Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2927

 Тенденции формирования и особенности функционирования мировой системы международных отношений

 

Формирование мировой (планетарной) системы МО началось с эпохи Модерна (Нового времени) на рубеже XV-XVI столетий и сопровождалось подъемом Запада — христианской цивилизации западной Европы. Подъем Запада на первых порах был медленным. Он ознаменовался, с одной стороны, расширением европейской региональной системы морем через юго-восточные «ворота» Европы (Испанию и Португалию), а с другой, внутренним кризисом, вызванным религиозной реформацией. Первое явление усилило позиции католицизма, власть папы римского и позднейших императоров Священной Римской империи (Габсбургов), а второе, наоборот, ослабило эти позиции. Одним из результатов развернувшихся в центре Европы жесточайших религиозных войн как раз и стало государство нового типа, свободное от власти клира (католического духовенства и опирающихся на его поддержку монархов), а также свободная от давления Рима система государств.

В XVI — XVII вв. поэтапно сложилась европейская международно-правовая система современного типа. Ее принципы обозначил уже Аугсбургский мир 1555 г., фактически провозгласивший принцип «чья власть, того и религия» (cuius regio, eius religio). Завершение процесса связывают с Вестфальским миром, положившим конец Тридцатилетней войне в Европе между империей Габсбургов с центрами в Австрии (восточно-немецком государстве-рейхе) и Испании, католической Францией, протестантской Швецией и протестантскими немецкими княжествами (речь собственно идет не об одном, а о двух договорах, подписанных в 1648 и 1649 гг. в германской области Вестфалия, городах Мюнстере и Оснабрюке). Заметим, что в политологической литературе принято вести отсчет современной системы международных отношений именно с этого исторического момента и называть нынешний мир в широком смысле Вестфальским.

Вместе с тем, создание комплекса национально-территориальных государств в Европе и соответствующих ему международных отношений продолжалось и в дальнейшем. Имперско-католическая традиция некоторое время еще сильно давала о себе знать. Девятилетняя война 1689 — 1697 гг. и война за испанское наследство 1701 — 1714 гг., привели к тому, что в континентальной западной Европе установилось лидерство Франции, Голландии и Англии как государств, опирающихся на осознание национальной, а не религиозной общности.

За первые два с половиной столетия Нового времени (раннее Новое время) произошло существенное расширение мира, освоенного носителями европейской культуры. Испания и Португалия завоевали, разгромив оказавшиеся бессильными империи индейцев, Южную и Центральную Америку, а Голландия, Франция и Англия основали многочисленные колонии в северной части американского континента. В этот период португальцы, а затем голландцы и англичане, позже французы ограничились основанием торговых факторий и обустройством опорных баз в прибрежных зонах Индийского океана. Они поставили в значительной мере под свой контроль морские пути, проложенные вдоль его северной акватории, от Аравии и Восточной Африки до Индокитая и Индонезии, юга Китая и даже Японии.

К Семилетней войне середины XVIII в. (1756—1763) сложился костяк «мировых» государств, основных участников международно-политического порядка с центром в Европе. Помимо Франции и Англии, среди них были Голландия, Пруссия, Швеция, Австрия, Польша, Россия и Турция (Османская империя). Испания, Португалия и Дания также участвовали в европейской политике, однако их позиции из-за малочисленности населения, слабости и периферий-ности экономик были менее сильны. Основное внимание все они к тому же уделяли заморским владениям. Испания при этом ориентировалась в европейских делах в основном на Францию, Португалия на Англию, а Дания на Швецию.

Расширение географического пространства, втянутого в той или иной степени в европейскую систему МО, несколько опережало распространение ее ареала с точки зрения демографического веса. Население мира к 1750 г. достигло, по оценкам, 700—800 млн чел., из них на европоцентричный ареал приходилось, по-видимому, не более 150—200 млн чел.

Подлинно мировой войной с полным основанием называют череду военных кампаний 1798 — 1815 гг., инициатором которых выступала Франция под началом Наполеона. Франция при этом пыталась взять реванш за поражение от Англии в Семилетней войне. И хотя ей это не удалось, бурные события рубежа двух столетий дали толчок процессу крупных изменений в политической и общественной жизни мира.

