Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2878

Заключение. 

 

Оценивая демографическое будущее исламского мира, необходимо учитывать вариативность прогнозов на длительную перспективу. Прогнозы Отдела народонаселения ООН, Бюро цензов США и других демографических организаций обычно состоят из целого спектра вероятностей, намечают наиболее низкие и высокие траектории, выявляя, как правило, средний вариант, считающийся самым надежным. Однако все прогностические оценки строятся на базе предположения о линейности грядущих явлений. Поэтому только если абстрагироваться от возможности нелинейных, турбулентных «возмущений» (скачков и катаклизмов), можно утверждать, что исламский мир продолжит наращивать свои абсолютные демографические параметры и удельный вес в мировом населении.

Оправдано ли считать эти тенденции тревожными для международного порядка и мирового развития? Представляется, что для этого нет оснований. Во-первых, потому что современный процесс демографической эволюции не обходит исламский мир стороной. В мусульманских странах и сообществах происходит хотя и менее быстрое в целом, но неуклонное сокращение рождаемости. Измеряемая средним числом рождений на женщину в возрасте от 15 до 49 лет, она снизилась за последние четыре-пять десятилетий с 7—8 до 2 — 3 в таких странах, как Тунис, Алжир, Египет, Ливия, Марокко. По сравнению с 1975—1980 гг. в Иране число рождений к 2000 — 2005 гг. уменьшилось почти втрое. И в других мусульманских странах и регионах прослеживается пусть и не столь выраженная тенденция к определенному снижению.

Во-вторых, нужно учитывать раздробленность, разобщенность мира ислама, отсутствие в его составе явного лидера. Наличие многих центров притяжения, многополярность современной исламской цивилизации обостряет борьбу за лидирующие позиции, наклады-ваясь на такие явные и скрытые противоречия, как соперничество суннитов и шиитов, арабов и неарабов, представителей соседствующих этносов, последователей различных сект и школ, сторонников разных идеологий и программ действий.

Наконец, в самом факте увеличения численности и удельного веса одной из существующих на земле мировых религий нет ничего необычного. На протяжении Нового времени по числу последователей в мире явно лидировали христиане, в первую очередь католики, сильнейшие позиции занимали представители китайских этнических верований, а также индуисты. В XX в. сотни миллионов причисляли себя к нерелигиозным людям. Изменения в структуре религиозной принадлежности населения мира не несут сами по себе чего-то априори негативного. Такой момент появляется лишь под действием сил, стремящихся разыграть карту «популяционной мощи».

Именно с этим связана идея «исламского наступления» и ответная задача его остановить. Очевидно, что и та и другая установка не учитывают сложной взаимосвязи между геодемографией и геополитикой. Демография составляет лишь фон, подоплеку политических процессов. Религиозно-демографический ресурс залегает «глубоко» и трудно поддается тотальной мобилизации.

Что касается региональных аспектов этноконфессионального ресурса, то он, безусловно, уже играет и будет в дальнейшем играть немаловажную роль в международно-политических процессах и конфликтах. Но и тут религиозная принадлежность остается одним из фоновых факторов далеко не решающего свойства.

 

Примечания

1 Первый и второй этап демографического развития стран Азии выделил в свое время один из ведущих отечественных специалистов по демографии развивающихся стран Я.Н. Гузеватый (см. его книгу: Демо-графо-экономические проблемы Азии. М., 1980, с. 58 — 59). Он отмечал постоянно возраставшие темпы роста азиатского населения, среди которого лидировали мусульманские страны, по послевоенным десятилетиям — в 1940 — 1950 гг. население континента (без азиатской части СССР) возросло на 10%, в 1950 — 1960— на 22%, в 1960 — 1970 гг.— на 25% (Трудовые ресурсы Востока. Демографо-экономические проблемы. М., 1987, с. 19).

