Автор: Кулиану Й.П.
Миросозерцание Хозяев Мира. Классика. Категория: Кулиану Йоан Петру
Просмотров: 558

Глава VII. Демоническая магия. 


1. Некоторые представления о демонологии ...

 

Кому не известны эти когорты демонов христианства, самые безобидные деяния которых — подвергать испытанию человеческую природу (сон, голод, эротическое желание), воздействуя на людей, которые в своей гордыне считали себя выше всего этого? Без сомнения, демоны были также способны порождать таящие в себе угрозу явления кинетического порядка, которые едва ли не стали причиной гибели некоторых святых и которые не сводятся к простым галлюцинациям.

Искусство Средних веков и Возрождения приписывает им самые причудливые и самые отталкивающие формы, заимствованные у животного мира: от жесткокрылых насекомых до десятиногих крабов, от пресмыкающихся голотурий до амфибий, от рыб оксиринхов* до ящеров в панцире, а также всякого рода змеевидные, рукокрылые и даже летучие рептилии, которые в какой-то степени предвосхищают открытия палеонтологов1.

* Оксиринх (греч. остроносая) — наименование ряда рыб, в частности акулы мако.

Последователи «Халдейских оракулов» могли выявить некоторые загадочные сущности, богиню Гекату, например, и души греческих героев и знаменитых философов, таких как Платон.

Воззвание к богам зачастую сопровождалось их появлением (autophaneia)2Весьма характерно появление Гекаты: «...Так говоря, посмотри на ребенку подобное пламя, в воздухе пляшущее, над волною стелясь [утомленной], на не Имеющей формы огонь, предваряемый звуком, на изобильный над нивой шумящею свет воссиявший; в свете увидишь коня, наделенного собственным блеском, а на спине его быстрой — дитя, оседлавшее зверя, огненноли-кое, в злато одетое или нагое, стрелы пускающее или [только] стоящее прямо»*3.

В своей практике маги часто использовали золотой диск (strophalos), инкрустированный таинственными знаками, с сапфиром посередине. Его можно было поворачивать с помощью кожаного ремешка, в то время как теург произносил магические формулы и время от времени испускал нечленораздельные звуки, имитирующие крики животных, дабы напугать злых духов. Инструмент, которым пользовался еще Прокл, один из последних неоплатоников, назывался Iunx, по греческому именованию вертишейки (iunx), огненно-рыжей птицы, передающей послания между миром умопостигаемым и миром чувственным4

* Пер. А. Большакова. Цит. по: http://teurgia.org/index.php?option=com_ content&view=article&id=31:2010-01-08-23-52-56&catid=74:2010-01-30-03-06-34&Itemid=98

С помощью Iunx'a Прокл был способен вызвать дождь, как и создатель «Оракулов» Юлиан, который хвалился, что смог совершить это в 174 году, когда участвовал в качестве простого солдата в военном походе Марка Аврелия. (К сожалению, трудно в точности установить, кто именно сотворил данное чудо, поскольку эту заслугу оспаривали воины-христиане Молниеносного легиона, солдаты-язычники, а также некий египетский маг, имя которого неизвестно5.)

Во всяком случае, золотой диск теургов был испещрен магическими знаками — такие же появляются на халдейских талисманах, — вероятно, это представленные в графической форме символы, которые, будучи «посеяны» высшим разумом по всему миру, так же произносились в виде торжественных заклинаний (synthema)6В некоторых случаях эти фигуры, возможно, представляли символ, характер, вписанный «в сердце», то есть в душу человека, и состоящий из комбинации полукружий и греческой буквы X. У многих греческих героев имелась такая диаграмма и мистическое имя, позволяющие теургам отвратить от них опасность. Михаил Пселл, византийский платоник, сообщает, что Юлиан Халдейский якобы взывал к душе Платона, задавая ей множество вопросов. Согласно Хансу Леви, одному из самых авторитетных толкователей «Халдейских оракулов», душа Платона должна была явиться в качестве светящейся геометрической фигуры. Представление о том, что человеческая душа состоит из полукружий и буквы X, взято из платоновского «Тимея» (34b, 36Ь), где космическая душа состоит из частей, сложенных крест-накрест наподобие буквы X, и каждая согнута в круг, причем концы сходятся в точке, противоположной точке их пересечения. Христиане, по свидетельству Юстина Мученика, полагали, будто эта фигура имитирует крест на изготовленном Моисеем штандарте в виде Медного змея (Чис 21, 9)7. 