На смену наполеоновской эпохе войн пришел период «долгого мира», последовавший вслед за созданием, по инициативе и при активном участии российского императора Александра I, «Священного союза» — ареопага великих держав в составе России, Англии, Австрии, Пруссии, а позже и Франции. Подписанный на Венском конгрессе 1814 — 1815 гг. Акт о Священном союзе можно считать первой декларацией о мирном сосуществовании государств, предупреждающей против угроз их безопасности изнутри (внутренние потрясения, революции), а также извне, со стороны государств-нарушителей.

Учрежденный тогда европейский «концерт» послужил основанием Венской системы международного порядка. Он оказался в целом весьма жизнеспособным. Избежать крупной войны между участниками европейского концерта, включая Турцию, удавалось на протяжении почти 100 лет, до 1914 г., хотя мир между ними прерывался рядом значительных военных кампаний во второй половине XIX — начале XX вв. Несмотря на направленность Венской системы против подрыва стабильности «снизу», период ее существования ознаменовался подъемом движений национального освобождения на окраинах Османской империи, ростом числа суверенных государств в Европе, а также появлением новых независимых государств в Южной Америке.

«Долгий мир» в Европе дал ей возможность «рассредоточиться» по всему земному пространству, удаленному от относительного небольшого по площади ее территориального очага. Наподобие лавы, извергающейся из действующего вулкана, европейские власть, влияние, торговля, культура распространились на Азию и Африку (как до того на Америку) накрыв и преобразовав, в большей или меньшей степени, их самобытный строй. XIX век, особенно его вторая половина, был эпохой колониализма. Международная политика отражала и опосредовала процесс борьбы за раздел и передел мира. Вслед за охватом территории (географически) круто возросли и демографические параметры европоцентричной системы международных отношений.

На этот век приходится, к тому же, небывалый рост населения Европы. В 1850 г. число жителей в ней с учетом Российской империи равнялось 266 млн человек. К 1900 г. оно увеличилось на 50%, до 401 млн, а к 1913 г. еще на 17% до 468 млн такой рост не имел аналогов в предшествующий истории. Его можно считать первым демографическим взрывом, вызванным снижающейся смертностью, в том числе младенческой, за счет постепенного улучшения санитарных условий, и сохранения на высоком уровне рождаемости. Все это имело место в условиях перетекания склонного к многодетности сельского населения в города (второй демографический взрыв произошел по сходным причинам после 1945 г., охватив главным образом страны Востока, т. е. Азию и Африку). Став фундаментальным фактором в жизни европейских обществ, рост населения подспудно отразился и на внутренней, и на внешней политике. Он способствовал усилению социально-классовых и международно-политических антагонизмов и подстегнул процесс колониальных захватов.

Вместе с тем оказалось, что противоречия, существовавшие между европейскими державами на дальних рубежах, не угрожали миру в той мере, в какой соперничество на ближнем геополитическом пространстве. «Пороховой бочкой», взорвавшей европейский покой, оказались Балканы. Убийство в Сербии австрийского эрцгерцога (наследника престола) Фердинанда вызвало летом 1914 г. неконтролируемую цепную реакцию, втянувшую в первую тотальную войну почти все государства Европы, включая четыре ее континентальные империи, а также Америку и Японию.

Первая мировая война оказалась очень кровопролитной — 8 млн погибших и 21 млн раненых на ее фронтах, плюс почти 7 млн. жертв среди мирного населения. На месте четырех империй — Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской — образовались новые нединастические государства. Победителями из войны вышли члены антигерманской коалиции-Англия, Франция, США, Япония, Италия и др. Они заставили Германию подписать в 1919 г. Версальский мирный договор. Россия, раздираемая гражданской войной, за год до этого вышла из мировой, заключив сепаратное мирное соглашение с Германией. К началу 20-х годов установилось послевоенное спокойствие, регулируемое рядом договоров, главными из которых, не считая Версальского, был Вашингтонский, подписанный в начале 1922 г. и посвященный военно-морским вооружениям и тихоокеанским проблемам.

В рамках Версальско-Вашингтонской системы МО, была создана Лига наций как организация, членами которой стали прежде всего европейские государства, страны Латинской Америки, доминионы Англии и еще колониальная тогда Индия. После подписанного в 1923 г. Лозаннского мирного договора в международное сообщество вошла Турция. Несмотря на неудачу Гаагской и Генуэзской мирных конференций, Германия и Советская Россия (СССР), сблизившись между собой, в немалой степени восстановили свое участие в международных делах. США отказались от членства в Лиге наций, несмотря на то, что идея ее образования принадлежала их президенту В. Вильсону. В начале 1930-х годов Лига наций вступила в полосу кризиса — из нее вышли Япония, затем Германия и Италия. Правда, в 1935 г. в Лигу приняли СССР, но через четыре года исключили, протестуя против заключения им мирного договора с гитлеровской Германией.

