Автор: Павленко В.Б.
Об идеологии "Золотого Миллиарда" Категория: Павленко Владимир Борисович
Просмотров: 1805
3. Стадии эволюции глобального проекта.

 

Переход от цивилизационного к глобальному развитию, обусловленный глобально-проектным экспансионизмом, рядом авторов увязывается с прохождением нескольких стадий. Василенко, Неклесса, Померанц, Расторгуев и др. говорят о стадиях как об укрупнении социальных и мировоззренческих или культурных единиц и кодов. Тойнби выводит стадиальность из взаимной соподчиненности религиозного (цивилизационного) и территориального (геополитического) аспектов глобального проекта. Померанц выделяет четыре стадии эволюции всемирно исторического процесса – духовную, имперско-конфессиональную (связанную со Средневековой Европой), европейскую (децентрализованную) и современную, электронно-финансовую, подчеркивая при этом, что формирование глобального проекта возможно только по достижении второй, имперско-конфессиональной стадии. Хазин, Гавриленков и Коллонтай говорят о трех стадиях - «сетевой» (распространении идей и выработке норм), иерархической (связанной с укоренением глобального проекта в «опорной» стране, формированием проектного центра, управляемого проектной элитой) и имперской (обусловленной кризисом легитимности и расширением институализированного насилия). Вторая, иерархическая, стадия, кроме того, этими авторами связывается с проектной трансформацией, обусловленной выделением из глобального проекта побочных ветвей, способных либо перейти в латентную форму, либо развиться, видоизменив исходный проект, либо дать начало новому.

Значительный интерес с точки зрения генезиса глобальных проектов также представляет глобально-стадиальная концепция всемирно-исторического процесса. Сформированный на ее основе глобально-формационный подход (Семенов, Завалько) объясняет не только соответствующий социально-классовому мировоззрению авторов глобальный характер смены общественно-экономических формаций (как лидерства определенного способа производства во всемирном масштабе), но и сочетание формаций с параформациями, которые эти ученые характеризуют как способы производства, не являющиеся стадиями всемирной истории. Между тем, перечень и типология приведенных ими параформаций указывают не только на их особую роль в согласовании социально-классовых интересов с цивилизационными, но и на возможность оказания единичными типами обществ (включая цивилизации) превентивного, опережающего воздействия на эволюцию общих типов - глобальных формаций (в том числе в форме глобальных проектов).

СПРАВКА (в тесте диссертации помечена сноской-звездочкой):

Типология параформаций, приведенная Семеновым и Завалько, включает пять основных групп - восходящие, боковые, нисходящие, периферийные, возникшие в противовес капитализму. Рассматриваемые в привязке к ним конкретные параформации включают абсолютное большинство обществ, сложившихся в рамках тех или иных формаций. Так, к «восходящим» параформациям отнесены общества древней Греции и Рима, Каролингской империи и абсолютистских режимов; к «боковым» - общества древней Спарты, средневековой Европы, городов Северной и Средней Италии и Московской Руси; к «нисходящим» - общества Римской империи и, возможно, современного Запада; к «периферийным» - крепостнические общества, рабовладение в южных штатах США, общества «зависимого» капитализма авторов миросистемной теории, а также нацистской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии; к «возникшим в противовес капитализму» - общества СССР и «стран-изгоев» - Ирана (с 1979 г.), Ливии (с 1969 г.), Ирака (при власти партии Баас) (конец справки).

Данный подход, совмещающий общие и единичные стадии формационной эволюции, дополняет выведенную Тойнби концепцию «универсального государства», таким же образом совмещающую общие и единичные стадии эволюции определенных проектных цивилизаций.

Вместе с тем, сравнительный анализ указанных подходов демонстрирует ряд противоречий. Во-первых, обращает внимание противоречие между одновекторной (Хазин – Гавриленков) и двухвекторной – усиливающейся и ослабевающей (Завалько и Семенов, Померанц, Тойнби) - разновидностями стадиальности.