Наряду с богами, героями (эросами) и великими историческими персонами, как Платон, были и другие сущности, которые, согласно халдеям, населяли мир сверхъестественного, порой открываясь человеческому взору. Это были демоны, добрые или злые. Платоники Плутарх из Херонеи и Апулей из Мадавры, а также неоплатоники Порфирий и Ямвлих различали два вида демонов: те, кто постоянно обитали в потусторонних зонах, и бесплотные человеческие души, которые превратились в демонов на тысячу лет, а затем вновь вернулись в цикл метосоматоза.

Природа, сущность (physis), то есть подлунная зона, была населена воздушными, водными и земными демонами, которые вызывали космические катастрофы и человеческие страсти. Они имели животное обличье — чаще всего собачье: «Так, из [обширного] чрева Геи-Земли вырываются [к свету] подземные своры, истинной участи смертных открыть не способные [людям]»8. Главным злым демоном был Гадес, чье инфернальное войско пытались сокрушить с помощью жертвоприношений камнями и растениями, теми же, какие служили для очищения колесницы души. Также использовали различные амулеты, талисманы, заговоренные фигурки, отгоняли злых духов, оглашая воздух грохотом инструментов из бронзы9.

Все основные работы по платоновской демонологии были переведены Марсилио Фичино на латинский язык. Это трактаты Порфирия («О жертвоприношениях, богах и демонах»), Ямвлиха («О египетских мистериях»), Прокла («О душе и демоне», фрагмент прокловского комментария к платоновскому «Алкивиаду», I; «О жертвоприношении и магии») и Михаила Пселла («О демонах»).

Порфирий сообщает нам, что, согласно Проклу, существует множество демонов, одним поклоняются открыто, как божествам, другие становятся объектом тайного поклонения. А есть и другие, которыми люди пренебрегают, они легко могут отомстить за это.

Как привлечь благосклонность демонов? Молитвы и жертвоприношения очень полезны, поскольку добрые демоны, обитающие в высях подлунного мира, могут даровать нам любые милости, какие только бывают на свете. Что же касается демонов злых, которые живут ближе к земле, необходимо заручиться, по крайней мере, их беспристрастностью, ведь, когда они разгневаны, их действия могут причинить вред. В самом деле, они обладают нематериальным телом, которое смертно и нуждается в питании. Когда им досаждают или противоречат, они способны на любое зло, они могут вызвать любые пагубные страсти в душах отдельных людей, но также и различные материальные явления глобального порядка, такие как землетрясения или гибель урожая. Чем они питаются? Поскольку их тела представляют собой нечто вроде испарений, они наслаждаются запахом мяса, крови, всякого рода курений. Вот почему их так много в местах, где приносят в жертву животных. Мудрый человек, зная, что там, где есть кровоточащая плоть, будут и злые демоны, предпочтет вегетарианство мясоедению, подражая тем самым умеренности и воздержанности аскетов.

Ямвлих дает нам еще более ценные сведения о потусторонних существах, которых он делит на несколько видов: на самом верху обитают высшие боги и души светил и небесных богов; затем архангелы, ангелы, демоны, герои (эросы), владыки и бестелесные человеческие души10.

Именно демоны должны помещать души в земные тела; а герои (эросы), напротив, должны оживлять, даровать разум, оберегать души и освобождать их от тел. 

В тексте Ямвлиха примечательно то, что «все высшие сущности можно призвать, и они явятся под разными обликами», в зависимости от того, к какой категории относятся. Неоплатоник стремится подробно описать все проявления этих невидимых сущностей. Боги, архангелы и ангелы в своих обличьях просты и единообразны. Демоны, начала-ангелы, герои (эросы) и человеческие души могут иметь разнообразные и сложные видимости. И впечатления от этих явлений также различны: боги величественны и услужливы, архангелы ужасны ликом, но нежны, ангелы пленительны, демоны устрашающи, герои (эросы) внушают меньше почтения, чем они, начала светоносны, господства враждебны и вредоносны, души подобны героям (эросам).

