Автор: Подберезкин А.И.
Противостояние/война цивилизаций и проектов Категория: Подберёзкин Алексей Иванович
Просмотров: 492

9.3.3. Взаимодействие правительства США с негосударственными акторами в военно-политической области


Активизация новых вызовов и угроз в третьем тысячелетии привела к тому, что в США была выдвинута концепция «операций переходного типа»460. В ее рамках в современной военной науке была создана новая концепция взаимодействия государственных и негосударственных акторов. Она включает в себя сотрудничество государства со СМИ, новые методы подготовки и проведения военно-политических кампаний, усовершенствования в области взаимодействия государства с негосударственными (коммерческими и некоммерческими) структурами; реформы, направленные на улучшение взаимодействий между различными ведомствами и негосударственными акторами в процессе постконфликтного восстановления, и т. п.461
460 Transformation of Military Operations on the Cusps. Workshop Report. — Norfolk, Virginia. 14-15 March 2005. См. также: Military Operations Research Society. Warfare Analysis and Complexity. Workshop Report. — Johns Hopkins University, Maryland. 15-17 September 1997; Naval Studies Board, National Research Council, Modeling and Simulation, Volume 9 of Technology for the United States Navy and Marine Corps, 2000-2035; Becoming a 21st Century Force, National Academy Press. — Washington (DC), 1997; Waldrop, M. Complexity, the Emerging Science at the Edge of Order and Chaos. — New York, 1992; James, Major Glenn E. Chaos Theory: The Essentials for Military Applications. — Newport, Rhode Island, 1996; Wood John R. Experimenting for Operations on the Cusps. — RUSI Journal, August 2005.
461 Interagency Coordination During Joint Operations. Joint Pub 3-08. — Wash.: Joint Chiefs of Staff. — 9 Oct. 1996; Transformation of Military Operations on the Cusps. Workshop Report. — London. 14-15 July 2005. — P.5-6; Arnas Neyla, Charles L. Barry and Robert B. Oakley. Harnessing the Interagency for Complex Operations, Defense and Technology Paper. NDU-CTNSP. — August 2005; Millen Raymond A. Afghanistan: Reconstituting a Collapsed State, Strategic Studies Institute, U. S. Army War College. — April 2005; Ward Celeste. The Coalition Provisional Authority's Experience with Governance in Iraq: Lessons Learned. United States Institute of Peace Special Report # 139. — May 2005.
Новые типы операций требуют усиления обмена информацией внутри ведомств, между различными ведомствами и другими структурами, вовлеченными в операции (иностранные союзники, дружественные негосударственные, общественные и коммерческие организации). Очень много информации, своевременное обладание которой играет ключевую роль, например, в борьбе с террористами, пропадает на границах между различными структурными подразделениями и уровнями одного ведомства, либо разными ведомствами и организациями. Данная задача имеет организационные, кадровые и технические аспекты.
С организационной точки зрения необходимо создание военных подразделений, которые бы занимались обменом информацией, в том числе, с негосударственными акторами. Традиционный пример — спецподразделения по пропаганде и взаимодействую со СМИ, подразделения сотрудников, занятые взаимодействием с частными коммерческими структурами, и т. п. С кадровой точки зрения целесообразна соответствующая подготовка всего персонала. С технической точки зрения нужна разработка взаимно совместимых электронных баз данных, сетевым образом включающих в себя государственные и негосударственные структуры462.
462 Transformation of Military Operations on the Cusps. Workshop Report. — London. 14-15 July 2005. — P. 4-5.
В ходе подготовки современной кампании военные создают синтетические компьютерные модели, учитывающие максимально большое количество ее аспектов с позиций различных организаций, включая негосударственные. Модель используется в дальнейшем с целью вовлечения в процесс проведения кампаний всех возможных инструментов, включая возможности СМИ, бизнеса и НПО. Эта задача требует и соответствующего пересмотра законодательства с целью оптимальной консолидации усилий всех ведомств и негосударственных организаций в борьбе с новыми угрозами463.
Отмеченная выше тенденция к усилению взаимодействия государственных и негосударственных акторов проявилась не только в военной, но и в дипломатической практике, связанной с проблемами безопасности. Трагедия 11 сентября 2001 г. привела к изменению парадигмы взаимодействия Госдепартамента и негосударственных акторов за счет возникновения потребности в новых средствах психологической борьбы. США повели информационную кампанию, в которой они пытались доказать, что именно Вашингтон являются другом для мусульман всего мира, защищающим их в разных конфликтах (например, в Боснии)464.
