Автор: Назаров Р.Р.
Большой Ближний Восток Категория: Афганистан
Просмотров: 2183

2021 Серия статей на тему «Этнополитическая ситуация в Афганистане и ее влияние на безопасность Центральной Азии». Кандидат философских наук, доцент Ташкентского филиала Российского Экономического Университета им. Г.В. Плеханова Равшан Ринатович Назаров разбирается: как этническая, лингвистическая, конфессиональная специфика Афганистана повлияли и продолжают оказывать эффект на политику внутри страны и регион в целом.

17.06.2021 Этнический вопрос подорвет Афганистан изнутри?
Чаще всего говоря об угрозе из Афганистана – имеют в виду деятельность «Талибана» (запрещен. в РФ), однако этот подход в корне упрощает реальные риски, которые исходят из страны.

25.05.2021 Этническая принадлежность политиков Афганистана: кто есть кто
Как этнический фактор влияет на внутреннюю политику в государстве – разбор персоналий лидеров этнических общин Афганистана.

20.05.2021 Население Афганистана: этносы, языки, религии
Есть ли среди пуштунов мусульмане-шииты и кто такие афганские криптохристиане – в разнообразии этносов, языков и религий Афганистана разбирается историк.

17.05.2021 Великопуштунский шовинизм или полиэтничность: история «афганской нации»
В первой части – об истории складывания «афганской нации» – от пуштунских племен до конца XX века.

 

 


17.06.2021 Этнический вопрос подорвет Афганистан изнутри?

 

Чаще всего говоря об угрозе из Афганистана – имеют в виду деятельность «Талибана» (запрещен. в РФ), однако этот подход в корне упрощает реальные риски, которые исходят из страны.

Межэтнические отношения в Афганистане между «пуштунами» и «непуштунами», по мнению историка из Ташкента, определяют не только судьбу самой страны, но и близлежащего региона Центральной Азии. 

Об этом в заключительной части материала – кандидата философских наук, доцента Ташкентского филиала Российского Экономического Университета им. Г.В. Плеханова Равшана Ринатовича Назарова.

В чем риски для стран Центральной Азии, которые не только граничат с «опасным соседом», но и интересуются судьбой этнически родственных народов, проживающих в Афганистане, немалочисленных таджиков, узбеков, туркменов?

 

Самоидентификация по этническому признаку«кто я есть»

В Афганистане, как государстве традиционно полиэтническом, достаточно широко распространены межэтнические браки, что иногда вызывает проблемы с самоидентификацией у граждан. Так, бывший лидер Афганистана Бабрак Кармаль (1929-1996) был по отцу таджиком, по матери – пуштуном-гильзаем [1] .

Один из лидеров «Талибана» (запрещен. в РФ) Хайбатулла Ахундзада, являясь таджиком, выдает себя за пуштуна-нурзая, поскольку организация ассоциируется прежде всего с пуштунами. Генерал Асадулла Сарвари, будучи таджиком, называл себя пуштуном. У генерала Абдул Малика отец – узбек, мать – пуштунка. Возможно поэтому в свое время талибы сделали ставку на него, организовав антидустумовский мятеж в 1998 г.

Премьер-министр Абдулла Абдулла – по отцу пуштун, по матери – таджик [2] . В Афганистане его считают таджиком, но исходя из его смешанного происхождения, он считается наиболее перспективной фигурой на роль общеафганского лидера.

Следует отметить и еще одну особенность самосознания и самоидентификации многих афганцев. Этнический фактор отнюдь не всегда является превалирующим [3] . Для многих гораздо важнее клановое, родовое, племенное, конфессиональное, региональное самосознание. Это особенно характерно для групп, сохраняющих патриархальное родоплеменное сознание (пуштуны, хазарейцы, чараймаки, белуджи, арабы и т.д.) [4] . Но и для традиционно оседлого населения часто характерны региональные различия. Так, среди таджиков достаточно четко выделяются территориальные группы бадахшанцев, кабульцев, гератцев и т.д. Для многих групп (шиитов, исмаилитов) конфессиональная принадлежность важнее этнической. Это касается, например, тюркоязычных афшаров и кызылбашей, у которых главным элементов идентичности является их принадлежность к шиизму.

Как писал один из участников афганской войны про Кандагар и Герат – «в истории Афганистана эти два княжества, два города, две провинции всегда играли и играют сейчас важную роль» [5] . Но он забыл при этом добавить, что это ещё и непримиримые провинции: Кандагар как центр «пуштунизма», Герат – как центр «антипуштунизма» [6] .

 

Этнический фактор в политике Афганистана

В июне 2002 г. в Кабуле проходила Чрезвычайная Лойя-джирга – всеафганский совет старейшин, которая избрала переходное правительство Афганистана во главе с Х. Карзаем. В правительство тогда вошли 12 пуштунов, 10 таджиков, 5 хазарейцев, 4 узбека, 1 туркмен, 1 нуристанец. Четырьмя заместителями председателя правительства стали представители самых крупных этнических групп – пуштунов (Хидаят Амин Арсала), таджиков (Мохаммад Фахим), хазарейцев (Мохаммад Карим Халили), узбеков (Негматулла Шахрони). При этом ключевые министерства (финансов, внутренних дел, связи), Верховный суд и Центральный банк возглавили пуштуны. Министрами обороны, иностранных дел, информации и культуры, образования и т.д. стали таджики.

В целом националистические амбиции пуштунов-талибов, дополненные практикой этнических чисток на подконтрольной им территории, натолкнулись на возросшее и подкрепляемое военными успехами чувство национального самосознания и самоуважения непуштунских этнических групп, населяющих Афганистан (особенно – таджиков, узбеков, хазарейцев). Они отнюдь не стремятся вернуться к временам, когда пуштуны были самой привилегированной частью населения. Помимо этого, северная элита, обладавшая всей полнотой власти на контролируемой ею территории, опасается ее потерять в случае окончательной победы талибов [7] .

