2017. Продолжение. Поппер особо негодовал по поводу того, что Маркс осмелился ввести в науку ценности. Между тем, по мнению Поппера, наука только тогда становится наукой, когда все ценности выведены за рамки научных построений. То, что для Поппера является слабым местом марксистской научной теории, представляет собой на самом деле принципиально новый тип научности, в котором определенным образом синтезированы логика и внелогическое начало, миф и рациональность

Борясь с марксизмом, Поппер прекрасно понимал, что сила Маркса — в метафизичности. И что если эту метафизичность изъять из марксизма, никакого марксизма не будет. По мнению Поппера, опасность Маркса для того порядка вещей, который целиком опирается на фундаментальное расчеловечивание, то бишь на отчуждение, именно в том, что Маркс был идеалистом. Борясь с марксизмом, Поппер исполнял определенный элитный заказ, и это прекрасно показала Кудинова. Но суть этого заказа была в том, чтобы разорвать рационалистичность и романтичность, логику и ценности, не допустить никакого соединения гносеологии, этики и эстетики, то бишь истинного, справедливого и прекрасного.

29.12.2017 О коммунизме и марксизме — 96

Маркс в этой работе обрушивается на Гегеля за защиту монархии, конституционной или иной. Маркса задевает не то, что Гегель нечто выводит из абсолютной идеи, а то, что он выводит из нее «природных пэров, родовые имения и т. д., эту «опору трона и общества»

25.12.2017 О коммунизме и марксизме — 95

Если с одной стороны — этот антисоветский военный дух, а с другой стороны — наполовину советское, а наполовину антисоветское нытье Окуджавы, то итог битвы за советизм предопределен

15.12.2017 О коммунизме и марксизме — 94

Через какое-то время часть ожидавших прилета птицы Каган теряла надежду на то, что с этой птицей удастся встретиться. Причем теряла надежду наиболее тонко организованная часть надеявшихся

08.12.2017 О коммунизме и марксизме — 93

Для меня в советском было много необыденного. Это касалось и возможности обсуждать с живыми людьми очень глубокие интеллектуальные вопросы. Это же касалось и возможности ставить спектакли для дееспособных зрителей, стремящихся к разрешению политических проблем своего общества

30.11.2017 О коммунизме и марксизме — 92

 Знать же что-то можно о мире, который определенным образом постигаем. Например, с помощью научного эксперимента. Сегодня мир является слишком сложным для того, чтобы его можно было уложить в прокрустово ложе стопроцентного классического материализма

22.11.2017 О коммунизме и марксизме — 91

Ленин понимал, что молодежь, которая его слушает, по преимуществу элементарно безграмотна. И что она, да и ее безграмотные родители как-то восприняли Маркса, притом что он невероятно сложен. Они что, восприняли его, как древние греки Гомера?

18.11.2017 О коммунизме и марксизме — 90

Именно так — напряженно и бесконечно — мыслилось движение вперед подлинными марксистами, этими единственными радикальными оппонентами гегелевских ревнителей прекращения исторического движения

03.11.2017 О коммунизме и марксизме — 89

Отрицание метемпсихоза, то есть переселения душ, в том христианстве, которое качественно отличается от буддизма и прочих переселенческих религиозных доктрин, предполагает, что люди будут воскрешены не абы как, а в теле

27.10.2017 О коммунизме и марксизме — 88

То, что все марксисты, начиная с Маркса и Энгельса, образно говоря, вышли из гегелевской шинели, — трудно оспорить. Другое дело, что, выйдя из этого сюртука, они двинулись кто куда

19.10.2017 О коммунизме и марксизме — 87

Советское марксистское начетничество игнорировало всё, что связано со способностью природы порождать человека как нечто надприродное и сверхприродное. Доигнорировалось это начетничество до распада СССР

05.07.2017 О коммунизме и марксизме — 86

Вторым источником марксизма Ленин называет английскую политэкономию Рикардо и Смита. А Маркс в своем письме к Вейдемейеру именует Рикардо одним из отцов классовой теории

28.06.2017 О коммунизме и марксизме — 85

Ленину было нужно, чтобы марксисты не были сектой и у них была тянущаяся из прошлого высокая и благородная традиция. То же самое нужно было Марксу. И Маркс, и Ленин не хотели, чтобы большие группы людей, сплотившиеся вокруг них, именовались сектантами

21.06.2017 О коммунизме и марксизме — 84

Сен-Симон последовательно развивал идею принципиального противоречия между трудом и капиталом, критиковал политическую свободу как высший идеал, противопоставляя ей гуманность и братство

14.06.2017 О коммунизме и марксизме — 83

Противники Маркса увидели в тезисе Маркса подкоп под свободу как высшее и абсолютное благо. Ведь если на самом деле за всем на свете стоит классовый интерес, то свобода — это в каком-то смысле фикция. Или форма осуществления классового интереса

07.06.2017 О коммунизме и марксизме — 82

Маркс называет своим врагом всё то, что опускает человека до уровня политического животного. Прусский король осуществил полное низведение подданных к данному «политживотному» состоянию — дальше Пруссии, считает Маркс, деградировать некуда. Значит, движение вперед будет выходом из мира «политживотных» в некий подлинно человеческий мир. Каков он?

31.05.2017 О коммунизме и марксизме — 81

Есть ли вообще в постсоветском обществе нефилистеры как серьезная макросоциальная группа и что такое общество, в которой такой группы нет?

24.05.2017 О коммунизме и марксизме — 80

Дизраэли в своих романах пропагандирует социальный мир между теми, кого Маркс называл эксплуататорами и эксплуатируемыми, а Дизраэли — правящими и производящими

17.05.2017 О коммунизме и марксизме — 79

Предлагаю насладиться актуальностью и точностью мысли Маркса, согласно которой, полемика, если она подлинная, должна быть груба и тонка в одно и то же время. Такую фразу мог написать только умнейший человек, являющийся философом и политиком одновременно

03.05.2017 О коммунизме и марксизме — 78

Итак, вы залетели в «галантную эпоху» и порхаете с одного лужка удовольствия на другой, следя только за тем, чтобы каждый новый лужок содержал в себе совсем новое удовольствие и не походил на предыдущий. Можно ли так долго порхать? 

12.04.2017 О коммунизме и марксизме — 77

Ancien Régime была ярчайшим примером последовательной политизации гедонизма. Это была эпоха, возведшая культ наслаждения в основной жизненный принцип. Это была эпоха возведения на пьедестал того, что позже будет названо «модой», и того, что позже будет названо «сексом»