Автор: Иванов С.С.
Миростроительство Категория: Проблемы Социализма
Просмотров: 2928

Объект диссертационного исследования -христианский социализм как политическая теория и общественное движение.

Предмет исследования - политическое содержание и эволюция христианского социализма.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования-комплексное изучение христианского социализма как политического феномена во взаимодействии его теории и практики в России и странах Запада.

В соответствии с целью диссертационного исследования поставлены следующие основные задачи, осуществляемые в ходе сравнительно-политологического анализа христианского социализма как политического феномена в России и странах Запада:

- определить основные категории и понятия политической науки применительно к анализу христианского социализма как политического феномена;

- установить на основе анализа социалистических учений сущность социализма как идейно-политического течения в контексте теории и философии политики, истории и методологии политической науки;

- провести периодизацию истории развития христианского социализма;

- выявить особенности развития теории христианского социализма в социально детерминированной среде российской и романо-германской (европейской) цивилизаций;

- определить программные особенности христианского социализма и доказать продуктивность их воздействия на политическую практику через изучение трудов выдающихся мыслителей России (B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, H.A. Бердяев, Г.П. Федотов и др.) и Франции (Ш. Пеги, Э. Мунье, Ж. Маритен, П. Тейяр де Шарден, Ж. Лакруа, П. Рикер и др.), документов (программ, уставов, заявлений, манифестов) политических партий и общественных объединений христианско-социалистической ориентации России и западных стран (Франции, Германии, Италии, Испании), официальных печатных органов христианских социалистов и близких к ним общественных объединений и политических партий, нормативно-правовых актов в сфере конституционного, социального и трудового законодательства, принятых по итогам политической деятельности парламентских представителей христианско-социалистических партий, а также материалов средств массовой информации; электронных ресурсов;

-раскрыть конфессиональные, национальные и социально-исторические формы движения христианского социализма в России и странах Западной Европы и проанализировать политическую деятельность христианско-социалистических партий и общественных объединений;

-провести анализ христианского синдикализма как социально-политического явления и формы взаимодействия христианско-социалистических организаций с профсоюзным движением;

- определить сущность и основные направления социальной политики христианского социализма в качестве ключевого параметра его политической практики;

-установить политическое воздействие христианского социализма на современную общественную жизнь, его историческое значение как политического феномена;

- предложить теоретическое объяснение современных политических приоритетов в свете концепции и социальной политики христианского социализма;

- обосновать историческое значение теории христианского социализма в развитии мировой политической науки.

Характер поставленных цели и задач определил методологию диссертационного исследования, построенную на принципах синкретического подхода, основанного на синтезе духовного и материального начал общественного развития, реализуемого в процессе взаимодействия абсолютного и относительного факторов исторического процесса, что выражается в соотношении субъекта и объекта, свободы и равенства, морали и права, Церкви и государства, политики и экономики, утопии и идеологии.

Подобный подход оказывается созвучным кантианству с его теорией этического социализма, применение которой в политической практике стран Западной Европы привело к нравственной организации общественной жизни, значительному прогрессу в сфере становления демократии участия, формированию современных политических технологий, правовой ин-ституционализации общественных институтов на основе социального понимания власти, собственности и общественного положения личности. Этот подход присущ любой религиозной философии, происхождение которой связано с историческими традициями стран Древнего Востока, где зародились основные мировые религии, в том числе и христианство, социальное учение которого нацелено на обеспечение достойной жизни и свободного развития человеческой личности и, следовательно, противодействие всем формам политического и экономического насилия, социального отчуждения, эксплуатации и угнетения человека.

Мировая практика показывает значимость социалистической идеологии для преодоления пороков общества. Однако она обретает эту значимость лишь в процессе постоянного совершенствования методов осуществления социальной политики и политических технологий, преодоления правового нигилизма и политического экстремизма, а в конечном счете -благодаря выходу материальной жизни общества на более высокий духовно-нравственный уровень.

Данное исследование проводилось на пересечении разных отраслей социально-гуманитарного знания, при этом применялись присущие политической науке методы и приемы. Основными методологическими принципами исследования являются объективность, историзм, органичность (целостность), позволившие определить место христианского социализма в социально-политической струюуре как преимущественно центристского, ориентированного на мирное социальное реформирование и гражданское согласие идейно-политического течения и его значимость для формирования гражданского общества. Материал изучался с учетом хронологических рамок исторических событий, а также выявления научно-методологического значения конфессиональных, национальных и социально-исторических форм христианского социализма.

Для анализа национально-исторической обусловленности идеологии и движения христианского социализма наиболее приемлем диалектический подход, позволяющий выявить взаимодействие теории и практики этого политического феномена в процессе реальной политики. Этот метод способствовал рассмотрению программных особенностей христианского социализма, проявившихся в его социально-исторических формах на каждом из этапов общественного развития России и стран Запада.

Творческое применение структурно-функционального метода позволило изучить христианский социализм в комплексе его взаимосвязанных основополагающих принципов, определить его место в политическом процессе на основе сопоставления с другими идейно-политическими течениями (либерализмом, консерватизмом, социал-демократией, коммунизмом, фашизмом).

