Автор: Ларина Е.
США Банки Наркотики Терроризм Категория: Ларина Елена Сергеевна
Просмотров: 930

2015-2021 Серия публикацийБез освоения этого смыслового блока политические коллизии на планете будут продолжать казаться хаотичными и бессубъектными, проистекающими из ошибочных и недальновидных решений горе-политиков (Нуланд сожалеет о своей поддержке вторжения в Ирак). Работает сложная, большая, чудовищная машина. Заклинить ее работу - нетривиальная задача для интеллекта и вызов любому вменяемому пассажиру космического корабля «Планета ЗЕМЛЯ». Электрик.СПб 

05.05.2021 Мир глазами военной разведки США.  Е. Ларина, В. Овчинский
Об эпохе стратегической конкуренции

15.05.2015 Войны Уолл-стрит

11.05.2015 ФРС - самая невидимая часть айсберга США 

28.04.2015 ЦРУ — часть Военно-разведывательно-финансового комплекса США

20.04.2015 Военно-разведывательно-финансовый комплекс США. Невидимая часть айсберга

19.04.2015 Военно-разведывательно-финансовый комплекс США. Видимая часть айсберга

 

 


05.05.2021 Мир глазами военной разведки США.

 

Об эпохе стратегической конкуренции

В этом году спецслужбы США конкурируют между собой в подготовке аналитико – стратегических документов по вопросам международной безопасности и угрозах Соединённым Штатам. Теперь на сайте Сенатского Комитета по делам вооружённых сил опубликован доклад Разведывательного управления Минобороны США о глобальных угрозах в 2021году. Доклад будет обсуждён на слушаниях в Сенате. При его подготовке использовалась информация, доступная по состоянию на 26 апреля 2021 г.

Время, в которое мы живем названо в докладе эпохой стратегической конкуренции. Противники США, по убеждению авторов доклада, делают всё, чтобы превзойти военное преимущество США. Государственные и негосударственные субъекты не только развивают такие возможности, но уже «выборочно используют их на глобальном и региональном уровнях». Эти возможности охватывают все области боевых действий и географические границы. Они включают в себя более смертоносные баллистические и крылатые ракеты, растущие ядерные запасы и ряд мер «серой зоны», такие как нетрадиционные силы, манипулирование информацией, кибератаки и экономическое принуждение. Такие меры «серой зоны» ниже боевых порогов и допускают правдоподобное отрицание конфликта, позволяя вести агрессивные кампании.

Новые достижения в области материалов, высокопроизводительных вычислений, робототехники, возможности искусственного интеллекта (ИИ) и биотехнологий увеличивают и технологические возможности противников США.

Китай и Россия названы в докладе главными противниками. Эти страны, в частности, продвигаются вперед, развертывая космические и контркосмические возможности, и используют киберпространство для увеличения своего оперативного влияния на инфраструктуру США.

Они также, по мнению военной разведки, используют COVID-19 для ведения информационной войны, чтобы подорвать западные правительства, атаковать экономические и результаты в своей политике. При этом в докладе делается вывод, что «истинное происхождение SARS-CoV-2, вируса, вызывающего COVID-19, который появился в Китае, остается неясным». Поэтому военная разведка США «продолжает изучать новую информацию» (а это означает, что виновником пандемии может быть назван в любое «нужное» время кто угодно – Е.Л, В.О.).

России в докладе посвящён специальный раздел. Информация, содержащаяся в нём достаточно известна, она взята, в основном, из российских СМИ и с официальных государственных российских сайтов. Поэтому изложение позиций доклада начнём, прежде всего, с оценки китайских угроз для США.

Пекин, считают авторы доклада, рассматривает международную среду и отношения Китая с Вашингтоном как все более враждебные и осознает угрозу своему суверенитету и безопасности. Китай продолжает свою кампанию военной модернизации и в конечном итоге стремится к достижению многосторонней цели, сформулированной в 2017 году. Народно-освободительная армия Китая (НОАК), вероятно, расширит свой объемный охват по всему миру, чтобы поддерживать глобальные интересы Китая.

В 2020 году председатель КНР Си Цзиньпин продолжил консолидацию власти, предоставив себе как лидеру Коммунистической партии Китая (КПК) дополнительные рычаги воздействия на завершение ключевых военных реформ. В октябре 2020 г. партия созвала Пятый пленум ЦК КПК 19-го созыва. Пленум обозначил цели с акцентом на переходе Китая от экономики, ориентированной на экспорт, к экономике, основанной на высоких технологиях и внутреннем потреблении. Пекин считает, что Китай остается в «периоде важных стратегических возможностей».

Китайские лидеры характеризуют долгосрочную программу военной модернизации Китая как необходимое условие для достижения состояния великой державы. Новая веха партии по достижению военной модернизации к 2027 году, которая была обнародована на пленуме, вероятно, сигнализирует о намерении ускорить некоторые усилия по обновлению оборудования, чтобы пересмотреть ранее заявленные сроки. Согласно этим срокам, планировалось, что НОАК достигнет завершение военной модернизации к 2035 году и преобразование в доминирующую армию к 2049 году.

НОАК формулирует свою цель на 2027 год как обеспечение глобальной безопасности в качестве глобального лидера. НОАК четко заявляет, что её необходимо модернизировать, чтобы «закрыть бреши в безопасности в отношении с более сильными военными конкурентами, а также сдерживать и подавлять силы сепаратистов (в первую очередь Тайвань)».

Китай продвигает амбициозную повестку дня военной модернизации, которая сосредоточена «на разработке и развертывании передового военного ведения боевых действий с упором на дальние высокоточные удары, воздушные и морские возможности, киберпространство, радиоэлектронную войну, космические и контркосмические возможности, а также реструктуризацию стратегического потенциала ядерных сил».

Согласно докладу, НОАК превратилась в боеспособную глобальную объединенную силу. НОАК ищет силы, способные погасить несколько конфликтов, включая насильственное объединение Тайваня, одновременно отговаривая, сдерживая или подавляя военное вмешательство третьей стороны. В то же время военная разведка США ожидает, что НОАК расширит свои возможности для продвижения более мелких интересов Китая по всему миру.

Ракетные силы НОАК продолжают наращивать свой потенциал баллистических ракет дальнего действия и противокорабельных ракет, что дает им возможность наносить высокоточные удары в западной части Тихого океана, Индийском океане и Южно-Китайском море из материкового Китая. Китай продолжал уделять особое внимание гиперзвуковым планирующим аппаратам для противодействия баллистическим системам.

Китай расширяет и диверсифицирует свой ядерный арсенал. В октябре 2020 года военная разведка США оценила как минимум его удвоение в течение следующего десятилетия в Китае. С тех пор Пекин ускорил свою ядерную экспансию и находится на пути к превышению предыдущих прогнозов.

Китай, вероятно, стремится создать эквивалент, а в некоторых областях превзойти США в области новых ядерных боеголовок и платформ их доставки, которые, по крайней мере, будут равны по эффективности и надежности.

НОАК продолжает совершенствовать свое стремление к ядерной триаде, и все больше указывает на то, что Пекин сохраняет часть своих ядерных сил в режиме «запуск по предупреждению».

Китай постоянно заявляет, что никогда не исследовал, не производил и не обладал биологическим оружием. Однако Китай развивает потенциальную биологическую деятельность двойного назначения и достаточную биотехнологическую инфраструктуру для некоторых биологических агентов или токсинов, производимых в больших масштабах.

Китай объявил, что когда-то осуществлял небольшую программу наступательного химического оружия, но утверждает, что программа была свернута. Химическая инфраструктура Китая указывает на достаточность для исследований и разработок, а также способность закупить некоторые химические вещества в больших объёмах.

В докладе отмечается, что Космическая программа, управляемая НОАК, продолжает быстро развиваться. Китай вкладывает средства в улучшение космических систем спутниковой связи, спутниковой навигации и метеорологических возможностей, а также пилотируемых космических аппаратов и освоение космоса роботами. Китай построил расширенную наземную инфраструктуру поддержки своего растущего орбитального флота и связанных с ним функций. Китай использует противокосмические средства, предназначенные для разрушения и противодействия в космических средах во время кризисов или конфликтов.