Ричард Холбрук, бывший заместитель госсекретаря США, написал в газете Washington Post в связи с терактами в Нью-Йорке и Вашингтоне: «Называйте это публичной дипломатией, связями с общественностью, психологической борьбой, или — если хотите говорить прямо — пропагандой. Как вы это ни назовете, самое важное, исторической важности, — это определение целей этой войны для миллиарда мусульман в мире»465. При этом Холбрук отметил, что техническое превосходство США должно обеспечить победу в этой информационно-психологической войне: «Как человек из пещеры может победить в коммуникации лидирующее в этой сфере общество?»466.
463 Transformation of Military Operations on the Cusps. Workshop Report. — London. 14-15 July 2005. — P. 4-5.
464 Antony J. Blinken. Winning the War of Ideas. // The Washington Quarterly. 25:2. P. 102.
465 Цит. по Eytan Gilboa. Searching for a Theory of Public Diplomacy. The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science 2008. P. 56.
466 Цит. по David Hofman. Beyond Public Diplomacy. // Foreign Afairs. March/April 2002. http://www.foreignafairs.com/articles/57813/david-hof-man/beyond-public-diplomacy
Для ведения психологической борьбы после трагедии 11 сентября позицию заместителя госсекретаря по публичной дипломатии заняла Шарлот Бирс, всю жизнь проработавшая в сфере коммерческой рекламы467. Она перенесла в сферу внешнеполитической пропаганды методы из соответствующей области (реклама и маркетинг), что уже показательно для понимания направления трансформации дипломатии в эпоху глобализации. Кстати, это вызвало серьезную критику со стороны большой части специалистов по внешней политике468 и, возможно, привело к ее отставке в 2003 г. Тем не менее, ее деятельность «запустила» процесс дальнейшей интеграции чисто коммерческой работы СМИ и работы СМИ в рамках их сетевого, коалиционного сотрудничества с государством в проведении его внешней политики.
Создание ситуационных коалиций между СМИ и государством было закреплено интеграцией методов работы государственных и коммерческих структур, а также — обменом кадрами между ними. Однако такой обмен кадрами и методами не ограничился чисто дипломатической сферой, он перешел и в сферу военную. Эксперты отмечают, что американские военные с того времени в методах ведения психологической борьбы очень приблизились к технологиям коммерческого маркетинга469.
Эта тенденция, заложенная уже в самом начале «войны с терроризмом», сохранилась. В дальнейшем пересмотру подверглась не столько сама практика взаимодействия коммерческих и внешнеполитических целей и методов, а отсутствие учета специфики обществ, выступающих объектом информационной кампании, и односторонний характер коммуникации, дефицит диалога.
467 Liam Kennedy, Scott Lucas. Enduring Freedom: Public Diplomacy and U. S. Foreign Policy. // American Quarterly — Volume 57, Number 2, June 2005. P 317.
468 Finding America's Voice: A Strategy for Reinvigorating U. S. Public Diplomacy. Report of an Independent Task Force Sponsored by the Council on Foreign Relations. http://www.cfr.org/content/publications/attachments/ public_diplomacy.pdf; John Brown. Memo to Karen Hughes. Published on Sunday, April 24, 2005 by CommonDreams.org. http://www.commondreams.org/views05/0424-20.htm
469 Dwayne Winseck. Information Operations 'Blowback": Communication, Propaganda and Surveillance in the Global War on Terrorism. // The International Communication Gazette. Vol. 70(6). P. 424.
То есть, методы коммерческого маркетинга, адаптированные для рынка США, стали более тонким образом «подстраивать» под информационные рынки стран с другой культурой.
Многие эксперты стали обвинять политику США времен Буша в попытках доминирования в информационном пространстве грубыми методами и любой ценой без учета логики «мягкой силы»470. Эту тенденцию удалось преодолеть только ко времени первого президентства Б. Обамы, когда во главу угла была поставлена концепция «умной силы» (smart power). Она предполагает большую тонкость в методах работы, чем раньше, хотя сама суть сложного взаимодействия между государством и частными СМИ не только сохраняется, но даже усиливается.
Впрочем, идея доминирования в информационном пространстве сохраняется среди военных, в том числе, в связи с особенностями их представлений о мире, хотя от нее и отказались дипломаты, привыкшие работать более тонкими инструментами. Еще в октябре 2003 г. вышла «Дорожная карта информационных операций», где главной целью было обозначено «доминирование в информационном пространстве»471.
В появившемся несколько позже полевом уставе информационных операций армии США задачей, также ставится достижение информационного превосходства. Последнее понимается как контроль над информационным пространством в военное и мирное время472. При этом задача «подстройки» под специфику местных информационных рынков, которые могут серьезно отличаться от американских в плане систем ценностей и стереотипов восприятия, перед военными, практически, не ставилась. Это привело в дальнейшем к серьезным проблемам для американской пропаганды, в том числе, в Афганистане и Ираке.