Во-вторых, вряд ли правомерно выделять «сетевую» стадию, ибо очевидно, что распространение идей и норм осуществляется на всем протяжении эволюции глобального проекта, а также, при системной модернизации норм, и в ходе воспроизведения ее результатов на новой стадии всемирно-исторического развития. Применение Кастельсом упомянутой концепции «сетевого» общества (по Бодрийяру – «структурного закона ценности») позволяет определить взаимоотношения глобального проекта с «сетевой» структурой как системы не с подсистемой, а со средой, которая, как показано Марковым, в принципе одинакова для всех конкурирующих проектов; условием доминирования при этом становится активация среды за счет создания в ней управляемой системы контролируемых узлов (центров принятия решений). В докладе Трехсторонней комиссии возникновение «сетевых» организаций вообще связывается с формированием консенсусной, «третьепартийной» альтернативы доминирующим двухпартийным системам индустриальной эпохи.

В-третьих, имеет место множественное разночтение в трактовке понятия «империя». Так, у Хазина и Гавриленкова она есть последняя стадия эволюции глобального проекта; у Померанца имперское начало тесно связано с конфессиональным и обозначает уже не последнюю, а начальную фазу его эволюции; Григорьев рассматривает империю как форму государственности (выделяя национальные и территориальные империи); энциклопедические источники – как определенный тип власти.

В-четвертых, очевиден описательный характер приведенного анализа, констатирующего определяющее воздействие конкуренции глобальных проектов на всемирно-исторический процесс, но не выявляющего соответствующих механизмов.

Авторская точка зрения, в связи с вышеизложенным, заключается в том, чтобы признать наличие трех стадий эволюции глобального проекта:

- идеальной (кристаллизация идеи);

- проектной (иерархической), экспансионистской (формирование нормы и системы разделения труда, проектного центра и его элиты);

- кризисной – связанной с формированием и укоренением приверженности кризисным формам глобального управления, способной как завершить глобальный проект, так и, модернизировав норму, трансформировать его в новый.

Из результатов проведенного анализа, однако, следует, что уточнения требует стадиальная принадлежность проектных трансформаций, связанных с выделением из глобальных проектов побочных ветвей. Исходя из вышеизложенного, соискатель допускает такие трансформации как во второй (проектной), так и, как указано выше, в третьей (кризисной) стадии. Как будет показано ниже, оптимальным для самого глобального проекта, прежде всего с точки зрения его адаптивности к меняющейся среде, является выделение побочных формаций на второй стадии; в этом случае трансформация ограничивается модернизацией нормы. Если же этого не происходит, и проект вступает в третью стадию, кризис, приобретающий по-видимому необратимый характер, разрешается обновлением не только нормы, но и идеи - при помощи революций, которые авторами глобально-формационной теории относятся к «магистральным» (обусловливающим переход на новую стадию истории всего человечества). В ходе всемирно-исторического процесса такие революции носят единичный характер; однако сопровождающая их коррекция идеи осуществляется при помощи не только латентного и тайного, но и легального институционального участия, превращаясь таким образом в ее трансформацию. (Иногда, например, в случае с нацистским проектом, такая «магистральная» революция осуществляется вследствие военного поражения; проект принудительно завершается или переводится в латентную форму воздействием извне).

С учетом проведенного исследования конкурентных сфер, признаков и стадий эволюции глобальных проектов, осуществленного через призму упомянутого взаимодействия легального, латентного и тайного институционального участия, становится очевидным, что сочетание всех его сторон существенно повышает адаптивность глобального проекта. Соответственно снижается адаптивность проектов, ограничивающихся легальным институциональным участием. Латентная и тайная деятельность на их собственной проектной территории в этом случае если и осуществляется, то оппозиционная, в интересах и под контролем конкурирующих проектов.

Формируя исходные посылки, позволяющие в соответствии с упомянутой практикой «двойных стандартов» воздействовать, а иногда и управлять элитой страны пребывания, деятельность оппозиционных латентных и тайных институтов меняет соотношение между автохтонными и заимствованными ценностями, добиваясь перепрограммирования базовых идеально-ценностных и нормативно-смысловых установок. В случае отсутствия препятствий такой деятельности возникает угроза превращения цивилизационного субъекта в объект, а также либо перехода его глобального проекта в латентную форму, либо его прекращения. (Именно это произошло с СССР; влияние западных латентных и тайных институтов внутри советской партийно-государственной  элиты получило развитие еще в 1960-1970-е гг.).