Военно-воздушные силы НОАК продолжают брать на вооружение современные истребители. Примером может служить запуск в сентябре 2020 года истребителей-невидимок J-20 на границе Китая с Индией во время их военного противостояния. НОАК также расширяют диапазон и возможности своих бомбардировщиков.

Военно-морской флот НОАК увеличивает масштабную программу судостроения, строя новые подводные лодки, крейсеры, ряд других надводных кораблей и авианосцев нового класса. ВМФ Китая превращается в глобальную силу, постепенно расширяя свои возможности по поддержанию операций за пределами Восточной Азии.

Авторы доклада отмечают, что Военные реформы в Китае в 2020 году были сосредоточены на повышении возможностей НОАК проводить совместные операции, вести борьбу с конфликтами высокого уровня на больших расстояниях от материкового Китая, а также на усилении роли партии в вооруженных силах.

Китай признаёт синергию между высокими технологиями и обороной и стремится возглавить переход к «интеллектуальной» войне с помощью национальной стратегии «военно-гражданского слияния» путем реформирования своих организаций для улучшения качества исследований и разработок. Китай продолжает активно инвестировать в новые возможности, особенно в ИИ. По состоянию на конец 2020 года Пекин видит новые долгосрочные цели по укреплению научных, технологических и экономических сил.

Военные учения НОАК в течение 2020 года были сосредоточены на повышении возможностей НОАК побеждать в войнах посредством операций в реалистичных боевых условиях. НОАК, вероятно, продолжит эти учебные мероприятия и маневры в 2021 году.

В течение 2020 года Пекин предпринял ряд действий для утверждения своих территориальных претензий на периферии. В июле 2020 года Пекин принял закон о безопасности, который серьёзно подорвал автономию Гонконга и основные свободы, ранее предоставленные жителям Гонконга. В то же время Китай продолжал политику насильственной ассимиляции этнических и религиозных меньшинств в Синьцзяне и Тибете. Ранее Китай стремился углубить свою экономическую связь с Тайванем, используя военные действия, чтобы удержать свою позицию в вопросах достижения формальной независимости, но теперь он, вероятно, ужесточил свою позицию. Пекин использует тактику военного давления, чтобы заставить Тайвань согласиться с повесткой дня объединения Китая. Также Пекин оказал давление на Тайбэй и провел военные операции возле Тайваня. Например, ВВС НОАК и ВМС НОАК провели военные учения, включая вход в опознавательную зону противовоздушной обороны Тайваня и преднамеренное пересечение центральной линии Тайваньского пролива - средней линии пролива, которую Пекин в целом уважал, но недавно объявил, что её не существует.

В Южно-Китайском море используются суда правоохранительных органов и морских ополченцев для обеспечения безопасности интересов в целях разрешения спорных вопросов таким образом, чтобы оставаться ниже порога провокации вооруженного конфликта.

В августе 2020 года Китай провел испытания нескольких баллистических ракет, которые приземлились недалеко от Хайнаня и Парасельских островов в Южно-Китайском море. Китайские аванпосты оснащены передовыми противокорабельными и зенитными ракетными системами и оборудованием для постановки помех, включая самые мощные, когда-либо развернутые в Южно-Китайском море.

Китай стремится создать более надежную внешнюю логистику и базовую инфраструктуру, чтобы НОАК могла поддерживать военную мощь на больших расстояниях. Сочетание моделей - предпочтительный доступ к коммерческой инфраструктуре за рубежом, эксклюзивные логистические объекты НОАК с размещенными припасами, совмещенными с коммерческой инфраструктурой, и базами с размещенными силами - наиболее соответствует потребностям Китая в военной логистике за рубежом. Помимо своей базы в Джибути, Китай, скорее всего, уже рассматривает и дополнительные логистические объекты для поддержки развертывания военно-морских, воздушных и наземных сил, а также вероятно, предпринял аналогичные попытки в странах Африки и на островах Тихого океана.

В Латинской Америке Китай расширяет свою военную активность и присутствие. Например, Силы стратегической поддержки имеют станцию ​​слежения, телеметрии и управления в Аргентине. В ближайшее время Китай может достичь соглашения о доступе через Южную Америку для поддержки своего присутствия в Антарктике. Китая, вероятно, будет искать новые возможности для своего присутствия и усиления влияния и в 2021 году. Присутствие китайского телекоммуникационного гиганта Huawei на основных рынках Латинской Америки обеспечит возможность играть заметную роль в развертывании 5G в ближайшие годы, расширяя влияние Китая за счет использования сети 5G и технологии наблюдения на ее основе ИИ. По мнению военной разведки США, Китай воспользовался пандемией, чтобы отправить медицинское оборудование или техническую помощь почти во все страны региона. Многие региональные военные по-прежнему рассматривают Соединенные Штаты как предпочтительного партнера в области безопасности, но они принимают участие в расширении присутствия Китая, особенно те из них, кто принимает в дар оборудование и получает бесплатное военное образование.

Китай активизировал свою деятельность в Арктике и Антарктике, чтобы увеличить свое влияние, легитимность и участие. В Арктической стратегии Китая подчеркивается, что его ледокольные суда и исследовательские станции являются неотъемлемой частью реализации стратегии. Китай использует первый гражданский ледокол отечественного производства для завершения арктических и антарктических экспедиций в 2020 году.

Москва и Пекин значительно расширили связи в сфере безопасности с 2014 года, о чем свидетельствует участие Китая в трех последних совместных учениях России и первое совместное патрулирование бомбардировщиков в Японском море в июле 2019 года, за которым последовало второе совместное патрулирование в декабре 2020 года. Россия и Китай отложили другие учения в 2020 году, вероятно, из-за глобальной пандемии COVID-19, но они возобновят двустороннюю оборонную деятельность в 2021 году.

В 2020 году отношения между Китаем и Индией были плохими, поскольку усилилось военное противостояние вдоль их спорной границы. Ситуация завершилась июньским столкновением, в результате которого погибли 20 индийских и четыре китайских солдата, и две страны оказались ближе к войне, чем за все последние десятилетия.

Индия, согласно докладу, ужесточила свой подход к Китаю после ухудшения двусторонних отношений, последовавших за попытками Китая захватить территорию вдоль оспариваемой линии фактического контроля, на которую претендует Индия, начиная с лета 2020 года. В ответ на июньские столкновения между индийскими и китайскими войсками Нью-Дели направил дополнительно 40 тысяч военнослужащих, артиллерию, танки и самолеты к спорной границе, занял стратегические горные перевалы на спорной территории и отправил корабли ВМС Индии для слежки за китайскими кораблями в Аденский залив. Индия также приняла экономические меры, призванные продемонстрировать решимость против действий Китая, в частности запретила китайские приложения для мобильных телефонов в Индии и приняла меры по подбору надежных поставщиков телекоммуникационного оборудования для своих будущих сетей 5G. Нью-Дели укрепил отношения безопасности с партнерами в Индо-Тихоокеанском регионе, заключив соглашения о материально-технической поддержке с Австралией и Японией, расширив обмен морской информацией с Соединенными Штатами, а также участвуя во встрече министров иностранных дел Четырехсторонней комиссии.

Хотя переговоры между военными и дипломатическими чиновниками привели к соглашению в середине февраля о выводе войск со спорной территории вокруг озера Пангонг, Нью-Дели, вероятно, сохранит свою позицию в отношении Пекина до 2021 года, что повысит риск будущей военной конфронтации.

Индия также придерживалась напористой позиции на своей границе с Пакистаном, отказываясь участвовать в дипломатическом диалоге в отсутствие действий Пакистана по прекращению поддержки антииндийских боевиков. Напряженность остается высокой после террористической атаки в Пулваме в 2019 году и последующих военных действий, а также действий правительства Моди в августе 2019 года по ограничению автономии Джамму и Кашмира путем пересмотра конституции Индии. Подразделения индийской армии вдоль линии контроля в течение года периодически наносили артиллерийские удары по предполагаемым лагерям боевиков и позициям пакистанской армии. Индия и Пакистан объявили о соглашении о прекращении огня в конце февраля 2021 года, но любые громкие нападения боевиков со стороны подозреваемых группировок, базирующихся в Пакистане, скорее всего, вызовут военный ответ Индии, который может перерасти в военную конфронтацию.

