Автор: Аганин А.
Господство. Субъекты и методы. Властелины колец Категория: Социология
Просмотров: 2851

24.04.2019 Что такое Международный валютный фонд?

 

Для понимания того, чьи интересы отстаивает Международный валютный фонд, достаточно знать, что согласно доле собственности (объему финансирования) – МВФ «принадлежит» США практически полностью. Вот, – в общих чертах, что такое Международный валютный фонд и его роль в глобальном управлении современным миром.

 

International Monetary Fund logo.svg не дубликат, а логотип с английской надписью

1. Международный валютный фондМВФ (англ. International Monetary Fund, IMF) – специализированное учреждение ООН со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. Объединяет 189 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 государств.

МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций.

В отличие от Всемирного банка, деятельность МВФ сосредоточена на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным государствам, МВФ может давать кредиты любой из своих государств-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств.

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся государств неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлено не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.

Государства-члены Международного валютного фонда (МВФ)

2. На Бреттон-Вудской конференции Объединённых Наций по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли английский экономист, основатель кейнсианского направления в экономической теории Джон Мейнард Кейнс, 1-й барон Кейнс (англ. John Maynard Keynes, 1st Baron Keynes, 5 июня 1883 года, Кембридж, Кембриджшир, Англия, Соединённое Королевство Великобритании и Ирландии – 21 апреля 1946 года, поместье Тилтон, Сассекс, Англия, Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии), возглавлявший британскую делегацию, и американский экономист, представитель и высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США Гарри Декстер Уайт (англ. Harry Dexter White, 9 октября 1892 года, Бостон, Массачусетс, США – 16 августа 1948 года, Фитцуиллиам, Чешир, Нью-Гэмпшир, США). Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года – официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит.

Среди директоров-распорядителей МВФ были:

бельгиец Камилль Гутт (нем. Camille Gutt, 14 ноября 1884 года, Брюссель, Брюссель – столичный регион, Бельгия – 7 июня 1971 года, Брюссель, Брюссель – столичный регион, Бельгия), урождённый Камилль Гуттенштейн (нем. Camille Guttenstein), 6 мая 1946 года – 5 мая 1951 года);

испанец Родриго де Рато и Фигаредо (исп. Rodrigo de Rato y Figaredo, 18 марта 1949 года, Мадрид, Мадрид, Испания, 7 июня 2004 года – 1 ноября 2007 года);

голландец Хендрикус Йоханнес «Йохан» Виттевейн (нидерл. Hendrikus Johannes (Johan) Witteveen, 21 июня 1921 года, Зейст, Утрехт, Нидерланды, 1 сентября 1973 года – 18 июня 1978 года);

немец Хорст Кёлер (нем. Horst Köhler, 22 февраля 1943 года, Скербешув, Замойский повят, Люблинское воеводство, Генерал-губернаторство (Польша), 1 мая 2000 года – 4 марта 2007 года);

2 шведа Ивар Роот (швед. Ivar Rooth, 2 ноября 1888 года, Стокгольм, Стокгольм, Швеция – 27 февраля 1972 года, Лидингё, Стокгольм, Швеция, 3 августа 1951 года – 3 октября 1956 года) и Пер Якобссон (швед. Per Jacobsson, 5 февраля 1894 года, Танум, Вестра-Гёталанд, Швеция – 5 мая 1963 года, Лондон, Англия, Соединённое Королевство, 21 ноября 1956 года – 5 мая 1963 года);

5 французов Пьер-Поль Швейцер (франц. Pierre-Paul Schweitzer, 19 мая 1912 года, Страсбург, Эльзас-Лотарингия, Германская империя – 2 января 1994 года, Женева, Швейцария, 1 сентября 1963 года – 31 августа 1973 года), Жак де Ларозьер де Шампфё (франц. Jacques de Larosière de Champfeu, 12 ноября 1929 года, Париж, Иль-де-Франс, Франция, 17 июня 1978 года – 15 января 1987 года), Мишель Камдессю (франц. Michel Camdessus, 1 мая 1933 года, Байонна, Атлантические Пиренеи, Новая Аквитания, Франция, 16 января 1987 года – 14 февраля 2000 года), Доминик Гастон Андре Стросс-Кан (франц. Dominique Gaston André Strauss-Kahn, 25 апреля 1949 года, Нёйи-сюр-Сен, О-де-Сен, Иль-де-Франс, Франция, 1 ноября 2007 года – 18 мая 2011 года) и Кристин Мадлен Одетт Лагард (франц. Christine Madeleine Odette Lagarde, урождённая Лалуэтт (франц. Lallouette), 1 января 1956 года, Париж, Иль-де-Франс, Франция, с 5 июля 2011 года).

Гарри Декстер Уайт (слева) Джон Мейнард Кейнс (справа) на Бреттон-Вудской конференции

3. В соответствии со статьёй 1 соглашения МВФ ставит перед собой следующие цели:

способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами;

содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли и за счёт этого благоприятствовать достижению и поддержанию высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развитию производительных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики;

поддерживать стабильность валют и упорядоченный валютный режим среди государств-членов, а также избегать девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции;

оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;

за счёт временного предоставления общих ресурсов фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без применения мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне;

в соответствии с вышеизложенным сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.

