18.03.2019 ЕС: углубление линий разлома внутри блока в контексте разных взглядов лидеров ведущих стран блока на его реформирование и усиления расхождений лидеров стран «старой» Западной Европы с Белым домом 

  

Brexit и политика Администрации Трампа, нерешенные миграционные проблемы и долговой кризис евроблока, необходимость реформирования еврозоны и рост националистических сил в Европе, – вызывают недовольство лидеров ряда стран ЕС политикой Дональда Трампа относительно ЕС и Ирана, и усиливают процессы дезинтеграции и переформатирования блока.

Шаги Администрации Трампа по усилению роли стран Восточной и Центральной Европы в энергетической и военной сферах в противовес странам «старой» Западной Европы, - вызвали разногласия ряда лидеров ЕС с президентом Трампом в вопросах путей укрепления вооруженных сил стран ЕС и сателлитов, поставок газа и газопроводов в контексте планирования увеличения поставок США СПГ в страны Центральной и Восточной Европы в противовес поставкам газа РФ.

Обострению противоречий способствуют борьба за ресурсы, рынки; миграционный и долговый кризис в Европе, болезненный процесс Brexit, сворачивание президентом США Дональдом Трампом стратегически значимого евроатлантического торгово-экономического проекта в контексте войн санкций в отношении КНР, ЕС, Ирана, РФ и ряда других стран.

Так, президент Австрии Александер ван дер Беллен потребовал от Евросоюза более решительного сопротивления политике, проводимой президентом США Дональдом Трампом. В интервью изданию Die Welt, опубликованном 18 марта, он сказал, что «европейцы не должны плясать под дудку Трампа».

В частности, Ван дер Беллен считает, что евроблок мог бы проявить больше самостоятельности относительно соглашения с Ираном, из которого США вышли в одностороннем порядке «без всякого повода», запретив компаниям европейских стран вести бизнес с Тегераном под угрозой введения санкций.

В этом контексте ЕС ввел меры для протекции европейских компаний, которые могут попасть под санкции США против Ирана. Соответствующее распоряжение опубликовано в официальном журнале ЕС 7 августа 2018 года. Некоторые штрафные меры, которые США возобновил против Ирана после выхода из соглашения по его атомной программе, имеют экстерриториальное действие и вредят интересам ЕС, а также физических и юридических лиц, реализующих свои права на основании Договора о функционировании ЕС.

Страны ЕС, РФ и КНР считают ядерный договор с Ираном важным элементом в системе глобальной безопасности, выражая недовольство введенными санкциями США в отношении Ирана, в связи с чем, Великобритания, Германия и Франция создают европейскую целевую компанию, через которую будут проводиться сделки европейских и иранских фирм https://v-matveev.org/mexanizm-obxoda-frg-velikobritaniej-i-franciej-sankcij-ssha-v-torgovle-s-iranom/

Специальный механизм внешнеторговых расчетов с Ираном – European Special Purpose Vehicle (SPV) INSTEX – при помощи которого должны проходить расчеты за сделки между европейскими и иранскими компаниями, если частные банки, опасаясь штрафных мер США, откажутся их проводить.

Противоречия с ЕС резко обострились после того, как президент Дональд Трамп взял под свою опеку страны Восточной и Центральной Европы и США поставляют туда СПГ и больше вооружений, строят центры и базы. Сейчас американские войска в Польше размещаются на ротационной основе. Для усиления своего восточного фланга НАТО разместил в Польше и странах Балтии четыре батальона на ротационной основе.

При этом Администрация Дональда Трампа предлагает странам Центральной и Восточной Европы в виде альтернативы российскому газу - СПГ и уголь, последовательно выступает против строительства в Европе «Северного потока-2», поддерживаемого Берлином,

В частности, знаковым стало подписание в 2018 году польской нефтегазовой компанией (PGNiG) двух долгосрочных контрактов с базирующимися в США компаниями Venture Global Calcasieu Pass и Venture Global Plaquemines LNG на долгосрочные поставки СПГ из США. Польша последовательно выступает против строительства «Северного потока-2».

Помимо поставок энергоресурсов из США, большая роль отводится США и Израилем созданию мощного газопровода East Med Gas Pipeline (запланированная длина 2 тысячи километров, мощность 9-12 миллиардов кубометров в год) от побережья Израиля через Кипр, Крит и Грецию в Италию. Показательно, что американские санкции против Ирана предполагают исключения на 180 дней для восьми стран, включая европейские Грецию и Италию.

Договоренности между Парижем и Берлином на саммите постпредов стран ЕС в Брюсселе 8 февраля о компромиссной позиции относительно регулирования проекта «Северного потока-2», делают Берлин, по сути, ключевым контролером возведения этого газопровода, поскольку труба входит на территорию ЕС через ФРГ. Но, в окончательном тексте изменений Газовой директивы, Берлин должен согласовывать свои действия с ЕК.

В связи с этим, немецкая нефтегазовая компания Wintershall, специализирующаяся на поставках в Европу трубопроводного газа из России, Норвегии и Нидерландов, - крупный немецкий партнер «Газпрома» - разработала концепцию «мирного сосуществования» двух видов газа и собирается убеждать в ее целесообразности политические круги и ФРГ, и ЕС.

Президент Трамп, НАТО укрепляют силы быстрого реагирования стран Альянса в Центральной и Восточной Европе в контексте последовательного развития стратегического проекта Трехморья, одобренного в 2017 году президентом Трампом, а представители властей ЕС, президент Франции Эммануэль Макрон предлагают усилить вооруженные силы Запада в Европе путем создания вооруженных сил Европы.

Требования президента США Дональда Трампа о необходимости увеличить расходы на оборону в европейских странах также способствовали продвижению оборонного проекта Макрона и ряда стран ЕС.

