Автор: Администратор
ROOT Категория: Единая Европа
Просмотров: 6270

23.12.2017 Европейский союз в помпезном тупике. 

 

    Последний в уходящем году саммит Европейского союза, завершившийся 15 декабря, выявил тупик, в котором оказался ЕС. Автоматически, без всяких дискуссий продлив антироссийские санкции на очередные полгода (это стало традицией), Евросоюз расписался в неспособности выстроить взвешенную политику в отношении России.

    Власти ЕС попытались сконцентрировать внимание на внутренних проблемах Союза, но сделать это сейчас непросто, учитывая раскол между ведущими странами-членами Евросоюза, с одной стороны, и государствами Центральной и Восточной Европы – с другой. Плюс внутриполитический кризис в Германии. По оценкам, формирование правящей коалиции в ФРГ стоит ожидать не ранее весны 2018 года, а до этого любые законодательные решения бундестага по общеевропейским вопросам будут блокированы. 

   Без нового немецкого правительства и работоспособного бундестага Евросоюз оказывается в политико-правовом параличе. Это в первую очередь касается миграционной проблемы, по ней сегодня ясности ещё меньше, чем в 2015 году, на пике притока беженцев в Европу. Система квот на размещение беженцев по странам «сеет рознь, привлекает непропорционально много внимания в сравнении с реальным воздействием на местах» и, следовательно, является «крайне неэффективной», – заявил  председатель Совета Европейского союза Дональд Туск. 

 

    Оценка справедливая, но слышать её из уст главного руководителя Евросоюза по меньшей мере странно, ведь в последние годы Брюссель упорно настаивал на введении именно этой системы. Причём против тех стран, которые отказываются следователь выделенным им квотам – Венгрии, Польши и Чехии, – Еврокомиссия уже подала жалобу в Европейский суд.

    После такого заявления Туска логично было бы ожидать, что Евросоюз примет решение о пересмотре квотной системы, но гора опять родила мышь. Участники саммита лишь решили внести расходы на программы, связанные с беженцами и нелегальными мигрантами, отдельной строкой в бюджет ЕС и включить «обновлённый» принцип распределения беженцев по странам в европейское законодательство. И даже это затянется не на один месяц, так как решение ещё должен будет обсудить следующий саммит ЕС в марте 2018 года, а окончательно вопрос будет урегулирован не раньше июня – к конечному сроку формирования правительственной коалиции в Германии.

    Тем временем еврокомиссар по вопросам миграции Димитрис Аврамопулос объявил планы Дональда Туска по реформированию механизма квот «неприемлемыми» и «подрывающими солидарность как одну из основ Европы». Ситуация стала ещё более гротескной.

    На последнем саммите ЕС продвинулись переговоры об оформлении выхода Великобритании из состава Евросоюза. К середине декабря Тереза Мэй и Жан-Клод Юнкер согласовали такие вопросы, как совместное обеспечение прав граждан государств-членов ЕС в Великобритании (3 млн человек) и британских граждан в ЕС (1 млн человек), статус границы между Ирландией и Северной Ирландией, а также общие принципы расчёта размера неустойки, которую Лондон должен будет выплатить Брюсселю за выход из общеевропейских проектов. По данным британских СМИ, итоговая сумма может составить от 40 до 50 млрд фунтов стерлингов. Источники в Евросоюзе приводят похожие цифры – 55-65 млрд евро. При этом Еврокомиссия намерена установить предельно жёсткие сроки погашения задолженности – до 2020 года.

    Правда, американский аналитический центр RAND Corporation обнародовал более устрашающие данные потерь от Brexit. По его мнению, вероятен жёсткий сценарий выхода Великобритании из состава ЕС, при котором Лондон и Брюссель не станут согласовывать параметры сохранения торгово-экономических соглашений, а оттолкнутся от правил ВТО. В результате общий объём внешней торговли Великобритании сократится к 2029 году на 107 млрд долларов, прямые иностранные инвестиции – на 15 млрд долларов, ВВП – на 6,7%. Не поздоровится и Евросоюзу: объём его внешней торговли упадёт ещё больше – на 109 млрд долларов.

