Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2145
Секулярная протоисламизация


Пакистанское государство возникло на основе, лишенной исторического прецедента и единой этногенеалогии. Сначала появилась идея нового политического образования, казавшегося многим искусственным и нежизнеспособным, а затем уже — ее реальное воплощение. Важно отметить, что пакистанский национализм сложился как идеология, опирающаяся на религиозный, территориальный и надэтнический компоненты1.
В планы "отца-основателя" Пакистана М.А. Джинны (1876 - 1948) входило создание страны с относительным мусульманским большинством. Джинна не предвидел появления государства, где мусульмане имели бы абсолютное превосходство и пользовались особыми правами. Недаром накануне раздела колониальной Индии, 11 августа 1947 г., он произнес перед членами Учредительного собрания нового доминиона Пакистан часто цитируемые слова о том, что "... с течением времени вы обнаружите, что индусы перестанут быть индусами, а мусульмане перестанут быть мусульманами, не в религиозном смысле, потому что это вопрос личной веры, но в политическом, как граждане государства"2.
Предвидение Джинны оправдалось лишь отчасти. Гражданская общность получила формальное закрепление, но граждане, исповедующие разные конфессии, оказались не вполне равноправными. Первое ущемление прав религиозных меньшинств связано с принятием конституции 1956 г. В основном законе, разработанном после долгих дебатов и закулисной борьбы мнений, провозглашалось создание Исламской Республики11. В конституции было записано дискриминационное положение о том, что президентом страны может быть только мусульманин. Она содержала и некоторые другие положения "исламского" характера, что дало основание для утверждений о превращении ислама, по сути, в государственную религию3.
Вместе с тем Пакистан на протяжении первого периода сохранял характер вполне светского государства, где существовала свобода вероисповедания. Ее обеспечивала как первая, так и вторая конституция, принятая в 1962 г. после военного переворота 1958 г. Президент страны — генерал, а затем фельдмаршал М. Айюб Хан — инициировал проведение ряда социально-экономических преобразований либерально-прогрессивного толка.
ii Надо отметить, такое название государства появилось впервые.
Помимо аграрной реформы, принятия нового законодательства по труду, реформирования сферы образования и административной системы определенные изменения были внесены в такую чувствительную с позиций ислама область, как семейное право. В 1961 г. президентом был подписан указ, запрещавший полигамию и вступление в брак девушкам моложе 16 лет. Обязательной была объявлена регистрация браков в местных органах власти. Реформа семейного права, как замечает В.Н. Москаленко, не была ломкой традиционных мусульманских норм, так как она опиралась на принципы и дух Корана и старалась не выходить за рамки обычного права4.
Либеральная интерпретация исламских принципов была характерной особенностью всей политики властей в области религии и идеологии на первом этапе существования страны. Нужно при этом иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, общую обстановку в мире в первые послевоенные десятилетия — восстановление экономики, почти повсеместное повышение уровня жизни, наглядные проявления иаучно-технического прогресса, распространение се-куляристских и атеистических идей. Э. Хобсбаум назвал эти годы "золотыми"6. Во-вторых, наличие в Восточном Пакистане довольно значительного немусульманского меньшинства (порядка 20%). Представители индусского населения на первых порах принимали активное участие в работе выборных органов Пакистана, а также правительства, как центрального, так и восточнобенгальского. С их голосами и влиянием нельзя было не считаться6.
Между тем значение второго фактора с течением времени падало. Доля немусульманского населения, главным образом индусов высших и низших каст, сократилась с 22 до 18% за десятилетие между 1951 и 1961 г.7 Исход немусульман, начавшись в 1946 - 1947 гг., продолжался, то усиливаясь, то ослабевая, на всем протяжении четвертьвекового существования страны в "двукрылом" виде. Из восточной провинции в Индию эмигрировали представители политической и экономической элиты индусов — богатые купцы и банкиры, увозя с собой (буквально "на себе") деньги и драгоценности.
Одновременно шел процесс переезда в страну из Индии мусульман, в том числе людей глубоко верующих, представителей сословия богословов, религиозных политических деятелей. Долго не принимавший идею раскола Индии по конфессиональному признаку видный теоретик исламского фундаментализма и автор концепции "теодемократии" А.А. Маудуди в 1948 г. перебрался в Пакистан. Тогда же туда переехали некоторые крупные богословы из Деобан-да, города в Северной Индии, известного как центр консервативной, пуристской школы суннитского (ханифитского) ислама. С 1948 г. ведут отсчет своего существования в Пакистане основные религиозные партии — Джамаат-е ислами (ДИ)111, Джамиат-е-улама-е ислам (ДУИ)1' и Джамиат-е-улама Пакистан (ДУЛ)" 8.
