Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2876

«Конвергенция цивилизаций» и перспективы роста исламского мира

 

Вместе с тем, как отмечено выше, в недавнее время были опубликованы серьезные исследования, основной тезис которых состоит в том, что в странах с преобладающим мусульманским населением наблюдается мало замеченный крутой спад рождаемости. Это приближает исламские государства к демографическомe переходу (низкой рождаемости и низкой смертности). При этом французы Ю. Кур-баж и Э. Тодд полагают, что такого рода сдвиги есть доказательство того, что ислам, как религия, догматы которой содержатся главным образом в Коране, не имеет отношения к демографическому рывку исламской цивилизации, наблюдавшемуся в XX в. Кроме того, имеет место, по их мнению, «конвергенция» исламской и христианской цивилизации, или, точнее, все большее совпадение протекающих в их рамках демографических процессов. Оно состоит в акценте на продолжение рода человеческого и в то же время в терпимом отношении к средствам защиты от нежелательных рождений15 .

В книге французов и сборнике статей под редакцией Х. Грота и А. Суза-Пола содержатся убедительные свидетельства резкого снижения рождаемости в странах с мусульманским большинством в период между 1975 - 80 и 2005 - 10 гг. Так, суммарной коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных одной женщиной условного поколения, имеющего на протяжении жизни возрастные коэффициенты рождаемости того года, для которого производится оценка показателя) в мусульманском регионе упал с 6,8 до 3,5, т. е. почти вдвое16. Если в мире в целом, по данным Отделения ООН по народонаселению, общий коэффициент рождаемости (рождения за год, поделенные на число людей) снизился за 30 последних лет на 33%, в менее развитых странах — на 34%, то в мусульманском регионе — на 41%. Более того, в 22 странах с мусульманским большинством рождаемость сократилась вполовину, на 50%, а в десяти из них, в том числе в Иране, на 60%17.

Авторы этих подсчетов (Н. Эберштадт и А.Шах), опираясь на статистические данные ООН и Бюро цензов США, демонстрируют, что такое крутое снижение рождаемости не имеет прецедентов. Отвергая возможные обвинения в выборе периода наблюдения, они расширяют его до всего послевоенного времени и демонстрируют исключительно быструю реакцию именно мусульманских обществ на меняющуюся в пользу сокращения рождаемости обстановку18 .

Почти все исследователи феномена сокращения рождаемости в мусульманских и других ареалах отмечают зависимость рождаемости от грамотности населения, особенно женской грамотности. Курбаж и Тодд указывают на закономерность, в соответствии с которой снижение рождаемости происходит после достижения порога грамотности в 50% населением в возрастной когорте от 20 до 24 лет. Иными словами, условия, когда грамотность охватывает половину взрослого молодого населения, особенно женского, служат толчком для начала перехода к пониженной рождаемости. Варьирующаяся от страны к стране закономерность такого рода демонстрируется ими на примере мусульманских и немусульманских стран, начавших путь к демографическому переходу в XX в. При этом всё же выявляется разница между странами исламского и неисламского мира. Для множества всех менее развитых государств корреляция показателей грамотности мужчин и женщин с рождаемостью заметно выше, 0,84 и 0,80, чем для мусульманских стран — соответственно 0,61 и 0,5519 .