2 В современной историко-демографической литературе принято оперировать концепцией демографического перехода. В ней выделяются несколько этапов демографического развития. Первый из них — сочетание высокой рождаемости и смертности в традиционном обществе. Второй период, начавшись в ходе промышленной революции в Европе в XVIII в., затем распространился по всему миру в ходе модернизации неевропейских обществ. Его суть в снижении смертности за счет достижений социального и научно-технического характера при сохранении рождаемости на высоком уровне. Именно этот этап и соответствует взрывному процессу увеличения народонаселения. Третий период характеризуется сокращением рождаемости и снижением показателей демографического роста. Он означает завершение перехода от традиционно высоких показателей рождаемости и смертности к современному низкому. Четвертый этап наступает с ростом смертности вследствие старения населения и может вызвать замедление увеличения численности людей и ее сокращение (см., напр.: Акимов А.В. 2300 год: глобальные проблемы и Россия. М., 2008, с. 16 — 17).

3 World Population Growth Rate 1950 — 2050, Annual World Population Change (www.census.gov/ftp/pub/ipc/www/worldgr.gif).

4 Шумилин А. Демографической катастрофы не будет // Независимая газета. 21,05,1996.

5 Iran. Demographic Indicators: 1998 and 2010 (www.census.gov./ irandemo.htm).

6 Шумилин А. Демократической катастрофы не будет. «Сенсационность» принятых в 1996 г. решений снижается, если учесть, что каирский шейх (духовный лидер местных мусульман) еще в 1937 г., а затем в 1953 г. разрешил пользоваться противозачаточными средствами, планировать семью «из-за высокого естественного прироста и падения дохода на душу населения». Мусульманские международные форумы и в дальнейшем не раз обращались к вопросам регулирования рождаемости. В 1971 г. в Рабате (Марокко) была проведена специальная конференция по планированию семьи, одобрившая применение «безвредных и узаконенных контрацептивов». Сиверцева Т.Ф. Семья в развивающихся странах Востока. М., 1985, с. 113, 114.

7 Сиверцева Т.Ф. Семья в развивающихся странах Востока, с. 128.

8 Крылов А. Эфиопия: древняя христианская страна быстро ислами-зируется // Независимая газета. 01,04,2009.

9 Очерки истории распространения исламской цивилизации. Т. 1. М., 2002, с. 113 — 156.

10 Отмеченная выше книга Т.Ф. Сиверцевой — одна из немногих выполненных советскими демографами работ, где значительное место уделялось выявившимся к 1980-м годам особенностям влияния традиций и религий на семью и демографическое поведение в странах Востока. В традиционном варианте, пишет она, все религиозные системы не способствуют планированию семьи, но особенно поощряется многодетность в ареалах мусульманского вероисповедания (Сиверцева Т.Ф. Семья в развивающихся странах Востока, с. 114 — 115).

11 Karim M.S. Islamic Teachings on Reproductive Health and Fertility Transition in Muslim-Majority Countries. Aga Khan University (mehtab. Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ). Утверждения профессора Университета им. Ага Хана М.С. Карима об отсутствии каких-либо специфически исламских норм регулирования репродуктивного поведения согласуются с замечаниями Т.Ф. Сиверцевой, что традиционные средства регулирования рождаемости известны мусульманам давно, хотя распространения не получили; столь же мало отличается от установок других религиозных систем и отношение ислама к абортам (с. 113).

12 Подробнее об этом см.: Сиверцева Т.Ф. Семья в развивающихся странах Востока, с. 17, 80—81,113 — 115.

13 The Muslim Demography Of India: Sachar Committee Report (www. unirisx. com).

14 Population. Medium variant 1950 — 2050 (www.popin.org).

15 О неуклонном распространении практики применения средств ограничения рождаемости в менее развитых государствах и ареалах, в том числе мусульман ских, убедительно свидетельствуют собранные Бюро цензов США данные о применении различных методов контрацепции, относящиеся к последним двум десятилетиям XX в. Global Population Profile 2002. U.S. Census Bureau, PDF, Table A-13, Percent of Currently Married Women Using Contraception by Method.

16 World Population Prospects. The "Islamic Bomb" (www. freeworldacademy.com)