Продолжающийся накал этнических противоречий объясняется не только консолидацией этнических меньшинств севера и укреплением их элит, но и превращением в результате фактического распада государства этнических отношений в основные общественные связи, а этнического фактора – в основную политическую силу [8] . А это означает высокую степень конфликтности, ибо любой этнос стремится к самосохранению и расширению, для патриархального сознания главным является деление на «своих» и «чужих», враждебное отношение ко всему внешнему [9] . Тем более это характерно для Афганистана, где в сфере межэтнических взаимоотношений накопилось огромное количество взрывного материала [10] .

Обострение межэтнических противоречий вызвало даже планы этнической фрагментации Афганистана – разделения его на регионы (пуштунский, таджикский, узбекский, хазарейский и т.д.), но это достаточно сложно по ряду причин:

· не вызывает особого энтузиазма у большинства этнических групп,

· не нужно соседям Афганистана (Пакистану, Ирану, Узбекистану, Таджикистану, Туркменистану),

· сложно из-за чересполосности расселения народов,

· приведет к дальнейшему усугублению противоречий,

· ухудшит геополитическую ситуацию в регионе,

· признание федерализма для пуштунского правителя означает почти признание «линии Дюранда» (неразмеченная граница с Пакистаном). Это конец пуштунскому правлению в Афганистане» (Р. Момун) [11] .

 

Влияние этнополитической ситуации в Афганистане на безопасность региона Центральной Азии.

Среди факторов, обуславливающих влияние ситуации в Афганистане на Центральную Азию, можно отметить следующие:

1. Афганистан не существует в изолированном пространстве, это часть огромного региона Большой Центральной Азии (ЦА), и все, что происходит в Афганистане, неизбежно отражается на регионе [12] .

2. Наличие границы Афганистана с тремя государствами региона – Туркменистаном, Узбекистаном, Таджикистаном [13] .

3. Тот факт, что серьезный процент населения Афганистана составляю группы, этнически родственные титульным народам государств ЦА – таджики, узбеки, туркмены. Численность других народов ЦА в Афганистане незначительна – казахи, киргизы, каракалпаки – не более 10-15 тыс. чел.

4. Прерванные во времена существования Российской империи и СССР этнические связи сегодня имеют тенденцию к восстановлению, это однако делает южные республики СНГ весьма чувствительными к тому, что происходит в Афганистане [14] .

5. Естественное желание части лидеров афганских таджиков, узбеков, туркмен опереться на этнических «родственников» на севере [15] .

6. Факт наличия среди афганцев представителей радикальных исламско-националистических группировок (бывшая Объединенная таджикская оппозиция, Исламское движение Узбекистана и т.д.), имеющих далеко идущие планы в отношении «севера» [16] .

7. Заявки радикальных, прежде всего пуштунских (как талибских, так и не талибских) лидеров о построении «Великого Афганистана» от Бухары до Пешавара [17] .

8. Усиление влияния радикальных религиозных партий и движений (в том числе международной экстремистской организации ИГИЛ (запрещен. в РФ) и перемещение центра ее активности с Ближнего Востока в Афганистан) [18] .

9. Неспособность афганских силовых структур самостоятельно обеспечить безопасность в стране ввиду непрофессионализма, плохой обеспеченности, коррумпированности.

10.Высокая степень вовлеченности населения в криминальный бизнес, прежде всего в производство и распространение наркотических веществ.

11.Стремление части пуштунской элиты сместить основную военную активность в стране на север, к границам стран Центральной Азии [19] .

12.Усиление роли этносов, племен, конфессиональных общин разрушило целостность централизованного афганского государства, и сегодня Афганистан пытается снова собрать государство на любой возможной основе, но кроме радикального ислама элите нечего всерьез предложить [20] .

13.Тренды в сторону радикальной исламизации, делиберализации, девестернизации, в конечном итоге – демодернизации, не могут не влиять на положение в ЦА [21] .

14.Нестабильность этнополитической (и вообще – политической, конфессионально-политической, военно-политической) ситуации в Афганистане не позволяет реализовать многие транспортные, трубопроводные и иные логистические проекты, связанные с выходом изолированных от морей государств ЦА к портам Ирана и Пакистана.

 

[2]Нессар Мохаммад Омар. История политического развития современного Афганистана: 2001-2014 гг. Автореф. дис. ... к.и.н. Москва: ИВ РАН, 2016. С. 22.

[3]Ханеев М.В. Этнический фактор в политическом строительстве афганской государственности. Автореф. дисс. к.полит.н. М.: РАГС, 2010.

[4]Рахими А. Соотношение государственных и племенных структур власти в Афганистане: История и современность. Автореф. дис. ... к.ю.н. СПб: СПбГЮИ, 1995. 28 с.

[5] Мушаверы: неизвестные страницы Афганской войны. Москва: Кучково поле, 2013. – С. 361.

[6]Кулаков О.В. Гератский регион Северо-Западного Афганистана: 80 - 90-е годы XX века : Дисс. ... к.и.н. – Москва: ИВ РАН, 2000. - 229 с.

[7]Nojumi N. The rise of the Taliban in Afghanistan: Mass mobilization, civil war and the future of the region. New York: Palgrave, 2002. - XII, 260 с.

[8]Ханеев М.В. Этнический фактор в политическом строительстве афганской государственности. Автореф. дисс. к.полит.н. М.: РАГС, 2010.

[9]Ханеев М.В. Межэтнический конфликт в Афганистане// Азия и Африка сегодня. М., №12, 2008.

[10]Нессар Мохаммад Омар. История политического развития современного Афганистана: 2001-2014 гг. Автореф. дис. ... к.и.н. Москва: ИВ РАН, 2016. - 24 с.