Звонком, возвестившим о выходе воинствующего ислама на авансцену страны, стали события 1953 г. Две силы — ДИ и Мадж-лис-е-ахрар" организовали погромы ахмадийцев, представителей секты, обвиненной ими в отступлении от ислама. Первые беспорядки на религиозной почве были подавлены с помощью армии и завершились громким судебным процессом, привлекшим внимание к фигуре Маудуди. Он был сначала приговорен к смертной казни, затем помилован, но провел несколько лет в тюрьме9.
Политику военного режима Айюб Хана можно назвать секуляр-ным протоисламизмом. С одной стороны, военные оттеснили исламистов, как, впрочем, и других представителей политических сил, на обочину политической жизни, с другой — активно использовали ислам в целях консолидации полиэтнического общества, распадавшегося на большинство — восточнобенгальцев™ — и меньшинство — жителей Западного Пакистана, принадлежащих к различным этническим группам: панджабцам, пуштунам, синдхам, белуджам и др. Ислам как синтез религии и идеологии и стержневой элемент пакистанского национализма поддерживался военными, особенно на первом этапе после прихода к власти10 Пропаганду ислама среди военных, первые поколения которых были воспитаны в западных традициях, взял на себя сам Айюб Хан, написавший в 1959 г. специально для распространения среди офицерства памфлет "Исламская идеология Пакистана"11 .
iii Общество ислама во главе с Маудуди.
1v Общество исламских богословов-деобанди.
v Пакистанское общество богословов, принадлежащих к менее ортодоксальной, более народной, "для низов", школе барелви.
v1 Собрание борцов за свободу, возникшее в 1931 г. в самоуправляемом княжестве Джамму и Кашмир на волне выступлений против правления индусского махараджи.
vii 55% населения.
В течение первого периода в истории страны мусульманские религиозные партии рассчитывали добиться успеха через демократические процедуры. Религиозные деятели приняли участие в работе Учредительного собрания по выработке основ конституции, и именно под их влиянием она приобрела отмеченную выше исламскую окраску. Срединное место в исламском идеологическом поле с середины 1950-х гг. заняла Мусульманская лига Пакистана (МЛП), наследница Всеиндийской мусульманской лиги М.А. Джинны, в 1950-е гг. она постепенно приобрела менее светский характер, блокируясь с исламистскими партиями. С 1956 г. МЛП уступила роль правящей партии в центре и в обеих провинциях партиям подчеркнуто светского типа: Республиканской, Национальной народной и др. Тогда же в условиях обостряющегося политического кризиса впервые создается блок исламских партий: Ислам махав"111, ведущую роль в котором играла партия Маудуди и идеологически близкие к ней организации12 .
Запрет после военного переворота в 1958 г. и возобновление вслед за принятием конституции в 1962 г. деятельности партий пошел в целом на пользу происламским силам. Они сумели провести достаточно большое количество своих сторонников в парламент и законодательные собрания провинций, которые были сформированы путем непрямых многоступенчатых выборов. Характерно, что в первой поправке к конституции 1962 г. парламент возвратил стране название Исламской Республики1'. Отражением постепенно усиливающихся позиций коммуналистских сил стали результаты непрямых' президентских выборов в январе 1965 г. По инициативе Маудуди исламисты поддержали альтернативного кандидата на выборах, хотя им была женщина, сестра "отца-основателя" государства Фатима Джинна, и добились поддержки более трети избира-телей13 .
Не слишком убедительная победа Айюб Хана на выборах продемонстрировала помимо прочего углубляющийся разрыв между военно-гражданской бюрократией и партийно-политическими структурами, опиравшимися в то время на этнолингвистический регионализм и коммуналистские лозунги.
viii Исламский фронт.
iХ Согласно разработанному администрацией Айюб Хана основному закону, Пакистан провозглашался Республикой.
Х Голосами избранных членов местных органов самоуправления, так называемых базовых демократов.
 Популярность последних усиливались в Пакистане известиями об индусско-мусульманских столкновениях в Индии, достигших в 1963 и 1964 гг. пиковых значений для периода после раздела14.
В пакистанском партийно-политическом спектре 1962 - 1969 гг. центральное положение занимали две конкурирующие партии, претендовавшие на наследство: МЛП — проправительственная, имевшая английскую приставку Convention", и оппозиционная — Council'11. Первая из партий была более светской по программе, вторая — более религиозной, тяготевшей к правым конфессиональным партиям.
