Автор: Кулиану Й.П.
Миросозерцание Хозяев Мира. Классика. Категория: Кулиану Йоан Петру
Просмотров: 589

Приманки

Цель пневматической магии Фичино — улучшить духовное, физическое, психическое и социальное состояние того, кто производит магическое действо, или его клиента. Основные виды деятельности мага — магия и медицина. Растения, камни, металлы и прочие субстанции, используемые в зодиаке в зависимости от положения планет, оказывают благоприятное влияние на дух мага или состояние здоровья больного. Амулеты, талисманы и образы могут, в зависимости от конкретных обстоятельств, иметь либо профилактический, либо лечебный эффект. Разумеется, одни и те же снадобья могут быть использованы для достижения совершенно различных результатов: социальный успех, легкость в обучении или выполнении профессиональных навыков, гармония в межличностных отношениях, и так далее. Нетрудно представить себе, что для всякого предприятия существует благоприятное расположение светил и средство воспользоваться этим обстоятельством. Что касается самого Фичино, его основной интерес направлен на магию и ятроматематику.

Совокупность магических средств — это множество субстанций, которые находятся в определенных взаимоотношениях, определяемых звездами. Их можно использовать непосредственно или опосредованно. В первом случае речь идет о простейших снадобьях или талисманах. Во втором — это более сложные предметы и объекты, изготовленные в «благоприятные времена», чтобы накопить в них благотворное влияние определенной конфигурации карты звездного неба. «Астрологическим образам, изготовленным в камне или металле, приписывают зачастую чудесные добродетели» («О стяжании жизни...», XII). Использование талисманов отнюдь не противоречит свободной воле. В своем труде «Зеркало астрономии» Альберт Великий объясняет, что осознанный выбор благоприятного момента вовсе не ограничивает свободную волю, пренебрегая выбором удачного времени при каком-либо важном начинании, человек не выказывает свою свободу, напротив, в этом выборе он лишь злоупотребляет свободной волей» (ibid.). «В „Centiloquium"* Птолемей утверждает, что низшие формы подвержены множеству астральных влияний. Вот почему древние мудрецы изготавливали некоторые образы, когда планеты перемещались в небесные фигуры, чьи конфигурация почти совпадали с очертаниями земных вещей»21 (ibid., XIII).

Мы не собираемся пересказывать здесь доктрину образов, которую Фичино излагает на основе герметических, неоплатонических и арабских источников. Мы уже знаем, что каждой планете соответствует целый ряд земных вещей (ibid., XIV, XV). Они являются сырьем для изготовления астрологических талисманов. Во всяком случае, Фичино полагает, что они более низкого свойства, чем снадобья и мази (ibid., XV,).