Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2639

Тенденции последних столетий


Численность мусульман на протяжении XVIII - XIX вв. росла медленнее, чем в мире в целом. Это было следствием ослабления их политической власти и кризиса, который испытала традиционная экономика в пустынных, степных и гористых ареалах расселения мусульман. Сказался также завершившийся к тому времени перенос основных путей мировой торговли с суши на океан. Став доминирующей, морская компонента обмена товарами, услугами и идеями отразилась на общем состоянии мусульманских сообществ, привела их к закрытости и самоизоляции.
Своего демографического надира (низшей точки) мусульманский мир достиг на рубеже XVIII - XIX вв. По данным переписи, проведенной во время вторжения войск Наполеона в Египет там насчитывалось всего 2,5 млн человек11. По скорректированным оценкам, население "страны Нила" в 1800 г. равнялось 3,5 - 4 млн, в когда-то многонаселенном Ираке (Месопотамии) проживало от 1 млн до 1,5 млн человек, во всей Аравии не более 5, в Иране — 6 млн, в Турции (Анатолии) — 9 млн, а во всей Османской империи — 24 млн человек12. По другим данным, в начале XIX в. в Египте насчитывалось 4 - 4,5 млн человек, в Сирии, включая Горный Ливан и Палестину, — 1,2 - 1,5 млн, в Аравии и Ираке — 3,5 - 4,3 млн человек, в странах Магриба (Марокко, Алжир и Тунис) — 7 млн человек. Общее население арабских стран составляло от 16 до 20 млн13 .
На протяжении XIX в. в исламском ареале наблюдался неровный, но в целом нарастающий экономический и демографический рост. Подключение Северной Африки, Ближнего Востока и южных районов Азии к более развитой европейской международно-политической системе, расширение торговли между Европой и Азией создали общие условия для начавшегося подъема. Особенно ускорился межконтинентальный товарообмен после ввода в эксплуатацию построенного в 1869 г. Суэцкого канала. Вовлечению мусульманских стран Азии в мировые (европейские) политико-экономические процессы способствовало широкое применение новых средств коммуникации и связи — телеграфа, пароходного сообщения и железных дорог. Это вовлечение носило в основном принудительный характер, являясь результатом расширения прямого и косвенного контроля европейских империй, прежде всего Британской. Реакция мусульманского мира на процесс подчинения была троякой. Во-первых, "сверху" предпринимались попытки модернизации, копирования европейских образцов в экономической и других сферах, во-вторых, "снизу" поднималось активное неприятие такой политики, формировались движения в защиту традиционных ценностей и происходили выступления под лозунгами джихада. Наконец, как бы "сбоку", при участии представителей средних образованных слоев предпринимались усилия по примирению новаций и традиции, закладывались основы исламской реформации и возрождения.
Таблица 1
Население России и мусульманского мира (ретроспективные оценки, млн человек)

Примечания:
1 население в границах РФ,
2 население в границах императорской России и СССР (для 2000 г. — гипотетическое),
3 мусульманское население в Закавказье (Южном Кавказе) и Средней (Центральной) Азии,
4 в Средний Восток включены Турция, Иран, Афганистан,
5 не считая мусульман России, Китая, стран любых континентов, не вошедших в состав выделенных в таблице регионов.
