Автор: Кулиану Й.П.
Миросозерцание Хозяев Мира. Классика. Категория: Кулиану Йоан Петру
Просмотров: 577
2. Интерсубъективная магия

 

Интрасубъективная магия — особый случай интерсубъективной магии, которая действует согласно принципу преемственности универсальной пневмы. 

Изложение этого принципа не особо различается у Синезия и Фичино. Послушаем, что говорит последний:

«Не стоит думать, будто через использование некоторых материальных [магических] предметов можно притягивать присутствие полностью нематериальных [небесных] сущностей.

Напротив, таким образом притягивают демонов или преимущественно [potius], звездные дары и дары чувственного мира. Не стоит думать, будто возможно привлекать [allici] душу материальными формами. Потому что она сама [мировая душа] создает подходящие для себя приманки, при помощи которых можно привлечь. Ибо нет в дольнем мире ничего столь безобразного, что не обладало бы душой и, следовательно, ее дарами. Эти соответствия между „причинами" в мировой душе и низшими формами Зороастр называл божественными сцеплениями [dicinas Hikes], а Синезий — магическими чарами [magicas illecebras]» («О стяжании...», I). «Многие утверждают, будто магия есть приемы, позволяющие человеку притягивать к себе в благоприятные времена небесные сущности с помощью низших вещей, соответствующих высшим вещам» («О стяжании...», XV).

Две эти цитаты необходимо прояснить.

Фичино утверждает, что мировая душа сама по себе источник любой магии, поскольку, будучи свободной, стала создавать соответствия между высшим и низшим мирами. В соответствии с этим принципом существуют некоторые предметы, с помощью которых можно призывать высшие сущности, и они традиционно называются приманками, сцеплениями, манками, обольщением, соблазнами и так далее (так можно перевести слова esca, ellex, illecebra). Сама душа в доброте своей породила возможность вверить себя, при определенных обстоятельствах, человеку мудрому, умеющему правильно всем этим распорядиться. Природа существует для того, чтобы человек ею распоряжался: как если бы сама рыба, желая накормить человека, научила его изготавливать рыболовные крючки.

Фичиновское определение магии лаконично и ясно: магические практики имеют целью достижение отдаленных последствий незамедлительным действием, в частности, воздействие на единицы высшего порядка уподобляющихся им единиц низшего порядка (per inferiora consentanea), которые служат «приманками» (escae, Hikes, iUecebrae), «соблазном» (allici) в благоприятные времена (temporibus opportunis).

Если говорить точнее, речь идет о транзитивном механизме, который в самом начале приводит в движение физические (материальные) причины, чтобы добиться гиперфизических последствий. В свою очередь, последствия преобразуются в новые причины, которые порождают новые последствии физического порядка.

Чтобы иметь ясное представление об этих процессах, необходимо будет проанализировать значение трех составляющих, которые определяют процесс магического «соблазна» (allici): высшие силы воздействия (superiora), уподобляющиеся или симпатизирующие им низшие силы (inferiora consentanea), или «приманки» (escae, Hikes, illecebrae), и благоприятные времена (temporibus opportunis).