В период массовых оппозиционных выступлений в 1968 — начале 1969 г. правое крыло оппозиции в целом уступало левому, усилившемуся благодаря созданию в 1967 г. З.А. Бхутто, бывшим министром иностранных дел в правительстве Айюб Хана, Пакистанской народной партии (ПНП)'111. Боязнь победы левоцентристских и левых сил, видимо, повлияла на решение Айюб Хана отменить собственную конституцию и передать власть в марте 1969 г. в руки военных. Сняв напряжение временным запретом на политическую деятельность, военным пришлось согласиться на проведение давно откладывавшихся всеобщих выборов. Кроме того, они расформировали единую провинцию Западный Пакистан и воссоздали четыре этнорегиональные: Панджаб, Синд, Северо-Западную пограничную и Белуджистан. Решение о расформировании единой провинции ослабило леводемократические силы вследствие их раскола по этнонациональному признаку и усилило правые, опиравшиеся на ислам и традиционалистские местные элиты.
Религиозно-политические партии приняли активное участие в первых всеобщих выборах, состоявшихся в декабре 1970 г. Однако большого успеха не добились: ДУИ и ДУП получили по 7 мест из 300 в Национальном собрании единого Пакистана, а ДИ завоевала всего 4 места15. Особенно чувствительным было поражение проис-ламских партий в Восточном Пакистане.
xi Создана на конференции в 1962 г.
xii Появилась по решению Совета лиги в 1963 г.
xiii Pak1stan People;s Party.
В 1971 г. в условиях гражданской войны, охватившей провинцию в связи с провозглашением независимости от центра, были созданы первые боевые организации ДИ. Истоки воинствующего исламизма оказались связаны с фактором, который из внутреннего для Пакистана превратился во внешний. И в дальнейшем внешние, прежде всего заграничные, явления будут оказывать стимулирующее воздействие на радикально-исламистские течения.
Неудача "легальных исламистов" на выборах 1970 г. в масштабах единого Пакистана представляется относительной. Если брать результаты только по западной части страны, которая спустя год с небольшим преобразовалась в новое государство, то полученные тремя религиозными партиями 18 мест (12%) долгое время будут недостижимым для них результатом'1". Понимая ограниченность своей электоральной базы, исламские организации, в первую очередь ДИ во главе с Маудуди, прибегли к "уличным" формам политической мобилизации. В 1974 г. они воспользовались случаем для обострения ситуации в отношении секты ахмадийя и взяли реванш за поражение, которое потерпели за 20 лет до того, в 1953 г. Решением парламента секта была объявлена неисламской, а ее члены законодательно причислены к религиозным меньшинствам16 .
Парламентское решение было оформлено как поправка к конституции 1973 г., принятой уже после раскола страны, последовавшего непосредственно за безоговорочным поражением пакистанской армии от индийской в декабрьской войне 1971 г. После капитуляции армейской группировки в Восточном Пакистане высшее офицерство заставило генерала А.М. Яхья Хана уйти в отставку с поста президента'", передав президентские полномочия З.А. Бхутто, лидеру партии, завоевавшей на выборах около 60% мест в западной части страны17 .
Действующая до сих пор конституция 1973 г. провозглашала существование Исламской Республики Пакистан как демократического государства с парламентской формой правления. Исламским положениям в третьей конституции было отведено более значительное место, чем в предыдущих двух. Ислам объявлялся государственной религией при свободе вероисповедания для всех граждан18 .
14 Только в 2002 г. доля мандатов, полученных ими, превысила эту цифру.
15 Занимал его около трех лет.
Под воздействием внешних факторов, связанных с арабо-израильской войной 1973 г. и превращением государств Аравийского полуострова в обладателей огромных запасов не только нефти, но и долларов от ее продажи, правительство З.А. Бхутто усилило внешнеполитическую ориентацию на исламский мир. В феврале 1974 г. в Лахоре, столице крупнейшей провинции Панджаб, состоялся второй саммит Организации Исламской конференции'". Среди собственно исламских мероприятий нужно отметить проведение в 1976 г. первого международного конгресса, посвященного жизни и учению пророка Мухаммада (сират), и аналогичную национальную конференцию, состоявшуюся в феврале следующего года19 .
Последние годы правления З.А. Бхутто можно считать началом процесса исламизации. Проведенные в марте 1977 г. вторые всеобщие выборы спровоцировали острый внутриполитический кризис. Оппозиционные партии объединились в избирательный блок Пакистанский национальный альянс, где главную идеологическую функцию выполняли исламские организации. После оглашения результатов выборов ПНА обвинила правительство в их подтасовке и призвала массы к сопротивлению. Объявленная ПНА национальная забастовка парализовала жизнь в стране. З.А. Бхутто в стремлении лишить исламистов популярных лозунгов объявил о введении ряда новых законов — о полном запрете потребления алкоголя, игорного бизнеса, ночных клубов, баров и кинотеатров. В течение шести месяцев он обещал привести все законы в "полное соответствие с Кораном и Сунной"20 .

 

 Памзан Ахмед шьет футбольные мячи на заводе в Сиалкоте – городе, который веками производит спортивные товары.