Несмотря на обвальный характер перемен, связанных с рождаемостью в мусульманских странах (она была в начале периода наблюдения очень высокой), демографические темпы роста оставались и на рубеже веков у них выше, чем в других ареалах. Эта закономерность наблюдается и в отношении мусульманского населения в целом. По данным ООН, относящимся к 1990 - 2000 и 2000 - 2010 гг., число мусульман в самом крупном по размеру мусульманского населения Азиатско-Тихоокеанском регионе (куда условно специалисты из центра «Пью» включают все неарабские страны Азии, вплоть до Ирана и Турции) увеличивалось среднегодовыми темпами равными 2,8 и 1,8, в то время как численность немусульман возрастала ежегодно на 1,3 и 0,9%. Предполагается, что в ближайшие два десятилетия разрыв сохранится, немного сократившись, — в 2010 - 2020-х численность мусульман будет возрастать на 1,4, а в 2020 - 2030-х годах — на 1,1%, в то время как темпы роста немусульман в первый из прогнозных периодов упадут до 0,8 а во второй — до 0,5%20. Что касается мусульманского населения мира, которое состоит из жителей АТР (доля которого равняется примерно 60%), регионов Ближнего Востока и Северной Африки (20%), субса-харской Африки (16%), Европы (ок. 3%) и Америки (менее 0,5%), то оно возрастало, по оценкам, на 2,3% между 1990 - 2000 гг., и на 2,1% между 2000 - 2010 гг. Среднегодовые темпы прироста в будущем упадут до 1,7% в период 2010 - 2020 гг. и до 1,4% в 2020 - 2030 гг. Они останутся несколько выше скорости прироста жителей планеты — немульман, но сблизятся с ними — в 2010 - 2020 гг. немуль-манское население, по расчетам, будет возрастать в среднем в год на 0,9, а в 2020 - 2030 гг. — на 0,6%21.

Xотя рождаемость среди мусульман уменьшилась, среди стран лидеров по этому показателю на 2010 - 2015 гг. находятся в основном исламские государства — Афганистан, Пакистан, Кыргызстан, Малайзия, Туркменистан22. При этом мусульманские страны отличаются существенно различными темпами снижения рождаемости и роста населения. Xарактерно, что растущая дифференциация по этим показателям наблюдается между такими, например, парами государств, как Иран и Турция, с одной стороны, (низкие темпы), Афганистан и Пакистан, с другой (высокие). Из арабских государств следует выделить растущий наиболее быстро Йемен, а из африканских, по той же характеристике, — Мали, Нигер, наполовину мусульманскую Нигерию, Судан, Сомали.

Несмотря на снижение темпов естественного движения населения в арабском ареале Ближнего Востока и Северной Африки специалисты из принстонского «Пью» прогнозируют существенное, на 36,5%, увеличение численности арабского населения к 2030 г. по сравнению с 2010 г. В абсолютных цифрах ожидается рост почти на 120 млн., с 322 до 440 млн чел., при этом в странах Ближнего Востока население возрастет с 127 до 187 млн чел., а в Северной Африке — с 195 до 253 млн чел.23

Таким образом, несмотря на «конвергенцию цивилизаций», демографический рост исламского мира при сохранении нынешних тенденций продолжится. И это неудивительно, ввиду того, что рождаемость — лишь один из факторов, непосредственно воздействующих на демографические темпы роста. Важнейшее значение (если не принимать в расчет достаточно однородный в нынешнюю эпоху показатель смертности) имеет так называемый «популяционный момент», т. е. инерция воспроизводства из-за наличия большой массы людей детородных возрастов. Наблюдавшийся в 1940-х-1970-х годах демографический бум в мусульманском ареале еще долго будет сказываться на величине прироста населения в нем.

Xорошо иллюстрируют динамику этого процесса подсчеты, выполненные в рамках достаточно новой научной отрасли — религиозной демографии. Ведущие специалисты в этой области американцы Т.Д. Джонсон и Б.Д. Грим произвели подсчеты числа приверженцев религиозных и нерелигиозных убеждений на протяжении 100 лет с 1910 по 2010 гг. Из представленных в Табл. 3 данных о пропорциях населения, относимого к разным вероисповедным течениям (деноминациям), следует, что число мусульман в минувшее столетие росло наиболее быстрыми темпами, в среднем почти на 2% в год, уступая темпам роста лишь неверующих, начинавших рассматриваемый период почти с нуля. К 1970 г. доля агностиков и атеистов в мире достигла максимума (почти 20%), а затем стала неуклонно сокращаться. В первое десятилетие нынешнего века она увеличивалась меньше, чем на 0,3%. Вместе с тем, за период в 100 лет достаточно быстро возрастал удельный вес христиан

всех деноминаций (1,32%), индуистов (1,46%), буддистов (1,28%) и анимистов в субсахарской Африке (1,38%).