[12] Мусульманские страны у границ СНГ (Афганистан, Пакистан, Иран и Турция - современное состояние, история и перспективы). М.: ИВ РАН, 2001. - 335 с. ; Южаков С.Н. Афганистан и сопредельные страны: политико-исторический очерк. Изд. 2-е. – М. : URSS, 2015. - 195 с.

[13]Саидзода М. Афганский фактор во внешней политике Республики Таджикистан: история, приоритеты и перспективы (1992-2015 гг.). Автореферат дис. ... к.и.н. Душанбе: ТаджНУ, 2017. - 24 с.

[14]Арунова М.Р., Шумилов О.М. Очерки истории формирования государственных границ между Россией, СССР и Афганистаном. Москва: ИВ РАН, РЦСМИ, 1994. - 115 с.

[15]Акимбеков C.M. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии. Алматы.: Таймас Принтхаус, 2003. 400 с.

[16] Афганский кризис и проблема формирования региональной системы безопасности в Центральной Азии. М. РУДН, Вып. 1. - 2010. - 105 с.

[17]Никитенко Е.Г. Афганистан: от войны 80-х до прогноза новых войн. М.: Астрель, 2004. - 364 с.

[18]Моисеев С.В. Афганский вектор терроризма: история и действительность. Барнаул: БЮИ МВД РФ, 2020. - 87 с.

[19]Князев A.A. История афганской войны 1990-х.гг. и превращение Афганистана в источник угроз для Центральной Азии. Бишкек: КРСУ, 2002. - 137 с.

[20]Rasanayagam A. Afghanistan: A modern history: Monarchy, despotism or democracy? The problems of governance in the Muslim tradition. - London; New York: Tauris, 2003. - 301 p.

[21]Бойко В.С. Проблемы и противоречия модернизации в Афганистане в ХХ - начале XXI в.: очерки альтернативных стратегий и практик развития. Барнаул: АлтГПУ, 2017. - 139 с.

 

 

https://ia-centr.ru/experts/ravshan-nazarov/etnicheskiy-vopros-podorvet-afganistan-iznutri/

 


25.05.2021 Этническая принадлежность политиков Афганистана: кто есть кто

 

Как этнический фактор влияет на внутреннюю политику в государстве – разбор персоналий лидеров этнических общин Афганистана.

Пуштуны

По причине крайней неоднородности и раздробленности пуштунского этноса сложно говорить о наличии общенационального лидера или даже группы лидеров [1]. Тем более, что пуштунский лидер должен как бы брать на себя роль «общеафганского» лидера, а это крайне сложно. Как сказал один из западных политологов: «В Афганистане живут пуштуны, таджики, узбеки, хазарейцы, но очень мало афганцев», имея в виду незначительное количество людей, имеющих общеафганскую гражданскую идентичность, которая превалировала бы над этнической, племенной, клановой, конфессиональной. 

Например, Г. Хекматиару принадлежит фраза «Я сначала пуштун, а затем уже – мусульманин» [2]. Именно пуштунский национализм и репрессии в отношении непуштунских народов послужили одной из причин непопулярности идей «Талибана» в Афганистане [3]. Но это вовсе не означает, что «Талибан» пользуется поддержкой всех пуштунов или хотя бы большей их части [4].

Исламское движение «Талибан» (запрещено в РФ) появилось на свет в 1994 г. в Афганистане – «талибан» от «талиб» – «ищущий подлинных знаний». С точки зрения этносов, костяк движения составляли талибы и муллы из афганских медресе, уже имевшие боевой опыт участия в джихаде, а также талибы – дети беженцев, прошедших военную подготовку в медресе, действовавших в лагерях для беженцев на территории Пакистана [5]. По наблюдению известного пакистанского аналитика А. Рашида, в большинстве талибы состояли из пуштунов, их родным языков был пушту, но для многих вторым языком общения стал не дари, как распространено у пуштунов, родившихся в Афганистане, а урду – национальный язык Пакистана. Сегодня «Талибан» во многих странах признан террористической организацией (запрещен в РФ) и известен как радикальное исламистское движение суннитского толка, действующее в Афганистане и Пакистане.

Против талибов выступали и выступают такие активные политические деятели пуштуны как Абдул Хак Амири (1958-2001), генерал Назар Мохаммад (погиб в 1998 г.), бывший президент Афганистана Хамид Карзай, его брат Ахмед Вали Карзай (1961-2011), министр обороны Асадулла Халид, Юнус Халес (1919-2006, лидер «Исламской партии Афганистана), Мухаммед Наби (1937-2002, лидер «Движения исламской революции»), шейх Саид Ахмед Гейлани (1932-2017), дипломат Махмуд Сайкал, бывший губернатор Нангархара Гуль-Ага Шерзай, исполняющий обязанности министра внутренних дел Афганистана Хаятулла Хаят, экс-губернатор Пактии Абдул-Хаким Танивал (погиб в 2006 г.), генерал Мохаммад Масум Станекзай, депутат Саид Хамид Гейлани, политик Абдул Расул Сайяф (лидер «Исламской партии справедливости»), Анвар уль-Хак Ахади (лидер партии «Афган миллят»), генерал Шахнаваз Танай (лидер партии «Движение мира Афганистана»), Насир Ахмад Дуррани (министр сельского хозяйства) и т.д.

Хамид Карзай – пуштун-карзай

Президент Ашраф Гани в 2014 г. отказался от своей «слишком пуштунской фамилии» – Ахмадзай, ибо президент должен олицетворять общеафганское единство [6].

Ашраф Гани – пуштун-ахмадзай

Наиболее влиятельными пуштунскими партиями и организациями были и/или являются: партия «Афган миллят» («Афганская нация»), «Партия национальной солидарности молодежи Афганистана» (ПНСМА), «Движение национальной солидарности Афганистана» (ДНСА), «Национальный исламский фронт Афганистана» (НИФА), «Национальный фронт освобождения Афганистана» (НФОА), «Исламская партия Афганистана» («Хезби ислами», ИПА).

