Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2668

II

Вторая часть статьи посвящена развитию Индии после достижения независимости. Прошедший с момента ее обретения почти 60-летний период можно разделить на три крупных этапа, каждый протяженностью примерно 20 лет. Первый из них начинается с конца 40-х и завершается в конце 60-х годов. Рубежом между вторым и третьим служит конец 80-х — начало 90-х годов прошлого века.
Главной проблемой первых лет эволюции было становление государственности. В течение двух с половиной лет вплоть до 26 января 1950 г. Индия имела статус независимого доминиона, входящего в состав британского Содружества наций. После вступления в силу конституции она превратилась в республику без выхода из Содружества. Конституция действует до сих пор, хотя в нее внесено более ста поправок. В соответствие с ней страна является парламентской демократией, имеющей унитарно-федеративный характер. Она состоит из относительно автономных штатов и союзных территорий, которые, однако, образуются по решению центральных органов власти и не имеют права покинуть федерацию.
К 1956 г. сложилась современная сеть штатов на этнолингвистической основе. Они были созданы путем преобразования бывших британских провинций и полунезависимых княжеств. Число штатов в середине 50-х годов равнялось 14, а к настоящему времени увеличилось вдвое. При этом был ликвидирован особый статус княжеств (их правители получили определенную компенсацию) и присоединены колониальные владения Франции (главное из них — Пондишери) и Португалии (Гоа).
Основу политической системы составляет парламент, нижняя палата которого «Лок сабха» (Народное собрание) избирается прямым тайным и всеобщим голосованием на срок в пять лет. На тот же срок взрослое население штатов (первоначально старше 21 года, ныне — 18 лет) избирает свое законодательное собрание. Последние участвуют в формировании верхней палаты парламента «Раджья сабха» (Совет штатов). Члены центрального парламента и местных законодательных собраний образуют коллегию выборщиков президента республики. Он избирается также на пятилетний срок, выполняет в основном церемониально-символические функции, но в сложные переходные периоды может активно вмешиваться в политический процесс.
В ходе первых выборов в парламент и собрания штатов, которые состоялись в 1951/52, 1957 и 1962 гг., утвердилась многопартийная система. В то же время победу на этих выборах неизменно и с большим отрывом от остальных партий одерживал Национальный конгресс. Центральное правительство Индии с 1947 г. вплоть до смерти в 1964 г. возглавлял лидер ИНК Дж. Неру.
Стремясь обеспечить свободу внешнеполитического маневра и укрепить самостоятельность в экономическом развитии, Индия обратилась к опыту пятилетних планов СССР и с середины 1950-х годов приступила при его поддержке к проведению курса на форсированную индустриализацию, создание базы тяжелой промышленности. Успех второго пятилетнего плана (1955 — 1960), привел к тому, что задания третьего плана оказались завышенными. Форсированное развитие индустрии «опередило» эволюцию аграрной сферы и вызвало кризисные явления в середине 60-х годов. Курс на замещение импорта товарами местного производства, ориентация на самодостаточность национальной экономики имели результатом замедленную интеграцию в общемировые хозяйственные процессы. Доля Индии в мировой торговле падала.
Вместе с тем, престиж Индии в мире был при Неру весьма велик. Основами ее внешней политики были антиколониализм и антирасизм, т. е. поддержка борьбы азиатских и африканских народов за независимость от господства европейцев с их высокомерным отношением к населению в колониях и зависимых странах. Кроме того, Дели решительно выступал за мир, против угрозы всеобщей войны и распространения атомного оружия. В 1955 г. в Бандунге (Индонезия) прошла конференция 29 азиатских и африканских стран, в подготовке которой Индия сыграла ключевую роль. Дж. Неру воспринимался в мире как бесспорный лидер освободившихся государств, не желающих слепо следовать в фарватере политики сильнейших в экономическом плане государств Запада — США и Англии. Индия добилась немалой самостоятельности при проведении внешней политики, что проявилось в период Корейской войны (1950 — 1953), Суэцкого кризиса 1956 г. и ситуации на Ближнем Востоке в 1957 — 1958 гг. В 1961 г. на конференции в Белграде Индия выступает в качестве одного из основателей Движения неприсоединения.