Таблица 3

Удельный вес представителей различных верований и убеждений

Источник: Johnson T.M., Grim B.J. The World's Religions in Figures. An Introduction to International Religious Demography. Chichester: John Wiley and Sons, 2013, p. 26.

Среди верующего населения наиболее заметно за сто лет, истекших с начала XX до начала XXI в., вырос удельный вес мусульман. В 1910 г. они составляли менее шестой части мирового населения, а к 2010 г. ислам исповедовал почти каждый четвертый житель планеты. Вместе с тем, распространенные одно время представления, что ислам обгонит христианство по числу приверженцев уже к 2030 и уж во всяком случае к 2050 г.24, не нашли подтверждения при более точном подсчете численности мусульман специалистами в области религиозной демографии и оценок на будущее с учетом тенденций последнего десятилетия. Темпы роста мусульман в 2000 - 2010 гг., по данным Джонсона и Грима, составляли в среднем в год 1,86%, а христиан — 1,31%.

При сохранении нынешних тенденций, христианство останется самой массовой религией и в середине XXI столетия (35,8%), а доля мусульман увеличится лишь до 27,5%, т. е. не дотянет и до трети мирового народонаселения25.

Вместе с тем, не исключено, что оценки вышеназванных религиозных демографов, изначально концентрировавших свое внимание на христианском мире, несколько занижают масштабы и потенциал демографического ареала исламской цивилизации. По мнению Г. Пинса из «Академии свободного мира», мусульмане уже в 2005 г. составляли 24% мирового населения, а к 2050 г. их доля должна возрасти до 33%26. Более высоко оценивают размеры и перспективы роста мусульман некоторые исламские центры27 .

Касаясь перспектив, нельзя не учитывать влияние политического фактора, который может изменить сложившиеся за последние десятилетия тренды. Так, руководство Ирана недавно выразило обеспокоенность низкими темпами роста своего населения. Сначала занимавший до выборов 2013 г. пост президента Исламской Республики М. Ахмадинежад, а затем и ее духовный лидер аятолла А. Xаменеи признали необходимым пересмотр демографической политики, отказ от курса на сокращение рождаемости и переход к противоположным, наталистским мерам. В октябре 2013 г. Xаме-неи призвал иранцев иметь четырех-пять детей, заявив, что население в 150 млн человек. — это минимум, который Иран должен иметь. Министерство здравоохранения Ирана подтвердило отказ от практики контроля за рождаемостью28. Многие комментаторы выражают сомнение в достижимости поставленных целей (ныне, по разным оценкам, население равно 78 - 80 млн чел.), но какой-то эффект разворот в демографической политике, по-видимому, окажет. Отметим, что стремление директивно управлять вопросами, касающимися семьи и общества характерно для исламской цивилизаци-онной модели, хотя и не только для нее29 .

Заметное стимулирующее демографический рост воздействие оказывают в некоторых мусульманских странах политические соображения, связанные не с конфессиональным, а этническим фактором. В условиях электоральной демократии и федерализма в Пакистане, например, определенные политические силы прямо заинтересованы в увеличении численности поддерживающего их вследствие этнической и территориальной принадлежности населения. Похожими причинами вызван повышенный темп роста численности малайцев в Малайзии с ее традиционно крупной китайской общиной. В Индонезии отмеченное в последнее время замедление темпов снижения рождаемости тоже связано с политическими и социальнополитическими факторами30 .

Статистическими методами удалось установить, что рождаемость обнаруживает наиболее тесную корреляцию с тремя показателями, один из которых грамотность вообще и грамотность женщин, уже обсуждался. Два других параметра — это доля городского населения и индикаторы уровня жизни. Чем ниже они, тем выше в среднем рождаемость. Таким образом. перспективы демографического роста исламского мира зависят, безусловно, и от базовых социально-экономических причин31.