 

Таджики [7]

До 2001 г. наиболее признанным и авторитетным лидером таджиков Афганистана был «Панджшерский Лев» – Ахмад Шах Масуд (1954-2001). После его гибели однозначного лидера у этой этнической группы нет, хотя можно назвать таких серьезных политиков как бывший президент Бурхануддин Раббани (1941-2011), маршал Мохаммед Фахим (скончался в 2014 г.), последний премьер-министр Абдулла Абдулла.

Абдулла Абдулла – пуштун по отцу, таджик по матери

К той же группе относятся генерал Ахмад-Зия Сарадж (начальник Управления разведки), генерал Адиб Фахим, генерал Дин-Мухаммад Джура, генерал Мухаммад-Довуд Панджшери, экс-губернатор Герата Исмаил-Хан, Мохаммад Юнус Кануни (бывший председатель Парламента Афганистана), Ахмад Вали Масуд (глава партии «Нахзати Милли»), Ахмад Зия Масуд (бывший посол Афганистана в России), генерал Бисмилла-Хан Мохаммади, Мохаммад Мирвайс Садык (министр гражданской авиации и туризма, погиб в 2004 г.), генерал Ато Мохаммад Нур, Салахуддин Раббани (бывший министр иностранных дел), генерал Мухаммад Дауд, генерал Амирулло Солех, генерал Асадулла Сарвари и др.

Наиболее авторитетные таджикские группы и партии: «Национальное движение Афганистана» (НДА), «Исламское общество Афганистана» («Джамиат-и ислами», ИОА), Партия «Новый Афганистан» (ПНА), «Фронт национального взаимопонимания» (ФНВ).

 

Узбеки

Основная политическая партия этого этноса «Национальное исламское движение Афганистана» («Джумбиш», НИДА), бесспорный лидер – генерал (с 2020 г. – маршал) Абдул-Рашид Дустум, в прошлом – командир 53-й Узбекской дивизии армии Афганистана [8], командующий армией «Дустумистана» – 4-х полунезависимых «узбекских» провинций Северного Афганистана (в 1992-1998 гг.), один из лидеров «Северного альянса», начальник Генштаба (2009-2014 гг.), в 2014-2020 гг. – 1-й вице-президент [9].

Абдул Рашид Дустум – узбек

Среди других известных представителей узбекской общины Афганистана – Мохаммад Шакир Каргар (глава администрации Президента ИРА), Файзулла Альборз (дипломат), Акбар-Бай (председатель «Союза тюркоязычных афганцев»), Саид Нурулла (лидер НИДА), Абдул-Хаким Джаузджани (бывший министр юстиции), Абдул Рауф Ибрагими (экс-председатель Волуси Джирги – нижней палаты парламента), Мохаммад Хан Джалалар (бывший министр финансов и торговли), Абдусамад Каюми (бывший министр просвещения), Мохаммад Хашим Пайкор (экс- губернатором провинции Фарьяб), Ахмад-Хан Самангани (депутат, погиб в 2012 г.), Абдул Саттар Сират (один из основателей Всемирной Мусульманской Лиги), Ахмад-Шах Сорхаби (бывший министр ирригации). Сурайя Далил (бывший министр здравоохранения), Хусни-Бану Газанфар (бывший министр по делам женщин), депутат Дильбар Назари и др.

 

Хазарейцы

Наиболее известные деятели – Абдул Али Мазари (1946-1996, лидер Партии Исламского единства Афганистана), Хаджи Мохаммад Саид Мохакек (лидер Партии исламского единства народа Афганистана), Саид Мохаммад Хасан Джагран, Карим Халили (бывший вице-президент), Саид Хусейн Алеми Балхи (министр по делам беженцев), Сайед Мустафа Каземи (бывший министр торговли, погиб в 2007 г.), Алхай Мохаммад Абда (депутат Вуласи Джирга провинции Балх), Султан Али Кештманд (бывший премьер-министр), Саид Хусейн Анвари (бывший министр сельского хозяйства), Седика Балхи (депутат Сената Парламента), Рамазан Башардост (экс-министр планирования), Мохаммад Аваз Набизаде (бывший министр по делам национальностей), Сима Самар (бывший вице-премьер и министр по делам женщин), Абдул Вахед Сораби (экс-вице-президент), Хабиба Сораби (бывший губернатор провинции Бамиан) и др.

Мохаммад Мохакик – хазареец

Влиятельные хазарейские группы и партии: «Партия исламского единства Афганистана» («Хезбе вахдат», ПИЕА), «Исламское движение Афганистана» (ИДА), «Партия исламского единства народа Афганистана» (ПИЕНА).

 

Другие национальности

Из представителей других национальностей наиболее известны: генерал Абдул Кадыр Дагарваль (1944-2014, чараймак из племени зури), бывший министр просвещения Нур Мухаммад Каркин (туркмен) [10], генерал Мохаммад Акбар Шурмач (нуристанец), бывший министр горной промышленности Мохаммад Исмаил Данеш (кызылбаш), второй вице-президент Мохаммад Сарвар Данеш (кызылбаш), литератор Абдулхай Бенаво (1956-2009, пашай), аятолла Курбан Али Корагани (туркмен), Ходжат-уль-Ислам Сайед Мохаммад Акбари (создатель «Партии национального и исламского единства Афганистана» (ПНИЕА), кызылбаш) и др.

Нур Мохаммад Каркин – туркмен

 

Продолжение следует…

 

[1]Бойко В.С. Мировая афганистика между наукой и политикой: проблемы истории и модернизации Афганистана в XX - начале XXI вв. Барнаул: АлтГПУ, 2016. - 136 с.

[3]Сикоев Р.Р. Талибы: Религиозно-политический портрет. М.: ИВ РАН, 2004. - 253 с.

[4]Марсден П. Талибан. Война и религия в Афганистане. М.: Городец, 2002. 173 с.