Однако с конца 1950-х годов нарастают и трудности в осуществлении избранного Индией под руководством Дж. Неру курса. Они связаны с неудачей в ориентации на союз с Китаем. Умозрительные представления творцов индийской внешней политики о родстве двух великих государств-цивилизаций Востока — Индии и Китая — разбились о конфликт по поводу пограничных территорий и вопрос о судьбе Тибета. После возникшего там антикитайского восстания бежал в Индию духовный глава тибетцев-буддистов Далай-лама XIV. После этого, с весны 1959 г., отношения двух великих соседей неуклонно ухудшались. Это привело осенью 1962 г. к пограничной индийско-китайской войне. Китайская армия одержала полную победу. Горечь поражения бросила Индию на какое-то время «в объятия» США и Англии, но не привела к отказу от самостоятельной и сбалансированной внешней политики.
После смерти Неру на фоне внешнеполитических и экономических неудач (голода в отдельных штатах в 1965 — 1967 гг.) резко обострилась борьба внутри ИНК, который остался ведущей политической организации, несмотря на ослабление позиций на выборах 1967 г. Хотя дочь Неру, Индира Ганди, возглавила правительство еще в начале 1966 г., ей удалось утвердиться в качестве бесспорного лидера партии и страны только после раскола в партийных рядах в 1969 г., сдвига политики организации влево от центра и убедительной победы возглавляемого ею Конгресса на внеочередных выборах в начале 1971 г.
Второй период развития суверенной Индии ознаменовался сохранением некоторых прежних и появлением новых тенденций. В экономической области государство как и ранее ориентировалось на создание в значительной степени самодостаточного национального хозяйства, прибегая к поощрению импортозамещающих отраслей. Национализация крупнейших коммерческих банков и страховых компаний в 1969 г. усилила государственный контроль над экономикой. Быстро создавался мощный госсектор в промышленности за счет направления туда бюджетных ассигнований на цели развития. Смешанная государственно-частная экономика стала воплощением социал-демократической модели, получив название индийского социализма.
Исключительно важное значение для дальнейших судеб Индии имел успех «зеленой революции», обеспеченный повышением урожайности главных продовольственных культур, прежде всего пшеницы и риса. Применение высокоурожайных семян, а также увеличение количества поливной воды, рост используемых минеральных удобрений и средств защиты растений, наряду с повышением тру-доинтенсивности земледельческих работ, помогли решить сразу две «вечные» проблемы Индии — голода и хронической сельской неполной занятости.
В 1971 г. Индии удалось кардинально решить крупную задачу в области региональной внешней политики. Она воспользовалась слабостью пакистанского военного режима и, оказав содействие борьбе восточнобенгальских националистов за отделение от Пакистана его восточного «крыла», добилась устранения угрозы своей безопасности, до того исходившей как с запада, так и с востока Южноазиатского субконтинента. Военно-политический успех объяснялся достижениями в области укрепления вооруженных сил. Особую роль при этом сыграла помощь СССР, который не только продавал оружие, но и содействовал созданию развитого ВПК.
Столкнувшись с превращением КНР в державу, обладающую ядерным оружием (первый взрыв китайцы произвели в октябре 1964 г.) Дели пересмотрел политику в ядерной области. Он отказался присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия, вступившему в силу в 1970 г., и провел подземное испытание ядерного устройства в мае 1974 г. Но после смены правительства в 1977 г. Индия публично отказалась от работ по созданию атомной бомбы.
Замене правительства ИНК на кабинет его противников, объединившихся в Джаната парти (Народную партию), предшествовало ухудшение экономической и социальной ситуации в стране. Усилившийся госсектор ограничил инициативу крупного частного капитала, а сам утратил эффективность из-за бюрократизации и коррупции. Неблагоприятные внешние условия, отчасти связанные с независимым внешнеполитическим курсом, усугубили положение в крупных городах, привели к выступлениям организованных в тред-юнионы рабочих и служащих. Пытаясь справиться с социальной и политической оппозицией, руководство ИНК во главе с И. Ганди прибегло в 1975 — 1977 гг. к беспрецедентным для Индии «чрезвычайным» мерам авторитарно-централистского характера. Имел место фактически отказ Индии от системы буржуазно-либеральной демократии (при всей ее индийской и даже общевосточной специфике) в пользу модели авторитарного парламентаризма. Характерно, что вслед за введением чрезвычайного положения парламент принимает поправку к конституции, провозглашающую Индию «суверенной, демократической, светской, социалистической республикой» (поправка действительна до сих пор).
Осуществленные в годы «чрезвычайного положения» репрессии против противников режима заставили их замолчать и затаиться. Внешнее спокойствие, видимо, обмануло правительство, на которое к тому же оказывалось давление извне, со стороны западных государств и общественных кругов. Национальный конгресс пошел на проведение выборов в марте 1977 г., а проиграв на них, признал свое поражение. Однако правление первого неконгрессистского кабинета министров было недолгим. Распад коалиции летом 1979 г. привел к проведению досрочных выборов в самом начале следующего года и возвращению к власти Конгресса и И. Ганди.
