Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2637

Преодоление сложностей


Следует иметь в виду, что условная дуга, соединяющая Синь-цзян с Аравийским морем через территорию Пакистана, является не единственным направлением, которое Китай может, в принципе, избрать для решения упомянутой выше проблемы обеспечения безопасности своих поставок нефти из Ближнего Востока и Африки. Помимо юго-западной, пакистанской, дуги существует несколько иных гипотетических направлений. Одно из них — центральное — это выход из Тибета к Бенгальскому заливу через Непал, Индию и Бангладеш. Оно, однако, слишком сложно в топографическом отношении и на обозримую перспективу просто нереально. Другим — южным (юго-восточным) — направлением служит путь из южных провинций Китая через Мьянму к Бенгальскому заливу и Андаманскому морю. В стадии проектировки остается маршрут от Куньмина (южная провинция Юннань) до Ситуэ на мьянманском побережье Бенгальского залива. При разработке этого пути возможны как кооперация с региональными партнерами, в частности Индией (известна Куньминская инициатива сотрудничества Китая, Индии, Мьянмы и Бангладеш), так и самостоятельные действия, которые в Индии могут быть восприняты как попытка обойти ее с другого, противоположного пакистанскому, фланга. Для того чтобы, в частности, предупредить такое развитие событий, Дели конкурирует с Пекином за влияние на военное правительство Мьянмы32 .
Еще одним вариантом избежать «ловушки» Малаккского пролива Пекину в 2004 году казался проект строительства крупного нефтеперерабатывающего завода на западной стороне таиландской части полуострова Малакка и сооружение «наземного моста», нефтепровода длиной в 220 км, дающего выход в Сиамский залив. Но резкий рост мировых цен на сталь и трубопрокат в 2005 году заставил отложить финансово-технологические расчеты, связанные с этим проектом33 .
По сумме вышеотмеченных причин юго-западное направление в китайской стратегии обеспечения энергетической безопасности осталось, судя по всему, предпочтительным. Надо к тому же заметить, что в августе 2006 года в ходе операции по преследованию пакистанской армией группы белуджских повстанцев погиб Акбар Хан Бутти. Ожидавшейся вслед за тем вспышки ответных террористических действий не последовало, и обстановка в провинции стала более спокойной.
В этих условиях в ноябре 2006 года состоялся визит председателя КНР Ху Цзиньтао, который полностью оправдал надежды пакистанской стороны (хотя и на этот раз он совместил свою поездку с посещением Индии). Вопрос о неустойке за задержку в выполнении работ в порте Гвадар был закрыт. Стороны согласовали новые сроки завершения первой фазы строительства34. Важным событием визита китайского руководителя стало подписание соглашения о создании режима свободной торговли между странами. Им предусматривается постепенное, в течение 3 - 5 лет, снижение тарифов (импортных пошлин) на большинство (50 - 70%) товаров. Предусматривается постепенное доведение в те же сроки преференций (нетарифных барьеров и налоговых скидок) на оставшиеся товары до половины их исходной величины. Вторая фаза соглашения предполагает введение свободной беспошлинной торговли на 90% товаров (т. н. тарифных линий). Причем речь в соглашении идет о торговле как потребительскими, так и производственными (инвестиционными) товарами35. Одновременно с соглашением стороны разработали ряд мер для увеличения ввоза пакистанских товаров в Китай, с тем чтобы уменьшить дефицит Пакистана в двусторонней торговле.
Исключительно важно, что в ходе визита стороны подтвердили намерение начать осуществление работ по расширению полотна Каракорумского шоссе с 5—10 до 15 - 30 м. Принципиальное соглашение об этом (меморандум понимания) было подписано в июне 2006 года. Стоимость проекта, который будет, в основном, выполняться китайской корпорацией по строительству дорог и мостов, оценена в 794 млн долл. В качестве первой задачи корпорация займется сооружением нового участка дороги длиной в 335 км между перевалом Хунджраб и мостом Раикот вместо подлежащего затоплению участка в связи с сооружением плотины и гидроэнергетического комплекса Бхаша в округе Диамер пакистанских северных территорий36 .