Комплексное изучение институциональных аспектов глобального управления показывает, что четкой границы между легальным, латентным и тайным институциональным участием не существует. Во-первых, латентные и тайные институты и структуры как уже отмечалось, неукоснительно следуют правилу регистрации в странах пребывания под видом общественных организаций. Поэтому, говоря о «латентности» и «тайности», автор исследования имеет в виду прежде всего распространение фактической деятельности ряда зарегистрированных в отдельных странах институтов и организаций на другие международные субъекты, в которых они не имеют государственной регистрации. Кроме того, имеет место несоответствие реальной деятельности указанных структур по месту регистрации заявленным ими уставным целям.

СПРАВКА (в тесте диссертации помечена сноской-звездочкой):

Соответствующие примеры: 1) Бильдербергский клуб как общественная организация зарегистрирован в Нидерландах в соответствии с национальным законодательством, однако, деятельность его распространяется на весь западный мир, а также часть незападного, входящего в сферу интересов Запада; 2) В июле 2007 г. постановлением суда г. Санкт-Петербурга была ликвидирована общественная организация «Сайентологический центр», занимавшаяся, согласно определению суда, не только уставной пропагандой философских идей и учения Хаббарда, но и не соответствующим уставным целям практическим его применением - в виде соответствующих обрядовых действий (конец справки).

Во-вторых, в статистически значимом количестве случаев стороны институционального участия пересекаются; в деятельности одних и тех же институтов, организаций и структур наблюдаются признаки легальности, латентности и тайности. Все это в полной мере относится и к государственным институтам. Нобелевский лауреат Шеллинг, а также Богатуров, Демидов, Михайленко, Песков, Расторгуев, Цыганков и другие авторы, указывающие на непрозрачность геополитического планирования в условиях глобализации, одновременно обращают внимание на государственное управление частью латентных и тайных обществ, свидетельствующее о способности государств создавать транснациональные «сети». По их мнению это невозможно без участия в них соответствующих государственных структур, в частности, национальных разведок. Важнейшие стратегические решения как считает указанный круг авторов все чаще принимаются:

- высшим слоем международных и государственных чиновников (включая руководство комиссий ООН, НАТО, Европейского союза, ряда ведущих мировых держав и др.), соединенных оккультными связями;

- специализированными центрами государственной политики, ставящими целью формирование «Нового мирового порядка» (в частности, Отделом политического планирования Государственного департамента США);

- обладающими независимым статусом, но тесно связанными с органами государственной власти Великобритании, США, Франции и других западных стран институтами (Королевский и Французский институты международных отношений; Институт оборонного анализа США, корпорация «RAND», Институт «Санта-Фе» и др.);

- влиятельными закрытыми международно-политическими клубами и организациями (СМО, Бильдербергский клуб, Трехсторонняя комиссия), неподотчетными национальным парламентам и не связанными международными договорами и т.д.

Из этого следует, что публичные политики (включая лидеров государств и межгосударственных союзов, международных организаций, партий и т.д.) могут как относиться, так и не относиться к кругу лиц, совмещающих в своей деятельности легальное институциональное участие с латентным и тайным и следовательно иметь или не иметь доступ к принятию стратегических глобально-управленческих решений. Это существенно ограничивает как их политическую самостоятельность, так и эффективность демократических институтов в целом, прежде всего выборных. В первом случае они связаны латентной и тайной институциональной ответственностью, побуждающей к деятельности в направлениях, заданных соответствующими коллективными решениями, определяющими развитие глобального проекта. Во втором случае, даже занимая соответствующие публичные должности, они, практически опосредуя результаты волеизъявления избирателей, остаются объектами постороннего управленческого воздействия - внутриполитического, транснационального или глобального. Таким образом, нельзя отрицать, что в определенном, по-видимому, статистически значимом количестве случаев всеобщие выборы становятся способом формальной легитимации уже принятых решений, практическая реализация которых осуществляется либо столкновением в рамках двухпартийных систем селективно отобранных, одобренных, связанных определенным кругом обязательств и потому управляемых лидеров, либо соответствующей поддержкой системному кандидату.