80-е годы ХХ века для независимой Индии были в целом нелегким десятилетием, изобилующим драматическими коллизиями. Они происходили в основном из-за стремления отдельных политических сил к автономии и сепаратизму. Противоречия между сикхами и индусами в индийском штате Панджаб (Пенджаб) вылились в вооруженную борьбу за создание сикхского государства Халистан. Центральное правительство в 1984 г. было вынуждено отдать приказ о штурме цитадели сепаратистов, святыни сикхов, Золотого храма в г. Амритсар. Результатом была гибель экстремистских лидеров и большого числа их сторонников. Ответом сикхских радикалов было убийство премьер-министра И. Ганди в октябре того же года, за которым последовала волна массовых погромов сикхов в Дели и ряде других городов севера Индии.
Сын Индиры, Раджив Ганди, «унаследовав» бразды правления в ИНК, привел старейшую партию к новой бесспорной победе на внеочередных выборах декабря 1984 г. Новое правительство, продолжая использовать сильные стороны традиционного для ИНК курса, добилось некоторых успехов на внешнеполитическом поприще и внутри страны. Началось, в частности, движение к нормализации обстановки в Панджабе. Зато на юге Индии Раджива ждала неудача. В 1987 г. он согласился на ввод индийских регулярных частей в Шри Ланку в надежде, что они помогут местному правительству справиться с сепаратизмом тамильских экстремистов, но просчитался. Через три года завершилась эвакуация с острова последних индийских солдат (их численность на пике операции достигала 50 тысяч), а позже, в разгар предвыборной кампании 1991 г., Р. Ганди погиб от рук тамильских мстителей за акт вмешательства.
Во второй половине 80-х годов Индия сделала несколько шагов по пути реформирования централизованной госкапиталистической системы хозяйствования, проявила заинтересованность в развитии контактов с Западом в области передовой техники и технологии. Однако, несмотря на увеличение темпов экономического роста, на очередных выборах 1989 г. ИНК потерпела второе поражение. Этому предшествовал еще один раскол в ее рядах и громкие скандалы с обвинениями высших правительственных чиновников в коррупции.
На втором этапе экономико-политической эволюции Индии ее образ морального лидера «третьего мира», символа демократической Азии несколько потускнел, зато укрепился авторитет умеющей постоять за себя нации. На рубеж 80 — 90-х годов приходится начало третьего, текущего периода в развитии Индии. Смена вех происходит из-за глобальных перемен, распада СССР, отказа Дели от военно-стратегической опоры на Москву и постепенной переориентации на связи с Западом, в первую очередь США.
Разразившийся в 1991 г. валютный кризис (истощение золотовалютных резервов) сопровождался ухудшением всех макроэкономических показателей и подготовил почву для принятия программы либеральных преобразований. На протяжении 1991 — 1996 гг. федеральное правительство контролировалось вновь победившим на выборах, но, уже далеко не бесспорно, Индийским национальным конгрессом. С именем министра финансов в том кабинете министров, Манмоханом Сингхом (с 2004 года возглавляющим индийское правительство) связывают переход от политики относительной изоляции от мирового рынка к интеграции в него путем снижения протекционистских импортных пошлин и других мер защиты внутреннего рынка. Экономический курс намечал также денационализацию и поощрение частных иностранных инвестиций. Результаты новой экономической политики начали сказываться уже в 1993 г. За последующие четыре года существенно выросли размеры иностранных инвестиций, стабильными темпами, на уровне 6% прироста в год, увеличивался национальный доход, заметно вырос экспорт.
На фоне экономических реформ в 90-е годы наблюдались заметные подвижки в социальной сфере, повышение статуса традиционно низких кастовых групп, особенно на севере страны, в самом сердце индуистского массива. В социополитическом плане это нашло отражение в выходе на первые роли в управлении ряда штатов (прежде всего крупнейшего в стране — Уттар-Прадеш) представителей верхушки сельских и полугородских слоев, в таком явлении, как «кастеизация» (борьбе расслоившихся по кастовому признаку сил и организаций), а также в растущей специфичности ситуации в разных штатах и регионах страны, углублении полицентризма и регионализма, усилении религиозного, в первую очередь индуистского, фундаментализма.