Пакистанский президент озвучил идею строительства Карако-румской железной дороги. Однако китайская сторона сочла практически разрешимой на данном этапе лишь модернизацию железнодорожного сообщения от конечного пункта Хавелиан на севере Пакистана до Синда с ответвлением на Гвадар37 .
Превратить высокогорную дорогу на всем ее протяжении в многополосное шоссе или построить в исключительно сложных топографических и климатических условиях железнодорожное полотно представляется задачами большой сложности. Однако постройка Цинхай-Тибетской железной дрроги заставляет относиться к таким планам вполне серьезно.
Даже без учета расширения мощностей торгово-транспортно-го коридора между севером Пакистана и северо-западом Китая ожидается, что взаимная торговля увеличится к 2009 году почти вдвое — до млрд долл., а за следующие пять лет — до 15 млрд долл. при увеличении потока товаров, переправляемых через Каракорум38.
Торгово-транспортный элемент формирующейся юго-западной дуги «Большой Восточной Азии» дополняется, подчеркнем еще раз, энергетической и стратегической составляющими. Гвадарский порт при осуществлении намеченных планов строительства в достаточно близкой перспективе будет иметь в общей сложности 12 причалов (морских терминалов). Из них три причала предназначаются для нефтеналивных судов. Танкеры и другие крупные морские суда (в том числе плавучие базы) смогут заходить в Гвадар благодаря намечаемому углублению дна до 14,5 м. Перегруженная на специальные грузовики и(или) железнодорожные цистерны сырая нефть далее продолжит путь по пакистанской территории вплоть до Китая39 .
Кроме того, планируется сооружение в ареале Гвадарского порта крупного нефтеперерабатывающего завода мощностью 10,5 млн т нефти в год. Китайская сторона уже выразила готовность участвовать в сооружении этого завода и, по сообщениям пакистанской печати, готова выступить с предложением об инвестировании в нефтехимический комплекс Гвадара до 12,5 млрд долл. Предусматривается, что в дальнейшем мощность завода будет расширена до 21 млн т, а строительство еще одного завода со временем увеличит перерабатывающие возможности промышленной зоны Гвадар до 30 и 40 млн т в год.
Перевозка наземным путем нефтепродуктов будет, несомненно, экономически более оправданна, чем транспортировка сырой нефти. Не менее перспективной, а технико-экономически, по-видимому, и более реальным представляется проект сооружения нефтепровода, а также и газопровода по Каракорумскому маршруту (параллельно шоссе). При этом в печати упоминаются планы транспортировки нефти из Саудовской Аравии, строительство саудовско-китайского «транскаракорумского» нефтепровода. Официальные лица Пакистана делают предположения о возможности транспортировки по тому же маршруту нефти из Ирана и Африки40 .
Всем этим наметкам в начале 2007 года была придана, пожалуй, еще большая реальность в результате решения пакистанского правительства передать порт Гвадар в управление Международной администрации Сингапурского порта. Эта компания является крупнейшим оператором портовых объектов (20 в 11 странах, от Сингапура до Голландии). Компания согласилась вложить в строительство второй и третьей очереди Гвадарского порта 4 млрд долл. после того как вышеупомянутая китайская компания завершит сооружение первой очереди41 .
Хотя Китай, по словам пакистанского премьер-министра Ш. Ази-за, не претендовал на дальнейшее освоение и управление портом (в противоположность, заметим, ранее достигнутым договоренностям), его заинтересованность в развитии Гвадара продолжает оставаться высокой, а влияние на ход и дальнейшую судьбу создаваемого на Макранском побережье Пакистана энергетического и экономического центра весьма значительным, если не решающим. Представляется, что выбор Сингапура был предварительно согласован с китайским руководством, и не исключено, что в ходе ноябрьского (2006) визита в Пакистан Ху Цзиньтао. В качестве кандидата на развитие и управление портом ранее фигурировала администрация порта Дубай, но Сингапур оказался более подходящей кандидатурой и для пакистанской, и для китайской стороны.