Источники: Вяткин А.Р. Юго-Восточная Азия: демографический анализ. М.: Наука, 1984, с. 15; Демографическая модернизация России // Под ред. А. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006, с. 16 - 17, 446, 503, 520; Козлов В.И. Динамика численности народов: методология исследования и основные факторы. М.: Наука, 1969, табл. 12, с. 240 - 241; Мусульманский мир в средние века и в новое время. Казань, 1996, с. 164 - 165; Петров В.В. Народонаселение Индии. М.: Наука, 1978, с. 63, 98; Население СССР, с. 21; Энциклопедический словарь России. С.-Петербург: Ф.А. Брокгауз (Лейпциг), И.А. Ефрон (С.-Петербург), 1898. Репринт Лениздат, 1991, с. 75 - 76; Carr-Saunders A.M. World Population. Past Growth and Present Trends. Oxford: Clarendon, 1936, р. 42, 280; Clark C. Population Growth and Land Use. L.: Macmillan, 1968, р. 64; Davis K. The Population of India and Pakistan. Princeton: Princeton University Press, 1951, р. 17, 25 - 26; Historical Estimates of World Population // www.popin.org/popl998/worldhist. htm; McEvedy C., Jones R. Atlas of World Population. L.: Penguin books, 1978, var. pp.; Michaletos I. The Islamic Population Bomb // Serbianna. Views and Analysis. PDF Format, p. 2 - 3; Muslim Population Statistics. Institute of Islamic Information and Education // www.iiie.net.node/55 Muslims in India // www.censusindia.net/religiondata/summary%20Muslim.pdf


Если в середине XIX в. число мусульман в мире, вероятно, лишь несколько превышало 100 млн человек, то в начале XX столетия оно было уже в два раза больше (при среднегодовых темпах прироста около 1,2%) На исламский мир, согласно наиболее распространенным оценкам, приходилась в 1900 г. примерно девятая часть человечества (11 - 13%), т. е. 180 - 210 млн человек (см. табл. 1).
С середины XVIII в. Россия утверждается в качестве важной составной части европейской международно-политической системы, растет ее торгово-экономическое взаимодействие с Европой. Одновременно начинается бурный рост народонаселения. Между 1750-ми и 1850-ми гг. население империи выросло в 3,5 - 4 раза — с 17 - 25 до 68 - 70 млн человек14. Увеличение было связано как с территориальной экспансией (Польша, Финляндия, Кавказ), так и с высокой рождаемостью и внушительными темпами естественного роста населения. Уже после 1850 г., когда фаза территориальной экспансии осталась в основном позади, численность подданных империи возросла вдвое за полвека, составив в 1897 г. (согласно первой переписи и без учета зависимых государств Средней Азии) 129 млн человек15.
Темпы поступательного естественного движения населения оставались в России исключительно высокими (среднегодовой прирост 1,7%) вплоть до Первой мировой войны. Современники, в частности, военный министр генерал А.Н. Куропаткин, известный ученый и общественный деятель Д.И. Менделеев, ожидали, что в середине XX в. ее население достигнет 400 млн, а в конце столетия превысит 550 млн человек16. Однако этим прогнозам не суждено было сбыться — вместо роста наступил этап демографического опустошения.
Первые крупные людские потери (свыше 2 млн солдат и офицеров) Россия понесла на полях мировой войны в 1914 - 1917 гг. За следующие три года, вследствие сокращения территории, Гражданской войны, эпидемий и вынужденной эмиграции, население государства сократилось с 171 млн до 132 млн человек. На демографической судьбе СССР и его центральной части, нынешней России, в дальнейшем тяжело сказались голод 1920 - 1922, 1932 - 1933, 1946 - 1947 гг., массовые политические репрессии, пик которых пришелся на 1937 г., наконец, огромные людские потери во время Второй мировой войны. Общее число преждевременных смертей за первую половину XX в. оценивается в диапазоне 50 - 65 млн, еще примерно 11 - 15 млн потерь составил эффект несостояшихся рождений17.
В послевоенный период население СССР и России (РСФСР) росло достаточно быстрыми темпами. За 1950- 1989 гг. первое увеличилось с 179 млн до 288 млн, а второе — с 101 до 147 млн человек18. Одной из главных причин была пониженная смертность из-за достаточно молодой структуры населения, сложившейся под воздействием испытаний, которые перенесло в предшествующий период среднее и старшее поколение. Значение имели и успехи в области медицины и здравоохранения, особенно большие в борьбе с эпидемиями и снижении детской и материнской смертности. Проната-листская политика государства и соответствующие ей настроения в обществе привели к повышенной рождаемости и высоким темпам роста населения в 1950 - 1960-х гг. Процесс демографической модернизации (спад рождаемости вслед за сокращением смертности) стал проявляться позднее и оставался малозаметным. Увеличение народонаселения в РСФСР и СССР продолжалось, а временами (в середине 1980-х гг.) под влиянием целенаправленной политики государства кривая рождаемости шла вверх.