470 Nancy Snow, Philip M. Taylor. The Propaganda State: US Propaganda at Home and Abroad since 9/11. // The International Communication Gazette. 2006. Vol. 68(5-6). Pp. 399-400.
471 Information Operations Roadmap. United States of America Department of Defense. October 2003. P. 3.
472 Information Operations: Doctrine, Tactics, Techniques, and Procedures. November 2003. P. 19.
Заместитель госсекретаря США по публичной дипломатии Шарлот Бирс начала свою информационную кампанию, направленную на арабо-мусульманские страны, в 2002 г. Эта кампания включала в себя:
— создание новой радиостанции, вещающей на Ближнем Востоке (Радио Савва) и арабоязычного новостного телеканала Аль-Хурра;
— показ в арабских странах серии рекламных роликов о жизни мусульман в США;
— программу «Общие ценности», включавшую, кроме упомянутого выше показа рекламы по телевидению, создание интернет-сайта, публикации в прессе, серию конференций с участием госсекретаря США Колина Пауэлла, и т. д.;
— идейной основой программы «Общие ценности» стало выделение тех ценностей, которые, по мнению экспертов-социологов, высоко оценивались как в мусульманском мире, так и в США (религия, семейные ценности, и, что характерно для американских представлений о мире, демократия, также фигурировала среди этих «мусульманских» ценностей473);
— послы США в арабском мире также должны были активно выступать в местных масс-медиа474.
Эта кампания также дополнялась более традиционными средствами публичной дипломатии: международные обмены, культурная дипломатия, и т. д.
Когда Шарлот Бирс подала в отставку после начала войны в Ираке, это привело к активным дискуссиям как практического, так и теоретического характера, сущность которых сводилась к необходимости усиления элемента диалога и взаимодействия, в том числе, и между государственными и негосударственными акторами.475
Таким образом, можно констатировать наличие тенденции к внедрению в практику государственных структур США коммерческих методов ведения психологических кампаний непосредственно после терактов 11 сентября. При этом активно заимствуются не только методы, но и кадры из частных коммерческих компаний, работающих в сфере рекламы и маркетинга. Это — одна из форм взаимодействия государства и негосударственных акторов.
473 Alice Kendrick, Jami A. Fullerton. Advertising as Public Diplomacy: Attitude Change among International Audiences. // Journal of Advertising Research. September 2004. P. 298.
474 Blinken. Op. cit. P. 107.
475 William A. Rugh. Repairing American Public Diplomacy. // Arab Media & Society (February, 2009). P. 7.
В дальнейшем, особенно, при президенте Обаме, тенденция к взаимодействию, в том числе, между государственными и негосударственными акторами, еще больше усилилась за счет понимания необходимости диалога и сотрудничества с теми обществами, которые выступают объектами информационной кампании476. То есть, структура коалиций, выстраиваемых американскими государственными структурами, усложнилась. При «раннем» Буше она, в основном, включала негосударственные структуры собственного общества и других западных обществ. Теперь стали стремиться как можно шире интегрировать в нее и негосударственные структуры незападных обществ путем активизации диалога с ними.
Важнейшим инструментом такого диалога стали международные обмены, в том числе, с негосударственными структурами. Эту позицию стала активно продвигать пришедшая на смену Шарлот Бирс заместитель госсекретаря США по публичной дипломатии Карен Хьюз. В 2006 г. в США был создан межведомственный координационный комитет по публичной дипломатии и стратегической коммуникации. Этот комитет в 2007 г. разработал стратегию публичной дипломатии, где основным приоритетом стало расширение образовательных и обменных программ477. Последнее, по необходимости, включает в себя диалог государственных и негосударственных игроков (например, университетов, СМИ478, структур гражданского общества). В дальнейшем, уже в рамках концепции «умной силы», администрация Обамы еще больше усилила эти тенденции.
476 Karen P. Hughes. "Waging Peace": A New Paradigm for Public Diplomacy. // Mediterranean Quarterly. 2007. 18:2. P. 28.
477 U. S. National Strategy for Public Diplomacy and Strategic Communication. Strategic Communication and Public Diplomacy Policy Coordinating Committee (PCC). June 2007. http://www.au.af.mil/au/awc/awcgate/state/ natstrat_strat_comm.pdf
478 The Aspen Institute. Arab-US Media Forum. http://www.aspeninstitute.org/ policy-work/communications-society/programs-topic/journalism/arab-us-me-dia-forum; Sheila S. Coronel. The Role Of The Media In Deepening Democracy. http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/unpan010194.pdf