[5] Белокреницкий В.Я., Сикоев Р.Р. Движение Талибан и перспективы Афганистана и Пакистана. – М.: Институт востоковедения РАН, 2014.

[6] Президент Афганистана изменил имя// https://lenta.ru/news/2014/11/03/name/

[7]Махмадшоев Р.М. Таджики и пуштуны: вопрос взаимоотношений// Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2009. Том 8, вып. 4: Востоковедение. С. 158-165.

[8]Христофоров В.С. Афганистан. Правящая партия и армия (1978-1989). М.: Граница, 2009. С. 290-291.

[9]Гареев М. А. Афганская страда. М.: Инсан, 2002. С. 273.

[10]Бабаева А.К. Туркмены Афганистана: история расселения, племенной состав, очерк политической истории 20-30-х годов XX века: Дисс. ... к.и.н. М.: ИВ АН СССР, 1985. 189 с.

 

 

https://ia-centr.ru/experts/ravshan-nazarov/etnicheskaya-prinadlezhnost-politikov-afganistana-kto-est-kto/

 


20.05.2021 Население Афганистана: этносы, языки, религии

 

Есть ли среди пуштунов мусульмане-шииты и кто такие афганские криптохристиане – в разнообразии этносов, языков и религий Афганистана разбирается историк.

Традиционно полиэтнический характер населения Афганистана отражен даже в новом гимне государства (принят в 2006 г.):

Эта земля - Афганистан,

Ей гордится каждый афганец.

Земля мира, земля меча,

Все её сыны мужественны.

Это страна каждого племени,

Страна белуджей и узбеков,

Пуштунов и хазарейцев,

Туркменов и таджиков;

С ними арабы и гуджары,

Памирцы, нуристанцы,

Брагуи и кызылбаши,

Чараймаки и пашаи.

В современной этнополитологии прочно укрепился термин «разделенные этносы» («разделенные народы», «разделенные нации») [1] . Особенностью Афганистана является то, что практически все составляющие его население народы относятся к данной категории [2] :

-Пуштуны [3] . Страны расселения: Пакистан (28 млн.) [4] , Афганистан (13 млн.) [5] , Индия (1,1 млн.), свыше 2 млн. расселены во многих странах мира (Иран, США, Россия, Великобритания и т.д.) [6] ;

Женский костюм: 1 – вилаят Фарьяб; 2 – вилаят Пактика.

-Таджики [7] . Страны расселения: Афганистан (10 млн.), Таджикистан (7 млн.), Узбекистан (1,5 млн.), Пакистан (1,2 млн.), Россия (1 млн.), Иран (0,4 млн.) и др. В Афганистане таджики численно доминируют в таких провинциях как Баглан, Бадахшан, Каписа, Панджшер, Парван, Тохар (от 80 до 99 %). Значительные группы таджиков расселены по всему Афганистану, кроме Пактии, Пактики и Хоста.

-Узбеки. Страны расселения: Узбекистан (27 млн.), Афганистан (4 млн.), Таджикистан (1,2 млн.), Кыргызстан (0,9 млн.), Казахстан (0,6 млн.), Туркменистан (0,5 млн.) и др. В Афганистане компактно проживают в провинциях Балх, Джаузджан, Кундуз, Фариаб, Сари-Пуль, Саманган [8] .

-Хазарейцы [9] . Страны расселения: Афганистан (3 млн.), Иран (2 млн.), Пакистан (1 млн.) и др. Компактно расселены в области Хазараджат.

Хазарейцы,www.istmira.com

-Туркмены. Страны расселения: Туркменистан (4,2 млн.), Иран (1,4 млн.), Афганистан (1 млн.), Турция (0,5 млн.), Узбекистан (0,2 млн.) и др. Живут на севере и северо-западе «узбекских» провинций Афганистана [10] .

-Чараймаки [11] . Страны расселения: Афганистан (1,4 млн.), Иран (0,2 млн.) и др. Живут на западе Афганистана, по иранской границе.

-Памирцы [12] . Страны расселения: Таджикистан (150 тыс.), Афганистан (50 тыс.), Пакистан (50 тыс.), Китай (50 тыс.). Живут компактно в провинции Бадахшан.

Этноконфессиональный фактор [13]

Большая часть населения Афганистана – мусульмане-сунниты [14] . Однако есть и конфессиональные меньшинства.

-Шииты [15] . В этническом отношении это прежде всего хазарейцы (3 млн.), потомки выходцев из Ирана (персы, кызылбаши, афшары), часть чараймаков (теймури). Шиизма придерживается также часть пуштунов –племя джаджи, племя тури, ряд оракзайских кланов, часть афридиев, часть бангашей.

-Исмаилиты [16] . Представители исмаилитской ветви шиизма. Проживают в основном в Бадахшане, есть небольшие общины в Кабуле и ряде других городов. Составляют основу «Партии национального сплочения Афганистана» (ПНСА).

-Христиане. Представлены в Афганистане общинами протестантов (30 тыс.) и католиков (10 тыс.). По некоторым данным, достаточно распространено криптохристианство (т.е. тайное исповедание христанства различных направлений).

-Иудаизм [17] . В Х1Х веке иудейская община насчитывала до 40 тыс. чел., ее представители проживали в Кабуле, Герате, Балхе. Численность общины неуклонно сокращалась, к середине ХХ в. – 5 тыс., к началу 1970-х гг. – 300 чел., к началу ХХ1 в. – менее 100 чел. В настоящее время остался единственный иудей – смотритель Кабульской синагоги Забулон Симинтов [18] . В здании Гератской синагоги расположен детсад.


Гератская синагога Йоав

-Другие религиозные меньшинства. Бахаисты (15 тыс.), индуисты (пенджабцы и синдхи, 10 тыс.), сикхи (4 тыс.), сторонники традиционных доисламских верований (4 тыс.), зороастрийцы (3,5 тыс.).

