Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2670

Южно-центральноазиатское направление американской геополитики


Хотя концепция «расширенной, или Большой Центральной Азии» привлекла внимание лишь относительно недавно, сама она, по существу, переживает второе рождение. Интерес к проекту Цен-тральноазиатского макрорегиона впервые появился в начале 1990-х годов, после распада СССР48. Однако международная и региональная ситуация тогда быстро изменилась, и новорожденная идея была оставлена и основательно забыта. Главные изменения, напомним, были связаны с несостоявшимся разворотом новых тюркских государств Центральной Азии в сторону Турции, поражением исламо-демократического альянса в ходе гражданской войны в Таджикистане и глубочайшим кризисом в Афганистане после отстранения от власти прокоммунистического режима М. Наджибуллы. Столкнувшись с неблагоприятно складывающейся обстановкой в регионе, США ослабили внимание к нему и снизили материальные затраты, необходимые для поддержания безопасности и развития.
Положение вновь стало меняться после событий 11 сентября 2001 года и осуществления контртеррористической операции в Афганистане. Внимание США и выступившего в основном на их стороне мирового сообщества оказалось переориентировано на районы, ведущие в самый центр Азии. При этом в поле действия американской военной машины и союзных с ними государств — членов НАТО попал не только Афганистан, но и соседние с ним страны Центральной Азии.
Ввиду такого положения конструирование «Большой Центральной Азии» снова обрело актуальность. Если при первом своем рождении оно мотивировалось задачами продвижения США и Европейского Союза в центр Азии с запада, минуя ослабленную Россию, а в определенных рамках и с ее участием, то при втором оно в существенно большей мере полагается на собственные силы США и предполагает движение с юга, со стороны Индийского океана. Соответственно, если в начале 1990-х «Расширенная Центральная Азия» мыслилась как ареал вокруг новых независимых государств региона, то в середине 2000-х — как регион вокруг Афганистана.
По мысли основного автора концепции Ф. Старра, «новый мировой регион» включает шесть «суверенных государств»49. Влиятельный американский аналитик предложил создать постоянно действующую программу «Партнерство для сотрудничества и развития в рамках Расширенной Центральной Азии», учредив в Кабуле пост специального посланника президента США по ее осуществлению. В апреле 2006 года там прошла достаточно представительная международная конференция, обсудившая перспективы сотрудничества в рамках такого региона50 .
План-проект включает в себя многие элементы, которые не могут вызвать возражений и с точки зрения вполне автономно действующих членов международного сообщества. Программа партнерства предполагает участие в ней как всех государств макрорегиона, так и сопредельных с ним стран, прежде всего Пакистана, но также Индии и Турции. Не исключена при определенных обстоятельствах и кооперация с Ираном.
Подчеркивая, что программа ориентирована на совместные действия с коалицией стран — непосредственных участников борьбы с талибами — и усилия по возрождению Афганистана, Ф. Старр призывает и Россию, и Китай присоединиться к ней, утверждая, что она не противоречит их интересам, существованию в континентальной Азии других интеграционных проектов и таких международных организаций, как ШОС и СНГ.
Со времени обнародования идеи (март 2005 г.) и проведения конференции весной следующего года в регионе произошли события, ставящие реализацию задуманного под большой вопрос. Имеются в виду критика действий руководства Узбекистана со стороны США и западного сообщества за подавление антиправительственных выступлений в Андижане в мае 2005 года, переориентация Ташкента на преимущественные связи с Россией, укрепление его контактов с Китаем, решение Ташкента о прекращении действия соглашения об аренде американцами авиабазы в Ханабаде. После смены власти в Киргизии в начале 2006 года позиции американцев ослабли и в этой стране. Неясна и направленность перемен во внешней политике Туркменистана после смерти в декабре 2006-го бессменного авторитарного лидера С. Ниязова.
Несмотря на эти перемены, в Вашингтоне не отказались от стремления к усилению своих позиций в центре Азии, как и на всем Ближнем и Среднем Востоке. При этом заметную роль там отводят мероприятиям, направленным на привлечение возможно большего числа членов международного сообщества к инициируемым американцами проектам. Среди этих широких международных проектов выделяется выдвинутая в 2004 г. на совещании «Большой восьмерки» в Сиайленде идея сотрудничества развитых стран с регионом «Расширенной Северной Африки и Ближнего Востока», а также предложенный американскими сенаторами в том же году законопроект о «Большом Ближнем Востоке и Центральной Азии». В том же раду стоят структурные изменения, произведенные в конце 2005 года в Госдепартаменте США — изъятие пяти стран Центральной Азии из ведения Бюро по европейским и евразийским делам и создание Бюро по Южной и Центральной Азии во главе с помощником государственного секретаря Р. Баучером.