При сопоставлении социально-исторических форм христианского социализма (ранний христианский коммунизм, феодальный христианский социализм, мелкобуржуазный, буржуазный, уравнительный, критически-утопический, персоналистический христианский социализм) и исследовании его конфессиональных разновидностей (православный, католический, протестантский) широко применялся метод сравнительного анализа. Это дало возможность выделить программные особенности, составляющие культурно-историческое содержание христианского социализма.

Общелогические методы научного познания: описание, сравнение, классификация, анализ, синтез - позволили изучить программные документы основных политических партий и общественных объединений христиан-ско-социалистической ориентации и сформулировать определенные рекомендации по совершенствованию российского законодательства в сфере правовой и политической культуры.

При написании диссертационного исследования широко использовался междисциплинарный подход. Во-первых, автором проанализированы результаты изучения теории и практики христианского социализма в самых различных сферах социально-гуманитарного знания - политологии, философии, экономике, социологии, психологии. Это способствовало многоаспектному рассмотрению проблемы христианского социализма, выявлению его социальных функций и регулятивного потенциала. Во-вторых, исследовались особенности реализации программных положений христианского социализма в различных национальных, социально-исторических и политико-правовых условиях.

В диссертационном исследовании применялись категории содержательно-политической теории, представленной совокупностью когнитивных конструкций, концептуально отображающих содержание и тенденции развития политических процессов различного уровня и построенных на основании определенных принципов, методов и процедур познания. Особое внимание уделялось становлению и развитию социалистической общественной мысли в контексте теории и философии политики, истории и методологии политической науки.

Источниковой базой исследования послужили произведения отечественных и западных философов и общественных деятелей - создателей теории христианского социализма; программные документы политических партий и общественных объединений христианско-социалистической ориентации в России и странах Западной Европы (уставы, программы, заявления, манифесты); нормативно-правовые акты Российской Федерации и зарубежных стран в сфере конституционного, трудового и социального законодательства, получившие юридическую силу по инициативе депутатов - парламентских представителей христианских социалистов; официальные печатные органы христианских социалистов и близких к ним общественных групп; материалы и сообщения средств массовой информации; электронные ресурсы по заявленной проблематике.

Интерес к изучению теории и истории христианского социализма вызван в первую очередь публикацией самих произведений его теоретиков, долгое время не доступных для исследования: российских (B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Г.П. Федотова, В.Ф. Эрна, В.П. Свенциц-кого); французских (Ш. Фурье, А. де Сен-Симона, Ф. Ламенне, П. Бюше, П. Тейяра де Шардена, Ш. Пеги, Э. Мунье, Ж. Маритена, Ж. Лакруа); немецких (В.Э. Кеттелера, Л. Эрхарда, К. Аденауэра, Й. Штрауса); итальянских (А. Розмини, В. Джоберти, Н. Мандзони, Н. Томмазео, И. Курчи); испанских (X. Ортеги-и-Гассета, М. де Унамуно, Р. Маэсту, А. Эрреры Ориа, X. Роблеса).

Основное культурно-историческое и общественно-политическое значение трудов христианских социалистов состоит в том, что они способствовали сохранению основных ценностей христианской культуры и пытались применить их к общественной жизни. В результате развития христиан-ско-социалистического движения в разных странах нравственные основания стали необходимой составляющей реальной политики, что повлекло за собой активизацию процессов формирования гражданского общества, укрепление правовых начал государственности в процессе повышения общественного - политико-правового и этического - контроля над деятельностью органов власти и управления, выстраивание партнерских отношений между всеми субъектами общества с целью более справедливого распределения социальных благ.

Программные документы политических партий, общественных объединений и групп также являются важным источником в сфере политической эволюции христианского социализма. Их появление, как правило, обусловлено требованиями исторической ситуации, а также степенью влияния социального учения христианства на народные массы. В процессе исследования были изучены программы и уставы христианско-социалистичес-ких организаций России и стран Запада в разные исторические периоды. В частности, проанализированы программы и уставы дореволюционных российских политических объединений и групп (Кирилло-Мефодиевское общество, славянофильские и толстовские кружки, Христианское братство борьбы, Союз христианской политики-проект С.Н. Булгакова) и современных политических партий и движений (Всероссийский социально-христианский союз освобождения народа, Союз христианских социалистов, Хри-стианско-демократический союз России, Российская христианско-демокра-тическая партия, Христианско-социальный союз России, Союз христианских демократов России, Социалистическая единая партия России, общественная организация «За достойную жизнь»). Политологическому анализу подверглись также программные документы западноевропейских хрис-тианско-социалистических партий и движений (Народно-республиканское движение Франции, ХДС/ХСС Германии, Итальянская народная партия, Союз демократического центра Испании). Рассмотрены нормативно-правовые акты России и государств Западной Европы: документы конституционного, социального, трудового законодательства, отражающие ценности христианского социализма в реальной правовой политике и являющиеся источником обновления методов их осуществления в политическом процессе.

Исследованы электронные ресурсы, затрагивающие теоретические и практические вопросы христианского социализма, которые содержат инновационные знания по изучаемой проблеме, связанные со стратегической перспективой модернистского обновления религиозно-философских основ христианского социализма (официальные сайты Русской Православной Церкви, христианско-социалистических политических партий и общественных объединений, а также сайт сторонников христианского социализма под руководством Н. Сомина, преподавателя Свято-Тихоновского Богословского института).