Нью-Дели продолжает проводить широкомасштабную военную модернизацию, охватывающую воздушные, наземные, военно-морские и стратегические ядерные силы с упором на внутреннее оборонное производство. Он продолжит свои давние отношения с Россией в области обороны, принимая во внимание большое количество оборудования российского производства на складах Индии и готовность Москвы помочь Нью-Дели в укреплении его отечественной оборонной промышленности. Индия продолжала разрабатывать свои собственные гиперзвуковые, баллистические, крылатые ракеты и средства противовоздушной обороны, проведя с сентября около десятка испытаний.

Отмечается, что Индия имеет всё большее количество спутников на орбите и расширяет использование космических средств, вероятно, в целях повышения роли космических средств в ее военной стратегии. В марте 2019 года она провела успешное испытание противоспутниковой ракеты и позже объявила о планах дальнейшего определения роли противоспутникового оружия в своей Стратегии национальной безопасности. Нью-Дели также стремится накапливать космический опыт, создав свое оборонное космическое агентство и проведя учения по космической войне, такие как IndSpaceEx, прошедшые в июле 2019 года.

Соединенные Штаты по-прежнему сталкиваются с множеством вызовов безопасности на Ближнем Востоке.

После почти десяти лет гражданской войны сирийский режим и его противники зашли в тупик. Линии фронта, вероятно, останутся в основном неподвижными в течение следующих шести месяцев. Дамаск налаживает отношения с местными племенами на востоке, чтобы разжечь беспорядки, ослабить отношения США с этими племенами и провести атаки на коалицию и сирийские демократические силы. Силы сторонников режима участвуют в столкновениях с боевиками оппозиции в провинции Идлиб, но военная разведка США не увидела каких-либо значительных географических изменений с момента вступления в силу российско-турецкого перемирия в марте 2020 года. Дамаск, вероятно, не возобновит крупное наступление без явной политической и военной поддержки из России, судя по предыдущему нежеланию Дамаска напрямую вовлекать турецкие вооруженные силы в длительные боевые действия.

Хаят Тахрир аш-Шам, бывший официальный филиал Аль-Каиды в Сирии, по-прежнему контролирует провинцию Идлиб, в которой также находится ИГИЛ, Хуррас ад-Дин, официальный филиал Аль-Каиды в Сирии, другие иностранные джихадистские группы и более трех миллионов мирных жителей.

Сирийская оппозиция почти наверняка больше не способна представлять угрозу режиму и вместо этого стремится защитить оставшиеся районы своего контроля на севере Сирии и сохранить поддержку Турции.

Москва, вероятно, сохранит долгосрочное военное и экономическое присутствие в Сирии, предоставив ей доступ к природным ресурсам, а также постоянное использование и расширение своего военного присутствия. Москва стремится нормализовать отношения между международным сообществом и Дамаском с целью поощрения внешних инвестиций и усилий по восстановлению, а также смягчения воздействия США. санкции против режима Асада.

В Сирии постоянное контртеррористическое давление, поддерживаемое коалицией, и многочисленные потери руководства, вероятно, уменьшили возможности повстанцев ИГИЛ. Операции группы снизились в течение 2020 года, в то время как организация сосредоточилась на перемещении персонала, чтобы избежать контртеррористических операций, и получении доходов путем конфискации партий нефти и похищения должностных лиц с целью получения выкупа. ИГИЛ использует подпольные ячейки в недостаточно контролируемых сельских районах на востоке и юге Сирии, чтобы запугать местное население и атаковать местные силы безопасности и интересы коалиции. Его присутствие в лагерях для внутренне перемещенных лиц на северо-востоке позволяет ИГИЛ вербовать и обучать местных жителей, маскировать и перемещать своих боевиков и сторонников, избегать проверок со стороны местных органов безопасности. Более половины населения Сирии остается перемещенным, в том числе почти 6,6 миллиона внутренне перемещенных лиц в Сирии и 5,6 миллиона зарегистрированных беженцев на Ближнем Востоке и в Турции. Только весной 2020 года боевые действия на северо-западе Сирии привели к перемещению почти 1 миллиона человек. Возобновление боевых действий между сирийским режимом и сирийскими оппозиционными силами в этом конфликте, вероятно, вынудит сотни тысяч мирных жителей бежать к турецкой границе и, вероятно, вызовет еще один гуманитарный кризис. Еще одно турецкое вторжение в северную Сирию, вероятно, также приведет к перемещению сотен тысяч мирных жителей, как это было в 2018 и 2019 годах.

Иран по-прежнему привержен защите своих стратегических интересов в Сирии, включая обеспечение стабильности режима и сохранение доступа к левантийским партнёрам и доверенным лицам, особенно к Хезболле. Основные цели "Хезболлы" в Сирии - поддержание безопасности вдоль ливано-сирийской границы, создание условий для потенциального конфликта с Израилем и сохранение узлов снабжения из Ирана.

В 2020 году значительно усилилась угроза интересам США в Ираке со стороны поддерживаемых Ираном иракских шиитских ополченцев, стремящихся обеспечить сокращение численности войск США.

В Ираке ИГИЛ, вероятно, воспользовалось изменениями в своей операционной среде, чтобы уменьшить успехи коалиции в прошлом году. ИГИЛ использовало пандемию COVID-19 и консолидацию сил коалиции для увеличения свободы передвижения. Группа увеличила частоту атак и провела ряд сложных операций, в том числе целенаправленные убийства и нападения на военные объекты. ИГИЛ остается наиболее распространенным в сельских и горных районах Ирака, где небольшие ячейки используют труднопроходимую местность в качестве убежища, чтобы избежать обнаружения и начать атаки. ИГИЛ стремится использовать окружающую среду в своих целях, используя межконфессиональную напряженность и суннитские недовольства по поводу безопасности, враждебное поведение шиитских ополченцев в суннитских районах и неспособность перемещенных суннитов вернуться в свои дома.

Особая роль в докладе военной разведки США, как и в других докладах американских спецслужб 2021 года, уделена угрозам в киберпространстве и новым технологиям.

Государственные органы чаще всего сталкиваются с передовыми, настойчивыми, изощренными злонамеренными кибер-действиями, исходящими от широкого круга государственных и негосударственных субъектов. Состязательные злонамеренные кибероперации становится все труднее наблюдать и пресекать. Противники используют оборонные военные сети, военные стратегии с целью манипулирования войсками США, а также пытаются скомпрометировать оборонно-промышленную базу США с целью кражи технологий систем вооружения.

Северная Корея и Иран, хотя и менее способные, чем Россия или Китай, будут использовать киберпространство для достижения целей режимов и асимметрично реагировать на предполагаемые угрозы. В частности, Иран увеличил количество операций.

Ряд факторов приводит к изменению космической сферы. Давние препятствия для доступа в космос - технологические и финансовые - исчезают, и все больше стран и коммерческих фирм участвуют в космическом строительстве, исследованиях и непосредственно в пилотируемых космических полетах. Ожидается, что количество спутников будет расти. Кроме того, на сегодняшний день в космическом пространстве находится приблизительно 20 тысяч объектов размером не менее 10 см. Этот мусор включает в себя брошенные космические корабли, разгонные блоки космических ракет-носителей, обломки и остатки взрывов или столкновений. Число этих космических объектов увеличивается, особенно на малых околоземных орбитах, и риск столкновения с космическими объектами быстро растет.

Ожидается, что усовершенствование датчиков, использование продвинутого ИИ, позволяющего улучшить автоматизацию постановки задач, сбора данных, обработки и распространения информации о космических объектах, усилит космические возможности стран-конкурентов.

Число государств, обладающих ядерным оружием, выросло после окончания холодной войны. Страны со зрелыми программами разработки и использования ядерного оружия увеличивают количество и возможности применений своих арсеналов. Некоторые страны модернизируют унаследованные запасы, внедряют передовые технологии для проникновения в системы противоракетной обороны или уклонения от них. Россия и Китай, вероятно, значительно увеличат свои запасы ядерных боеголовок в течение десятилетия. Ожидается увеличение запасов, в первую очередь обусловленное нестратегическими запасами ядерного оружия. Россия обладает от 1000 до 2000 нестратегических ядерных боеголовок и примерно 1400 боеголовок для стратегических систем. В прошлом году Агентство военной разведки прогнозировало, что Китай как минимум удвоит свои запасы ядерных боеголовок, которые составят по оценкам 200 единиц за это десятилетие. С тех пор Пекин ускорил свою ядерную экспансию и находится на пути к превышению предыдущих прогнозов относительно вероятного размера запасов к концу этого десятилетия.

