Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2670

III


В третьей части статьи рассматриваются основные особенности развития Пакистана, который также как и Индия в 2007 г. будет отмечать 60-летие. В отличие от нее, Пакистан характеризуют не 20-летние, а 10—11-летние циклы внутри-и внешнеполитической эволюции. Первый из них, с 1947 до 1958 года, был временем национально-государственной интеграции и первых опытов демократического правления. Унаследованная от колониальных времен смешанная, авторитарнодемократическая форма правления в различных вариациях сохранялась на протяжении всех этапов развития Пакистана. На первом из них в ее рамках решалась проблема интеграции княжеств Белуджистана (обширной области на юго-западе современного Пакистана, который тогда был одной из двух его территориальных частей), разрабатывалась конституция, которую удалось принять только в 1956 г. В соответствии с ней страна стала называться Исламской Республикой и долгое время оставалась единственной в мире, где ислам занял положение государственной религии.
Страх перед Индией, стремление не утратить право на самостоятельное существование заставили Пакистан следовать в глобально-политических делах иной, чем Индия, дорогой. Сначала это был курс на культивирование отношений преимущественно с мусульманскими государствами Ближнего Востока, а с середины 50-х годов, под влиянием отказа Индии присоединиться к политике США по сколачиванию антикоммунистических блоков, ведущей составляющей внешней политики стало участие в них и наращивание военного потенциала.
В результате этих подвижек усилилась политическая роль армии, ее место в правящих кругах. Внутри страны нарастала волна протестов против «проимпериалисгической» политики властей. Наряду с другими факторами это подорвало социальную стабильность, способствовало правительственной чехарде и перманентному политическому кризису. Осенью 1958 г. власть перешла в руки военных, которые объявили об отмене конституция и введении чрезвычайного положения. Президентом страны стал главнокомандующий армией, генерал (с 1959 г. — фельдмаршал) М. Айюб Хан.
Второй этап, с 1958 по 1969 гг., был в целом одним из наиболее благоприятных в экономическом развитии страны. Режим Айюб Хана провел назревшие аграрные реформы и, опираясь на поддержку западных государств, прежде всего США, и международных организаций (МБРР) сумел начать успешную реализацию комплексной программы развития бассейна Инда путем сооружения ирригационных и гидроэнергетических объектов. Использование достижений агробиологической науки способствовало повышению урожайности зерновых и технических культур. Правящий режим в то же время предоставил значительную свободу действий предпринимателям и стимулировал вложения частного капитала в промышленность, главным образом текстильную.
Развитие экономики сопровождалось усилением социальной и региональной неравномерности, что послужило фоном для обострения политической борьбы. Авторитарный режим, возглавляемый военной бюрократией, использовал методы непрямой демократии для легитимации власти. Они состояли в избрании населением органов местного самоуправления, члены которых выбирали на альтернативной основе президента и парламент. Система, получившая название «основы демократии», вводилась второй конституцией 1962 г.
Война с Индией в августе-сентябре 1965 г. серьезно подорвала силы режима, лишив его прежней военной и экономической поддержки со стороны США. В конце 1968 г. в стране начался политический кризис, который в марте следующего года привел к отставке Айюб Хана, демонтажу прежней системы управления и утверждению у власти генералитета во главе с А.М. Яхья Ханом. Новому режиму пришлось отказаться от методов непрямой демократии.
В конце 1970 г. в Пакистане прошли первые всеобщие выборы в национальный парламент. Они обнажили глубину противоречий между элитой и массовыми слоями западной и восточной части страны. В Восточном Пакистане победила партия Авами лиг (Народная лига), выступавшая за создание конфедерации, либо реальное перераспределение властных полномочий в пользу представителей восточной провинции (бенгальцев). Консолидированное голосование за «Авами лиг» сделало ее по итогам выборов численно преобладающей силой в парламенте. Переговоры с военными и победившими в западной части политическими лидерами зашли в тупик, и 26 марта 1971 г. в столице восточнопакистанской провинции Дакке провозгласили создание Бангла Деш (страны бенгальцев). За этим последовала расправа пакистанских военных над «изменниками», аресты и расправы. Продолжавшиеся несколько месяцев репрессии привели к бегству почти всей политической элиты в Индию. Туда же стали перемещаться через по сути неохраняемую границу массы мирных жителей, прежде всего индусов, спасающиеся от погромов и расправ пакистанских военных и полицейских, а также отрядов из говорящих не на бенгали, а на урду мусульман-беженцев времен раздела Индии.