В 1990-е гг. ввиду постарения населения выявился имевший место подспудно режим суженного воспроизводства. Происшедшее в то десятилетие резкое падение рождаемости усугубило положение. Действуя вместе, два явления вызвали существенную убыль населения. Оно сократилось со 148,5 млн в 1990 г. до 145,6 млн человек в 2000 г. Уменьшение было бы куда более значительным (порядка 7 млн), если бы оно не компенсировалось притоком населения из стран ближнего зарубежья (бывших союзных республик)19.
Мусульманский мир в первой половине XX в. продолжал испытывать давление со стороны более развитых государств Европы.
8 результате Первой мировой войны распалась его главная опора и многовековой символ — Османская империя. На ее месте возникло национальное турецкое государство (в 1923 г. в Турции отменили султанат, а в следующем году — халифат). В соседней Персии на смену империи Каджаров пришла новая монархия Пехлеви, ориентирующаяся на глубокие исторические корни (с этим связано официальное переименование страны в 1927 г. в Иран).
Распад Османской империи позволил арабам активизировать борьбу за обретение национального суверенитета. Главным препятствием на этом пути были усилившие свои международные позиции Великобритания и Франция. Египет в 1922 г. преобразуется в королевство, но англичане сохранили рычаги воздействия на него: военные базы и контроль над Суэцким каналом. В конце 1920-х от власти англичан, впрочем, ускользает исторический и религиозный центр исламского мира — Аравия, объединенная, вопреки им, под властью Ибн Сауда. В следующем десятилетии Англия предоставляет формальную независимость Ираку и ослабляет контроль над другим Хашимитским королевством — Трансиорданией. Антиколониальные настроения охватывают арабские земли, находящиеся под протекторатам Франции, — Сирию и Ливан.
Среди мусульман Индии в период между мировыми войнами боролись две тенденции — в поддержку общеиндийского национализма и за создание отдельного государства для мусульман. Сторонники национализма на базе религиозной идентичности смогли в итоге расколоть страну и создать Пакистан, первую в истории исламскую республику. Это произошло уже после окончания Второй мировой войны, когда началось обвальное крушение колониальной системы, позволившее исламским народам обрести "второе дыхание". На Ближнем Востоке уже в первые послевоенные годы формируется система арабских государств. К востоку от него, помимо Пакистана, независимость обретает мусульманская Индонезия, а с некоторым временным лагом — Малайзия.
Вместе с тем с точки зрения демографии исламский мир в середине XX в. еще не представлял собой исключительно крупный массив. По ориентировочным оценкам, численность мусульман в мире составляла в 1950 г. 330 - 350 млн человек, или 13 - 14% мирового населения, ненамного больше, чем в начале века (см. табл. 1).
Во второй половине прошлого столетия в мире происходит демографический взрыв за счет стремительного роста населения в менее развитых регионах, к числу которых относится исламский. Скачкообразное увеличение численности имело место из-за крутого снижения смертности, ставшего возможным благодаря использованию достижений медицинской науки и здравоохранения, и сохранения рождаемости на традиционно высоком уровне.
Численность последователей пророка Мухаммада в мире в 1950 - 2000 гг. росла исключительно быстрыми темпами, (см. табл. 1) Любопытно, что за 300 лет соотношение между населением России и мусульманского мира, взметнувшись вверх, вернулось к исходному положению. И в 1700-м, и в 2000 г. оно равнялось приблизительно 1:10, между тем как в 1850-м и особенно в 1900 г. составляло 1:3, а если взять Большую Россию в начале и середине XX в., то и менее 1:2. Особенно благоприятно демографо-политическое положение России (Российской империи) по отношению к мусульманским государствам было в 1900 г.