Другие страны, такие как Пакистан, Северная Корея и Индия, продолжают продвигать свои ядерные программы, хотя программы не такие сложные, как в России и Китае.

Распространение товаров, знаний и технологий двойного назначения, относимых к оружию массового уничтожения, будет по-прежнему способствовать разработке или производству дополнительного ядерного оружия и систем доставки, которые представляют прямую угрозу интересам США и их союзников. Такому распространению способствуют широко распространенные специализированные сети закупок. Эти коммерческие и спонсируемые товары оказались устойчивыми к международным системам санкций и других запретов, ограничивая передачу данных, относящихся к оружию массового поражения, конкретным странам или организациям.

Передовые технологии увеличивают возможности и количество участников, представляющих разведывательные угрозы интересам Министерства обороны США. Злоумышленники всё шире используют технологии, такие как ИИ, аналитика больших данных, облачные вычисления, передовые беспилотные и автономные системы и носимая электроника. Это уменьшает преимущество США во многих областях, позволяет им осуществлять отслеживание в режиме, близком к реальному времени, и вести наблюдение за персоналом в том числе в оборонной отрасли.

Более 90 стран по всему миру усовершенствовали свои системы видеонаблюдения с помощью платформ Smart City / Safe City, включая технологии ИИ (75 стран) и системы распознавания лиц (88 стран). Китайские компании, включая Dahua, Hikvision, Huawei и ZTE, стали мировыми лидерами в разработке систем умного/безопасного города, рынок которых, как ожидается, превысит к 2025 году 2,4 триллиона долларов. По состоянию на 2019 год эти компании предоставили возможности наблюдения с помощью ИИ как минимум в 63 странах, при этом Huawei обеспечивает 80 % технологий наблюдения.

***

В Стратегии национальной обороны США отмечается, что военная среда определяется быстрыми технологическими изменениями и вызовами со стороны противников во всех сферах деятельности. Военная разведка должна сосредоточить внимание на всем спектре конфликтов и во всех областях ведения боевых действий, чтобы обнаруживать и правильно характеризовать ключевые события за рубежом и своевременно информировать лиц, принимающих решения, в сфере обороны.

В течение многих лет на первом месте среди угроз Соединенным Штатам стояли опасность атаки "Аль-Каиды", а в последние годы проблема кибер-вторжений.

В прошлом году не было оценки публичных угроз и открытых слушаний в Сенате. Возможно, это было обусловлено глубокими противоречиями в понимании ситуации между администрацией тогдашнего президента Дональда Трампа и демократической частью сенаторов.

В текущем году с точки зрения внешней политики Соединенные Штаты столкнулись с невозможностью вернуть себе статус глобального гегемона. Для того, чтобы оправдать деградацию международного влияния, американские элиты развернули наступление на «державы-ревизионисты» с целью списать свои проблемы на внешних врагов.

Поэтому в этом году оценка угроз Соединенным Штатам сосредоточена на соревновании великих держав.

Безусловно, США сталкиваются с серьезными традиционными военными угрозами, а также с жесткой конкуренцией со стороны Китая и России. Кроме того, у американских противников в Иране и Северной Корее есть потенциал для разработки ядерного оружия и нацеливания его на США, а у враждебных боевиков есть возможности для попыток совершения террористических атак на территории США, напоминающих события 11 сентября. Действительно, в последние годы баланс сместился в сторону конкуренции и, вероятно, еще какое-то время останется в этой точке.

Глобальные тенденции способны в любой момент измениться, как в сторону перерастания конкуренции в прямое военное противостояние, а могут и приоткрыть двери для расширения сотрудничества.

The Offspring - Army of One (Official Lyric Video)

 

Е. Ларина, В. Овчинский

https://zavtra.ru/blogs/mir_glazami_voennoj_razvedki_ssha

 


 15.05.2015 Войны Уолл-стрит

 

В 2010 г. газета Washington Post опубликовала серию сенсационных репортажей «TopSecretAmerica». Из них мир впервые узнали о сверхсекретной Америке: огромной запутанной, скрытой от посторонних глаз сети государственных учреждений, частных компаний, исследовательских институтов и т.п., занятых разведкой и спецоперациями. Выяснилось, что в разведывательный комплекс США входят более 1300 государственных организаций и частных компаний, занимающихся национальной безопасностью.

Данные этого расследования были значительно дополнены разоблачениями Э. Сноудена. Выяснилось, что на частных подрядчиков в 2013 г. приходилось не менее половины средств, расходуемых на национальную безопасность. Всего же, по данным одного из наиболее авторитетных электронных ресурсов Defenseone.com, на национальную безопасность США тратят ежегодно более 1 трлн долларов.

В Америке стираются границы между государственными и частными структурами, занятыми разведкой и национальной безопасностью. Все большая часть функций, традиционно выполняемых государственными структурами: министерствами, агентствами, службами, переходят к различного рода частным организациям — от корпораций до «думающих танков», от ЧВК до НКО. Этот курс закреплен в «Стратегии национальной безопасности — 2015». Более того, в Соединенных Штатах происходит стирание границ между военно-промышленным комплексом и гражданской экономикой. Согласно Третьей стратегической оборонной инициативе и выступлению министра обороны США Э. Картера в Силиконовой долине, любая американская компания может рассматриваться как потенциальная или действующая составная часть системы национальной безопасности. Можно сказать больше: в современном мире нет больше отдельно гражданских и военных технологий. Любая высокая технология имеет даже не двойное, а тройное назначение: гражданское, военное и криминальное.

Тенденции сращивания государственных и частных структур, объединения мирных и военных технологий, снижения уровня общественного контроля за структурами разведки и национальной безопасности в Военно-разведывательно-финансовом комплексе США (ВРФК) проявляются сильнее, интенсивнее и отчетливее, чем в любом другом контуре, призванном обеспечить американское глобальное доминирование в мире. Книги Дж. Рикардса, бывшего советника руководителей ЦРУ и Директора национальной разведки по финансовым угрозам и асимметричным конфликтам «Currency Wars:The Making of the Next Global Crisis», «The Death of Money: The Coming Collapse of the International Monetary System» и «The big drop» описывают военные игры, проводившиеся Пентагоном, ЦРУ и Министерством энергетики США с участием топ-менеджеров крупнейших банков и инвестиционных компании Уолл-стрит.

На ежегодных играх отрабатывались оборонительные и наступательные действия на различных финансовых рынках — валютных, фондовых, товарных, включая рынки нефти, золота, металлов и т.п. Крупномасштабные военные игры обеспечивали информационные подразделения АНБ, в них была задействована суперкомпьютерная сеть Министерства энергетики, информационные агентства типа Bloomberg т.п. Фактически игры имитировали финансово-экономические войны между США, Великобританией, ЕС, Россией, Китаем, а также между коалициями различного состава. Имитировались и острые конфликты, в рамках которых государства противоборствовали с надгосударственными структурами и неопознанными финансово-террористическими сетями.

Материалы книг, подтверждаемые немногочисленными, но подробно документированными, научными публикациями, свидетельствуют, что крупнейшие банки и компании по управления активами Уолл-стрит являются неотъемлемым контуром ВРФК. Ключевую роль в ВРФК играют банки-маркетмейкеры. Это известные всем Goldman Sachs, Bank of America, JPMorgan Chase, Morgan Stanley, Wells Fargo, City Group и Bank of New York Mellon. «Большая семерка», по сути, контролирует значительную часть международных финансовых и товарных рынков, определяет их динамику. В книге «13 банков, которые правят миром» С. Джонсона и Д. Квака с блистательным предисловием В. Геращенко убедительно показано, что, по сути, эти банки вместе с ФРС уничтожили свободные рынки как таковые и превратили их в инструмент управления, господства и изъятия денег у различного рода институциональных и частных инвесторов. Много инсайдерской информации на этот счет содержится в книге «The Great Deformation: The Corruption of Capitalism in America» Д. Стокмана, в прошлом одного из высокопоставленных американских чиновников, основателя крупнейшей инвестиционной компании Black Stone и известного экономического аналитика.

