Автор: Oohoo
Геополитика Категория: Oohoo. Хроники Третьей мировой
Просмотров: 2803

14.03.2017 После Бала 22

 

 Встреча. Графика Елены Шипицовой

22. Сквозь тернии к доброй земле. 

    Повторим важный вопрос, заданный Творческим духом нашему философскому самосознанию, вместе с требующим истолкования ответом:

- Откуда вы сейчас?
- Из дома скорби. Я - душевнобольной, - ответил пришелец.
Отметим обстоятельство времени – сейчас. Наверняка оно нужно не только для того, чтобы обратить внимание в предыдущем вопросе на уточнение: теперь. Но начнем с основных символов.
   Дом – это ключевой библейский символ личности, в который после периода его строительства (подъема) вселяется ипостась духа, символически обозначаемого как муж, он же «внутренний человек» по Ап.Павлу. Там же обитает жена, ипостась души или «внешний человек». (В связи с этим можно заметить на полях, что интроверсия и экстраверсия также были почерпнуты доктором Юнгом из антропологии Ап.Павла, как и психологические типы – душевный, духовный). А раз так – то названный вопрос на вы с маленькой буквы может относиться не только к Мастеру (духу высшей философии), но и к его тайной жене – Маргарите. Оба они из одного дома после своего воссоединения сейчас.
   Символ дома в булгаковском Романе получил развитие в виде многоквартирного дома 302-бис. Именно в этом доме Мастер и его душа пребывают на момент вопроса, заданного в настоящем времени. При первом истолковании номера 302-бис (в основной части «MMIX - Год Быка») мы пришли к выводу, что этот числовой символ отражает личность Иисуса, где дух любви (тройка в позиции сотен) соединен с мудростью (двойка) как итогом деятельности. При этом ноль в позиции десятков означает, во-первых, полное отсутствие земных амбиций, а во-вторых – пребывание без жены, то есть без земного воплощения после первого пришествия. Постфикс бис, как известно не только Булгакову, но всякому театралу, означает возвращение на сцену по желанию публики.
   Однако, каюсь, в первом истолковании не была замечена двойственность этого номера, который можно прочесть и как трехзначное, и как четырехзначное число, поскольку бис на конце – это еще одна двойка. Трехзначные числа относятся к отдельной личности, четырехзначные – к экклесии (или иначе – церкви), объединенной общей надличной ипостасью. Такая двойственность вполне оправдана, если речь идет о личности Иисуса, которая воплотилась в экклесию. После смерти и воскресения с вознесением дух Христа стал надличным духом церкви.
   Возможно, имеет значение и двойственность в способе добавления дополнительной двойки, скрытой в бис. Если добавить в конце, то получится 3022- экклесия, посвященная духу любви к Богу и к ближнему. Такой была задумана в идеале церковь Петра и Павла, однако при ее учреждении Учителем он сам обозначил ее числом 4000, накормленных семью хлебами, то есть получивших знание в виде закона (семерки). Четверка в разряде тысяч означает светский дух церкви и ее экспансию на четыре стороны света. И даже в приближении к идеалу этот должник задолжал хозяину 50 из ста мер масла. Эти символы из притчи о неверном управителе означают то же самое: Масло – есть любовь, то же, что и тройкаМера – это оценивающая ипостась «внешнего человека» или души, которой соответствует разряд десятков в числовой символике. Да и само число 10 означает полный круг жизни души земного человека(но не духа, который живет из поколения в поколение, хотя и не так долго, как экклесия). Так что сто мер масла равны 3*10*100 = 3000. Это заветное число, обозначающее должное состояние церкви Петра ко второму пришествию.
   Если же добавить двойку из бис сначала, то получится 2302 – где 2000 это надличный дух мудрости и экклесия, ему посвященная. Сначала она была обозначена другим числом – пять тысяч, накормленных пятью хлебами и двумя рыбами. Пятерка – это тайное знание, вернее – знание скрытого смысла символики. Две рыбы – мудрость двух заветов, Ветхого и Нового. Получив от Учителя ключи к скрытому смыслу этих текстов, можно в итоге превратиться в экклесию, обладающую духом высшей мудрости. Соответственно, второй должник из притчи о неверном управителе вернул хозяину к моменту призвания к ответу лишь 80 из ста мер пшеницы. Если считать пшеницу как отборное зерно символом тайного знания, пятеркой, то 5*10*100 = 5000, исходное число, а 80 процентов от него – это 4000, то есть все та же светская, околовластная церковь, посвященная мирскому знанию. Да и не могло быть иного результата для церкви, достигнутого в союзе с неверным управителем, он же князь мира сего, он же дух властной администрации Фагот. И только после его отстранения после Бала – станет возможно превращение дома 302-бис и в дом Маргариты 3022, посвященный любви с желанием мудрости, и одновременно в дом Мастера 2302, посвященный высшей философии, соединенной с духом любви. Однако это превращение только впереди, а сейчас – это дом скорби.