Европейское соглашение предусматривает Постоянное структурированное сотрудничество (PESCO), призванное сделать более слаженными действия ЕС в борьбе с международными кризисами на фоне идеи создания Европейского оборонного фонда на сумму 6,4 миллиарда долларов.

Если проект усиления НАТО в Европе ясен и проблему представляет необходимость усиления финансирования вооруженных сил странами-членами, то прожект президента Макрона остается до конца не ясным, хоть идея – не нова.

Более того, некоторые страны отказываются от обсуждаемого европейского проекта, поскольку кроме неясного финансирования, он может дублировать НАТО. В то же время, американская военная промышленность производит некоторые виды техники, которые не производит Европа.

Напомним, в интервью от 6 ноября президент Франции Макрон говорил, что такие силы должны быть готовы защищать Европу от КНР, РФ и «даже США». В ответ президент Трамп написал: «Очень обидно, но, возможно, Европе сначала следует заплатить свою справедливую долю в финансировании НАТО, которое в значительной мере субсидируют США».

В связи с изложенным, перед тем как президент Трамп прибыл во Францию на мероприятия, приуроченные к 100-летию завершения Первой мировой войны, он подверг критике слова Макрона о необходимости создания единых европейских вооружённых сил, назвав их «оскорбительными» для США, сообщает https://www.reuters.com/article/us-ww1-century-trump-macron/trump-macron-agree-on-european-defense-after-european-army-spat-idUSKCN1NE2MA?il=0

Однако, невзирая на то, что на встрече в Париже президенты Трамп и Макрон, несмотря на высказанные ранее разногласия, озвучили тезис о необходимости увеличения расходов на оборону, включая финансирование НАТО в контексте начавшейся гонки вооружений.

В этом контексте подписанное в 2017 году министрами обороны стран ЕС соглашение о расширении сотрудничества в значительной степени согласовано с НАТО и может стать неким дополнением к нему.

Показательно, что в феврале министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен сообщила, что ФРГ и Великобритания в течение двух лет планируют начать использовать в воздушных операциях совместный контингент для обеспечения безопасности восточного фланга НАТО на Балтике. Берлин и Лондон расширяют сотрудничество на уровне армии и флота, а также в области кибербезопасности.

Параллельно с этим процессом, в середине марта США перебросили на военную базу Фэрфорд в Великобритании шесть стратегических бомбардировщиков B-52H Stratofortress, которые способны нести ядерные крылатые ракеты и авиабомбы.

Показательно, что видение будущего Европы, изложенное на минувшей неделе в статьях президента Эммануэля Макрона и нового лидера ХДС, выявило серьезные расхождения между планами Франции и ФРГ.

В то время, как, по мнению Макрона, европейская держава будет защищать демократию, границы, предприятия, ценности, трудящихся, глава  христианских демократов Германии предлагает отстаивать европейский образ жизни, https://www.lemonde.fr/idees/article/2019/03/13/europe-une-fois-de-plus-c-est-la-difference-du-degre-d-ambition-entre-paris-et-berlin-qui-est-grave_5435203_3232.html

Аннегрет Крамп-Карренбауэр выступает против концепции солидарности Макрона, если это предполагает объединение долгов, а также европейскую государственность и централизм. Вместе с тем, она выступает за постоянное членство ЕС в Совбезе ООН, на которое Берлин не может претендовать, так как ЕС не является государством.

Подобные иллюзии наряду с идеей строительства вооружённых сил евроблока, выдвигаемой президентом Макроном, как и «своеобразное» заявление Аннегрет Крамп-Карренбауэр о том, что  Берлин и Париж ведут совместную работу над проектом боевого самолета, - также иллюстрируют расхождения во взглядах на будущее раскалываемого ЕС и зыбкость планов по его реформированию на фоне продолжающихся системных протестов «желтых жилетов» против политики Макрона в Париже, и ослабления позиций канцлера ФРГ Ангелы Меркель.

В этой связи Будапешт заявил о своей полной поддержке до конца не ясной итальянско-польской инициативы по созданию правой антиэмигрантской коалиции для выборов в Европарламент с целью получить большинство в Европарламенте и ЕК. Проамериканская Варшава пока говорит о наличии «общих целей» и необходимости поддержания диалога с Римом. 

Между тем, Варшава заключает долгосрочные контракты на поставки американского СПГ и оружия, а также стремится создать постоянную военную базу США на своей территории.

Так, согласно сообщению министерства национальной обороны Польши, две батареи противоракетной системы Patriot с системой IBCS, приобретенные Польшей у США, будут поставлены на вооружение армии польской к 2022 году.

В этом контексте, польский оборонный подрядчик Huta Stalowa Wola и американский концерн Raytheon подписали 15 марта 2019 года соглашение о начале подготовки производства систем ПРО Patriot на территории Польши. Американская компания Northrop Grumman выиграла контракт на $ 713 млн на производство новейшей интегрированной системы боевого управления противовоздушной и противоракетной обороной Польши IBCS, сообщает http://www.defenseworld.net/news/24467/Northrop_Grumman_to_Build_Poland_s_Air__Missile_Defence_Battle_Command_System?fbclid=IwAR1op_QWkrDPEX8Z1yCUSUO6GY3AgQpcHGmCrDxU6M0J6OtDrxLPKmF2q70

Военные приобретения и готовность дислоцировать на территории Польши постоянную военную базу США, согласно представителям минобороны Польши, направлены на «укрепление восточного фланга» страны, и «укрепление восточного фланга всего НАТО».

Показательно, что командование силами НАТО в Польше, Словакии, Венгрии и трех странах Балтии осуществляет штаб-квартира многонационального корпуса в польском Щецине, как один из ключевых элементов новой структуры военного управления Альянса.

 

https://v-matveev.org/