Следствием всех этих процессов был «патовый» результат очередных всеобщих выборов 1996 г., формирование коалиционного правительства меньшинства, смена премьер-министра в 1997 г., новый политический кризис и еще одни, четвертые по счету, внеочередные выборы февраля-марта 1998 г. Наибольшего успеха на них добилась партия индусского национализма Бхаратия джаната парти (БДП, Индийская народная). Созданное ей коалиционное правительство приступило к выполнению предвыборных обещаний сделать Индию ядерной державой. В мае 1998 г. оно отдало приказ о проведении подземных испытаний пяти ядерных боезарядов. Добившись своих целей, индийское правительство объявило о моратории на проведение новых испытаний и пошло на улучшение отношений с соседями — Китаем и Пакистаном.
Отношения с последним, впрочем, обострились по его вине. В мае-июле 1999 г. между двумя государствами разгорелся вооруженный конфликт в Кашмире. В локальной мини-войне погибло более 1 тыс. военнослужащих. Не приведя к каким-либо подвижкам на линии контроля в спорной территории, она завершилась моральной и политической победой Индии, которая еще раз подтвердила свое право на контроль над большей частью области Джамму и Кашмир. Между тем, положение в ней с конца 1980-х годов было неспокойным, массовые волнения сменились актами террора и саботажа, размещением на территории штата армейских частей и сил безопасности. Жертвами затяжного конфликта стали десятки тысяч мирных жителей, тысячи боевиков, боровшихся под лозунгами защиты ислама и самоопределения кашмирского народа, а также служащих армии и частей специального назначения.
Террористическая борьба, поддерживаемая из Пакистана, усилилась осенью 2001 г., что привело к новому опасному противостоянию двух обладающих ядерным оружием государств Южноазиатского региона в мае-июне следующего года. Здравомыслие их руководителей и давление мирового сообщества помогли разрядить обстановку. Весной 2003 г. начался процесс поиска «способа существования», разрешения спорных вопросов путем проведения регулярных двусторонних переговоров на разном уровне вплоть до самого высокого. Хотя он не завершился достижением договоренностей по крупным проблемам, прежде всего кашмирской, передышка укрепила позиции Индии в регионе и мире.
Еще одним содействующим этому фактором были нарастающие успехи в экономической области. Азиатский кризис 1997 — 1998 годов почти не затронул Индию. Победа возглавляемой БДП коалиции Национальный демократический альянс на внеочередных выборах осенью 1999 г. обеспечила внутриполитическую стабильность (очередные выборы состоялись в 2004 г.) и непрерывность либерального социальноэкономического курса.
Достижением правительства, возглавляемого А.Б. Ваджпаи, нужно признать качественное изменение отношения к Индии со стороны США. Проведение ядерных испытаний омрачило американо-индийские связи лишь на короткий срок. Дели сумел продемонстрировать Западу возросшую военно-технологическую мощь, доказав одновременно, что его политика носит независимый характер, вполне предсказуема, исходит из национальных интересов, которые хорошо согласуются с императивами глобализации.
Нужно подчеркнуть, что при правительстве А.Б. Ваджпаи усилились вместе с тем тенденции укрепления индийско-российских и индийско-китайских взаимосвязей. Отношения между Индией и Россией отличались совпадением внешнеполитических курсов, доверительностью контактов на высшем уровне, однако страдали известной асимметричностью. В сфере торговли и экономики главную роль играли поставки российских вооружений, в области научно-технического сотрудничества лидировали ВПК двух государств, а также атомная энергетика — началось строительство с российской помощью АЭС в Куданкуламе на юге страны. Объем взаимной торговли (помимо военнотехнического сотрудничества) оставался на уровне не выше 1,5 млрд долл. в год.
Торговля между Индией и Китаем за первые четыре года XXI века, напротив, стремительно выросла — с 2 до 15 млрд долл. Существенно сблизились и внешнеполитические позиции двух азиатских гигантов. Им удалось разрешить ряд проблем, долгое время омрачавших двусторонние отношения (Пекин по сути признал присоединение княжества Сикким к Индии, состоявшееся в 1975 г.), а некоторые спорные темы (Тибет, неурегулированность границы) стороны решили не актуализировать.
Несмотря на несомненные успехи, достигнутые Индией за шестилетний период правления БДП, избиратели не оказали ей достаточной поддержки на выборах апреля-мая 2004 г. Неожиданную победу одержал Индийский национальный конгресс, который возглавляла вдова бывшего премьер-министра, итальянка по происхождению Соня Ганди. ИНК впервые выступал на выборах в коалиции с рядом других партий, возглавив Объединенный прогрессивный альянс. Для образования правительства ОПА потребовалось поддержка коммунистических партий, чьи позиции традиционно сильны в крупных штатах востока и юга Индии (прежде всего в Западной Бенгалии и Керале). Возглавивший кабинет М. Сингх продолжил внешнюю политику своего предшественника, что свидетельствует о сложившемся в Индии общенациональном консенсусе по главным внешнеполитическим проблемам.