   Также можно напомнить ранее сделанное истолкование 9 главы Романа как пересказа притчи о неверном управителе и одном из должников – председателе товарищества, в котором не так сложно угадать церковных иерархов, имеющих светский статус, но не имеющих толкования Писания. Символом толкования является обувь, так что фамилия Босой говорит сама за себя. Так что и там тоже речь шла о доме 302-бис как экклесии. Почему же это еще и дом скорби?
   Кто-то посторонний мог бы подумать, что скорбь в доме связана с утратой земного воплощения Христа. Однако это не соответствует его учению. Во-первых, Учитель и его дух любви не умер, а вознесен на небеса – с личного уровня на уровень экклесии. Так что он остается незримо с теми, кто объединены во имя любви или во имя мудрости: ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. /Мф 18,20/ Поэтому апостолы и их последователи не скорбели, а слушали Христа. Некоторые даже записывали его слова, как Иоанн Богослов. Скорбь в этот дом пришла много позже.
   Если слово из Романа встречается в Библии, то и смысл в нем заложен ровно тот же. Скорбь впервые упомянута в первой книге Ветхого Завета в эпизоде изгнания Адама и Евы, причем это наказание отдельно прописано для жены: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей /Быт 3,16/. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; /Быт 3,17/. Здесь скорбь – есть страдание вследствие нарушения самого первого данного Богом Завета.
   Скорбь в связи с Новым Заветом описана в пророчестве, включающем притчу о сеятеле:
И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и оклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Кто имеет уши слышать, да слышит! /Мф 13,3-9/
   А также ее первое истолкование Учителем для учеников, только начавших постигать тайное знание:
Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать. /Мф 13,18-23/
   Все евангельские притчи являются не просто нравоучением, но пророчеством о судьбе христианского учения и двух христианских церквей. При этом одной из них не было положено вкусить пяти хлебов тайного знания, а только семи хлебов закона. Так что даже и первое истолкование притчи для всех учеников само является притчей, доступной пониманию лишь некоторых и то не сразу. Притча о сеятеле в двух вариантах – также не является исключением. Это не просто перечисление угроз, но пророчество о том, как и в каком порядке эти угрозы сбудутся. Поэтому есть сходные повороты сюжета с другими притчами, например – с притчей о добром самаритянине. Там тоже сюжет начинается при дороге, только нападают не птицы, а разбойники, но смысл похищения смыслов тот же. Как известно, в первые века христианства было много гностических и иных учений, похищавших евангельские зерна смысла для своего употребления.
   Места каменистые – это много камня (символ закона), но немного земли (то есть веры). Не всем захочется, но придется честно соотнести эту притчу с тем именем, которое Учитель дал верному, но недалекому ученику Симону: и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее /Мф 16,18/. Понять смысл этих слов Учителя вряд ли возможно без соотнесения с другими притчами-пророчествами. Каменистое место для хранения зерен смысла, где законов, то есть ограничений больше, чем плодоносящей земли, то есть веры – необходимо было создать и укрепить в период вселенских соборов, чтобы птицы, они же разбойники, они же учения, ведущие в ад (врата ада) не расхищали зерна смысла и их носителей – паству. Под защитой каменной Церкви часть зерен проросла в виде толкований Предания, однако не глубоких, поскольку вера ограничена несвободой необходимой защиты. Так что это не упрек «отцам церкви» и тем более не обличение, а просто предопределенная судьба.
