Автор: Кулиану Й.П.
Миросозерцание Хозяев Мира. Классика. Категория: Кулиану Йоан Петру
Просмотров: 580
2. Демоны и эрос


Доктрина суккубов и инкубов вплоть до XVIII века будет объектом весьма специфических дебатов, на которых имеет смысл остановиться подробнее.

Хотя Марк-отшельник и признает, что демоны могут предстать и с мужскими половыми органами, он все же полагает, что все они обладают женской природой и, не имея четко выраженной, постоянной формы, способны по собственной воле явить взору любой обманчивый облик (II, 1942).

Далеко не все специалисты по магии с XV вплоть до конца XVII века убеждены, что демоны могут испускать семя и производить на свет потомство, хотя в таких полуофициальных трактатах, как «Молот ведьм» (появился в 1486 году) и в работах Дель Рио конца XVI века, отстаивается именно эта точка зрения.

Согласно самому распространенному мнению, высказанному Жаном Винети, инквизитором из Каркассона, в «Трактате против призывающих демонов», демоны транссексуальны. Действуя как суккубы рядом с мужчинами, они забирают его сперму и затем доставляют ее в вагину женщины, выполняя роль инкубов. Это вполне умеренная позиция, которую разделяет, в числе прочих, отец Альфонсо де Спина в своем сочинении 1460 года «Fortalitium fidei» [«Крепость веры»]п. Согласно де Спина, монахини, имеющие плотскую связь с инкубами, просыпаются «нечистыми, словно занимались любовью с мужчиной»12.

Пьер Ноде, автор труда, озаглавленного «Протест против отвратительных грехов ведьм, колдунов, чародеев, магов, предсказателей и тех, кто соблюдает суеверия, которых в настоящее время очень много во Франции (Париж, 1578), убежден, что почти у всех колдуний есть плотская связь с инкубами, а у колдунов — с суккубами, а еще они совокупляются с трупами, в которых дьяволы вдохнули жизнь13.

Жан Боден в своей «Одержимости колдуний» (Париж, 1580) сообщает нам, что по-валлийски и по-пикардийски суккубы называются кошмары* и.

Иорданус из Бергамо («Quaestio deStrigis» [«Разыскание о ведьмах»], рукопись, 1470) рассказывает, что епископ из Вероны, знаменитый гуманист Эрмолао Барбаро, сообщил ему о мужчине, у которого пятнадцать лет в любовницах была суккуба15 [женский демонический дух], и историями подобного рода изобилуют рассказы о колдуньях.

Иоханнес Хенрикус Потт, написавший в конце XII века (Иена, 1689) трактат «SpecimenJuridicum deNefando Lamiarum cum Diabolo Coitu, in quo abstrusissima haec materia delucide explicatur, quaestiones inde emergentes curata resolvuntur, variisque поп injucundis exemplis illustratur» [«Наглядное правовое доказательство гнусного сношения ведьм с дьяволом, в коем эта наитайнейшая материя прозрачно объясняется, а возникающие вопросы внимательно разрешаются, украшенное разными небезынтересными примерами»], поддерживает точку зрения Дель Рио, приводит «забавные истории», например, такие: поскольку инкубы принимают обличье животных, есть женщины, которые, вступив в мерзкую связь с демонами, производили на свет различных животных (льва, кота, собаку и так далее) или чудовищ. Самый любопытный случай, который он приводит со слов Филиппа Людвига Элиха («Демоническая магия», Франкфурт, 1607) — это рассказ о женщине, которая после совокупления с демоном в виде петуха ежедневно несла яйца16.

* Фр. cauchemar считается составным словом, возникшим из сложения фр. «caucher» — «бить», «давить» и «таге», пикардского варианта общеевропейского наименования злого духа, суккуба (ср. славянское «кикимора», родственное обозначению злого духа женского рода мара, откуда, возможно, жарг., воровск. «маруха» — «любовница, сожительница». — М. Ф.

Проблема потомства демонов вызывала живейший интерес еще в XVIII веке, поскольку академическое сочинение на эту тему Джоана Клейна (19 ноября 1698, Росток) переиздано в 1731 году под заглавием Examenjuridicumjudicialis Lamiarum Confessionis se ex nefando cum Satana coitu prvlem suscipisse humanum [«Правовое судебное рассмотрение на основе признаний ведьм, может ли из гнусного сношения с Сатаной заиметься человеческое потомство»]. Клейн утверждает, что демоны могут иметь детей от несчастных женщин, которых они соблазнили: «В различных юридических протоколах можно прочесть признания колдуний, что мерзкая плотская связь с Нечистым Духом доставляла им больше наслаждения, чем сожительство с собственными законными мужьями. Нередко случалось, что после этих гнусных содомитских сношений рождались живые дети»17.