    «Мы готовимся к жёсткому Brexit», – подтверждает генеральный директор компании Citigroup в регионе Европы, Ближнего Востока и Африки Джим Коулес. А The Financial Times подсчитала, что за полтора года после референдума о выходе Великобритании из ЕС её ВВП уже сократился на 0,9% по сравнению с вариантом, при котором победу на плебисците одержали бы сторонники сохранения членства в Евросоюзе.

    То есть даже частичный прогресс переговоров по Brexit показывает, что «единой Европе» лучше всего удаётся решать вопросы о сокращении её пространства. Рознь преобладает над объединением.

    Уровень интеграции в рамках ЕС пытаются повысить за счёт формирования единого оборонного пространства, но и здесь всё, чего удалось достичь, – это утвердить программу «Постоянное структурированное сотрудничество в сфере безопасности и обороны» (PESCO). А в программе говорится всего-навсего о разработке единых стандартов радиотехники и военного обучения и принципах упрощённой переброски войск одного государства-члена Евросоюза через территорию другого, что и так регулируется в рамках НАТО, куда входит подавляющее большинство стран-членов ЕС.

    Бездумное следование антироссийскому курсу вопреки собственным интересам, ссоры из-за мигрантов, неспособность принять внятные решения в сфере совместной обороны, торговля по поводу выхода Великобритании из ЕС – таким запомнится Евросоюзу уходящий 2017-й год. И кроме того ближе к католическому Рождеству снова вспыхнул пожар в отношениях Брюсселя и Варшавы.

П. Искендеров 

https://www.fondsk.ru/

 

29.12.2017 Полька для Евросоюза

 

    Один из наиболее шумных членов Европейского союза Польша оказалась в опасной близости к тому, чтобы лишиться права голоса в этой организации. Соответствующая мера фигурирует в перечне санкций, ввести которые Еврокомиссия призвала Совет ЕС. Причина – вмешательство польского государства в функционирование национальной судебной системы и фактическое лишение её независимости. А тот факт, что во главе Совета ЕС сейчас стоит бывший польский премьер Дональд Туск, добавляет ситуации пикантность в духе популярной когда-то в Советском Союзе телепередачи «Кабачок 13 стульев».

    За минувшие два года в Польше по инициативе правительства и правящей коалиции во главе с партией «Право и справедливость» были приняты 13 законов, изменивших судебную систему страны, подчёркивает в своём заявлении Еврокомиссия, настаивая на необходимости ввести против Варшавы санкции (соответствующее предупреждение было вынесено польской стороне ещё в июле 2017 года). Еврокомиссия пришла к заключению, что «существует риск» серьёзного нарушения принципа верховенства права в Польше и высший исполнительный орган ЕС считает необходимым «вступить в новую фазу диалога с привлечением Европейского парламента и Европейского совета».

    В частности, Еврокомиссия рекомендует Совету ЕС задействовать статью Договора о Европейском союзе, в которой записано, что Совет ЕС может ограничить права государства–члена данной организации, если существует «серьёзное нарушение государством-членом ценностей» Евросоюза. Одновременно Еврокомиссия опубликовала «разъяснения», касающиеся перечня возможных мер наказания Польши, и среди них фигурирует лишение Варшавы права голоса в Евросовете. Высший исполнительный орган ЕС предложил Польше «исправить ситуацию в течение трёх месяцев», после чего сообщить о результатах.

    Однако угрозы Еврокомиссии пока добавляют уверенности Польше, которая обвинила Брюссель во вмешательстве в её внутренние дела. Польское министерство иностранных дел в специальном заявлении подчеркнуло, что решение Еврокомиссии «осложняет отношения Польши и ЕС». Данное решение «может затруднить понимание и взаимное доверие между Варшавой и Брюсселем», отметило польское внешнеполитическое ведомство.

