Автор: Кулиану Й.П.
Миросозерцание Хозяев Мира. Классика. Категория: Кулиану Йоан Петру
Просмотров: 580
5. Реформация: единая для всех

 

Алхимиком была сестра и соавтор знаменитого Зосимы из Панополиса, работавшего в Александрийской академии . Soror mystica (лат. «мистическая сестра») — алхимический термин: женщина, которая трудится вместе с алхимиком, когда он смешивает субстанции в своих ретортах.

Если Католическая церковь не собиралась отказываться от образов и целибата, в других сферах итог Реформации был одинаков как для протестантов, так и для католиков. Достаточно вспомнить гонения на ведьм или борьбу с астрологией и магией.

На восемнадцатом заседании Тридентского собора епископам было предписано уничтожить в своих епархиях все книги по астрологии. За этим решением последовала булла Сикста V Coeli et Terrae CreatorDeus [«Небес и земли творец Бог»] (1586), к которой мы еще вернемся.

В этом контексте «Занимательный трактат по судебной астрологии», опубликованный Клодом Питуа в 1641 году и менее известный, чем «Рассуждение против прорицающей астрологии» Пико делла Мирандола или De vanitate scientiarum [«О тщете наук»] Агриппы, отличается явным достоинством: он показывает, насколько прочным могло быть единение католиков и протестантов в некоторых фундаментальных вопросах Реформации.

Витри-ле-Франсуа. Городской центр

Клод Питуа (1587-1676), родившийся в Витри-ле-Франсуа, в нищей Шампани, вступил в орден монахов-минимов. Впрочем, не религиозная его стезя нас сейчас интересует13. В 1632 году «он расстригся, отрекся от веры и сделался протестантом, перейдя под покровительство герцога де Буйона, который отвел ему место в протестантской академии Седана»14. Протестантская община обосновалась в Седане к середине XVI века, утвердив там тоталитарный дух, который прекрасно характеризуют следующие слова из указа от 20 июля 1573 года: «Все безбожники, распутники, анабаптисты и члены прочих нечестивых сект объявлены Его богоданным Величеством виновными и приговорены к смерти»15. Академия, по праву известная своей строгостью и догматизмом, была основана в 1578 году Анри де ла Туром, герцогом де Буйоном. Ее учащимися становились молодые протестанты из Англии, Голландии и Силезии — Питуа преподавал им философию. Он спокойно оставался на своем посту до 1675 года (когда ему исполнилось восемьдесят восемь лет), несмотря на то, что в 1651 году Седан уступили Франции и под началом маршала Фабера обозначился медленный поворот в сторону католицизма16.

Однако «Занимательный трактат» относится к 1641 году, когда покровитель Питуа, Фредерик-Морис де ла Тур, герцог де Буйон, одержал сокрушительную победу над королевскими войсками на плато Ла Марфе. Доводы Питуа против астрологии далеко не оригинальны. Тогда было много таких же ратоборцев, клеймивших авторов генетлиаконов* за их «взбалмошное воображение, низменно готовое потакать любым причудливым фантазиям, которые демонам вздумается рисовать с его помощью, скрывая собственный дьявольский облик»17. Питуа обвиняет их в сделке с дьяволом (с. 192-193) и утверждает, будто это злой дух нашептывает прорицателям их предсказания: «Такое может совершаться человеческим языком, который легко повторить. И выражаться в словах, звучащих в воздухе или нашептываемых на ухо провидцу. А также в запечатленных воображением предсказателя событиях, которые гипотетически могут произойти. Прорицателю могут также встречаться буквы, символы, фигуры, отметины, знаки, которые, по его разумению, несут в себе какой-либо смысл» (с. 197).

* Генетлиакон — стихотворное посвящение новорожденному, содержащее предсказание его судьбы и другие астрологические мотивы.

 

Все это — традиционные аргументы, которые можно встретить уже в «Молоте ведьм» или в текстах протестантского врача Иоганна Вейера, а также иезуита Мартина дель Рио. Но самое интересное, что этот трактат против астрологии был опубликован кальвинистом в 1641 году, то есть написан он был, видимо, в то время, когда Питуа еще принадлежал к францисканскому братству в Браканкуре, в провинции Шампань18. Это кажется тем более правдоподобным, что Питуа даже не потрудился изменить источники и ссылается на буллу Сикста V Coeli et Terrae Creator Deus 1586 года, которую уже цитировал в «Занимательном трактате», переведенном на французский язык19. Несомненно, этот документ продолжает служить ему ориентиром по обе стороны Реформации: «Вот и папа запретом своим подтверждает истинность сказанного нами об астромании и сочинителях генетлиаконов. Объявлены они порочными, самонадеянными, дерзкими, лживыми, презренными, а ремесло их — дьявольским измышлением, предсказания же — внушениями лукавого. Хула и проклятие делам и книгам их нечестивым, подлым и губительным. Как сами они со своими книгами, так и те, кто читать и хранить их станет, преданы будут суду инквизиции. Каков на это ответ в генетлиаконах? Может, сказано будет там, что святые отцы, заседатели соборов церковных, да папы за такое не отлучат, не проклянут и хулить не станут? Ответ на это таков: нет порицания справедливее, а весь христианский мир полагает данное ремесло магией» (с. 209).

Протестанты и католики по-разному смотрели на исполнение обрядов, не относимых к богослужению, как и на вопрос целибата духовенства. Но в XVII веке они как будто пришли к согласию в том, что культура фантазийной эры и сфера воображаемого в целом — явления нечестивые. Католики и лютеране оказались терпимее кальвинистов; но они точно так же были убеждены, что всякая пророческая практика совершается по наущению темных сил. И место, где происходит общение человека с демонами, становится категорией воображаемого. А потому враг номер один, которого всему христианству следует побороть, — это человеческая фантазия (см. Приложение X).