Внутриполитический кризис в Пакистане завершился в конце 1971 г. попыткой правящего военного режима решить проблему силовым путем. Война с Индией закончилась для него полным поражением. 16 декабря почти 100-тысячная пакистанская армия сдалась индийской, заодно с которой действовали восточнобенгаль-ские «силы освобождения». Капитуляция означала раздел просуществовавшего почти 25 лет государства и образование на месте его восточного «крыла» Народной Республики Бангладеш.
Проиграв индийцам не только на восточном, но и на западном фронте (в частности, в Кашмире) пакистанская военная верхушка предложила пост президента лидеру крупнейшей политической партии З.А. Бхутто. Ему удалось достаточно быстро улучшить мо-ральнополитический климат в стране и заключить мирное соглашение с Индией (в Симле в июле 1972 г.).
Внутри страны режим Бхутто пошел на свертывание либеральных преобразований предшествующего десятилетия, сделал акцент на поощрение госсектора. Во внешней политике он проводил достаточно самостоятельную от Запада политику, продолжил сближение с Китаем, которое началось еще в начале 60-х годов вслед за ухудшением индийско-китайских отношений, усилил ориентацию на разбогатевшие под влиянием повышения мировых цен на нефть ближневосточные мусульманские государства. Предпринимались им также попытки вернуться к расширению связей с СССР, прерванному из-за индийско-пакистанской войны 1971 г., и в экономической области они увенчались определенными результатами.
В 1973 г. парламент Пакистана одобрил третью, ныне действующую конституцию парламентского типа. Бхутто стал премьер-министром, но не смог долго удержаться у власти. Вторые парламентские выборы в марте 1977 г., как и первые, привели к политическому кризису. Патовой ситуацией воспользовались военные вновь захватившие власть в начале июля. Бывший премьер был обвинен в организации политического убийства и казнен в апреле 1979 г. Возглавивший режим генерал М. Зия уль-Хак в течение двух с половиной лет играл в демократию, обещая провести новые выборы, но затем объявил о запрете политической деятельности и введении исламских форм и норм правления.
Таким образом, третий этап в развитии Пакистана, с 1969 по 1977 или 1979 гг., отмечен исключительным драматизмом борьбы за власть, расколом страны, частой сменой режимов власти при общей неудаче демократического эксперимента, замедленными темпами экономического и социального развития.
Следующий этап, был прерван гибелью в авиакатастрофе Зия уль-Хака в августе 1988 г. Первые годы военного правления проходили под знаком кампании по исламизации всех сторон жизни — политической (создание вместо парламента совещательного органа — маджлис-и шура), экономической (введение исламских налогов — заката и ушра), юридической (расширенное применение норм шариата), образовательной (введение обязательных предметов по исламу в школах, колледжах и университетах) и бытовой (запрет танцев, занятий йогой, обязательное совершение намаза, молитвы, во время работы государственными чиновниками и т. п.). Диктаторские установления достаточно сильно изменили строй жизни и мыслей значительных слоев населения, в первую очередь городского, до того испытавшего воздействие демонстрационного эффекта западной культуры, а также сохранившего элементы синкретической, общеиндийской традиции.
Режим Зия уль-Хака в полной мере воспользовался выгодным геополитическим положением страны в связи с начавшейся в соседнем Афганистане междоусобной войной. Проходя под идеологическими лозунгами, она втянула в себя, с одной стороны, СССР, который поддержал силы, пришедшие там к власти в апреле 1978 г., а с другой, США, мусульманский мир (Саудовскую Аравию, Египет) и КНР. Преследуя свои цели, они объединились в борьбе против военного участия Москвы в афганских делах (с декабря 1979 г.). Пакистан превратился в «прифронтовое государство», предоставив право убежища беженцам из Афганистана (свыше 3 млн человек) и военно-политическим группировкам, объявившим джихад (священную войну) «коммунистам», правившим страной из Кабула. Пакистан в результате получил значительную военно-техническую помощь из США, финансовую поддержку Саудовской Аравии и оружие из Китая.