   Что значит взошло солнце в этом историческом контексте? Утро, пробуждение, свет знаний, рассеявший тьму суеверий и страхов, угрожавших похищению смыслов. Функция каменистого места как хранителя зерна евангельских притч исполнена. Однако солнце, то есть божественный свет знаний здесь как бы противопоставлен церкви Камня. Понять это противоречие нельзя, если не знать о предназначении второй церкви, хранительнице тайного знания, через работу которой явлен свет естественных наук. Однако одним из следствий этого раздельного развития должника масла и должника зерна будет увядание неглубоких толкований и соблазны. Оба должника связаны дружбой с временным управителем, обе церкви – и религия, и наука дорожат высоким светским статусом более, чем своим долгом.
   Взаимная ревность двух экклесий в роли опоры светской власти ведет к гонениям за слово и соблазну отречения от неисполненной части долга. В этот период и настает скорбь как следствие нарушение Нового Завета. Столетие Великой русской революции позволяет нам в полной мере осознать и оценить меру этой великой Скорби. Так что ответ Мастера – и об этом продолжающемся до сих пор состоянии разделенности духа и души, мудрости и любви, науки и религии. Разве не об этом разделении вопиют все недавние скандалы с музеями-храмами и научными учреждениями в бывших монастырях? Хотя казалось чего делить, если можно работать вместе и было бы желание.
   Придется вспомнить также евангельское пророчество о великой скорби, которая предшествует Второму пришествию: Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни./Мф 24,20-22/
   Возможно, кто-то полагает недостаточными страдания людей в революциях и двух мировых войнах ХХ века. Однако, при продлении или повторении, да еще и в большем масштабе действительно не спаслась бы никакая плоть. Причем эта великая скорбь вследствие разделения мудрости от любви, науки от религии была неизбежна. Молиться можно было лишь об условиях бегства из эпицентров мировой бойни.
   И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; /Мф 24,29/. Опять иносказание, но мы уже можем разобрать эти символы, что померкнет не объект астрономии, дневное светило, а авторитет науки. Не даст отраженного света, то есть знаний философия. Путеводные ориентиры в лице общепризнанных лидеров (мы сейчас так и зовем их «звездами») падут в общем мнении. Поколеблются самые важные смыслы (смысл слова в древнегреческом то же самое, что и сила слова). Это как раз тот самый период сразу после скорби, который мы с вами переживаем сейчас, а может быть – только входим в него после устранения угрозы горячей мировой войны. Этому соответствует в притче о сеятеле этап терний, обольщающих богатством и заглушающих осмысленные слова.
   Но все же в других главах Романа домом скорби названа клиника доктора Стравинского. Как с этим быть? Общее правило толкование притч гласит – если есть два непротиворечивых толкования, то оба верны. И если дом 302-бис – это каменистое место обитания товарищества во главе с Босым, то клиника, где главенствует рациональный дух в звании доктора наук – это вторая экклесия, где до поры обитал дух философии. Другое дело, что оба дома, разделенных друг от друга – являются домами скорби. Извлечение Мастера из одного дома скорби и встреча с обновленной душой второго (302-го) дома скорби дает шанс на общее излечение. Кстати, констатация душевнобольной подразумевает больную душу, а душа Мастера – это Маргарита. То-то она огорчилась на эти ужасные слова.
   Впрочем, нынче, всякого, кто слишком добр и откровенен, чтобы не хранить втайне свою искреннюю веру, называют ненормальным. Можно подумать, что люди, гордящиеся своим классовым, племенным или групповым чутьем и нападающие на думающих иначе, делают так от избытка душевного здоровья.
   Встреча двух разорванных половинок целого еще не означает их скорого соединения и исцеления, но шанс на исцеление есть. Период терний тоже займет какое-то историческое время, пока дух философии и душа культуры будут обитать в своем полуподвале, то есть в довольно маргинальной общественной нише. И только после достаточно длительного времени настанет период, когда зерно, упавшее в добрую землю, начнет приносить плоды. И то верно, настоящая вера должна быть глубокой и доброй.
   Наверняка, далеко не всем понравится это толкование, да даже и сама тема. Убеждать никого не стану. Кто имеет уши слышать, да слышит!

 

Мастер и Маргарита. Графика Елены Шипицовой

https://oohoo.livejournal.com/210532.html