56. Чжао Баоши. Американско-китайские отношения на пороге века. Пекин: Доуфан, 1999.

57. Чжао Шэнхуа. Изменение ситуации в Центральной Азии и ШОС. Пекин: Исследования Восточной Европы и Центральной Азии, 2002.

58. Чжэн Вэйчжи. Политика независимой и самостоятельнойдипломатии Китая. Пекин: Шицзечжиши, 1994.

59. Чжэн Юй. Распад СССР и изменение режима безопасности вокруг Китая. Пекин: Исследования Восточной Европы и Центральной Азии, 2002.

60. Чэнь Чаобинь. Некоторые теоретические проблемы открытия Китая внешнему миру и пути их разрешения // Водэцзинцзигуань. Т. 4. Нанкин, 1992. С. 639-728.

61. Чэнь Билянь. "Три разновидности экстремизма" и безопасность Центральной Азии. Пекин: Исследования Восточной Европы и Центральной Азии, 2002.

62. Чэнь Сяоши. Дипломатические мысли Дэн Сяопина и нормализация советско-китайских отношений. Пекин: Исследования Восточной Европы и Центральной Азии, 1999.

63. Ши Лэй. Обзор развития китайско-российских отношений // "Международные исследования", № 15, 1996.

64. Ши Цзэ. Российско-китайские отношения: благополучное и стабильное развитие // Иследования международных отношений. Пекин, 1996.

65. Шэнь Цзянь. Визит Цзян Цзэминя в Россию: Взгляд на развитие российско-китайских отношений // Исследования вопросов КПК, т. 20. Тайбэй: Исследовательский центр вопросов КПК, декабрь 1994.

66. Шэнь Цзянь. Систематический фактор кардинальных перемен в СССР. Пекин: Цзинцзитуань, 2000.

67. Юй Суй. О расширении НАТО на Восток и безопасности в АТР // "Тайпинян сюэбао", 1997, № 4. С. 34-37.

68. Юй Суй. Судьба России: мои размышления. Наньцзин: Народное издательство Цзянсу, 2003.

69. Юй Суй.Дорожить историческим уроком, созидать прекрасное будущее. Пекин: Исследования Восточной Европы и Центральной Азии,1999.

70. Юй Цзюнь. Россия идет в завтрашний день. Пекин: Хунци, 1993. 4.68 Ян Шоучжэн. Взаимовыгодное сотрудничество, совместное стремление к богатому государству и могучей армии. Пекин: Исследования Восточной Европы и Центральной Азии, 2000.

71. Янь Сюэтун. Возвышение Китая: сфера и оценка. Тяньцзинь: Народное издательство, 1998.

72. XVI Всекитайский съезд КПК. Пекин, 1997.

73. Работы китайских авторов, опубликованные на русском языке

74. Ван Цзоши. Три урока на XXI век и отношения стратегического партнерства Китая и России / Россия и Китай: перспективы партнерства в АТР в XXI в., выпуск 6. М.: Институт Дальнего Востока, 2000.

75. Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу. Китайское чудо: Экономическая реформа; стратегия развития. М.: Институт Дальнего Востока, 2001.

76. Россия и Китай: проблемы понимания (беседа с профессором народного университета Пекина Ань Цинянем). Вопросы философии, № 6, 2002.

77. Чжау Хунту, специальные экономические зоны Китая / Россия и Китай: Уроки реформ. М.: Институт востоковедения РАН, Российская экономическая академия, 2000.

78. Книги и статьи российских авторов

79. Арбатов А. Россия: национальная безопасность в 90-е годы // МЭМО, 1994, №8-9.

80. Арин О.А. Азиатско-тихоокеанский регион: мифы, иллюзии, реальность. М.: Флинта, Наука, 1997.

81. Барач Д. Дэн Сяопин. М.: Международные отношения. 1989.

82. Бергер Я.М. Китайская модель развития и "Большой Китай" // КНРна пути к рынку: модель развития, демография, образование: Сборник обзоров / РАН ИНИОН. Отд. стран Азии и Африки. М.: ИНИОН, 1995.

83. Верещагин Б.Н. В старом и новом Китае: Из воспоминаний дипломата. М.: Институт Дальнего Востока, 1999.

84. Визит в Советский Союз Генерального секретаря ЦК КПВ Нгуен Ван Линя, 17-22 мая 1987 г.: Документы и материалы. М., 1987.

85. Воскресенский А.Д. Современные концепции русско-китайских отношений и погранично-территориальных проблем в России и Китае (80-90-ее гг. XX в.).