Система мирных взаимосвязей оказалась в 19З0-х годах подорванной главным образом в связи с острыми социальными конфликтами, охватившими передовые в промышленном отношении страны. Глубокий кризис 1929 — 1933 гг. привел в расстройство ведущие национальные системы хозяйствования и мировую экономику в целом.

В результате Первой мировой войны колониальная система претерпела существенные изменения, начался ее распад, принимавший причудливые формы преобразования зависимых территорий в руководимые метрополиями союзы и сообщества. Учрежденная Лигой наций система подмандатных территорий увеличила владения Англии, Франции и Японии за счет германских и османских. Под контролем европейского мира оказалась примерно половины земной суши и мирового населения. Население планеты к 1900 г. выросло вдвое по сравнению с 1750 г., достигнув 1600 — 1700 млн чел. В 1930 г. оно превысило 2 млрд, причем абсолютное его большинство приходилось на Евразийский материк, в том числе плотно населенную Европу.

Версальско-Вашингтонская система, в отличие от Венской, не положила начало новому «долгому миру». Время между Первой и Второй мировой войнами представляются многим историком лишь перемирием в непрекращающейся Тридцатилетней войне XX века. Вторая мировая война началась 3 сентября 1939 г. и закончилась ровно через шесть лет, 2 сентября 1945 г. Начавшись на западе Евразии, нападением нацистской Германии на Польшу, она закончилась на востоке, подписанием Японией, последней союзницей Германии, акта о капитуляции.

Наиболее кровавый период второй тотальной мировой войны (и шестой по условному счету войн, имеющих значение для Новой истории) пришелся на время с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г., который в нашей историографии принято называть Великой Отечественной войной. В течение этих четырех лет тотальность военных действий, жертвы среди мирного населения, достигли максимума. Советский Союз, отразив нападение Германии и выйдя победителем в войне с ней, понес наибольшие человеческие потери. Их ныне принято оценивать в 26 — 27 млн человек. Всего же за годы Второй мировой из-за нее лишились жизни свыше 50 млн.

Война такой разрушительной силы, видимо, способствовала прочности послевоенного устройства. Другим существенным фактором, обеспечившим второй «долгий мир», продолжающийся уже почти 70 лет, было изобретение атомного оружия массового поражения. Перспектива войны без победителя ограничивает влияние военных кругов. В пользу мира действует и улучшение экономико-социальной ситуации в мире, связанное с переходом от индустриальной к постиндустриальной модернизации, усилением роли и значения среднего класса, состоящего из собственников, предпринимателей и специалистов.

Современный период «долгого мира» регулируется Ялтинско-По-тсдамской системой договоренностей, достигнутых на встречах руководителей трех государств-победителей — СССР, США и Англии — в 1945 г. сначала в Ялте (в Крыму), затем в Потсдаме близ Берлина. Эти рамки определили условия существования разделенного на две части политического мира. Существует мнение, что система договоренностей исчерпала себя после окончания «холодной войны» между лагерем капитализма и социализма. Развал социалистической системы и распад СССР в 1989 — 1991 гг. действительно преобразовали международный порядок, однако представляется, что кардинальных изменений в нем не произвели. Глобальный международный порядок стал менее конфронтационным, изменился набор и относительный вес его основных участников, но главные договоренности и инструменты воздействия на процесс поддержания всеобщего мира остались.

Несмотря на ряд кровопролитных войн и конфликтов, одна только война на Корейском полуострове в 1950 — 1953 гг. унесла 4 млн человеческих жизней, общая обстановка после 1945 г. оставалась мирной, и это позволило человечеству добиться впечатляющих успехов в экономической, социальной, политической, да и культурной областях (хотя о прогрессе в последней единого мнения, очевидно, быть не может). В послевоенный период исключительно быстро возросло земное население. В 1950 г. оно составило 2,5 млрд. человек, в 1960 г. превысило 3 млрд, в 1974 г. — 4 млрд, в 1987 г. — 5 млрд человек. Иными словами, за 37 лет народонаселение увеличилось вдвое. Во второй половине 1980-х абсолютный годовой прирост достиг пика — около 90 млн чел., однако его темпы начали снижаться. Несмотря на это, численность мирового населения в начале второго десятилетия XXI в. превысила 7 млрд и вырастет по прогнозам до более 9 млрд чел. к 2050 г.