Этнолингвистическая ситуация.

Основными языками Афганистана являются языки пушту и дари, распространены также хазараги, узбекский, туркменский и т.д.

-Язык пушту (пашто, пухту, пахту) – язык восточно-иранской подгруппы иранской языковой группы [19] . Этнический язык пуштунов. До 1936 г. не имел никакого официального статуса. С 1936 г. – второй (после дари) государственный язык Афганистана, с 1964 г. – первый (вторым стал дари). Имеет статус регионального языка в регионах Пакистана, населенных пуштунами. В Афганистане используется кандагарский диалект, в Пакистане – пешаварский, которые достаточно серьёзно различаются [20] .

https://www.youtube.com/watch?v=ZxkChDLuC8A

-Язык дари [21] . Вместе с фарси (государственным языком Ирана) и таджикским (государственным языком Таджикистана) составляет западно-иранскую подгруппу иранской языковой группы [22] . Официально называется дари с 1964 г. До этого назывался – кабули, фарси-кабули, фарси-дари и т.п. Используется афганскими таджиками, чараймаками, частью пуштунов, представителями почти всех национальностей (в той или иной мере) и др. Язык межнационального общения в Афганистане [23] . Тех, для кого дари является родным языком в Афганистане часто зовут обобщенным названием «фарсиваны» [24] .

https://www.youtube.com/watch?v=Zi_k76ObScc

-Язык хазара(хазараги) [25] . Считается диалектом дари, используется хазарейцами. Сильно отличается от литературного дари, в лексике много тюркизмомв и монголизмов. Региональный язык области Хазараджат (провинции Гор, Урузган, Бамиан и др.). Ряд исследователей считает его самостоятельным языком западно-иранской подгруппы [26] .

-Узбекский язык [27] . Язык узбеков, региональный язык в провинциях Балх, Джаузджан, Фарьяб, Кундуз, Сари-Пуль, Саманган [28] .

Представители небольших народов как правило используют языки более крупных этносов, чаще всего – дари, гораздо реже – пушту.

Продолжение следует…

 

[1]Балашов Ю.А. Проблемы разделенных народов и варианты их решения в международно-политическом континууме. Автореф. дис. ... д.полит.н. Ниж. Новгород: НГУ, 2007. - 62 с.

[2]Нешумов Ю.А. Границы Афганистана: Трагедия и уроки. М.: Граница, 2006. 351 с.

[3]Белокреницкий В.Я. Пуштуны Афганистана и Пакистана: демографическая динамика и политическая роль // Афганистан на переходном этапе (сентябрь 2001 - июнь 2002 гг.). - М.: ИВ РАН, ИИИиБВ, 2002. - 282 с.; Лебедев К.А.Афганский народ – паштуны. М.: Востли, 1997. - 95 с.

[4]Robinson J.A. Nomad Tribes of Eastern Afghanistan. Dehli, 1947.

[5]Spain J.W. The Pathan Borderland. The Hague, 1963.

[6]Герасимова А.С. Афганцы и западный мир// Кто мы и что - скитанье наше?! Восток на Западе. М. : ИВ РАН, 2007. - 189 с. – С. 65-88.

[7]Махмадшоев Р. Процессы этнополитического и социокультурного развития таджиков Афганистана: середина XVIII - начало XX вв. Дисс. ... д.и.н. Москва: ИВ РАН, 2011. - 345 с.

[8]Шаниязова С. Значение Апрельской революции 1978 г. в развитии культуры народов Афганистана, 1978-1988 гг. : (На примере афганских узбеков). Автореф. дис. ... к.и.н. Ташкент: ТашГУ, 1989. - 21 с.

[9]Темирханов Л. Хазарейцы. Очерки новой и новейшей истории. Душанбе: Ирфон, 1978.

[10]Бабаева А. Туркмены Афганистана. Ашгабат: Билим, 1992. 76 с.

[11]Рахимов Р.Р. Чараймаки // Народы и религии мира. Энциклопедия. М.: БРЭ, 1998.

[12]Шовалиев Дж. Геополитическая система горных народов. М: Юрист, 2001

[13]Рашед А.Б. Историческая эволюция роли ислама в общественно-политической жизни современного Афганистана. Автореф. дис. ... к.и.н. - Душанбе: ИЯЛВПН АН РТ, 25, [1] с., 2015. – 26 с.; Босин Ю.В. Роль религиозно-этнического фактора во внутриафганском конфликте // Афганистан: проблемы войны и мира. Вып. 3. М.: ИИИиБВ, ИВ РАН, 2000.

[14]Сычев В.Ф. Ислам в истории и политике Афганистана : (Апрельская революция и реакция мусульманского мира). Москва: Изд-во НИЕВ, 1997. - 204 с.

[15] Иран и Афганистан: история и современность. Баку: Элм, 1990. - 141 с.

[16]Пучков П.И. Современная география религий. – М.: Наука, 1975. – С. 85-86.

[17]Клёсов А.А., Саидов Х.С. Евреи и пуштуны Афганистана: пропавшие колена Израилевы: история, политика и ДНК-генеалогия. М.: Концептуал, 2015. - 460 с.

[19]Бертельс Е.Э. Строй языка пушту (афганский). Ленинград: ЛенНИИЯ, 1936. - 31 с.

[20]Темирханов Л. Восточные пуштуны. Основные проблемы новой истории. М.: Наука. ГВРЛ, 1987. - 199 с.

[21]Турсунов А. Весна Хорасана: О развитии дариязычной культуры народов Афганистана и Средней Азии. Душанбе: Ирфон, 1989. - 235 с.

[22]Ариф С.А. Устная и авторская поэзия таджиков провинции Кундуз Афганистана. Дисс. ... к.филол.н. Душанбе: ТаджНУ, 2015. - 171 с.

[23] Киселева Л.Н. Язык дари Афганистана. - М. : Наука, 1985. - 126 с.