86. Время действий, время практической работы: Сборник материалов о поездке М.С. Горбачева в Красноярский край, 12-16 сентября 1988 г. М., 1988.

87. Галенович Ю.М. Прав ли Дэн Сяопин, или китайские инакомыслящие на пороге XXI века. М: Изограф, 2000.

88. Говорухин С. Великая криминальная революция. М., 1995.

89. Девятое А., Мартиросян М. Китайский прорыв и уроки для России. М.: Вече, 2002.

90. Дейч, Марк. Сто лет ненависти: Каких друзей мы предпочитаем? //"Московский комсомолец", 06.12.2002.

91. Делюсин Л.П. Политическая реформа и проблема демократии Китая. М., 1993.6. 14 Делюсин Л.П. Россия и Китай: от конфронтации к партнерству. М., 1999.

92. Запись беседы тов. И.В. Сталина с Цзян Цзинш, личным представителем Чан Кайши (30 декабря 1945 г., в 21 час). В кн.: Ледовский A.M. СССР и Сталин в судьбах Китая: документы и свидетельства участника событий. М: Памятники исторической мысли, 1999.

93. Киреев Г.К. 4200 километров границы с Китаем // "Международная жизнь", № 2, 1999. С. 41-51.

94. Кулик Б.Т. Советско-китайский раскол: причины и последствия. М., 2000.

95. Ледовский A.M. СССР и Сталин в судьбах Китая: документы и свидетельства участника событий. М: Памятники исторической мысли, 1999.

96. Ленин В.И. Избранные сочинения в 10-ти томах. Т. 6. М.: Издательство политической литературы, 1985.

97. Мейер Г.Д. Неизбежна ли гибель Америки? М., 1950.

98. Мясников B.C. Договорными статьями утвердили. М., 1996.

99. Мясников B.C. Российско-китайские отношения: проблемы баланса интересов // Экспресс-информация, № 9, часть 1, М., 1994. С. 38-61.

100. Перестройка неотложна, она касается всех и во всем: Сборник материалов о поездке М.С. Горбачева на Дальний Восток, 25-31 июля 1986 г.М., 1986.

101. Петровский В.Е. Азиатско-тихоокеанские режимы безопасности после "холодной войны": Эволюция, перспективы российского участия. М.: Памятники исторической мысли, 1998.

102. Портяков В Л. Китайцы идут? Миграционная ситуация на Дальнем Востоке России // Международная жизнь. 1996. № 2.

103. Порядок во власти порядок в стране. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации) // "Российская газета", 7.03.1997.

104. Потапов М.А. Внешнеэкономическая политика Китая: Проблемы и противоречия. М.: Буква, 1998.

105. Рахманин О.Б. К истории отношений России-СССР с Китаем в XX в. М: Памятники исторической мысли, 2002.

106. Резолюция XXVII съезда Коммунистической партии Советского

107. Союза по политическому докладу Центрального Комитета КПСС. Постановления XXVII съезда КПСС. М., 1986.

108. Репко С.И. Мы никогда не будем союзниками // Приложение к "Независимой газете" № 14 (18), июль 1996 г.

109. Савенков Ю. Москва и Пекин будут единой командой // "Известия", 8.12.1999.

110. Сладковский М.И. Очерки экономических отношений СССР с Китаем. М., 1995.

111. Советско-китайские отношения. 1917-1957: Сборник документов / Отв. ред. И.Ф. Курдюков, В.Н. Никифоров, А.С. Перевертайло. М., 1959.

112. Стефашин В.В. Варианты развития военно-политической ситуации на Дальнем Востоке // Проблемы Дальнего Востока. № 1-2-3, 1992.

113. Целищев И. Япония как политический партнер // МЭМО, 1994,6

114. Публикации на английском языке

115. Beijin Opposes US Maintaining 100 000 Troops in Asia. The China Press. 8.4.1997.

116. Pollak J.D. The Evolving Security Environment in Asia: Its Impact on Russia / Russia in Asia: The Emerging Security Agenda. Oxford: Oxford University Press, 1999. P. 447-473.

117. Regional Security and Economic Cooperation. InternationalAcademic Symposium. Taipei: World League for Freedom and Democracy Republic of China Chapter, 1993.

118. Stephen J. Anderson. Japan and Regional Organizations // Journal of East Asian Affairs. Vol. 7. № 2. 1993.

 

http://www.dslib.net/glob-razvitie/

http://cheloveknauka.com/