Главное здание МВФ в Вашингтоне

4. Основные функции МВФ:

содействие международному сотрудничеству в денежной политике;

расширение мировой торговли;

кредитование;

стабилизация денежных обменных курсов;

консультирование государств-дебиторов (должников);

помощь в подготовке экономических кадров;

разработка стандартов международной финансовой статистики;

сбор и публикация международной финансовой статистики.

Совет управляющих (1999 год)

5. Высший руководящий орган МВФ – Совет управляющих (англ. Board of Governors), в котором каждое государство-член представлено управляющим и его заместителем. Обычно это – министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета управляющих входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение государств-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

Уставный капитал составляет около 217 млрд. СДР (на январь 2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 долл. США). Формируется за счёт взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % – в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между государствами-членами в руководящих органах МВФ.

Исполнительный совет (англ. Executive Board), который определяет политику и отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь государств с наибольшими квотами в Фонде – США, Япония, Германия, Франция, Соединенное Королевство, КНР, Саудовская Аравия и Россия. Остальные 176 государств организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по исполнительному директору. Примером такой группы государств может служить объединение государств-бывших среднеазиатских республик СССР под руководством Швейцарии, которое получило название Гельветистан. Часто группы формируются государств со схожими интересами и обычно из одного региона, например, франкоязычные государства Африки.

Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 год) обладают: США – 17,08 % (16,407 % – 2011 год); Германия – 5,99 %; Япония – 6,13 % (6,46 % – 2011 год); Соединённое Королевство – 4,95 %; Франция – 4,95 %; Саудовская Аравия – 3,22 %; КНР – 2,94 % (6,394 % – 2011 год); Россия – 2,74 %. Доля 15 государств участниц Европейского Союза – 30,3 %, 29 государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных государств, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,65 %.

В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность государств-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. В том случае, если государство покупало (продавало) СДР, полученные им при первичной эмиссии СДР, число его голосов увеличивается (сокращается) на 1 за каждые 400 тыс. купленных (проданных) СДР. Эта коррекция осуществляется не более чем на ¼ от числа голосов, полученных за взнос государства в капитал Фонда. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам.

Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, – «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов государств-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и Европейского Союза, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. При наличии скоординированных действий развивающиеся государства также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных государств сложно. На встрече руководителей Фонда в апреле 2004 года было высказано намерение «расширить возможности развивающихся государств и государств с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ».

Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (МВФК, англ. International Monetary and Financial Committee, IMFC). C 1974 года до сентября 1999 года его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее, он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию – Объединенный министерский комитет Советов управляющих Всемирного банка и Фонда (англ. Joint IMF – World Bank Development Committee).

Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету, то есть директорату, который несёт ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов государствам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.

Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (англ. Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда (на март 2009 года – около 2478 человек из 143 государства). Как правило, он представляет одно из европейских государств. Директор-распорядитель (с 5 июля 2011 года) – Кристин Лагард (Франция), её первый заместитель – Джон Липски (США).

6. Основные механизмы кредитования

6.1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую государство-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 года – резервной долей (англ. Reserve Tranche). Резервная доля определяется как превышение величины квоты государства-члена над суммой, находящейся на счёте Фонда национальной валюты данного государств. Если МВФ использует часть национальной валюты государства-члена для предоставления кредита другим государствам, то резервная доля такого государства соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных государством-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» государства – члена МВФ.

6.2. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены государством-членом сверх резервной доли (в случае её полного использования авуары МВФ в валюте государства достигают 100 % квоты), делятся на четыре кредитные доли, или транша (англ. Credit Tranches), составляющие по 25 % квоты. Доступ государств-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты государства в активах МВФ не может превышать 200 % её квоты (включая 75 % квоты, внесённых по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую государство может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % её квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (англ. Upper Credit Tranches) стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю.

6.3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (англ. Stand-by Arrangements) (с 1952 года) обеспечивают государству-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговорённых условий государство может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом её запроса, то выделение средств в счёт верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со государствами-членами о резервных кредитах. С 1950-х годов и до середины 1970-х годов соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок до года, с 1977 года – до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.

6.4. Механизм расширенного кредитования (англ. Extended Fund Facility) (с 1974 года) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения государства к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьёзное нарушение равновесия платёжного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости – до четырёх лет, определёнными порциями (траншами) через установленные промежутки времени – раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие государствам – членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от государства-заёмщика выполнения определённых условий, причём степень их жёсткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства государства-заёмщика, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «Письме о намерениях» (англ. Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (англ. Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств государством – получателем кредита контролируется путём периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых критериев реализации (англ. Performance criteria). Эти критерии могут быть либо количественными, относящимися к определённым макроэкономическим показателям, либо структурными, отражающими институциональные изменения. Если МВФ сочтёт, что государство использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить её кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на государство-заёмщика.

7. МВФ (как и Всемирный банк) часто критикуют различные учёные и политики. Причин находится много, но чаще всего упоминают проамериканский характер действий и неэффективность его рекомендаций для выхода из кризисных ситуаций.