Большая семерка является основным получателем практически бессрочных и бесплатных ресурсов от ФРС. В период наиболее острой фазы кризиса в 2008-2009 гг. эти и подобные им банки получили от ФРС на беспроцентной и, по сути, бессрочной основе, по данным агентства Bloomberg, от 2 до 3 трлн долларов. Не просто господствуя, а формируя валютные и товарные рынки, пользуясь неограниченными финансовыми ресурсами ФРС, семерка банков представляет собой главную публичную силу Соединенных Штатов в финансово-экономических войнах.

Однако за спиной всем известных уолл-стритских банков стоят еще более мощные и бесконтрольные структуры. Это — компании по управлению активами. Крупнейшая и наиболее загадочная из них — корпорация Black Rock во главе с Ларри Финком. В настоящее время под ее управлением находятся активы — в подавляющей части акции компаний — на сумму более 4,5 трлн долларов США. Чтобы оценить масштабы господства, можно привести лишь одну цифру — капитализация компаний, включаемых в индекс S&P 500, составляет чуть более 36,5 трлн долларов, т.е. Black Rock контролирует немалую часть корпоративной Америки.

В состав ВРФК входят и другие подобные монстры. К ним относятся, прежде всего, State Street Global, Vanguard Group, Fidelity Investments, Capital Group и Prudential Financial и т.п. Однако конкуренты Black Rock занимаются в основном пассивным инвестированием. Они продают и покупают акции и, как правило, не оказывают решающего влияния на советы директоров и топ-менеджмент компаний, чьими акциями владеют. Кроме того, конкуренты управляют значительно меньшими активами, чем Black Rock. Наконец, Black Rock — это единственная компания, которая не только является крупнейшим владельцем и управляющим активами, но и одновременно располагает мощнейшей платформой алгоритмического трейдинга, самостоятельно присваивает рейтинги компаниям и странам и, что совершенно невероятно, рекомендует правительству США, по каким ценам и какие конкретно активы ему покупать и продавать. По сути, Black Rock, являясь по законодательству публичной торгуемой корпорацией, в каком-то смысле стоит над государством. Более того, многие виды ее деятельности регламентируются специальными секретными документами. Один из наиболее осведомленных в мире людей, бывший председатель ФРС П. Волкер однажды назвал Black Rock самой могущественной финансовой корпорацией в мире.

Как и полагается главной сердцевинной структуре ВРФК, Black Rock существует в режиме абсолютной секретности. Хотя структура владельцев корпорации формально известна, однако детальные исследования позволяют сделать вывод, что в отличие от подавляющего большинства других крупнейших американских финансовых институтов, корпорация принадлежит весьма ограниченной группе лиц. О Black Rock, ее истории, владельцах и деятельности, в отличие от других американских корпораций, не написано ни одной книги, нет ни одного детального расследования.

Кратко очертив основные компоненты и контуры ВРФК, можно переходить к анализу природы финансово-экономических войн. Эти войны как отдельный вид противоборства, включенный в военную доктрину США и некоторых других стран мира, коренным образом отличаются не только от традиционных военных конфликтов, но и от столь популярных сегодня кибер и информационных войн.

Елена Ларина

regnum.ru

  


11.05.2015 ФРС - самая невидимая часть айсберга США

 

Ни в одной из профессиональных публикаций, включая книги и статьи, по вопросам финансово-экономических и валютных войн, ФРС ни разу не упоминается как ключевая составляющая Военно-Разведывательно-Финансового Комплекса США (ВРФК). Факт вовлеченности ФРС в финансово-экономические войны и противоборства, а также в осуществление экономических агрессий категорически отрицается как официальными лицами американской администрации, так и руководством Федеральной Резервной Системы. Ни в одном из изданий, посвященных американской разведке либо национальной безопасности, ФРС не фигурирует как агентство, имеющее отношение к разведывательным либо военным функциям. Более того, сама по себе подобная постановка вопроса тут же влечет в Соединенных Штатах, Великобритании и Европе автоматические обвинения в конспирологии.

В нашей стране издано немало книг о ФРС. Бесспорно в лучших из них, в книгах Ю. Муллинса «Секреты Федеральной резервной системы», У.Энгдаля «Боги денег. Уолл-стрит и смерть Американского века», Р.Пола «Покончить с ФРС», В.Катасонова «Хозяева денег. 100-летняя история ФРС», содержится много достоверной, особенно исторической информации. Однако любая публицистическая книга изначально посвящена доказательству того или иного тезиса. Соответственно, они не претендуют на беспристрастность и охват всех юридических и документальных аспектов темы. Подобных работ в мире опубликованы единицы. Едва ли не лучшей из них является трехтомный труд Allan H. Meltzer «A History of the Federal Reserve, 1913-1986». Для понимания реальности полезны также не столько парадные автобиографические книги, сколько изданные малыми тиражами лекции председателей ФРС П.Волкера, А.Гринспена и Б.Бернанке.

Совокупность сведений, содержащихся в этих работах, позволяет говорить, что ФРС, созданная конкретной группой банкиров, преследовавших интересы Уолл-Стрита и Сити, превратилась в полном смысле, в отдельную ветвь власти не только в США, но и в глобальном масштабе. Часто можно услышать о первой, второй, третьей, даже четвертой и пятой ветвях власти. Не будет преувеличением сказать, что в метафорическом смысле ФРС — это нулевая ветвь власти. Когда к какому-либо числу добавляется ноль, оно увеличивается на порядки. И наоборот, если какое-то число умножить на ноль, то получится тот же самый ноль. Также и с ФРС. Безусловно, возможности ФРС и других центральных банков не безграничны.

Они не могут отменить законы истории и цикличность экономического развития, изменить турбулентность, свойственную нынешнему глобальному финансиализированному обществу, его кризисный характер. Однако мощи ФРС и частично зависящих от нее других центральных банков вполне достаточно, чтобы повергнуть экономики одних стран в депрессию, а другим — обеспечить процветание. Когда в американской и британской литературе отрицается участие ФРС в осуществлении практической военно-разведывательной деятельности в Соединенных Штатах, то расчет строится на незнании документов, в том числе изданных Конгрессом США.

Еще в 2005 году координатор исследовательской группы Конгресса США М.A.Weiss опубликовал доклад «Terrorist Financing: U.S. Agency Efforts and Inter-Agency Coordination». Хотя в докладе ФРС не отнесена к военно-разведывательным структурам, в нем показана ее ключевая роль в реализации Закона об отчетности по валютным и иностранным операциям, Закона о тайне вклада, Закона о деньгах и финансах, Закона о контроле за отмыванием денег, третьего раздела Патриотического акта и т.п. В докладе четко указывается, что реализация санкционной политики, контроль над транзакциями, осуществление мер против юридических и физических лиц, угрожающих или могущих угрожать национальной безопасности США, осуществляется Министерством финансов США, и прежде всего структурами, курируемыми заместителем министра по вопросам терроризма и финансовой разведки в тесном взаимодействии и координации с ФРС.

При этом ключевым является то, что ни Министерство финансов, ни подведомственные ему структуры, в том числе FinCEN, не имеют право вмешиваться в деятельность ФРС и требовать оттуда какую-либо информацию. ФРС же напротив, имеет право доступа к любой нужной для выполнения ее функций информации. Кстати, в ходе слушаний в Конгрессе, связанных с разоблачениями Э.Сноудена и реформой АНБ выяснилось, что именно ФРС имеет право беспрепятственного доступа к любым базам данных о финансовых транзакциях и активах, находящихся в распоряжении АНБ.

Содержащиеся в докладах Конгрессу, либо полученные от ответственных должностных лиц под присягой в ходе слушаний в Сенате или Палате представителей, сведения позволяют сделать однозначный и доказательный вывод, что именно Совет управляющих ФРС располагает всей полнотой данных, в том числе, в режиме реального времени, о валютных, финансовых, инвестиционных рынках, и более того, о финансовых потоках и даже, в случае необходимости, конкретных транзакциях и активах тех или иных физических и юридических лиц.

