Кулиану Йоан Петру

 (5 января 1950 года, Яссы — 21 мая 1991 года, Чикаго) — румынский историк религии, культуры и интеллектуальной истории, философ, политический публицист и новеллист. Жил в Италии (1973—1978), Нидерландах (1978—1986), США (1986—1991).

Эксперт по гностицизму и магии эпохи Возрождения. Был убит (ритуально казнен) в 1991 году. Официальная легенда гласит, что убийство стало следствием его критического взгляда на румынскую национальную политику.

Родился в городе Яссы в семье ректора университета. Учился в университете Бухареста, по окончании стажировки в Италии принял решение на родину не возвращаться. Первое время бедствовал: занимался репетиторством, мыл посуду в ресторанах, чистил общественные уборные, затем был приглашен читать курс лекций в Перудже в июле 1972 года. Позже окончил Католический университет Святого Сердца в Милане. Некоторое время жил во Франции и Голландии, затем уехал в Чикаго. После кратковременной работы в качестве приглашенного профессора занял должность профессора Университета Чикаго. Получил степень доктора философии в университете Париж IV в январе 1987 года, защитив диссертацию по теме «Recherches sur les dualismes d’Occident. Analyse de leurs principaux mythes» («Исследования западного дуализма. Анализ основных мифов») под руководством Мишеля Меслина.

Закончив три докторантуры и имея огромный опыт работы на шести языках, Кулиану специализировался в области магии эпохи Возрождения и мистицизма. Он стал другом, а позже литературный душеприказчиком Мирча Элиаде, знаменитого историка религий. Писал художественную литературу и политические статьи.

В 1971 году под руководством Нины Фаркон (Nina Façon) защитил дипломную работу «Марсилио Фичино и платонизм эпохи Ренессанса». Ранее он написал две работы о философии Джордано Бруно и магических аспектах его работ. — . Одновременно он писал проекты и отправлял их в итальянские университеты. В ноябре 1974 года Кулиану прошёл конкурс и получил стипендию от Итальянского Национального совета по исследованиям для продолжения образования в Миланском католическом университете Святого Сердца (Universita Cattolica del Sacro Cuore), одном из самых престижных университетов страны. Занимался греческим и древнееврейским языками, историей религии, посещая лекции по гностицизму известного итальянского профессора Уго Бьянки (Ugo Bianchi, 1922—1995). Со временем Бьянки сделал его своим помощником. Под руководством Бьянки он начал работать над докторской диссертацией «Гностицизм и современная философия: Ганс Йонас» («Gnosticismo e pensiero moderno: Hans Jonas») и защитил её в 1977 г.

Постоянно публиковался в журналах «Aevum» и «Studi e materiali di storia delle religioni», писал статьи и книжные обзоры, относящиеся к различным областям истории религий, всегда с острым интересом к методологии. Работа об эросе и магии в эпоху Возрождения была опубликована в Париже в 1984 г. («Éros et magie à la Renaissance»). Анализируя фантасмагорический фон различных религиозных техник таких гуманистов как Марсилио Фичино и Джордано Бруно, Кулиану продемонстрировал, как цензура ренессансного воображения в XVI и XVII веках сыграла огромную роль в удалении с европейской религиозной сцены вводящих в заблуждение техник манипуляции с помощью магии. В Италии Кулиану опубликовал книгу о гностицизме, включавшую интервью с Гансом Йонасом, что свидетельствует о его большом интересе к древней гностической мысли и её современным реинкарнациям. Книга была основана на материалах его докторской диссертации и имела то же название («Gnosticismo e pensiero moderno: Hans Jonas», 1985). В 1976 году Кулиану переехал в Нидерланды, преподавал в университете Гронингена историю религий и историю румынской культуры, посещал курсы лекций по магии профессора Г. Г. Киппенберга. В это же время он работал над двумя диссертациями под руководством известного французского историка и антрополога профессора Мишеля Меслина (Michel Meslin), с которым познакомился в августе 1975 года на конгрессе Международной ассоциации истории религии (IAHR) в Ланкастере. Обе диссертации защищались в Сорбонне. Первая диссертация («Expériences de l’extase et symboles de l’ascension, de l’Hellénisme à l’Islam», 1980) была посвящена экстатическим техникам и опыту путешествий в иные миры в различных исторических эпохах и культурах — от Древней Греции до ислама. Вторая диссертация («Recherches sur les dualismes d’Occident: Analyse de leurs principaux mythes», 1987) исследует дуализм на основе анализа западной мифологии. В этот же период были опубликованы две его монографии на французском языке, одна из которых была посвящена «вознесению души» в исторической и сравнительной перспективе (Psychanodia I: A Survey of the Evidence concerning the Ascension of the Soul and Its Relevance, 1983), а другая — теме экстаза, вознесения и визионистского описания иного мира (Expériences de l’extase: Extase, ascension, et récit visionnaire, de l’héllenisme au Moyen Age, 1984). Кулиану также принимал участие в разработке нео-латинских и румынских тем под руководством профессора Виллема Ноомена (Willem Noomen), для которого в 1983 году редактировал научный сборник.

В Нидерландах Кулиану познакомился с румынской эмигранткой по имени Зоя и женился на ней, но через непродолжительное время брак распался. В 1986 году он встретил студентку Гарвардского университета Хиллари Виснер, которая вскоре стала его невестой и соавтором ряда работ.