Людовико Мария Синистрари д'Амено, чей трактат «О демониалитете и бестиалитете инкубов и суккубов», написанный в конце XVII века, переведен на французский Изидором Лизье и напечатан в Париже в 1875 году, гораздо более оригинален. Он полагает, что инкубы и суккубы — не демоны, а существа, именуемые по-французски follets, по-итальянски folletti, по-испански duendes, что-то вроде домовых. Это не духи, враждебные христианской религии, просто им доставляет удовольствие противиться целомудрию, contra castitatem. Синистрари д' Амено не согласен с идеей транссексуальности домовых. Они сами способны извергать семя; после соития с человеческой особью на свет появляются существа в человеческом обличье, наделенные душой, которая может быть спасена или проклята, наделенные долголетием, намного превосходящим продолжительность человеческой жизни. Они способны по собственной воле расширять или удлинять свои тела, заполнять промежутки между материей; они формируют организованные сообщества со своими правителями и поселениями18. 

Апологеты инквизиции неизменно сообщают нам подробности сексуальных связей между колдунами обоего пола и демонами. Один из крупнейших авторитетов XVI века в данной области — Николя Реми, поэт и личный советник герцога Лотарингского, автор сочинения Daemonolatria, ex judiciis capitalibus nongentorum plus minus homifium qui sortile-gii crimen intra annos quindecim in Lotharingia capite luerunt [«О почитании демонов, на основе примерно девяти ста основных приговоров тем, кто по обвинению в кощунстве был схвачен в Лотарингии в последние пятнадцать лет»] (Лион, 1595). Трактат заканчивается этими стихами по-французски, в которых Реми не без удовольствия описывает неслыханные пытки, в которых явно знал толк, и делает следующий вывод:

Судьи, не опасайтесь показаться суровыми,

Приговаривая колдуний к наказанию;

[... ] Грядущие века будут восхвалять вас за ваше правосудие.

Воздавая должное уверенности автора, следует все же признать, что Реми, к счастью, ошибался. Во всяком случае, изучив за пятнадцать лет материалы около девятисот судебных процессов о ведьмах, он дает нам самые живые, интересные и самые авторитетные описания связей с демонами:

«Все, кто имели сексуальные сношения с инкубами или суккубами, заявляют единогласно, что трудно представить себе или описать нечто более отталкивающее и отвратительное. Так, один из обвиняемых, Петр Арментарий из немецкого Дальхейма сообщает, что, когда он сжимал в объятиях свою Абраэль, все члены становились твердыми и жесткими. А другой обвиняемый, Эрик Хеннезий из французского Вергалия утверждает, что ему казалось, будто у его Сквацебурги (Абраэль и Сквацебурга — имена суккубов) 

вместо вагины ледяная дыра, и он так и не познал оргазма. Что же касается колдуний, они заявляли, что мужские органы демонов такие огромные и твердые, что при их проникновении они чувствовали нестерпимую боль. Некая Алис Дриже на пальцах демонстрировала собранию, насколько эрегированный член ее демона был длиннее кухонного тагана [подставки для вертела на открытом огне (landi-ег) либо же подставки для дров в печи (chenet)] и уточняла, что у него не было ни мошонки, ни яичек. Другая женщина, Клодин Фелле, старалась избежать острой боли при сношении, производя вращательные движения, когда в нее вводили член огромных размеров, который не могла бы вместить ни одна женщина [...]. Эти несчастные часто жаловались, что демоны их душат, но прекратить сношение они не могли [...]. И все-таки некоторые из них в этих отвратительных ледяных объятиях достигали оргазма»19.

В южных областях Пиренеев демон отличается буйным нравом: схватив колдунью con su тапоyzquierda (a la vista de todos) la tendia en elsuelo boca abaxo, о la arrimaba contra un arbol, у alia la conocia somaticamente [своей левой рукой (на виду у всех) он укладывал ее на землю ничком или прислонял к дереву и там познавал ее телесно]20. Это вид сношения не менее болезнен (ElDemonio la tratb carnalmenteрог ambas partes, у la desflorb у padecia mucho dolor) [Демон имел ее телесно с обеих сторон и лишил ее девственности, при этом причинив сильную боль]21, кроме того, вовлекая несчастную в смертный грех содомии.

Видно, какой моральный (и физический) ущерб якобы инкубы и суккубы. Нам остается еще рассмотреть социальный ущерб, а также происхождение этих злобных существ.