Внезапный прорыв в численности, достигнутый мировым мусульманством за последние 100 и особенно 50 лет, подтверждается не только теми данными, что использованы при составлении табл. 1. Ведущие эксперты в области конфессиональной статистики Д.Б. Барнетт и Т.М. Джонсон оценивали численность мусульман в мире на 1970 г. в 553 млн человек, или 15,3% мирового населения. В последующие десятилетия, по их расчетам, продолжилось заметное увеличение удельного веса мирового мусульманства — к 1980 г. он достиг 16,5%, в 1985 г. — 17,1, а в 2000 г. — 19,2 - 19,5%. Общее число мусульман в последнем году XX в. они полагают равным 1188 млн человек, что почти втрое больше, чем в 1950 г.20
Если в середине века каждый седьмой-восьмой житель планеты принадлежал статистически к миру ислама, то в его конце уже каждый пятый. Темпы среднегодового прироста числа мусульман во второй половине столетия равнялись 2,6 - 2,7%, превосходя почти на 10 пунктов соответствующий показатель для населения мира в целом (1,8%). Существуют и более высокие оценки численности последователей пророка Мухаммада на рубеже XX-XXI вв. Нередко наиболее достоверной считается цифра в 1,3 млрд человек. На 2005 г. число мусульман в мире оценивается также и в 1,4 млрд, а их доля в мировом населении — уже в 22%. Ряд исламских исследовательских центров и электронных порталов публикуют сведения о том, что количество мусульман достигло к концу XX в. 1,5 млрд. человек и даже более того. Впрочем, беглое ознакомление с методикой подсчета показывает тенденцию к необоснованному преувеличению. Так, удельный вес мусульман в Индии, по некоторым такого рода данным, равняется 16,2%, в то время как по результатам переписи населения Индии 2001 г. их доля составляла 13,4%21.
За последние три десятилетия XX в. не только сильно выросло мусульманское население мира, но и укрепилось влияние ислама на мировые процессы. В 1969 г. состоялась первая конференция на высшем уровне исламских государств в столице Марокко г. Рабате. Конференция привела к созданию общеисламской межгосударственной ассоциации с центром в Саудовской Аравии под названием Организация Исламской конференции. За 30 лет число членов ОИК увеличилось с 25 до 57, а число жителей в странах-участниках достигло к 2004 г. 1328 млн человек22.
Заметим, что число мусульман в мире и суммарная демографическая мощь крупнейшей исламской международно-политической организации оказываются весьма близкими, хотя, разумеется, субстрат оценок в двух этих случаях различен поскльку в населении стран-членов ОИК достаточно велика доля немусульманского населения, в то время как большое число мусульман проживает за пределами региона, образуемого участниками этой организации. Небезынтересен вытекающий отсюда вывод, что численность немусульманских меньшинств в исламских государствах примерно равна численности мусульманских меньшинств в неисламских странах.
Упомянутые выше оценки специалистов по конфессиональной статистике дают, кстати, представление о динамике изменения числа людей, принадлежащих к разным группам с точки зрения их веры и самоидентификации. Из этих данных следует, что под влиянием идей секуляризма и социализма число так называемых нерелигиозных людей в мире за XX в. резко увеличилось. Если в 1900 г. оно едва превышало 3 млн, то к 2000 г. выросло до 768 млн человек. Атеистов в начале века насчитывалось всего 226 тыс., а в конце уже 150 млн. При этом наиболее быстро количество приверженцев светских религий и нерелигиозных убеждений возрастало в период между 1900-ми и 1970-ми гг.23
Таким образом, если в течение двух первых третей XX столетия наиболее быстро возрастала нерелигиозная часть населения земли, то в 1970 - 2000 гг. существенно быстрее других росла мировая мусульманская община, и этот рост сопровождался подъемом как про-и панисламских, так и исламистских движений и идеологий.
Известно, что сила и распространенность той или иной идеологии и производных социально-политических движений зависит, помимо прочих условий, от величины референтной группы, т. е. класса, людских масс, к которым апеллирует любая идеология. В марксистских терминах этой группе соответствует понятие "класс в себе", а в либеральной политологической науке — категория групп интересов неассоциативного или неассоциированного типа24. Многим читателям вряд ли стоит напоминать о предпринимавшихся в советской науке попытках расширить численность рабочего класса, промышленного пролетариата за счет иных категорий наемного труда. Все это диктовалось стремлением подкрепить веру в "пролетарскую идеологию" указанием на значительный и постоянно растущий слой людей как в развитых, так и в развивающихся странах, которые могут "отозваться" на ее аргументацию. Та же закономерность наблюдается, по всей видимости, и в отношении идеологии исламизма. Чем больше приверженцев ислама, тем более обоснованными представляются претензии и ожидания ее создателей и адептов. В этом, вероятно, и заключается одна из важнейших видимых связей между международной демографией и мировой политикой.