Нужно учитывать, что голоса при принятии решений о действиях Фонда распределяются пропорционально взносам. Для одобрения решений Фонда необходимо 85 % голосов. США обладают около 17 % всех голосов. Этого недостаточно для самостоятельного принятия решения, но позволяет блокировать любое решение Фонда. Сенат США может принять законопроект, запрещающий Международному валютному фонду выполнять определённые действия, например, выделять кредиты государствам. Как указывает китайский экономист, профессор, Института экономики и управления Университета Тунцзи Ши Цзяньсюнь (кит. 石建англ. Shi Jianxun, июнь 1963 года), перераспределение квот отнюдь не изменяет базовые рамки организации и соотношение сил в ней, доля США остаётся прежней, они обладают правом вето: «Соединенные Штаты, как и раньше, руководят порядком МВФ».

МВФ предоставляет займы с выдвижением ряда требований – свобода передвижения капиталов, приватизация (в том числе естественных монополий – железнодорожный транспорт и коммунальные услуги), минимизация или даже ликвидация правительственных расходов на социальные программы – на образование, здравоохранение, удешевление жилья, общественный транспорт и тому подобное; отказ от защиты окружающей среды; сокращение зарплат, ограничение прав трудящихся; усиление налогового давления на бедных и тому подобное.

По утверждению канадского экономиста, окончившего университет в Манчестере и получившего степень Phd. D. в университете Северной Каролины (США), работавшего профессором экономики в университете Оттавы Мишеля Чосудовского (англ. Michel Chossudovsky, 1946 год):

«Спонсируемые МВФ программы с тех пор последовательно продолжали уничтожение индустриального сектора и постепенно демонтировали югославское государство «всеобщего благоденствия». Соглашения о реструктуризации увеличили внешний долг и обеспечили мандат для девальвации югославской валюты, что сильно ударило по уровню жизни югославов. Этот начальный раунд реструктуризации заложил её основы. В течение 1980-х годов МВФ периодически прописывал дальнейшие дозы своей горькой «экономической терапии», тогда как югославская экономика медленно впадала в кому. Промышленное производство докатилось до 10-процентного падения к 1990 году – со всеми предсказуемыми социальными последствиями».

Большая часть кредитов, выданных МВФ Югославии в 1980-х годах, ушла на обслуживание этого долга и решение проблем, вызванных выполнением рецептов МВФ. Фонд заставил Югославию прекратить экономическое выравнивание регионов, что привело к росту сепаратизма и дальнейшей гражданской войне, унёсшей жизнь 600 тыс. чел.

В 1989 году МВФ предоставил Руанде заём при условии, что правительство перестанет оказывать поддержку фермерским хозяйствам (поддержка является нормой во многих государствах мира, включая и США) и проведёт девальвацию местной валюты. Это спровоцировало крах доходов населения и, как следствие, кровавую гражданскую войну между хуту и тутси, в которой погибло более полутора миллионов человек.

В 1980-е годы из-за резкого падения цен на нефть рухнула мексиканская экономика. МВФ стал действовать так: кредиты выдавались в обмен на масштабную приватизацию, сокращение государственных расходов и тому подобное. До 57 % государственных расходов уходило на выплату внешнего долга. В результате из государства ушло около 45 млрд. долл. США. Безработица достигала 40 % экономически активного населения. Государству вынудили вступить в НАФТА и предоставить колоссальные льготы американским корпорациям. Доходы мексиканских рабочих моментально сократились.

В результате реформ Мексика – государство, где впервые была одомашнена кукуруза – стала её импортировать. Полностью была уничтожена система поддержки мексиканских фермерских хозяйств. После вступления государства в НАФТА в 1994 году либерализация пошла ещё быстрее, стали ликвидироваться протекционистские тарифы. США же своих фермеров поддержки не лишали и активно поставляли кукурузу в Мексику.

Предложение взять, а потом выплачивать внешний долг в иностранной валюте ведёт к ориентации экономики исключительно на экспорт, невзирая ни на какие меры продовольственной безопасности (как это было во многих государствах Африки, на Филиппинах и так далее).

Экономист индийского происхождения, профессор Ашока Моди (англ. Ashoka Mody, 14 января 1956 года) отмечает несостоятельность экономических прогнозов МВФ. Так, указывает он, за полгода-год до каждого серьёзного кризиса за последние 20 лет – от мексиканского в 1994 – 1995 годах до коллапса мировой финансовой системы в 2008 году, прогнозы МВФ предусматривали стабильность и её продолжение. А. Моди приводит пример, что внутренний отдел оценок МВФ критиковал Фонд за неспособность заметить ипотечный кризис в США даже в его разгаре.

Для понимания того, чьи интересы отстаивает Международный валютный фонд, достаточно знать, что согласно доле собственности (объему финансирования) – МВФ «принадлежит» США практически полностью. Вот, – в общих чертах, что такое Международный валютный фонд и его роль в глобальном управлении современным миром.

 

http://zavtra.ru/blogs/chto_takoe_mezhdunarodnij_valyutnij_fond