Возникает вопрос — а зачем ФРС все это информационное богатство и как оно его может использовать? В формальном плане важнейшими функциями ФРС являются определение кредитной ставки, управление денежной эмиссией, покупка государственных ценных бумаг, обеспечение надзора и регулирование банковских учреждений и т.п. При этом надо обратить внимание на такую важнейшую функцию ФРС, как обеспечение стабильности и целостности финансовой системы США. Что кроется за последней функцией, рассказала в выступлении в Сенате о реализации законодательных актов, связанных с борьбой с отмыванием денег, финансированием терроризма и акторами, угрожающими национальной безопасности США, в 2004 г. один из членов Совета управляющих ФРС Сьюзан Шмидт Байс.

В числе прочих ей был задан вопрос, как ФРС взаимодействует в этой работе с Министерством финансов США и его структурами по финансовой разведке и противодействию финансированию терроризма. Сьюзан Байс ответила, что ФРС по этим вопросам действует полностью согласованно с Министерством финансов. Все отличие состоит в методах работы. Министерство финансов действует строго в соответствии с предусмотренными законодательными актами компетенциями, выполняя жестко прописанные юридические процедуры, а ФРС, исходя из своего статуса, решает возникающие вопросы на неформальной основе. Приведенное выше предложение, это сильно ужатая, но практически раскавыченная цитата. В переводе с языка конгрессменов на общечеловеческий, она означает, что ФРС решает те или иные задачи недокументированным образом, т.е. строго говоря, методами, не регулируемыми законами США. Данное обстоятельство, впрочем, неудивительно, поскольку в ст. 1 части 4 Конституции США записано: «… выпускать деньги, регулировать их стоимость, а также стоимость иностранной валюты и устанавливать стандарты меры весов» должен Конгресс США. Фактически же этим занимается ФРС.

Соответственно, финансово-экономические войны и противоборства, регулируемые международными соглашениями и требующие одобрения Конгресса США, а иногда согласований с союзниками и партнерами Америки, в которых используются такие инструменты, как установление и наложение санкций, блокировка счетов, активов и т.п. ведет Министерство финансов США и подведомственные ему структуры. Финансово-экономические войны и инвестиционные агрессии, проводимые помимо или вне, а подчас и с нарушением законов, ведет ФРС и связанные с ней финансовые институты.

Помимо государственных структур с различным статусом в состав ВРФК США входят частные подрядчики и другие, еще более удивительные организации, о которых речь пойдет в следующем материале.

Елена Ларина

regnum.ru

___________________________

Доп. мат. по теме на сайте СССР 2.0: Структура мирового господства

 


28.04.2015 ЦРУ — часть Военно-разведывательно-финансового комплекса США

 

В отличие от АНБ, которое до разоблачений Э.Сноудена называли Агентством Которого Нет, ЦРУ на протяжении почти 70 лет существования почти всегда находилось в центре скандалов, разоблачений и т.п. Связанные с ними утечки позволили многое узнать о деятельности ЦРУ. Однако есть пословица: хочешь что-то спрятать, положи на видное место. Материалы, посвященные грязным делам ЦРУ, нарушениям агентством не только международного, но и американского законодательства, при всей своей разоблачительной силе одновременно выполняют функцию прикрытия еще более серьезных, тщательно скрываемых и долговременных операций. Речь идет о ключевой роли ЦРУ в разработке и ведении финансово-экономических и технологических войн США не только против своих врагов и потенциальных противников, но и союзников и партнеров.

До настоящего времени нет ни одной фундаментальной работы, посвященной анализу роли, методов, технологий и конкретных операций ЦРУ в ходе жестких финансово-экономических и технологических противоборств, имеющих все признаки войн, в которых агентство участвовало последние 70 лет. Тем не менее, определенная разрозненная информация на этот счет существует в различного рода аналитических и мемуарных источниках, а также публикациях материалов расследований Конгресса США и т.п.

ЦРУ — одна из самых молодых служб политической разведки в мире. Она была создана лишь после завершения Второй мировой войны. Изначально на руководящие и ключевые должности в агентстве рекрутировались не кадровые военные разведчики, не университетские аналитики, а прежде всего добившиеся высоких профессиональных достижений представители ведущих адвокатских фирм восточного побережья США и уоллстритских банков. Соответственно, финансово-экономическая сфера проведения подрывных операций стала любимым полем деятельности агентства. Эта ситуация не только сохраняется, но и еще более усиливается в наши дни в связи с переносом акцентов с открытых, распознаваемых методов жесткого противоборства на скрытые, нечеткие, мало идентифицируемые способы нанесения реальным и потенциальным противникам Америки ущерба, превращения их из субъектов в объекты и ресурсы для американского развития.

Характерно, что первой официально признанной в США финансовой наступательной операцией является отнюдь не акция против СССР, как это можно было предположить, а атака на британский фунт и финансы в 1956 г., когда Великобритания и США разошлись в отношении к Суэцкому кризису. Об этом написано в недавно опубликованной статье «The Coming Financial Wars» Дж.Зарате, одного из бывших руководителей финансовой разведки США. ЦРУ продолжало осуществлять активные наступательные операции, вести финансово-экономические войны на протяжении всей истории своего существования. Наиболее подробно, с упоминанием конкретных персоналий, структурных подразделений, методов, технологий, использующихся в оборонительных и наступательных финансовых операциях, рассказал один из крупнейших американских инвесторов, бывший советник директоров ЦРУ и Национальной разведки по финансовым войнам и асимметричным конфликтам, автор бестселлеров Джеймс Рикардс в книгах «The Death of Money:The Coming Collapse of the International Monetary System» и «Currency Wars: The Making of the Next Global Crisis».

Роль ЦРУ как ключевой структуры военно-разведывательно-финансового комплекса (ВРФК) заметно возросла в последние месяцы. В решающей степени это связано с принятием новой «Стратегии национальной безопасности — 2015», предусматривающей доминирование в семи сферах противоборств для достижения глобального американского лидерства. Вместе с технологической, в Стратегии особо выделена финансово-экономическая сфера противоборств.Именно ЦРУ обладает наибольшими возможностями для проведения активных наступательных финансово-экономических операций. Именно агентство выполняет главные функции, связанные с ведением финансовых и технологических войн.

Это в решающей степени связано не только с писанными и неписанными традициями агентства, но и с особенностями американского законодательства. ЦРУ, хотя формально подчиняется президенту США, является независимым от федерального правительства США агентством. Независимость агентства выражается в частности в том, что президент не может единолично назначить или уволить главу агентства, а лишь представляет его кандидатуру Конгрессу. В самом же Конгрессе значительная часть вопросов, связанных с ЦРУ, может рассматриваться исключительно комитетами по разведке, Сената и Палаты представителей, в том числе на секретных заседаниях.

Если детально проанализировать комплекс юридических документов, регламентирующих деятельность агентства, наиболее полно приведенный в недавно вышедших фундаментальных работах The Central Intelligence Agency [2 volumes]: An Encyclopedia of Covert Ops, Intelligence Gathering, and Spies, Jan Goldman (2015) и US Intelligence Community Law Sourcebook, Andrew M. Borene (2014), возникает устойчивое мнение, что полнотой всей информации о деятельности ЦРУ по одиночке не обладают ни президент США, ни Конгресс, ни координирующий деятельность американского разведывательного сообщества Директор национальной разведки. Каждый из них имеет всю информацию в части, установленных для него законодательством компетенций.

Казалось бы, в соответствии с действующим законодательством Президент США имеет полную информацию о «тайных операциях». Действительно, именно Президент по согласованию с Конгрессом обладает исключительным правом принимать решение по подобным операциям. Это зафиксировано в Законе о полномочиях разведки на 1991 год. Там же дано и определение тайных операций. Активные или наступательные финансовые операции, связанные с дестабилизацией или манипулированием валютными, сырьевыми, инвестиционными и т.п. рынками, не подпадают под определение тайных операций. Для них в законодательстве о разведке вообще, умышленно или нет, не нашлось места. Эти операции на сленге американских разведчиков называются «нечеткими (fuzzy) операциями». При их осуществлении используется принцип plausibledenial, т.е. правдоподобного отрицания — «я не я, и лошадь не моя».

Поэтому не случайно, что ключевым разработчиком реформы ЦРУ стал бывший руководитель финансовой разведки США Д.Коэн. Именно он осуществляет реорганизацию ЦРУ, являясь по существу вторым человеком в организации. При этом в ЦРУ также как и в других подобных структурах, первый руководитель — это, как правило, политический назначенец, а второй — человек, который реально держит в руках все нити стратегического и оперативного руководства организацией. В рамках реформы ЦРУ в его структуре создаются новые мощные подразделения — координационные центры, которые будут отвечать за весь разведывательный цикл — от сбора информации до проведения активных операций.