Появление богов, архангелов и ангелов не вызывают никаких смятений. Демоны, напротив, нарушают порядок и внушают страх. Ангелы-начала величественны и спокойны. Герои (эросы) подвижны и торопливы. Господства громко шумят. Души подобны героям (эросам), но в них меньше упорядоченности и постоянства.

Боги, архангелы и ангелы бесподобно прекрасны. Демоны в своей сущности тоже красивы, герои (эросы) тоже могут быть прекрасны в проявлениях своей храбрости, у ангелов-начал красота — главное качество, а вот красоты ангелов-господств излишне вычурны. Красота душ может быть демоническая и героическая.

Стремительность и эффективность присущих им деяний возрастает в зависимости от иерархии. Так, например, начала воздействуют властью и силой, между тем как господства действуют с пафосом и величавостью, превосходящими реальный результат.

Когда появляются боги, оказывается задействовано все небо целиком, и смертные не могут вынести этого зрелища, излучающего столь яркий свет. Архангелы занимают лишь часть неба, они ярко сияют и несут в себе символы. Ангелы не столь яркие и не такие величественные. Очертания демонов уже доступны глазу, а исходящий от них свет вполне приемлем. Размеры героев (эросов) менее внушительны, а их облик благороден; начала огромны; господства наполнены воздухом, надменны и заносчивы, души бывают разными по размеру, но меньше, чем герои (эросы).

Разумеется, существуют также и злые демоны. Как утверждает Прокл, герои (эросы), демоны и ангелы суть высшие существа, которые могут являться невыразимо прекрасными. Но есть еще и злые демоны, они тем более опасны, что могут являть себя в облике демонов, несущих добро, чтобы сбить с толку того, кто совершает жертвоприношение (II, 1909-1910).

Будучи осведомлены о свойствах и возможностях демонов, к которым они могут взывать с помощью природных субстанций, маги обладают способностью расспрашивать их о высших божествах. Ведь демоны хорошо осведомлены о богах и способны передавать свои познания ученикам и последователям. Так что маги через посредство демонов имеют доступ к самим божествам (II, 1929)!

Неоплатоники различали демонов, действующих благотворно, обитающих в верхних пространствах воздуха, от пагубных демонов, живущих ближе к земле. Для платоника-христианина Михаила Пселла все демоны злые. Как и ангелы, они обладают пневматическим телом. Но если у ангелов тела сияющие, то тела демонов затемнены.

Пселл сообщает нам, что с учением о демонах, достаточно странным, он ознакомился благодаря отшельнику Марку Херсонесскому. Тот утверждает, что демоны способны испускать семя и рождаться в телах животных. У них имеются члены, и коль скоро они питаются, то и испражняются. Пищей им служат дух и различного рода испарения организма, они вдыхают их и впитывают, словно губки. Марк, сведущий в демонологии, выделяет несколько видов демонов, их многообразие поражает воображение: «...весь воздух над нами и вокруг нас, вся земля, море и земные недра изобилуют демонами» (И, 1940). Существует шесть категорий демонов: те, что обитают в пламени, которое соприкасается с верхней зоной воздуха, «на варварском языке они именуются Leliureon, что означает „огненные"» (это подлунные демоны); воздушные демоны, земные, водные, подземные и последняя категория — те, что «избегают света, невидимы, сумрачны и холодными страстями вызывают гибель и разрушения» (И, 1941). Хотя все эти демоны зловредны и пагубны, три последние категории особенно опасны. Ведь деяния подлунных, воздушных и земных демонов — из области духовной, в то время как деяния прочих — материальны. Первые «развращают душу фантазиями и размышлениями» (в частности, воздушные и земные демоны вызывают эротические фантазии). Все это нетрудно объяснить, поскольку демоны, обладая пневматической сущностью, могут принимать любые формы и окрашиваться в любые цвета по своему желанию, являясь человеческому разуму в обманчивых обличьях. «Принимая эти формы, они внушают нам определенные действия и решения и дают различные советы. Они воскрешают в нас память о былых наслаждениях и в состоянии сна или бодрствования, порождая в нас иллюзию страстей, воздействуют на паховую зону, и, таким образом возбуждая нас, предлагают свои тела для безнравственных совокуплений, особенно если нас и самих склоняет к этому истекающая из нас горячая влага» (ibid.).