[24]Иоаннесян Ю.А. Гератский диалект языка дари современного Афганистана. М.: Востлит РАН, 1999. – 239 с.

[25]Ефимов В.А. Язык афганских хазара: Якаулангский диалект. М.: «Наука», 1965. 96 с.

[26]Ефимов В.А. Хазара язык // Языки мира. Иранские языки. I. Юго-западные иранские языки. М.: Индрик, 1997 .

[27]Абдуллаев Н. Фонетические особенности узбекских говоров северо-западного Афганистана. Дисс ... к.филол.н. Ташкент: ИЯиЛ АН УзССР, 1982. 178 с.

[28]Хашимбеков Х. Узбеки Северного Афганистана. М., 1998.

 

Избранные статьи в telegram-канале Ia-centr.ru.
Больше интересного в группе Ia-centr.ru на Facebook

 

https://ia-centr.ru/experts/ravshan-nazarov/naselenie-afganistana-etnosy-yazyki-religii/

 


17.05.2021 Великопуштунский шовинизм или полиэтничность: история «афганской нации»

 

В первой части – об истории складывания «афганской нации» – от пуштунских племен до конца XX века.

История современного Афганистана начинается с XVII века. Тогда земли, где жили пуштунские племена, были разделены между Ираном и индийской империей Великих Моголов (Бабуридов)[1]. Часть современной территории Афганистана между Гиндукушем и Амударьёй занимали государства с центрами в Балхе и Кундузе, населённые узбеками и таджиками [2]. В последующем упадок Ирана и индийских государств повлёк образование новых государств, в которых властвовали уже пуштунские и сикхские племена [3].

В 1667-1672 гг. в результате восстания пуштунов территория от Инда до Кандагара фактически отпала от империи Великих Моголов. Так, в конце XVII века племенные группы пуштунов определились географически: гильзаи (под предводительством Мир Вейс-хана) заняли область Кандагара, племя абдали (позже дуррани ) стало заметной силой в Гератской области, племя рохиллы осело между Гогрой и Гангом в области Рохилканд[4] .

На протяжении первой половины XVIII в. (1707, 1709, 1716, 1720-1723, 1725, 1728-1729, 1735-1737, 1739, 1747) состоялся целый ряд пуштуно-иранских вооруженных конфликтов, связанных со стремлением пуштунов к независимости от господства Ирана. В итоге в 1747 г. после смерти Надир-шаха, Ахмад-шах (пуштун из рода садозаев племени абдали , переименованное в дуррани[5] ) провозгласил независимость Дурранийской империи – пуштунского государства, на продолжение традиций которого сегодня претендует современный Афганистан[6] .

Ахмад-шах

Всю вторую половину XVIII века шли войны пуштунов против Ирана, Туркестана, Пенджаба, сикхов, Делийского султаната, маратхов и т.д. [7]. Не было и внутрипуштунского единства: заговор попользаев и ализаев (пуштунских племен) против того самого Ахмад-шаха в 1749 г., мятеж дурранийцев в 1774 г., мятеж баракзаев и нурзаев в 1795 г., междоусобицы между мохаммадзаями и попользаями в 1799 г. и др. [8] .

В 1793-1800 гг. при Заман-шахе была сформирована кызылбашская гвардия (из иранских тюрков), которая охраняла шахскую власть от сепаратизма пуштунских племенных вождей[9].

Весь XIХ век и начало ХХ века прошли в борьбе пуштунов, с одной стороны, против попыток навязать им английское господство[10] , с другой – в постоянном стремлении пуштунских правителей к покорению и подчинению других народов и территорий под свой контроль (синдхов в 1806 г., кашмирцев в 1807 г., Мешхеда в 1808 гг., Берара в 1809 г., узбеков Меймене в 1810 г., персов Хорасана в 1817 г. и 1837 г., Сеистан в 1902 г., джемшидов в 1908 г., шугнанцев в 1910 г., горных таджиков в 1930 г.) [11].

Продолжались и традиционные внутрипуштунские распри [12]: в 1819 г. династия Садозаев была свергнута, ее сменила династия Баракзаев. После, в 1834 г. произошел переворот под началом Дост-Мухаммад-хана из рода тех же баракзаев, восстание Исхак-хана в 1888 г., восстания момандов в 1901 г. и 1935г., Кандагарское восстание 1912 г., Хостские восстания 1913 г., 1924 г. и 1932г., убийство эмира Хабибуллы-хана в 1919 г., восстание племен в 1928 г., восстание сулейманхелей в 1938 г., восстания дуррани и афридиев в 1939 г., восстание джедранов в 1944 г. ( все перечисленные – пуштунские племена[13] .

После Второй мировой войны в целом этнополитическая ситуация в Афганистане стабилизировалась [14]. Противоречия во взаимоотношениях между этническими группами обусловлены тем, что после основания в 1747 г. Ахмад-шахом Дуррани афганского государства начался процесс централизации, который продолжился до конца XIX в. На протяжении полутора веков пуштунские правители вели упорные завоевательные войны; в результате им удалось подчинить значительные территории, населенные неафганскими народами: Северный Афганистан (Южный Туркестан), Западный Афганистан (Восточный Хорасан), Бадахшан, Хазараджат, Нуристан [15].

Этническая политика почти всех правительств Афганистана строилась на великопуштунском шовинизме и принижении роли и места непуштунских народов. Единственное исключение – период власти Народно-демократической партии Афганистана (марксистско-ленинская партия, существовавшая в стране в 1965-1992гг.) с ее подчеркнутым «интернационализмом» [16].

С другой стороны, и эта партия раскололась по этническому признаку – две фракции «Хальк» и «Парчам», что было понятно с точки зрения традиций дурранийско-гильзайского противостояния [17]. Фракцию «Хальк» в основном составляли пуштуны-дуррани, а во фракции «Парчам» состояли преимущественно гильзаи и представители непуштунских народов (таджики, узбеки, хазарейцы и др.) [18].