Согласно сведениям осведомленных инсайдеров в Вашингтоне, одним из наиболее мощных подобных координационных центров станет центр по финансово-экономическим войнам или противоборствам. С учетом того, что финансово-экономические активные операции относятся к нечетким операциям, есть все основания полагать, что данный центр будет глубоко законспирирован, и его существование будет полностью отрицаться официальными лицами ЦРУ и администрации США.В то же время в нашем турбулентном мире именно ЦРУ с навыками и возможностями проведения нечетких, скрытых операций, становится ключевой, но не единственной структурой невидимой части айсберга ВРФК.

Следующий материал будет посвящен совсем уж загадочной теме — роли ФРС и других финансово-инвестиционных агентств (как независимых федеральных агентств) в структуре военно-разведывательно-финансового комплекса США.

Елена Ларина

regnum.ru

_________________________________

Доп. мат. по теме на сайте СССР 2.0: ЦРУ

  


20.04.2015 Военно-разведывательно-финансовый комплекс США. Невидимая часть айсберга

 

Скрытые структуры с намеренно неопределенными функциями анализировать сложнее, чем агентства с детально прописанными полномочиями и ответственностью. Поэтому значительная часть литературы, посвященная подобным структурам, заполнена домыслами. В то же время недавно в США вышло несколько серьезных, документированных исследований о невидимой части айсберга военно-разведывательно-финансового комплекса США (ВРФК): «National Security and Double Government» Michael J. Glennon (2014 г.); «Lords of Secrecy: The National Security Elite and America's Stealth Warfare» ScottHorton (2015 г.) и «Shadow Government: Surveillance, Secret Wars, and a Global Security State in a Single-Superpower World» Tom Engelhardt (2014 г.).

Даже специалисты, зачастую, не относят Секретную службу США (USSS) к ВРФК. Агентство подчинено Министерству внутренней безопасности, а до 2003 г. было подведомственно Министерству финансов США. Полагают, что главная задача USSS — охранять президентов, вице-президентов, их семьи, высокопоставленных чиновников и т.п. Т.е., что USSS выполняет примерно те же функции, что российская ФСО и другие аналогичные службы различных государств. Однако если открыть документацию USSS, обнаружится нечто неожиданное. Основная задача USSS — предотвращение подделки американских денег, долговых обязательств, прочих ценных документов. Наряду с охранными функциями VIP-клиентов, Секретная служба имеет полномочия заниматься расследованиями особо крупных финансовых махинаций и внутренних преступлений, требующих доступа к секретным и конфиденциальным документам. Достаточно подробный, свободный от спекуляций,анализ USSS можно найти в книгах «In the President's Secret Service: Behind the Scenes with Agents in the Line of Fire and the Presidents They Protect» Ronald Kessler и «The Secret Service: The Hidden History of an Enigmatic Agency» Philip H. Melanson.

История зафиксировала немало случаев прямого задействования USSS в тайных активных финансово-экономических операциях, направленных против определенных элитных групп, в том числе в зарубежных странах, и даже против целых государств. Не пренебрегали возможностями проведения тайных финансово-экономических операций и американские президенты. Например, в книге «The King of Oil:The Secret Lives of Marc Rich» Daniel Ammann подробно рассказано о том, как, базируясь на информации, собранной USSS, Б.Клинтон в последний день своего президентства, помиловал, избавив от законодательного преследования, крупнейшего нефтяного магната М.Рича. Марк Рич за уклонение от уплаты налогов, а также многократные нарушения режима санкций был приговорен к 325 годам тюремного заключения и многомиллионному штрафу. Помилование не прошло бесследно. Бывшая жена Рича — Денис сделала три добровольных пожертвования Демократической партии в общей сложности на сумму около 1 млн.долларов, в том числе она спонсировала предвыборную кампанию Х.Клинтон и внесла солидный взнос на создание президентской библиотеки Б.Клинтона.

Одной из самых оберегаемых тайн разведывательного сообщества США является участие в ВРФК АНБ, или Агентства, Которого Нет (NSA). До разоблачений Сноудена главным источником информации об АНБ были книги Д.Бэмфорда. Однако ни в одной из них об Агентстве нельзя найти ни строчки об участии АНБ в ВРФК. Первые документальные свидетельства об этом были получены в результате разоблачений Э.Сноудена. При этом ни The Guardian, ни The Washington Post, получившие за разоблачения Э.Сноудена Пулитцеровскую премию 2014 года, ни словом не обмолвились об участии АНБ в ВРФК. Подробные материалы на этот счет были опубликованы лишь немецким журналом Der Spiegel в серии «Цифровые вооружения Америки: АНБ готовится к будущим войнам», подготовленным Лаурой Пойтрас и другими журналистов.

Эти материалы постарались не заметить в Америке и не допустить в медийное пространство других стран мира. Из опубликованных документов выяснилось, что в структуре АНБ действует отдельное мощное подразделение мониторинга и анализа финансовых потоков (MAFF). Опубликованные секретные документы показывают, что по состоянию на 2011 г. финансовая база данных АНБ Tracfin содержала данные о банковских переводах, операциях с кредитными картами и иных финансовых транзакциях, осуществленных 180 млн. объектами, т.е. физическими и юридическими лицами. По оценкам экспертов, к 2017 г. база охватит всех доступных для идентификации физических и юридических лиц, интересующих политическое руководство, разведывательное сообщество и финансовую элиту Америки.

Наиболее политически взрывоопасными являются сведения о тайном доступе АНБ к глобальной системе банковских транзакций SWIFT. С начала века АНБ занималось перехватом трафика путем подключения к оптоволоконным линиям SWIFT, а также прямым перехватом трафика на основе имеющихся доступов к протоколам передачи данных и криптографическим ключам шифрования.

АНБ много лет пыталось получить санкционированный доступ к SWIFT. Это удалось лишь в 2010 г. После разоблачений Э.Сноудена санкционированный доступ АНБ к SWIFT был существенно ограничен. Однако сделать из яичницы яйцо не получилось. Разместив однажды в SWIFT шпионские программы, АНБ, по мнению компетентных специалистов, продолжает получать все необходимые данные относительно транзакций, передаваемых по SWIFT, как непосредственно из системы, так и из банков, в нее входящих. Согласно документам Сноудена, АНБ способно перехватывать информацию у 8 тысяч крупнейших банков по всему миру.

У АНБ имеется специальная программа Dishfire, позволяющая собирать информацию о транзакциях по кредитным картам из 70 основных банков-эмитентов и банков-держателей основных корреспондентских счетов по кредитным картам. Агентство имеет глубокие знания о процессинге кредитных карт, в первую очередь AmericanExpress, Visa и MasterCard.Практически полная картина мировых финансовых транзакций создает опасность осуществления негласного контроля физических и юридических лиц, их партнеров, клиентов, контрагентов по всему миру, включая врагов и конкурентов США. Она позволяет отслеживать их деятельность практически в режиме реального времени, быть в курсе передвижений, получать полную информацию об имеющихся у них проблемах, конфликтах, трудностях.

Широко известно, что у истоков сети TOR, облюбованную криминалом, хакерами, хактивистами и т.п. стояла военно-морская разведка США. Несколько лет серьезные специалисты-криптографы упорно связывают появление биткойна и других криптовалют с деятельностью АНБ, опираясь в своих выводах на несколько публикаций 90-х годов прошлого века. Наконец, не является секретом, что многие компании — производители программного обеспечения для мобильных платежей, заменяющих привычные кредитные карты, финансируются из венчурных фондов, прямо или косвенно связанных с разведывательным сообществом США и входящих в орбиту ВРФК.

В газете The Washington Post от 30.08.2013 г. опубликованы секретные документы, предоставленные Э.Сноуденом, относительно «черного бюджета» разведывательного сообщества США. В них, в частности имеется информация, что сотни тысяч компьютеров и серверов банковских и других финансовых институтов по всей планете намеренно заражены АНБ «секретными имплантатами» — вредоносным кодом, способным выполнять как разведывательные, так и боевые разрушительные задачи или перехватывать системы управления банками, финансовыми компаниями и т.п. В этой связи не будет преувеличением вывод, что АНБ продолжает вести необъявленную финансово-экономическую войну против мировой финансовой системы.