В то же время внутренняя политика нового правительства характеризуется более заметным популизмом, стремлением удовлетворить запросы и потребности не только среднего класса, но и более широких слоев в городе и деревне. Именно их недовольство привело к поражению правительства БДП, и кабинет ИНК стремится к проведению социально ориентированного курса внутри страны.
Двумя главными проблемами современной Индии считаются бедность и коррупция. Экономические успехи помогли несколько уменьшить распространенность нищеты. Тому же давно содействует полная обеспеченность страны продовольствием. На первый план в проблеме бедности вышла другая ее сторона — нехватка работы и недостаток денежных средств у широких слоев населения. Что касается коррупции, то Индия принадлежит к числу одной из самых затронутых ею стран мира. Проблема широко обсуждается в СМИ, ее занимаются законодатели и суды, но существенно ослабить масштабы этой социальной болезни не удается.
Несмотря на эти, а также некоторые иные недостатки, встроенные в экономическую и социальную сферы, прогресс Индии представляет собой один из самых заметных феноменов международной жизни рубежа веков и тысячелетий. Стране удалось добиться стабильного экономического роста на протяжении более 15 лет — в 1990—2003 гг. среднегодовой прирост составлял 5,8%, в 2000—2004 гг. — 6,2%, а в 2005 г. — 7,6%. Заметно изменился не только привычный замедленный темп роста экономики, но и ее характер. Если два первых цикла независимого развития прошли под знаком ориентации на потребности главным образом внутреннего рынка, то последний цикл отличается повернутостью вовне. Как следствие этого, доля Индии в мировой торговле, упавшая с 2,5% в конце 40-х годов ХХ в. до 0,5% к началу 90-х, выросла до 1% в середине 2000-х. Руководство страны ставит задачу довести в ближайшие годы удельный вес индийской внешней торговли до 2% общемировой.
Хотя Индия по-прежнему принадлежит к группе низкодоходных государств (менее 700 долл. на душу), размеры ее валового внутреннего продукта достигли в 2005 г. 720 млрд долл. При учете почти в пять раз более высокой покупательной способности индийской валюты на внутреннем рынке, по сравнению со способностью доллара США на американском рынке, подушевой доход оценивается в 3,4 тыс. долл., а ВВП — в 3,7 трлн долл. По такой методике Индия выходит на 4-е место в мире по экономическим масштабам, хотя нельзя не отметить присущие таким подсчетам ограничения. Впрочем, далеки от идеала и сравения на базе обменного курса валют, так как они не учитывают низкую стоимость индийской рабочей силы — фактор, повышающий конкурентоспособность.
Особенно заметно он сказывается в сфере электронных технологий, прежде всего в разработке и применении компьютерных программ (software). Участие Индии в международном разделении труда в этой области проявилось в середине 90-х годов XX в. Опираясь, в том числе, на применение труда индийских программистов, инженеров и менеджеров США добились успехов в развитии информационных технологий. В Индии были созданы свои аналоги высокотехнологического сектора ИТ. Лидеры мирового бизнеса в этой отрасли, в первую очередь компания Б. Гейтса «Майкрософт», вложили немалые средства в поощрение индийского образования и подготовку квалифицированных кадров. С конца 90-х годов стоимость информационно-технологической продукции и связанных с ее эксплуатацией услуг возрастала по экспоненте. В 2005 г. она достигла 36 млрд долл.; из этой суммы на экспорт пришлось почти 24 млрд. Вклад сектора электронной информации в ВВП Индии поднялся до 4,8%.
Менее заметны успехи Индии в других высокотехнологичных отраслях, хотя и там за последние годы она добилась немалых достижений. Узким местом остается производственная инфраструктура, а также энергетика, зато продвинутой является сфера услуг, в первую очередь банковских и страховых. В целом Индия может сохранить высокие темпы продвижения вперед, опираясь на достаточно прочный и сбалансированный социально-экономический фундамент. Внутренние опасности для нее кроются в отставании с реформами, засильем бюрократии, усилением коррупции. Извне ей угрожает нестабильность по всему периметру ее границ — в Бангладеш, Непале, Шри Ланке, наконец, в Пакистане. Эта «стена нестабильности» может серьезно осложнить прогресс Индии, усугубив внутриполитические проблемы в пограничных, окраинных районах, таких как Кашмир, северо-восточные штаты и др.