В первое же правительство НДПА (апрель 1978 г.) были введены 3 таджика, 2 хазарейца, 1 узбек, 1 чараймак [19].

Очень часто афганцы в качестве фамилии используют родовую или племенную принадлежность, особенно это характерно для пуштунов – Ахмадзай, Ачакчай, Бангаш, Баракзай, Вардак, Гильзай, Дуррани, Какар, Карзай, Мангал, Моманд, Оракзай, Садозай, Тараки, Хотак [20]. Встречаются также фамилии Пуштун, Таджик, Пахтан (пакистанская форма произнесения слова «пуштун»), Афган, Афгани, Хазар, Балудж.

Главный концепт просвещенной части пуштунской элиты в сфере межнациональных отношений опирался на мнение идейного лидера младоафганского движения Махмуда Тарзи о том, что понятие «афганская нация» должно включать не только пуштунов, в себя все народы, народности и племена, населявшие Афганистан [21]. Предполагалось, что идея единства афганского народа базируется на идее единства всех исламских народов. Примат конфессионального над национальным предполагал также примат государственного над национальным. Но де-факто пуштуны оставались доминирующим этносом [22].

Продолжение следует…

 

[1]Босин Ю.В. Афганистан: полиэтническое общество и государственная власть в историческом контексте. М.: Академия гуманитарных исследований, 2002. 232 с.

[2]Хуршут Э.У. «Тарих-и Кипчак-хани» - важный исторический источник по истории Средней Азии и Северного Афганистана XVI-XVII вв. Дисс. ... к.и.н. Ташкент: ИВ АН УзССР, 1982. - 277 с.

[3]Бабаходжаев М.А. Очерки социально-экономической и политической истории Афганистана. Ташкент, 1975.

[4]Асланов М.Г. Афганцы // Народы мира. Народы Передней Азии: этнографические очерки / под общ. ред. Толстова С.П. М. : Наука, 1957; Рейснер И.М. К вопросу о складывании афганской нации//Вопросы истории. 1949. №7. С. 66-85.

[5]Ганковский Ю.В. Империя Дуррани. М., 1958.

[6] Саидмурадов Д. «Тарих-и Ахмад-шахи» Махмуда ал-Хусайни как источник по истории Афганистана во второй половине XVIII в. Автореф. дис. к.и.н. Москва: ИНА АН СССР, 1966. - 15 с.; Губар М.Г.М. Ахмад-шах – основатель Афганского государства. М., 1959.

[7]Таннер С. Афганистан: история войн от Александра Македонского до падения «Талибана» [пер. с англ.]. - М. : Эксмо, 2004. - 444 с.

[8]Воднева О.А. Сочинение Мухаммада Хайат-Хана «Хайат-и Афгани» («Жизнь афганцев») как источник по истории и этнографии Афганистана. Автореф. дисс. ... к.и.н СПб: СПбГУ, 2004. 21 с.

[9]Ганковский Ю.В. Афганская армия в эпоху шахов Дуррани (1747-1819) // Империя Дуррани. Очерки административной и военной системы. М.: 1958. С. 123.

[10]Арандаренко Г.А. Бухарское ханство и Афганский Туркестан: Вторая англо-афганская война. Москва: URSS, 2014. - 147 с.

[11]Лалетин Ю.П. Этнополитические процессы в истории Афганистана XVIII - XX веков. Автореф. дисс. к.и.н. Москва, 2000. - 27 с.

[12]Kaye,John William. History of the war in Afghanistan: In 3 vol. Vol. 2. 4. ed. London: Allen, 1890; Аристов Н.А. Об Афганистане и его населении. СПб., 1898.

[13]Назаров Х.Н. Из истории движения народных масс Афганистана в начале XX века. Душанбе: ТаджГУ, 1969. - 87 с.; Икрамова М.Ш.Вопросы становления и развития абсолютизма и просветительства в Афганистане (1870 - 1919 гг.). История и историография вопроса. Автореферат дис. ... к.и.н. Ташкент: ИВ АН УзССР, 1993. - 18 c.

[14]Ахрамович Р.Т. Афганистан после второй мировой войны: Очерк истории. Москва: Изд-во Востлит, 1961. - 177 с.

[15]Абаева Т.Г. Памиро-Гиндукушский регион Афганистана в конце XIX - начале XX века. Ташкент: Фан, 1987. – 119 с.

[16]Нуриддинов Р.Ш. Возникновение демократического движения в Афганистане и деятельность Народно-Демократической партии Афганистана по консолидации левых сил в стране. Автореф. дис. ... к.и.н. Ташкент: ТашГУ, 1990. - 30 с.

[17]Мурзин В.А. О военных советниках (документы, воспоминания, размышления, уроки и выводы). 2-е изд., доп., испр. – М.: Социум. Ч. 1. - 2017. - 222 с.

[18]Кочнев В. И., Логашова Б.-Р. Гильзаи // Народы мира. - М. : СЭ, 1988.

[19]Слинкин М.Ф. Народно-демократическая партия Афганистана у власти. Время Тараки-Амина (1978-1979 гг.). Симферополь: СГУ, 1999. 359 с.

[20]Басов В.В. «Зона племен» Восточного Афганистана (этнодемографический очерк)// Страницы истории и историографии Индии и Афганистана. М.: Наука. Восточная литература, 2000.

[21]Имомов Ш.З. История общественной мысли Афганистана во второй половине XIX-первой половине XX века. Автореф. дис. ... д.и.н. Москва: ИВ РАН, 1996. - 56 с.

[22]Думнова Е. Афганистан: история одного народа. М.: Изд-во АПН, 1986. - 248 с.

 

 

https://ia-centr.ru/experts/ravshan-nazarov/velikopushtunskiy-shovinizm-ili-polietnichnost-istoriya-afganskoy-natsii/