Пока речь шла о федеральных агентствах, прямо подотчетных президенту США и входящих в разведывательное сообщество Америки. В следующем материале, продолжая анализ невидимой части айсберга ВРФК, будет подробно рассмотрена еще более любопытная тема — независимые федеральные агентства, над которыми полного контроля президент США по закону не имеет.

Елена Ларина

regnum.ru

  


19.04.2015 Военно-разведывательно-финансовый комплекс США. Видимая часть айсберга

 

ИА REGNUM начинает серию публикаций по результатам расследования деятельности военно-разведывательно-финансового комплекса США (ВРФК). Это первый комплексный анализ ВРФК не только в Рунете, но и в электронных и печатных СМИ в глобальном масштабе. В серии будет рассказано о структуре и функциях федеральных органов, корпораций, финансовых и инвестиционных институтов, университетов и некоммерческих организаций США как в видимых, так и тщательно скрываемых частях огромной, разветвлённой, намеренно запутанной, но единой структуры ВРФК. Будет рассказано о методах, инструментах и технологиях, применяемых в конфликтах нового поколения, — финансово-экономических войнах. Будут проанализированы активные операции Соединенных Штатов против актуальных и вероятных противников, конкурентов, а также против партнёров и союзников на фронтах финансово-экономических и энергетических войн.

При расследовании деятельности ВРФК мы исходили из того, что финансово-экономические войны — это конфликты нового типа, характеризующиеся, подобно кибервойнам, неопознанностью, неопределенностью сроков начала и завершения операций, тщательным сокрытием самого факта применения боевого инструментария и т.п. При всём этом финансово-экономические войны по своей природе являются именно войнами. Как писал К. Клаузевиц: «Война… является актом насилия, чтобы заставить нашего противника выполнить нашу волю». В нынешних условиях вопрос стоит ещё более жёстко. Финансово-экономические войны — это способ превращения страны, её народа и политического руководства из субъекта в объект, инструмент и даже ресурс для удовлетворения национальных интересов Америки. То, что именно в эту сферу, уходя от ведения затратных боевых действий и войн, Вашингтон сдвигает центр своего противостояния со всем остальным миром, с каждым днем становится всё более очевидным, т.к. поддерживать военную гегемонию — средств у американцев больше нет.

В «Стратегии национальной безопасности США — 2015» и в «Стратегической оборонной инициативе» чётко указано: суть национальной безопасности страны состоит в обеспечении американской исключительности, глобального доминирования и всемирного лидерства. При этом в Америке нет больше разделения на гражданский и военный сектора. В официальных документах указано, что любая высокая технология, независимо от того, относится ли она к технике, финансам, организации и т.п., является технологией двойного назначения, которую можно использовать и в гражданских, и в военных целях. Соответственно, сегодня в США больше нет разделения на оборонные и гражданские отрасли. Все сектора и сферы американской экономики отныне работают на нужды национальной безопасности, понимаемой как обеспечение глобального лидерства. Со второй половины десятых годов вооруженные силы, разведывательное сообщество, федеральные исполнительные органы власти, бизнес, университеты, некоммерческие организации, объединения граждан превращаются президентом и конгрессом в единый кулак, призванный сохранить и упрочить американскую исключительность.

Начнём анализ федеральной структуры ВРФК с её видимой части. Наиболее полная информация на этот счёт содержится в справочнике «US Intelligence Community Law Sourcebook» А. Borene. Головная структура видимой части айсберга ВРФК — это Министерство финансов США в лице заместителя министра по вопросам терроризма и финансовой разведки и подчиненных ему подразделений и структур. Наиболее полная информация относительно военно-разведывательной структуры Министерства финансов содержится в популярной в разведывательных и деловых кругах книге «Treasury's War: The Unleashing of a New Era of Financial Warfare» J.Zarate. До недавнего времени заместителем министра был известный теоретик и практик финансовой разведки и наступательных финансово-экономических акций Д. Коэн, который стал в этом году вторым человеком в ЦРУ.

Под началом заместителя министра работает Financial Crimes Enforcement Network (FinCEN). Это бюро занимается сбором информации и первичным анализом миллионов финансовых транзакций по всему миру. FinCEN отслеживает транзакции в целях борьбы с внутренним и международным отмыванием денег, финансированием терроризма, криминальными финансовыми операциями, а также финансовыми и инвестиционными операциями, которые могут поставить под угрозу национальную безопасность США, понимаемую в широком смысле, и целостность её финансовой системы. Решения о том, чьи счета и транзакции могут отслеживаться, принимаются в подавляющем большинстве случаев не в судебном, а в административном порядке. В тех же случаях, когда требуется решение суда, его выносит закрытый не только для рядовых американцев, но и для большинства конгрессменов специальный суд — United States Foreign Intelligence Surveillance Court. В настоящее время в системе контроля транзакций задействовано более 30 тыс. финансовых институтов, банков и инвестиционных компаний не только в Америке, но и по всему миру.

Если FinCEN является разведывательной структурой, то Office of Foreign Assets Control (OFAC) — это структура активных действий. Она на практике обеспечивает выполнение программ санкций, введенных против стран, юридических и физических лиц, которые реально или вероятно угрожают национальной безопасности США. Деятельность OFAC направлена на строгое соблюдение санкционных ограничений, недопущение каких-либо деловых, торговых, финансовых отношений со странами, юридическими и физическими лицами, подвергнутыми санкциям. Также эта структура во внесудебном порядке, в соответствии с административными решениями, вправе блокировать любые активы, денежные средства, интеллектуальную собственность стран, юридических и физических лиц, которые угрожают, либо могут угрожать национальной безопасности. Именно OFAC ответственен за реализацию недавнего решения Б. Обамы по борьбе с хакерами, компьютерными террористами и другими айтишниками, угрожающими интересам Америки в их нынешнем понимании, о котором подробно рассказывал ИА REGNUM в публикации «Незамеченная новость: США против всего мира» (http://regnum.ru/news/polit/1912095.html).

Кроме того, в видимую структуру, находящуюся внутри Министерства финансов, входит Office of Intelligence and Analysis (Treasury Department). Эта структура отвечает за углубленный анализ и занимается координацией видимой части ВРФК. Согласно имеющимся оценкам, в настоящее время в Министерстве финансов и подведомственных ему структурах заняты финансовой разведкой и активными наступательными операциями в этой сфере около тысячи человек. Система использует как собственную компьютерную сеть, так и инфраструктуру других агентств, входящих в американское разведывательное сообщество, о чём речь впереди.Кроме того, заместитель министра финансов по финансовой разведке и терроризму координирует деятельность ряда агентств, подчиненных Министерству внутренней безопасности и связанных с контролем за периметром торговых, иммиграционных и иных границ США.

Также в видимую часть ВРФК входит ФБР. С начала нынешнего века Бюро все больше отходит от привычных для него функций и сосредотачивается на решении таких задач, как защита от иностранных разведывательных операций и шпионажа, террористических атак, а также высокотехнологичных, в том числе киберпреступлений. Анализ наиболее крупных дел ФБР за два последних года показывает: составляющая, связанная с финансово-экономическими войнами и противоборствами, постепенно становится главной в деятельности ФБР. В 2013-2014 гг. наибольшее число дел ФБР было связано с финансовой, в том числе высокотехнологической, преступностью, шпионажем и терроризмом, в американском понимании этих терминов.

Количество подобных дел заметно превышало число дел, связанных с такими традиционными сферами, как борьба с организованными преступными группировками, включая мафию, предотвращение заговоров, организации боевых террористических групп и т.п. Кроме того, ФБР как никогда ранее активно вовлечено в провокационную деятельность против Китая, России и других стран. Характерным в этой связи является шпионское дело, созданное ФБР и приведшее к заключению под стражу российского банкира Евгения Бурякова, о чём рассказывал ИА REGNUM. В следующем материале мы перейдем к более интригующей теме — скрытой, превосходящей открытую и по масштабам и по возможностям, как это и полагается айсбергу, части ВРФК.

Елена Ларина

regnum.ru