Существенно увеличилось также число независимых государств — членов Организации объединенных наций (ООН), наследницы Лиги наций. ООН была создана по решению международной конференции в Сан-Франциско в 1945 г. Первоначально число ее членов было чуть больше 60, затем, особенно заметно в период с середины 50-х до середины 60-х годов, организация расширилась за счет освободившихся от колониальной зависимости стран азиатского и африканского континентов, а также района Карибского моря и бассейна Тихого океана. Ныне в работе ООН участвуют 193 суверенных государства, причем некоторые из старейших (Швейцария) вступили в нее относительно недавно. ООН — это крупнейшая универсальная межгосударственная, межправительственная организация, ведущий элемент системы МО.

Кратко остановимся на некоторых существенных особенностях функционирования этой системы и внешней политики современных государств. Что касается МО, то следует выделить два обстоятельства.

Во-первых, основные цели системы заключаются в поддержании мира, безопасности и порядка. Вместе с тем, ей не чужды и задачи содействия справедливости и прогрессу. В 1948 г. ООН приняла Всемирную декларацию по правам человека. В ней провозглашаются основные либерально-гуманистические ценности — гражданские свободы и политические права для людей во всех странах мира и содержатся призывы покончить с расизмом, колониализмом, различными формами социальной дискриминации и эксплуатации.

Во-вторых, хотя все члены ООН равноправны и при голосовании в Генеральной ассамблеи (она собирается на свою регулярную сессию раз в году обычно осенью в Нью-Йорке, где находится ее штаб-квартира) по одному голосу имеют все государства, как карликовые, так и гигантские по населению и экономическому могуществу. Все же демократический принцип в функционировании ООН сочетается с учетом реального влияния государств на международной арене. Существует Совет Безопасности ООН, состоящий из 15 членов. Пять его постоянных членов, состоит из государств, внесших наибольший вклад в победу во Второй мировой войне — Россия, США, Англия, Франция, Китай. Они имеют право вето — запрета на принятие неприемлемого для какого-то из них решения. Десять непостоянных членов избираются Генеральной ассамблеей на ротационной основе сроком на два года. Для избрания кандидатов страны-члены ООН подразделяются на пять регионов — Азию, Африку, Латинскую Америку и Карибский бассейн, Западную и Восточную Европу.

Действия правительств на глобальной сцене, какой являются ООН ее специализированные учреждения (такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк и др), а также различные другие международные организации составляют одну из основных сторон внешнеполитической деятельности государств, которой профессионально занимаются политики и дипломаты.

Международная (внешняя) политика современных государств не ограничивается политико-дипломатической сферой. Более того, внешнеполитической деятельностью занимаются ныне не только официальные, правительственные учреждения, но и неправительственные компании, экономические, общественные, культурные, просветительские организации. Неофициальная дипломатия образует так называемую «вторую дорожку». Она может помочь первой, официальной, в осуществлении ее целей. Наиболее сильные государства, чье влияние доминирует в виднейших межправительственных и неправительственных международных учреждениях, могут использовать их в качестве инструментов своей политики.

Справедливо считается, что существует тесная взаимосвязь между внутренней и внешней политикой любого государства. Эту взаимосвязь, однако, не следует преувеличивать. Xотя задачи как внутренней, так и внешней политики, в конечном счете, едины, надо помнить о существенных особенностях двух политических областей. Во внутренней политике правительство сталкивается с оппозицией внутри национальной политической системы, оно стремится доказать свою дееспособность с точки зрения обеспечения условий для нормального функционирования общества, поддержания в нем стабильности и порядка, обеспечения экономического и социального прогресса. Острой внутриполитической проблемой обычно являются вопросы распределения доходов между территориями и районами, субъектами федерации в случае федеративного государственного устройства.

Область внешней политики иная. Здесь правительство стоит перед проблемами обеспечения национальной безопасности и территориальной целостности. По традиции нередко считается, что и то, и другое находится под угрозой. Особенно много споров возникает с соседними странами по поводу прохождения границы, приграничных территорий, а иногда и целых областей. К погранично-территориальным разногласиям добавляется вопрос о проницаемости границы с точки зрения контрабанды наркотиков, оружия, а также ее нарушения подрывными, враждебными государству элементами. Наконец, еще одна возможная проблема между соседями — использование общих ограниченных природных ресурсов, прежде всего водных.

