Автор: Соколова Г.Н., Титаренко Л.Г.
Господство. Субъекты и методы. Властелины колец Категория: Социология
Просмотров: 456
Возрождение социологии рынков

Идеи К. Поланьи не оказали существенного влияния на развитие социологии рынков, и в период 1950-1970-х годов практически не было социологических работ, посвященных анализу рыночных отношений. Однако в 1970-е годы социологи вновь стали проявлять интерес к изучению феномена рынка. Эссе Б. Барбера [Barber, 1977], посвященное «абсолютизации рынка», появилось в середине 70-х годов. Примерно в то же время немецкий социолог К. Хейнеманн (Heinemann) внес предложение о создании «социологии рынков». Появилось также несколько социологических исследований, затрагивающих различные аспекты рыночных отношений [Bonachich, 1973; Granovetter, 1974; Wallerstein, 1979]. В одном из них М. Грановеттер явился пионером сетевого подхода к анализу рынков, обратив внимание на роль знакомств и друзей в поисках работы индивидом. В другом – И. Валлерстайн представил теорию «современной мировой системы», в которой торговля и международные рынки играют ключевую роль. Интерес к рынкам появился и в русле теории организаций.
С начала 1980-х годов интерес социологов к рынкам усилился и появилось множество работ на эту тему. К настоящему времени апробируется, с разной степенью успеха, целый ряд теоретических подходов: социально-структурный (White, Burt, Baker); социально-конструкционистский (Garcia, Smith); историко-сравнительный (Hamilton and Biggart, Lie); социально-системный (Luhmann); подход социальных правил (Burns and Flam); подход с позиции теории игр (Opp, Vanberg); подход с позиции конфликтологии (Collins). Некоторые социологические работы инспирируются трудами современных экономистов, посвященных рынку, особенно исследованием О. Вильямсона «Рынки и иерархии» [Williamson, 1975].
Особенно выделяется нами социологическая теория рынка – так называемый структурный подход. Этот подход доминирует в дебатах по вопросам рынка по двум причинам: он представляет наиболее устоявшуюся попытку создания социологической теории рынков и привлекает ряд весьма компетентных последователей. Трое из них – X. Уайт [White, 1981], Р. Бёрт [Burt, 1982] и В. Бейкер [Baker, 1984] – особенно преуспели в развитии этого типа анализа. Что характеризует структурную социологию в главном, так это фокусирование внимания на социальной структуре, попытка описывать структуру в очень конкретной манере (обычно через сети рыночных отношений) и глубокое недоверие к психологическим и культурологическим объяснениям. Отвержение сторонниками структурного подхода того, что ценности, идеи и культура являются центральными в социологическом анализе, вызывает определенные дебаты.
Одним из тех, кто заслуживает признания за возрождение интереса к рынкам, является X. Уайт. Его исследование проблем рынка, начавшееся в середине 1970-х годов, представляет попытку поднять базисные вопросы рыночных отношений. «Почему возникают частные рынки? В силу каких причин тот или иной рынок проявляет устойчивость? Какой вид социальной структуры составляет основу рыночных отношений?» Ответы на эти вопросы, обнаруженные в работе X. Уайта, в большой мере определяются его неудовлетворенностью неоклассической экономикой. Согласно X. Уайту, современная экономика практически не испытывает интереса к конкретным рынкам и озабочена рынками обмена в противоположность рынкам производства. Он заявляет, что не существует неоклассической теории рынка, а только чистая теория обмена. Вместе с тем X. Уайт находится под глубоким влиянием экономической теории в своих теоретических подходах к рынку. Он позитивно относится к анализу А. Маршалла и Э. Чемберлина и отдает должное теории рыночного сигнализирования М. Спенке [М. Spence, 1974].
Влияние М. Спенке особенно ощущается на ключевой характеристике теории рынков X. Уайта – а именно, что рынки состоят из структур, которые воспроизводятся посредством сигнализации или коммуникаций между его участниками. Типичный рынок, описываемый X. Уайтом, – это производственный рынок как оппозиция рыночному обмену. Причина такого подхода заключается в том, что X. Уайт считает производственные рынки характерными для экономики индустриального общества. X. Уайт утверждает, что производственный рынок, как правило, состоит примерно из дюжины фирм, которые оценивают друг друга как конституированный рынок и воспринимаются в качестве такового покупателями. Центральным механизмом формирования рынка является его «рыночная шкала», операционализированная X. Уайтом в виде системы координат X и Y, где X применяется для обозначения получаемого дохода, a Y – для объема производимой продукции. Согласно X. Уайту, такая шкала гораздо более реалистична, чем экономический анализ спроса и предложения. Бизнесмены знают, сколько стоит производство того или иного продукта, и пытаются максимизировать свой доход, определяя конкретный объем производимого продукта. При корректном расчете они размещают свою нишу на рынке продукции таким образом, который позволяет определять объем продукции в соответствии с запросами покупателей. Наиболее адекватное определение рынка, содержащееся в работах X. Уайта, звучит следующим образом: «Рынки представляют собой реальные группировки, которые бдительно наблюдают друг за другом. Давление со стороны покупателей создает зеркало, в котором производители видят себя самих, но не потребителей» [White, 1981].
Исследование рынков Р. Бертом относится к середине 1970-х годов. В своих исследованиях он использовал особый тип представления данных, а именно в виде таблиц затрат и дохода в мануфактурной промышленности США. На базе этих данных Р. Бёрт развивал новую концепцию, описывающую структуру рынка, – «структурную автономию». Р. Бёрт утверждал, что фирма может быть или не быть автономной в зависимости от трех следующих факторов: 1) взаимодействие между фирмой и ее конкурентами; 2) взаимодействие между лицами, предлагающими фирме свои услуги; 3) взаимодействие между потребителями продукции фирмы. Автономия является максимальной для фирмы в том случае, если последняя имеет: 1) минимальное число конкурентов; 2) много разрозненных продавцов рабочей силы; 3) много разнообразных потребителей продукции. Р. Бёрт убедительно показал, что чем выше степень структурной автономии фирмы, тем больше ее доход. Фирмы, имеющие высокую степень рыночного ограничения, пытаются кооптировать своих конкурентов и увеличивать свою выгоду различными методами, включая объединение директоров [Burt, 1982].
Подобно Р. Бёрту и X. Уайту, В. Бейкер начал развивать структурный подход к анализу рынков в 1980-х годах. В своем труде «Social Structure of National Securities Market» [Baker, 1984] В. Бейкер представил как теоретическую аргументацию развития социологической теории рынка, так и конкретный эмпирический анализ. Он считал, что для экономистов характерен скорее имплицитный, нежели эксплицитный анализ рынка: «Так как рынок обычно предполагается, а не изучается, то большинство экономистов имплицитно характеризуют рынок как плоскость, лишенную специфических черт». В реальности, однако, рынки не гомогенны, а социально структурированы различным образом. И основная задача теории среднего уровня «рынков как сетей» – анализ данной структуры.