Авеста

Аве́ста — сборник древнейших религиозных текстов Благой Веры, составленных на особом, более нигде не зафиксированном языке, называемом «авестийском». Тексты Авесты, содержащие богослужебные гимны, богословские отрывки и религиозные законы, относятся к весьма архаичному периоду истории древних иранцев и связаны происхождением с деятельностью Заратуштры и его ранних последователей, при этом иногда включая в себя более ранние мотивы и сюжеты.

Русское название сборника «Аве́ста» вслед за западноевропейским восходит к принятому у бехдинов персидскому اَوِستا (совр. произношение [ævestɒ́]). Последнее в свою очередь представляет собой особое, «пазендское» произношение пехлевийского слова ʾpstʾk [aβastāγ] < [apastāk], обозначавшего в среднеперсидском канон зороастрийских книг. В самих сохранившихся авестийских текстах это слово не встречается, его древнеиранский прототип восстанавливается в виде *upa-stā-ka- букв. «установленное». Слово Авеста таким образом означает «уложение», «основа», «основной текст» (то есть «канон»). В пехлевийской литературе существует также второе и весьма распространённое обозначение Авесты — dyn' [dēn], обычно «вера», «религия», по отношению к авестийским текстам слово часто переводится как «откровение (Заратуштры)».

Согласно пехлевийским источникам, откровение, полученное Заратуштрой от Ахура Мазды, было собрано его царственным покровителем Кави Виштаспой и записано золотыми чернилами на 12 тысячах воловьих шкур.

Религия иранских племён до Заратуштры восходит к индоевропейской общности. Это видно, например, из того, что имя верховного божества древних греков — Зевс, латинское слово деус («бог») и аналогичные слова в других древних индоевропейских языках, в том числе и индоиранское дайва, восходят к одному общеиндоевропейскому корню, означающему «небо». Сравнение древнеиндийских и древнеиранских памятников свидетельствует, что ещё до разделения индийских и иранских племён существовал культ Митры — божества договора, Индры и других божеств, существовал миф о Миме (Яме), сыне Вивасванта (авест. Вивахвант), сложилось религиозное понятие Истины (авест. Аша, древнеперс. Арта, древнеинд. Рта). Развилась уже и определённая система обрядов: был термин для жертвоприношения (древнеперс. йада, авест. йаза, древнеинд. йача), для жреца (авест. заотар, древнеинд. хотар), было название растения, сок которого, фсобым образом приготовленный, приводил в экстаз (авест. хаома, древнеинд. сома). Почитаемые божества делились на две группы. Божества одной группы назывались дайва (древнеинд. дэва), а другой — асура (авест. ахура, древнеинд. асура). В одних и тех же племенах могли почитаться и дайвы и асуры или же почитались только, скажем, дайвы, а асуры становились враждебными, или наоборот.

Культы ахуров имели тенденцию к слиянию в монотеистический культ верховного Ахуры с эпитетом   «мудрый» — Мазда. С этими иранскими племенами связана деятельность реформатора иранской   религии — Заратуштры.

Автор: Администратор
Иран» Категория: Авеста
Просмотров: 40

Безымянный перевод с просторов рунета

Подробнее...
 
Автор: Администратор
Иран» Категория: Авеста
Просмотров: 12

Вступительный раздел. Развёрнутые вступительные статьи: Зороастризм; Древнейшая религия иранских племён; Заратуштра; Бактрия и родина зороастризма; Первоначальный зороастризм; Религиозная система зороастризма; Дуализм; Пантеон; Натурфилософия и легендарная история; Зороастрийская этика; Обрядность; АВЕСТА; Состав; Традиция и наука об Авесте; О содержании и поэтической форме Авесты; Общая характеристика; Гаты Заратуштры;

Авеста, главная священная книга зороастрийцев,— духовная основа одной из величайших культур Востока — культуры Древнего Ирана; жемчужина древней религиозной мысли и литературно-художественного творчества.

Подробнее...