Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2668

Идея Пакистана и ее воплощение

 

Тревога за будущее страны заставляет обратиться к ее истокам. Они весьма необычны. Пакистан не имеет прямых исторических прецедентов и четко выраженного этнического стержня. Страна появилась в августе 1947 г. путем предоставления Лондоном ей и Индии прав независимых доминионов. Этот акт завершил борьбу индийцев за освобождение от колониальной зависимости. Движение за образование отдельного от новой Индии государства с мусульманским большинством возглавляли партия Всеиндийская мусульманская лига и ее бесспорный лидер, «великий вождь», как называют его в Пакистане, М.А. Джинна.
Международные процессы / Гл. ред. А. Богатуров. Том 9. № 2, май-август 2011, с. 102 - 111.
Тактика Джинны строилась на том, что Индию населяют представители двух наций — индусов и мусульман. Хотя мусульмане были в явном меньшинстве (четвертая часть населения), они, по его мнению, могли рассчитывать на равное к себе внимание со стороны англичан. При этом Джинна отражал опасения мусульманской элиты оказаться в будущем независимом государстве оттесненной индусами на задворки. Лондон по существу согласился с такого рода подходом и тем поощрял тенденции на раскол или на образование рыхлого, раздираемого внутренними противоречиями государства1. Для мусульманских масс и средних слоев главное состояло в защите исламской идентичности.
В намерения Джинны не входило создание государства с абсолютным преобладанием мусульман. Однако в результате массового обмена населением между Индией и Пакистаном, последовавшего за разделом, доля немусульман в Пакистане стала незначительной. Особенно сильно она сократилась в западной части страны, которая в конце 1971 г. после создания Народной Республики Бангладеш на месте её восточной провинции, образовала Пакистан в современных границах, простирающихся от Гималаев до Аравийского моря и охватывающих бассейн реки Инд и ее притоков.
Трансформация Пакистана в чисто мусульманскую страну сопровождалась изменениями в составе ее политической элиты и привела к провозглашению в соответствии с Конституцией 1956 г. первой в мире Исламской Республики. Ислам стал восприниматься как главное основание государства, его raison d'etre.
Впрочем, исламская идентичность не позволила сохранить страну в первоначальном ее «двукрылом» виде. Теория Джинны о существовании в Индии единой нации мусульман не прошла испытания временем. Ей на смену пришло более емкое и ортодоксальное представление о солидарности мусульман, а с ним вместе и теории очищения ислама, возврата к его фундаментальным основам, к религии праведных предков (салаф-ас-салахин).
Превращение из страны индийских мусульман в республику исламского типа не изменило опасений по поводу намерений Индии, особенно после неудачи в первой войне с ней 1947 - 48 гг. в оспариваемой области Кашмир. Страх усилился из-за того, что на первых порах в арабомусульманском мире к Пакистану отнеслись весьма скептически. Оставшись один на один с Индией, Пакистан нашел выход в союзе с США и резком усилении с их помощью вооруженных сил.
Таким образом, страх перед соседом породил крупную армию, руководство которой узурпировало власть в стране в конце 1958 г. Это был первый из череды военных переворотов, до сих пор во многом определяющих характер политического режима страны. Перевооружившись, Пакистан попытался взять реванш за поражение в первой кашмирской войне и в 1965 г. развязал вторую, в которой также не добился успеха. Ничейный результат, зафиксированный декларацией, подписанной руководством двух стран в Ташкенте в январе 1966 г., вскоре выявил капитальный проигрыш Пакистана и подготовил вышеупомянутый его раскол на два государства после поражения в третьей войне с Индией.
Хотя Пакистан стал по числу жителей наполовину меньше, его армия не сократилась, а выросла благодаря усилиям поставленного военными во главе страны яркого политика З.А. Бхутто и потребовала новых сфер деятельности. В 1974- 77 гг. правительство Пакистана развернуло боевые действия против повстанцев в обширной, контролируемой племенами провинции Белуджистан. Выступавшая под левыми лозунгами оппозиция получала поддержку извне, главным образом из Ирака, и оказала ожесточенное сопротивление. Белуджская война, в которой Исламабаду активно помогал шахский Иран, оказалась одним из узелков в конфликтной сети, начинавшей опутывать широкий ближневосточный регион и прочно втянувший в нее Пакистан.