Вдоль государственных границ, таким образом, зачастую проходит зона перекрестных интересов. Одно государство может поддерживать силы, ведущие борьбу с соседом, поддерживать сепаратистские движения. Часть внешней политики государства, которую оно ведет для решения вышеназванных проблем можно считать региональной.

В отличие от нее глобальное измерение внешней политики связано с ролью, которую играет то или иное государство на международной арене в качестве члена системы мировых отношений. Сюда относятся его действия по обеспечению условий общей безопасности, разрешения кризисов и проблем, которые прямо не затрагивают интересы данного государства. Следовательно, можно говорить о двух сторонах внешней политики — глобальной и региональной, или глобальном и региональном измерении внешнеполитического курса. Надо иметь в виду, что эти две стороны соприкасаются и переплетаются друг с другом, изредка вступая в явный конфликт. Например, нерешенный пограничный спор мешает объединению усилий двух государств при решении вопросов глобальной политики. Неурегулированные территориальные разногласия могут препятствовать развитию взаимовыгодных экономических и культурно-гуманитарных отношений между соседями.

Внешняя политика государств и межгосударственные отношения распадаются на несколько подсистем. Основную из них формирует политико-дипломатическая деятельность, включающая контакты политиков на высшем и высоком уровнях, а также дипломатов, т. е. работников ведомств по обеспечению внешнеполитических контактов, в частности, представительств одной страны в другой. Главными институтами этой подсистемы являются обычно министерства иностранных дел или внешних сношений (в США — Государственный департамент) и дипломатические представительства за рубежами той или иной страны. Они, как правило, именуются посольствами и возглавляются послами, в течение определенного времени представляющими интересы своего государства (в рамках Британского содружества послы по традиции именуются высокими комиссарами). Кандидатура посла согласуется с руководством принимающей его стороны и, вступая в должность, он вручает верительные грамоты главе государства. Принципы и правовые нормы, регулирующие дипломатические отношений между странами определены в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.

Помимо двусторонней дипломатии, существует многосторонняя. Она заключается в участии того или иного государства в деятельности межгосударственных организаций, а также политическая деятельность высшего уровня, осуществляемая в многостороннем формате типа регулярных встреч глав государств. Многосторонняя политико-дипломатическая активность получила в период после окончания холодной войны особое значение. Она охватывает по существу весь мир, отражая как процессы глобализации (ООН и прочие мировые многосторонние органы), так и регионализации. Региональные организации разного плана и профиля подразделяют мир и объединяют страны на основании географической, исторической, религиозной, национальной, экономической и иной общности.

Второй подсистемой межгосударственных отношений нужно считать торгово-экономическую, связанную с деятельностью официальных торговых представительств одной страны в другой, сотрудничеством государственных и полугосударственных экономических корпораций, фирм и компаний, а также участием в работе различных межгосударственных экономических торговых, финансовых, научно-инновационных организаций и форумов.

В третью подсистему можно выделить военно-техническое взаимодействие. С одной стороны, она вплотную соприкасается, а в определенном смысле является частью технико-экономического и научно-технического сотрудничества, а с другой, примыкает и совпадает с политико-дипломатической подсистемой. В особенности это происходит в периоды обострения отношений двух государств с третьими странами или общей (ряда стран) тревоги по поводу безопасности. Сюда же надо отнести и взаимодействие спецслужб по сбору информации, в том числе доверительной и тайной, а также действия по предупреждению угроз национальным интересам и борьбе с международной преступностью, терроризмом, некоторыми другими нетрадиционными, как принято ныне говорить, вызовами безопасности (морским пиратством, взломом компьютерных сетей и т. д.).

Четвертую подсистему составляет деятельность по обеспечению культурно-гуманитарных контактов. Она включает, прежде всего, консульскую службу как часть дипломатической, состоящей в защите интересов граждан страны, находящихся на территории другого государства. Кроме того, в нее входит развитие связей между организациями и деятелями культуры и науки двух и более государств, помощь в проведении совместных акций типа фестивалей, музейных экспозиций, гастролей артистов, обмена учеными и другими профессионалами и т. п. В многостороннем, да и двустороннем плане к гуманитарным относится проблема беженцев, а также борьба с торговлей наркотиками, нарушениями прав человека путем обмана, насилия и т. д. При этом она соприкасается с третьей подсистемой через сотрудничество спецслужб.