Благоприятная для Пакистана в период правления Зия уль-Ха-ка внешняя обстановка позволила стране экономически развиваться довольно высокими темпами. Однако за фасадом успехов углублялись неблагоприятные социальные процессы — коррупция, криминализация бизнеса, разрастание неконтролируемой государством теневой сферы производства товаров и услуг, в частности образовательных. Исламизация сверху привела к усугублению противоречий внутри мусульманского сообщества — между суннитами и шиитами, а внутри суннитов — между последователями различных идейных и правовых школ и направлений. Соседство с охваченным войной Афганистаном создало целый класс посредников, торговцев оружием и наркотиками, массовый слой коррумпированного чиновничества, в том числе в структуре военной бюрократии. Разложение общества, начавшееся при Зия уль-Хаке, сдерживалось условиями военного и чрезвычайного положений. Эти условия несколько смягчились после декабря 1984 г., когда власть провозгласила генерала переизбранным на пятилетний президентский срок по итогам организованного ей референдума. В 1985 г. состоялись выборы в парламент на непартийной основе. У Пакистана появился демократический фасад, правительство, ответственное перед парламентом. Политическая жизнь оживилась после возвращения в страну из эмиграции весной 1986 г. до того преследуемой властями дочери З.А. Бхутто Беназир.
Гибель Зия застала военных врасплох. Они предпочли на этот раз передать власть в руки гражданской бюрократии, которая организовала четвертые всеобщие выборы уже на партийной основе. В конце 1988 г. по их итогам было сформировано правительство Б. Бхутто, ставшей первой женщиной премьером в мусульманской стране. Однако измененная в годы военного режима конституция не позволила кабинету министров пользоваться полнотой власти. Наряду с ним ею обладала гражданская бюрократия, группирующаяся вокруг президента Г. Исхак Хана, и армия.
Противоречия внутри «треугольника» привели к смещению правительства, роспуску парламента и новым выборам. Военные активно вмешались в расстановку политических сил и способствовали победе на выборах партии Пакистанская мусульманская лига, наследующей «линию Зии», хотя и не во всем. Премьер-министром стал выдвиженец погибшего диктатора Н. Шариф.
Весь четвертый период в истории Пакистана, с 1988 по 1999 гг., отмечен борьбой корпоративных групп, военной, бюрократической и политической, и как следствие этого — частой сменой кабинетов после внеочередных выборов. В 1993 г. к власти возвращается кабинет Б. Бхутто, а в 1997 г. — ее сменяет Н. Шариф. Роспуску парламента и внеочередным выборам всякий раз предшествовал трехмесячный период правления переходного кабинета, так что на посту временных премьер-министров побывало еще четыре человека.
Несмотря на демократические декорации, авторитарный характер власти сохранялся, однако она не смогла справиться с многочисленными внутренними проблемами. Исключительно неблагополучным было положение в крупнейшем, более чем 10-миллионном городе Карачи. Различные группировки, созданные на этнической и религиозной (сектантской) основе ожесточенно боролись между собой, заставляя власти вводить в город не только полувоенные формирования, но и армейские части. В провинции Панджаб, особенно в Лахоре и в округах к западу от него, развернулась жестокая война между боевыми группировками суннитов и шиитов. В начале 1998 г. после расстрела собравшихся на кладбище шиитов центр города на несколько дней перешел под контроль манифестантов. За один тот год число погибших в провинции в межсектантских разборках приблизилось к 1,5 тыс. человек.
Десятилетие 90-х было временем низких темпов экономического роста, который происходил на фоне сохраняющегося высокого прироста населения и увеличения удельного веса его молодых, наименее устроенных в жизни и наиболее беспокойных людей. Среднегодовые темпы роста экономики снизились до 3,7, а доходов на душу населения — до менее 2%. Скопление людей в городах, в том числе «сельских», лишенных промышленности, вело к социальной апатии и консервации традиционных взглядов и настроений. На этом фоне наблюдался подъем религиозной пропаганды, увеличилась роль ислама в общественном сознании и государственной идеологии. Осенью 1998 г. Н. Шариф добился одобрения нижней палатой парламента законопроекта, провозглашавшего шариат высшим законом страны. Однако сенат (верхняя палата) не успел его одобрить.
С рубежа десятилетий, вследствие вывода советских войск из Афганистана, выгоды геополитического положения Пакистана уменьшаются. В Вашингтоне начинают уделять все больше внимания его амбициям в ядерной области. Начатая еще в 70-х годах программа создания ядерного оружия опиралась на незаконные технологические заимствования и помощь Китая. Стремясь предотвратить превращение Пакистана в ядерную державу, США в 1990 г. прекратили программу военно-экономического содействия. Это однако не остановило Исламабад, который сделал еще больший акцент на связях с военно-промышленным комплексом Китая и Северной Кореи. В мае 1998 г. спустя две недели после индийских ядерных испытаний, Пакистан провел свои. Введенные США и Японией санкции больно ударили по экономике страны и способствовали усугублению ее тяжелого состояния.
