Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2123

Региональные мотивы как фактор создания и сохранения Пакистана*


Проблема территории, географического пространства не перестает быть весьма актуальной для исторической и политологической литературы. Такой интерес к географической компоненте связан с разнообразными причинами как внешнего для науки (социального), так и внутреннего (собственно познавательного, эпистемологического) характера. Если говорить о внутренних причинах, то имеет значение, вероятно, статус географической науки, как одной из наиболее «точных» среди гуманитарных. В качестве примера широкого использования пространственных, территориальных категорий и построений в нашей литературе можно привести работы А.Д. Воскресеенского по мировому комплексному регионоведению1, а в западной — исследования по осмыслению территории в историческом ключе2.
Одним из наиболее востребованных аспектов территориальности служит связь с национализмом. Общность территории является непременным признаком нации-государства, но ее значение в массовом сознании, как правило, уступает таким свойствам, как единство языка, культуры, религии. Этим, видимо, объясняется обострившееся в последнее время внимание к категории «территория» при обсуждении проблем нации, этничности, национализма3 .
Особую роль территория играет в мусульманском мире. Известно, что ислам как религия и основа политической идеологии не признает делений на расы, языковые, этнические группы и региональные сообщества. Догматически это поистине мировая, универсальная религия, не делающая никаких различий между людьми, какого бы происхождения они ни были.
*Под небом Южной Азии. Территория и принадлежность / Руководитель проекта И.П. Глушкова; отв. ред. А.В. Бочковская. Институт востоковедения РАН, М., 2016, с. 658-678. Пользуясь случаем, автор выражает искреннюю благодарность Евгении Юрьевне Ваниной за замечания и предложения, сделанные в ходе редактирования статьи.
Существование политических образований внутри исламского мира можно считать отступлением от его идеалов. Оно допускается ввиду реальных условий, в которые поставлены верующие, вынужденные защищать право исповедовать свою религию. Территориальность, или региональность, характерная для мусульманской цивилизации на всех этапах ее эволюции, наличие национализма больших и малых наций и этнических групп, остается предметом серьезных и актуальных научных дискуссий и экспертного анализа4.
Хотя тема региональных вариантов наиболее часто поднимается в связи с проблемой арабского единства и государственной разобщенности арабов, территория как объединяющий момент имеет значение и вне арабского мира, в частности, в индийско-мусульманском ареале.
Напомним, что образование Пакистана обычно связывают с «теорией двух наций» Мухаммада Али Джинны (1876 - 1948), признанного «отца-основателя» страны. Он считается политическим деятелем, в наибольшей мере ответственным за раздел колониальной Индии в 1947 г., который произошел одновременно с предоставлением ей независимости. М.А. Джинна исходил из постулата о существовании особой нации мусульман в масштабах всей Индии. Поэтому надо полностью согласиться с трактовкой идеологии такого мусульманского национализма, как коммуналйзма, т. е. национализма религиозной общины5, i. «Коммуналистский» вариант Джинны и его идейных предшественников (Сайида Ахмада Хана и др.) не был единственным, но «затмил», оттеснил на задний план другие. Причем отличия между версией Джинны и других теоретиков ком-муналистской мусульманской идеологии заключались в различных представлениях о территории будущего государства.
 i  При этом Е.Ю. Ванина, тонко проанализировав мусульманский и индусский варианты «воображения» нации как религиозной общины, заключает, что «мусульманский и индусский коммунализмы возникли в индийской националистической (религиозно-националистической? — В.Б.) мысли практически одновременно» и подпитывали друг друга. Им обоим противостоял общегражданский вариант «воображения» нации, исходивший из единства Индии, независимого от религиозной принадлежности ее населения. «Эксклюзивный» коммуналистский подход противостоял «инклюзивному национализму» или «секуляризму». См.: Ванина Е.Ю. Индия: история в истории. М.: Восточная литература, 2014, с. 191.
Именно отношение к территории определяет специфику проектов (провидения) «духовного отца» мусульманского национализма, известного поэта и религиозного философа Мухаммада Икбала (1877 - 1938), а также автора идеи образования государственного образования под придуманным им названием «Пакистан» Рахмата Али Чоудхари (1897 - 1951).
Построения «территориальных националистов» оказались в итоге реалистичнее представлений Джинны относительно единой мусульманской нации и одного государства для мусульман всей Индии, где они не были бы в меньшинстве и не оказались «под пятой у индусов». Боязнь хинду раджа («правления индусов») лежала и лежит до сих пор в основе пакистанского национализма, составляя важнейшую черту так называемой обратной идентичности, т. е. самоосознания себя через образ другого, отталкивание от него6. Важно иметь в виду, что это не единственный элемент пакистанского национализма — кроме «негативных» имелись изначально и постепенно укреплялись его позитивные черты, синтезировавшие религиозные и территориальные, социальные и политические аспекты.