Проведенный анализ позволяет сделать ряд выводов.

1. Глобальный проект представляет собой мало изученную научную категорию, детерминированную определенной цивилизационной идентичностью, обусловленную формированием глобальной проблематики и системным подходом к ее исследованию. В отличие от других видов проектной деятельности (утопии, футурологии и глобального моделирования), основанных не на поиске реальных альтернатив, а на их конструировании, составляющих субъективный фактор глобального управления, глобальный проект, оперирующий стратегическим планированием и взаимосвязанный с окружающей действительностью как со средой, является его объективным фактором.

Кристаллизация глобального проекта как научной категории существенно снижает остроту такой крупной теоретической проблемы цивилизационных исследований как взаимное соотношение культурно-исторических типов, проявляющейся в произвольности их иерархической градации авторами различных типологий цивилизаций.

2. Условием формирования глобального проекта становится стремление цивилизации к внутренней и внешней экспансии, обусловленное соответствующим потенциалом, а также оптимальным сочетанием внутренних (единичных) и внешних (общих) стадий цивилизационной (социокультурной и технологической) и формационной эволюции.

3. Глобальный проект обладает базовыми характеристиками, которыми выступают: сферы проектной деятельности, признаки, а также стадии его эволюции.

Во-первых, конкуренция глобальных проектов осуществляется в трех основных сферах – экономической, идеологической или религиозной (включающей пассионарность как критерий устойчивости проектной идеи) и демографической. Условием победы одного глобального проекта выступает «правило 2>1», заключающееся в достижении перевеса над другим проектом как минимум в двух из трех указанных сфер. Взаимодействие трех и более глобальных проектов протекает в форме тактического маневрирования и блоковой политики; сведение ее к биполярности приводит к прямому противостоянию, оканчивающемуся проектной трансформацией победившего проекта (или проектов) и возобновлением конкуренции на новом, более высоком уровне, а также переходом проигравшего проекта в латентную форму или его окончательным завершением.

Во-вторых, основными признаками глобального проекта выступают наличие идеи (системы ценностей), преобразованной в норму – общедоступную систему смыслов, определяющую обычаи повседневности, а также системы разделения труда с входящими в нее валютной, хозяйственной и торговой системами. Модернизация нормы осуществляется в результате проектной трансформации; в ряде случаев трансформируется не только норма, но и идея, что обусловлено либо совмещением легального и тайного институционального участия, либо глубиной трансформации. Иногда имеет место совокупность указанных причин.

В-третьих, в своем развитии глобальный проект проходит три основные стадии: идеальную (кристаллизация консенсуса, основанного на проектной идее), проектную (формирование нормы, системы разделения труда, проектного центра, его элиты) и кризисную, в рамках которой происходит развязка его противостояния с конкурирующим проектом (или проектами), приводящая либо к завершению, либо к глубокой проектной трансформации.

4. Взаимодействие в ходе проектных трансформаций легального, латентного и тайного институционального участия отражает стремление проектной элиты адаптировать официально провозглашаемые позитивные ценности к конкретным интересам собственного глобального проекта. Применяемая при этом методология «двойных стандартов» позволяет элите доминирующего проекта, используя латентные и тайные институты и созданные ими механизмы внешнего влияния, оказывать корректирующее, а в некоторых случаях перепрограммирующее воздействие на идею (а следовательно норму и систему разделения труда) конкурирующего проекта.

Совмещение деятельности легальных, латентных и тайных институтов, с одной стороны, существенно повышает адаптивность и устойчивость глобального проекта, а также его эффективность в решении проектных задач; с другой стороны, оно ставит конкурирующие проекты в неравное положение, обеспечивая обладателю латентных и тайных институтов заведомые преимущества.

5. С точки зрения темы исследования, конкуренция глобальных проектов является важнейшим фактором, определяющим развитие всемирно-исторического процесса и порождающим альтернативность вариантов глобализации, институциональной формой которой является глобальное управление. В современных условиях, с одной стороны, глобализация и глобальное управление приобретают проектные признаки западной цивилизации, во многом сливаясь с западным глобализмом; с другой стороны, расширяется спектр потенциальных альтернатив, обусловленный углублением кризисного характера мирового развития.

***