В последние годы пребывания в Нидерландах отмечены тесным сотрудничеством Кулиану со своим знаменитым соотечественником Мирчей Элиаде (1907—1986), который в то время возглавлял школу богословия Чикагского университета. Первая монография Кулиану, изданная в 1978 году, была посвящена Мирче Элиаде как историку религий и писателю. Это был первый в Западной Европе труд, где систематически обсуждались книги и статьи Элиаде, написанные в румынский период (1924—1940/1945). Кулиану унаследовал от Элиаде интерес к сравнительному изучению религий, к различным новаторским темам в этой дисциплине, к литературе (после 1967 года он опубликовал несколько романов на румынском, итальянском и английском языках), к современной румынской культуре. На протяжении пяти лет Кулиану был распорядителем хранившихся в Чикаго документов и архивов Элиаде. Элиаде и Кулиану вместе опубликовали работу «The Eliade Guide to World Religions (1991)» («Руководство Элиаде по миру религий»), которая была переведена на различные языки, и которая, несмотря на свое название, была практически полностью написана Кулиану. В 1990 году был отредактирован и опубликован на немецком языке четвертый и последний том книги Элиаде «A History of Religious Ideas» («История религиозных идей»). В семейном архиве Кулиану сохранилась обширная научная переписка между двумя учеными.

В США с 1986 г. сначала работал научным сотрудником (fellow), а затем экстраординарным профессором (associate professor) Школы богословия Чикагского университета. Он разработал новый подход к изучению западного дуализма различные типы гностической экзегетики применительно к первым пунктам Книги Бытия, начиная с ранних гностиков и кончая некоторыми современными гностически ориентированными мыслителями и художниками. Создав классификацию всех видов экзегетики и всех возможных комбинаций моделей, принятых гностиками, Кулиану обнаружил забытую параллельную историю христианского догматического толкования и её религиозные и мифологические паттерны. Открытие существовавших в течение двух тысячелетий инвариантов религиозных и светских парадигм относительно толкования книги Бытия позволило Кулиану создать новый подход к когнитивным исследованиям. В 1990 году с целью объединения исторических и филологические наук с эпистемологией когнитивных исследований, он основал международный журнал «Incognita», который не пережил его преждевременной смерти (в 1990 и 1991 годах вышли только первые четыре тома). Последние работы Кулиану включали обсуждение вопросов, касающихся гипотезы о детерминированном характере религии как игры разума. В своей последней книге «Out of This World: Other-Worldly Journeys from Gilgamesh to Albert Einstein» («За пределами этого мира: путешествия в иные миры от Гильгамеша до Альберта Эйнштейна»), изданной посмертно, он убедительно объединил последние сведения о трансцендентных путешествиях в мифологии от цивилизаций древнего Ближнего Востока до Китая с эпистемологическими рассуждениями о четвертом измерении.

Убийство (бывшими агентами Секуритате?) произошло через полтора года после румынской революции 1989 года и смерти Николае Чаушеску. Участие ФБР в расследовании результатов не принесло.

Связь любимого учителя Элиаде с "Железной гвардией" {Garda de Fier) — ультраправой организацией, идеология которой сочетала в себе фашизм, мистику, христианские идеи, деятельность которой основывалась на терроризме, погромах (прежде всего евреев), политических убийствах и т.д., согласно многочисленным публикациям с косвенными уликами и домыслами этой связи, мучили Кулиану все годы эмиграции. Элиаде: «Полный отчет по этому вопросу занял бы сотни или даже тысячи страниц... нет ни времени, ни желания делать это» . Элиаде посоветовал ученику держаться подальше этой темы. «Не думаю, что кто-либо может написать объективную историю движения „Железной гвардии" или нарисовать портрет К. 3. К. Доступных документов недостаточно...» Ученик не внял предостережениям. После смерти мэтра Кулиану, как его душеприказчик, получил доступ к личному архиву покойного. Со слов Д. Касадио, когда Кулиану спросили, какова доля истины в слухах о прошлом Элиаде, он ответил: «Больше, чем мне бы того хотелось».

Автор: Кулиану Й.П.
Миросозерцание Хозяев Мира. Классика.» Категория: Кулиану Йоан Петру
Просмотров: 239

Историческое исследование проблемы магии и фигуры мага. Автор утверждает, что пропасть, разделяющая наше восприятие и видение мира человеком Возрождения, не так глубока, как это порой представляется. Необходимо обладать незаурядной смелостью, чтобы утверждать, что маг — это прототип обезличенных систем массмедиа, механизмов по «промыванию мозгов», глобальной манипуляции сознанием, осуществляющих оккультный контроль над массами. Обращаясь к творчеству величайшего ученого и мага XVI века Джордано Бруно, которого Кулиану называет «великим манипулятором», автор отмечает, что всякая магия основана на эросе, в том числе магия социальная или политическая, что между магией и эротическим влечением существует инструментальное сходство: маг, как и влюбленный, выстраивает вокруг интересующего его объекта разнообразные ловушки, а искусство любви или обольщения структурно схоже с задачей мага.

(О. В. Горшунова во вступительной статье следует принятому в советской оппозиционно-диссиденствующей среде служащих шаблону: юный талант, семья которого пострадала от коммунистов, находит способ вырваться из душного тоталитаризма на благословенный свободный Запад.

Муки одной тысячной процента творческой интеллигенции заслуживают того, чтобы благословенный Запад разрушил и несвободу страны, и саму страну, а миллионы свободных граждан обрек на нищенское, но свободное существование. Разумеется, сама О. В. Горшунова западными грантами не обделена  Ее не коснулись репетиторство, мытье посуды в ресторанах, чистка общественных туалетов... . Услужливый талант подмечается, подбирается, пристраивается.  Админ)

Подробнее...
 
Автор: Кулиану Й.П.
Миросозерцание Хозяев Мира. Классика.» Категория: Кулиану Йоан Петру
Просмотров: 150

Часть вторая

Подробнее...