    В Варшаве при этом говорят, что страна «придерживается диалога с Европейской комиссией», но «не приемлет односторонних и несправедливых суждений». К тому же в Польше не сомневаются, что в отношении самой судебной реформы в Европе «ведётся негативная информационная кампания с необоснованными обвинениями». А президент Польши Анджей Дуда ответил Брюсселю ещё более определённо. Он просто подписал 20 декабря два закона – о Национальном судебном совете и Верховном суде – в рамках реформирования национальной судебной системы, «несмотря на обещание Европейской комиссии в случае их принятия ввести против Варшавы санкции», сообщает польское издание Wprost.

    Тот факт, что ранее оба закона были сразу приняты сеймом и утверждены польским сенатом, свидетельствует, что Еврокомиссии приходится иметь дело не с отдельными польскими политиками, а с консолидированной позицией всех ветвей государственной власти, что выводит споры Брюсселя и Варшавы на новый уровень.

    История споров насчитывает уже несколько лет, но особой остроты противоречия достигли после прихода к власти нынешнего польского президента Анджея Дуды и коалиции во главе с партией «Право и справедливость» Ярослава Качиньского. Придерживаясь проамериканского курса, Качиньский и его единомышленники скептически относятся к теории и практике функционирования «единой Европы» и в целом к деятельности брюссельской бюрократии, в которой видят попытки подорвать культурную идентичность народов Европы и ослабить институты национальной государственности. Аналогичные тенденции прослеживаются в политике других стран, входящих вместе с Польшей в объединение «Вишеградская группа» (Венгрия, Словакия, Чехия).

    И, в принципе, Польша может стать для Евросоюза более опасной «миной замедленного действия», чем «торгующаяся на выход» Великобритания или стремящаяся к самоопределению Каталония. Не случайно немецкие СМИ выражают по этому поводу тревогу, ведь Германия тоже находится в прицеле польских властей. «Выход Польши из ЕС вполне возможен», – предупреждает Die Welt и продолжает: «Своим решением о применении «юридической атомной бомбы» против Польши из-за правовой реформы в этой стране Европейская комиссия отважилась на серьёзный шаг. Однако он представляет собой большой риск для самой Европы и может оказаться запоздалым. Кроме того, для введения санкций требуется одобрение всех государств – членов ЕС, а Венгрия уже заявила, что находится на стороне Варшавы». «Действия Еврокомиссии против Польши являются неприемлемыми и нарушают независимость страны», – приводит газета слова венгерского вице-премьера Жолта Шемьена. Возможно, польское правительство «вообще не заинтересовано в том, чтобы оставаться в ЕС после 2020 года, то есть после следующих парламентских выборов и начала нового периода действия бюджета ЕС», отмечает польский политолог Рената Миенковска в интервью немецкой газете Die Zeit: если в финансовом отношении Польша ничего не выиграет, то она «может выйти из ЕС».

    Дальнейшее развитие событий будет в значительной степени зависеть от того, какую позицию займут США и захочет ли администрация Трампа вообще как-то участвовать в конфликте между Брюсселем и Варшавой. Известный своей близостью к Госдепартаменту американский Атлантический совет на всякий случай предупредил поляков, что, отказываясь от проведения «демократических реформ», они играют с огнём: «Польское правительство, похоже, хочет вернуться к модели межвоенного периода, когда страна игнорировала интересы меньшинства и, лишившись союзников, столкнулась с кризисом. Нынешняя власть так и не вынесла уроков из той ситуации».

    Однако расстановка сил в Европе и приоритеты Трампа, скорее, добавляют козыри Польше и её союзникам. Вполне очевидно, что прежняя модель европейской интеграции себя исчерпала, а выработать новую модель Брюссель не готов, осаждаемый финансовыми проблемами, миграционным кризисом, волнами сепаратизма. И можно предположить, что в 2018 году укрепятся позиции государств Центральной Европы, защищающих национальные интересы от наднациональной бюрократии. 

П. Искендеров

https://www.fondsk.ru/