В октябре 1999 г., понимая неминуемость столкновения с военными, разногласия с которыми выявились в ходе проигранной мини-войны в Кашмире, Н. Шариф попытался сместить главу военной иерархии, начальника штата армии Первеза Мушаррафа с его поста. Однако премьер просчитался, был арестован, вскоре осужден на пожизненное заключение, помилован и выслан из страны. Военные вновь стали управлять страной непосредственно и смогли за прошедшие семь лет существенно улучшить ситуацию. Идя по стопам таких своих предшественников, как М. Айюб Хан, П. Му-шарраф провел ряд либеральных реформ, взялся за борьбу с коррупцией, сумел покончить с массовыми проявлениями анархии и беззакония.
Успеху способствовала и международная обстановка. Атака террористов на объекты в США 11 сентября 2001 г. и объявленная Вашингтоном война с укрывателем террористов режимом Талибан в Афганистане позволила Мушаррафу отказаться от поддержки Кабула. Более того, Пакистан оказал ценное содействие силам антиталибской коалиции. Сделав правильный выбор на западном для себя, афганском направлении, Пакистан попал в тяжелую ситуацию на восточном, индийском. Исламистские организации усилили террористическую активность в Кашмире, а также в других районах Индии, что подвигло ее на оказание серьезного давления на Пакистан. Противостояние двух ядерных держав в мае-июне 2002 г. привлекло всеобщее внимание, но не привело к конфликту. Вслед за наступившей разрядкой с весны 2003 г. начался процесс двусторонних переговоров, который к 2006 г. позволил существенно улучшить климат как пакистано-индийских взаимосвязей, так и многосторонних отношений в Южной Азии.
Генерал Мушарраф был избран президентом на референдуме в апреле 2002 г. В октябре того же года состоялись восьмые всеобщие выборы. С большим трудом пропрезидентской партии, той же Пакистанской мусульманской лиги, но носящей имя основателя государства М.А. Джинны, удалось сформировать правительство в центре. В двух западных провинциях (СЗПП и Белуджистане) к власти единолично или в коалиции пришли умеренные исламисты. В твердой оппозиции правительству находятся партия Б. Бхутто (сама она находится за границей, будучи заочно осуждена пакистанским судом по обвинению в коррупции) и партия Н. Шарифа. Обе эти партии считаются светскими, хотя в их идеологии (особенно у последней) есть явные исламские элементы. Исламисты играют роль балансира. Благодаря их поддержке в конце 2003 г. парламент утвердил результаты референдума об избрании Мушаррафа президентом на пятилетний срок (2002 - 2007).
После преодоления последствий тяжелой засухи в начале 2000-х годов экономическое положение Пакистана улучшилось, наблюдаются стабильно высокие темпы роста (7—9% в год). В отличие от Индии, страна еще не нашла свою нишу в международном разделении труда, но она также уделяет внимание прогрессу в телекоммуникационном секторе, старается вкладывать деньги в образование. Порядок и стабильность привлекли внимание международных инвесторов, которые в 2005 г. вложили в пакистанскую экономику 3 млрд долл. Повышение цен на нефть, серьезно нарушающее баланс внешней торговли, в существенной мере компенсируется переводами инвалюты пакистанцами, работающими за рубежом, главным образом в арабских странах Залива (Саудовской Аравии, Омане, ОАЭ, Кувейте и др.)
Несмотря на позитивные сдвиги во многих сферах жизни, обстановка в целом далека от гармонии. На границе между Пакистаном и Афганистаном в горном районе, населенном независимыми племенами пуштунов, находятся базы международных террористов из Аль-Каиды и афганских экстремистов из движения Талибан. В 2003—2006 гг. пакистанская армия предпринимала неоднократные попытки установить эффективный контроль над этим районом, имеющим особый административный статус, но они не увенчались полным успехом. С 2003 г. резко обострилась ситуация в зоне расселения белуджских племен (провинция Белуджистан). Там по сути началась диверсионная война под руководством традиционных вождей, требующих, чтобы центральные власти учли интересы местных жителей и поделились с ними плодами усилий по модернизации экономики провинции.
Таким образом, Пакистан, как и Индия, добился в целом весьма заметных экономических и социальных достижений после обретения страной независимости. Однако бедность и нищета, безработица и неграмотность, отсутствие перспектив и социальная дискриминация различного рода по-прежнему характеризуют жизнь основной части населения. Особую остроту этому придает роскошь и расточительство верхушки общества, главным образом традиционной по происхождению и консервативной по убеждениям и взглядам на жизнь. Все это создает почву для общественно-политической нестабильности и вызывает нервную реакцию властей. Роль армии во властных структурах остается преобладающей, хотя это обстоятельство вызывает раздражение и критику со стороны других групп интересов.