Автор: Кулиану Й.П.
Миросозерцание Хозяев Мира. Классика. Категория: Кулиану Йоан Петру
Просмотров: 558

Высшие силы воздействия

«[...] Нас завлекают демоны или, всего более, дары одушевленного мира и живых светил» (sed daemonespotius animatique mundi munera stellarumque viventium), утверждает Фичино в первой части трактата «О стяжании жизни с небес». Синтетическая, но вполне исчерпывающая формулировка, чтобы описать вид вспомогательных средств, которые хочет заполучить маг.

Следующая глава данной книги будет в основном посвящена различным категориям демонов, пневматическим существам, обитающим в промежуточных мирах. Нам остается определить здесь, что такое «дары одушевленного мира» и дары «живых светил».

«Дары одушевленного мира» суть природные реципиенты пневмы, обладающие свойством питать человеческий дух на основании закона о пневматической взаимосвязанности частей вселенной.

«Мы можем все больше добавлять квинтэссенции, умея отделять ее от питательных соединений, частью которых она является, или пользоваться продуктами или предметами, которые в высшей степени наделены чистотой, такими как благородное вино, сахар, бальзам, золото, драгоценные камни, плоды терминалии, — всем тем, что обладает самым пленительным ароматом, или тем, что сияет» (Vita coel, I). «Часто используя растения и другие живые вещества, возможно черпать из космического духа [...]» (ibid., XI). «Если хочешь, чтобы какая-то пища прежде других завладела мозгом [rapiatprae ceteris formam cerebri tui: то есть повлияла на мозг], на печень или желудок, следует по мере возможности есть мозг, печень или желудок животных, которые недалеко отстоят от человеческой природы (вероятно, млекопитающие, но не только; ibid., I).

Но главная часть труда Фичино посвящена описанию «даров живых светил» (munera stellarum viventiurri). Мы ограничимся здесь изложением основных принципов астральной магии, не вдаваясь в подробности.

Астрологи, именуемые Фичино из уважения к традициям «философами-неоплатониками», создали универсальные планетарные фигуры, в частях которых заключены образы всех низших вещей. В зодиаке двенадцать знаков и тридцать шесть деканов, что в целом дает сорок восемь универсальных фигур, к которым можно прибавить еще триста шестьдесят, согласно числу градусов зодиакального круга (ibid., I). Эти фигуры представляют собой то самое место, где по кругу движутся семь планет, образующих определенные аспекты (то есть взаиморасположения звезд). «Звездные дары» суть свойства планет согласно их взаимному положению, которое, в свою очередь, зависит от «благоприятного времени» (tempora opportuna).

Поскольку человеческое тело есть образ физического космоса, каждая из семи планет имеет в нем свою зону влияния. Эти соответствия называются астральной мелотезией и составляют основу доктрины, изложенной в «Ятроматематике», приписываемой Гермесу Трисмегисту14:

Soli oculus dexter,Lunae sinister.

Saturno auditus, auresque, Iovi cerebrum.

Cruor, sanguisque Marti, Veneri olfactus, gustusque.

Mercurio lingua, et gurgulio15 *.

Это теоретический принцип построения homines phlebo-tomici [«человечков для кровопускания», изображений людей с наглядно обозначенными на них соответствиями планет частям тела], или образов, в точности показывающих влияние планет, знаков и деканатов на человеческое тело. В самом деле, поскольку планеты, знаки и деканы образуют порой весьма сложные сочетания, необходимо почти для каждой планетарной позиции составить новый список соответствий, создать нового homo phlebotomicus16.

* Солнцу глаз правый, [принадлежит] левый — Луне,

Слух же Сатурну и уши, Юпитеру мозг,

Марсу же кровь, обонянье Венере и вкус,

Язык же с гортанью Меркурию. 

Выбор лекарственных средств полностью зависит от точной трактовки этих фигур, то есть лекарство назначают, учитывая положение планет и знаков, управляющих в данный момент данным участком тела. «Чтобы узнать участь больного, то есть вылечить его, продолжают пользоваться странными механизмами подсчета, которые основаны на астрологических данных; такова, к примеру, „сфера Питосириса", изобретенная в I веке н. э. Чтобы излечить больного, необходимо помнить, что, согласно греческому принципу мелотезии, его анатомией и физиологией управляют звезды: каждый знак зодиака контролирует определенную часть тела; каждая планета «руководит» определенным органом. Хирург не сможет оперировать больной член, если, к примеру, Луна находится в знаке зодиака, которому подчиняется этот самый член, иначе влага этой планеты вызовет самые серьезные осложнения»17.

В пятой главе «О стяжании жизни...» Фичино описывает доктрину астральной мелотезии, в шестой и десятой главах того же сочинения говорит о происхождении homo phlebotomicus, не вдаваясь, однако, в подробности18. Если сравнить объем текста, который он уделяет научным построениям реально существовавшего ятроматематика Иоганна Хассфурта19, можно сделать вывод, что речь идет о довольно второстепенном, хотя и необходимом, сюжете в системе фичиновской магии. На самом же деле Фичино в высшей степени занимает не исцеление телесных недугов, но очищение духа и всякого рода духовные дары, которые практик может получить при условии благоприятного расположении небесных светил.

Напомним, что из семи планет три, именуемые Фичино «Тремя грациями» (Солнце, Юпитер и Венера), оказывают благоприятное влияние, Марс и Сатур — пагубное, а Меркурий относится то к одной, то к другой группе. Как возможно привлечь благоприятное воздействие планет на пневму конкретного человека?

«Если ты хочешь, чтобы тело твое и дух оказались насыщены духом одного из космических посредников, например Солнца, среди металлов и камней следует отыскать те, что являются по преимуществу „солнечными", то есть использующих солнечную энергию, равно и среди растений, животных, но главное — среди людей. [Следует список „солнечных" металлов, камней, растений, животных и людей.] Точно так же, если ты хочешь насытить свое тело добродетелью Юпитера, в день и час Юпитера перемести свое тело под покровительство Юпитера и среди множества вещей выбирай те, что принадлежат Юпитеру [Следует список]. Что же касается Венеры, ее защиту и покровительство привлекают с помощью голубей, горлиц, трясогузок, а также прочих вещей, обнаружить которые нам не дает целомудрие» («О стяжании жизни...», I)20.

В зависимости от вида деятельности, которую необходимо стимулировать, все планеты важны в равной степени: Сатурн ведает высшей философией и оккультизмом, Юпитер — естественной философией и политикой, Марс — certamina virilis [спортом, «мужскими соревнованиями»], Солнце и Меркурий — красноречием, музыкой и почестями, Венера — празднествами, а Луна — источниками питания (ibid., II). Влияние планет на части нашего тела определяет вид астрологических лечебных средств, которые следует назначать в данном конкретном случае (ibid., VI). Впрочем, фармакология является одной из важнейших разделов магии (ibid., XI, XIII). И в заключение — лаконичная формулировка: Res naturales atque etiam artijiciosae habent virtutes a stellis occultas: per quas spiritum nostrum stellis eisdem exponunt (ibid., XII) — «Как природные, так и искусственные вещи обладают скрытыми свойствами, которые сообщают им звезды: через которые наш дух (они) проявляют с помощью тех звезд]».