Автор: Анпилогов А.
Малороссия Категория: Анпилогов Алексей Евгеньевич
Просмотров: 3117

13.01.2017 Избыток информации

 

Проблема XXI века 

Крупнейшая онлайн-энциклопедия, Википедия, уже разрослась до столь внушительных размеров, что значительная часть её страниц фактически заброшена, десятилетиями не подвергаясь никаким обновлениям. Например, информацию о министре энергетики Бурунди никто не редактировал с 8 февраля 2008 года, хотя за это время в Бурунди уже сменилось несколько чиновников на этом посту, а англоязычную информацию о деревне Lukovitsy в Тульской области никто не обновлял с 15 февраля 2009 года, хотя русская статья о Луковицах постоянно дополняется и редактируется. Для поддержки внимания к такого рода "информационным артефактам" в структуре Википедии ещё в 2006 году был создан отдельный проект — "Заброшенные страницы", однако и он пал жертвой забвения: к началу 2017 года проект числится в категории "малоактивных", что показывает мизерный интерес к его развитию у пользователей Википедии.

Такой эффект "информационного забвения", наблюдаемый в глобальной сети Интернет, отнюдь не нов: человеческие цивилизации не раз попадали в ситуацию, когда их знания и умения испытывали глубокую деградацию, обычно на фоне войн, революций или даже столетий "тёмных веков", как это происходило во время катастрофы Бронзового века или же после краха Римской империи. В такие моменты истории и в самом деле "слово начинало стоить очень дорого", а жизнь книгочея и писца — слишком дёшево. Горели библиотеки, исчезали папирусы и манускрипты, погибали целые научные школы, а подвижники-одиночки пытались пронести огонь знания через тёмные времена.

Однако впервые в нашей человеческой истории мы столкнулись с иным феноменом: сегодняшний кризис информационного забвения связан не с недостатком или с недоступностью знаний и сведений — но, скорее, с их глобальным перепроизводством. В современном мире каждый день возникает просто-таки громадное количество информации, но большая часть её носит преходящий и скоротечный характер. Любое, даже малозначительное и проходное событие снабжается массой комментариев, оценок, фотографий очевидцев или даже репортажей профессиональных журналистов и любителей-блогеров. Сегодня за один день среднестатистический обыватель продуцирует большее число информационных поводов, чем житель середины XX века производил за полноценный год своей жизни. Однако, стали ли мы от этой информации умнее или богаче? Скорее — нет. Большая часть этих "луков", "лайков" или "перепостов" интересна только тем, кто эту информацию создал и выложил в глобальную Сеть, а даже тот, кто отметил или переразместил у себя на сайте или в блоге "мегаинтересную" статью, уже не вспомнит о ней даже через неделю.

Однако эта информация никуда не исчезает. Этот исполинский "девятый вал" псевдо-всезнания размывает и уничтожает настоящее знание, настоящее понимание окружающего мира, без которого любой человек становится лишь безвольной марионеткой, которая каждый раз дёргается в рамках условного рефлекса на следующий "информационный повод". Практически вся современная жизнь становится похожей на лоскутное одеяло, когда и эмоциональное, и сознательное восприятие события привязывается к формату "нашёл—прочитал—понял—забыл—побежал дальше". Сознание нынешнего "идеального пользователя" уже давным-давно приучено лишь к формату "текста на 146 символов", а ещё лучше — к впечатляющей картинке в Instagram, которую можно окинуть взглядом за ту долю секунды, которая есть в общем потоке из сотни картинок в час, что сваливаются в обычную "ленту друзей" даже самого среднестатистического обывателя.

Конечно же, такой кризис восприятия, сопутствующий кризису забвения, потребует уже в ближайшее время каких-то механизмов борьбы с ним. Ведь в нашей жизни есть масса процессов и умений, которые категорически не приемлют такого "клипового" подхода к себе. Можно списать ответы на школьную контрольную из Интернета — тем более, что большую часть таких контрольных уже почему-то адаптируют к безликому "тесту", с выбором возможных вариантов из стандартных ответов. Но такой подход никогда не даст вам понимания тригонометрии или правил русского языка — ученик так и будет безграмотным неучем, не знающим основ математики. Можно прочитать в Сети, как приготовить пирог или салат оливье — но, скорее всего, вкусное блюдо у хозяйки получится отнюдь не с первого раза. Можно надеяться, что оператор на АЭС вовремя распознает нештатный режим работы реактора — но лучше, опять-таки, не думать, что он в критический момент решит "понять в Интернете, что же ему делать дальше".

Скорее всего, уже в ближайшее время мы будем жить в ином мире — в мире, где большую часть совокупного знания будет хранить искусственный разум. Именно тот, который уже сегодня всё-таки выдаёт вам в начале поиска по любому слову сперва статью из Википедии, а потом уже пустые записи из личных блогов малоизвестных людей. Но это же означает и то, что рядом с таким разумом всё равно должен остаться человек разумный. Глаза — врут, память — подводит, Интернет — пуст и полон одновременно. Пользуйтесь мозгом, он вам выдан не только для "лайков" в Сети…

 

http://zavtra.ru/blogs/izbitok_informatcii