Повторим, что усилия дипломатии и военных США концентрируются на Афганистане. Исторически эта страна, которую иногда в литературе называют «сердцем Азии», представляла собой, как правило, буферную или промежуточную зону между крупными соседними державами и заморскими империями. Хорошо известно ее значение буфера в период «большой игры» в Азии в XIX веке между Англией и императорской Россией. Сходное положение страна занимала после окончания Второй мировой войны между США, унаследовавших у Великобритании геополитическую эстафету, и СССР. Все это время Афганистан оставался изолированной, «замкнутой на суше» страной, с ограниченным выходом к морю через Пакистан и Иран. С первой из этих стран у Афганистана имелись политические осложнения, обострение которых несколько раз прерывало жизненно важные для него торговые каналы. Из-за ряда факторов ограниченным для афганской стороны оставался и выход на север в сторону советских республик Средней Азии.
Попытка подстегнуть работу «сердца» Азии, предпринятая «коммунистическим» режимом Афганистана, не привела к желаемому результату. Прямое содействие Москвы вызвало острую реакцию ее геополитических соперников, что способствовало погружению страны в пучину междоусобной войны, из которой она пытается выйти, опять же с помощью извне, только спустя почти четверть века.
За последовавшие после разгрома талибов годы Афганистан добился некоторых успехов в политической и экономической областях. Произошла внешняя стабилизация режима, проведены демократические выборы президента и парламента, иными словами, создана политическая система. Благодаря существенной для ее масштабов иностранной помощи в Афганистане имел место, по данным национальной и международной статистики, устойчивый экономический рост. ВВП страны вырос по сравнению с 2001 годом почти вдвое.
Несмотря на недостаточную для быстрого и всестороннего подъема сумму предоставленных, а главное, эффективно израсходованных иностранных средств51, Афганистану удалось добиться определенных результатов в социально-экономической сфере. В стране, в частности, в основном сложилась система современных дорог, восстанавливается, как выше отмечалось, «круговая автодорога» между основными центрами юга, юго-востока, запада и северо-запада страны — Кабулом, Кандагаром, Гератом и Мазари-Шарифом. На это уже истрачено 1,45 млрд долл.52 Действует, хотя и нуждается в серьезной реконструкции, туннель Саланг, соединяющий север и юг страны. Улучшено состояние и налажено движение по автодороге, соединяющей северо-восток Афганистана, главный город афганского Бадахшана г. Файзабад, с Кабулом.
Торгово-экономические связи Афганистана с соседями по Центральной Азии представляются достаточно ограниченными, хотя и имеют тенденцию к расширению. Об этом можно судить, в частности, по афгано-узбекской торговле. Если в 2002 году товарооборот между странами не превышал 62 млн долл, то в 2004-м он вырос до 130 млн, а в 2005-м (за 11 мес.) составил 155 млн долл. Известно также, что возросли объемы торговли Афганистана с Туркменистаном. Росту торговли между Афганистаном и Таджикистаном будет способствовать строительство новых мостов через разделяющую их реку Пяндж. Летом 2007 года закончится сооружение с помощью американцев моста значительной пропускной способности (1 тыс. автомобилей в день) в районе порта Шерхан (Шерханбандар)53. При содействии международного исмаилитского фонда Ага Хана сооружены мосты, соединяющие две части горного Бадахшана (таджикскую и афганскую).
Увеличение торговли между Афганистаном и его северными соседями связано с заметным экономическим подъемом в Централь-ноазиатском регионе. Рост макроэкономических показателей там в значительной мере объясняется улучшением условий торговли на мировых рынках для сырьевых стран, особенно поставщиков энергоносителей. Вместе с тем свою роль сыграл и заметный на фоне достаточно скромных размеров местных экономик приток внешних ресурсов по различным каналам54.
Если для бедного экспортным сырьем Афганистана первый фактор не может служить ориентиром с точки зрения перспектив его экономического роста, то второй фактор подъема экономик центрально-азиатских стран служит обнадеживающим знаком. Беда, однако, в том, что обострение ситуации с безопасностью в последние два года привело к дальнейшему перевесу расходов на военные цели в общей сумме выделяемых Афганистану средств55 .