Автор: Аганин А.
Евразия Категория: Древняя Русь
Просмотров: 3975

27.12.2017 Так ли уж коротка отечественная история?

 

1.

В современных школьных учебниках по отечественной истории изучение начинается с появления Рюрика (умер в 879 году) и его братьев Трувора и Синеуса. Рюрик подаётся как варяг по древнерусской летописной традиции, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей на Руси. Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства (Киевской Руси) вообще.

 

Рюрик на Памятнике 1000-летие России в Великом Новгороде

Существуют разные версии происхождения Рюрика. Некоторые исследователи отождествляют его с конунгом Рёриком (Hrørek, умер до 882 года) из ютландского Хедебю (Дания). Приверженцы антинорманской теории полагают, что Рюрик – представитель княжеского рода славянского племени ободритов. Также существует теория о том, что летописный Рюрик – вымышленная фигура.

Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повесть временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён, как чудь, ильменские словене, кривичи и весь, был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало русской государственности, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться, что умаляет историю и достоинство русского народа.

Летопись сообщает, как после смерти младших братьев власть сосредоточилась в руках Рюрика:

«…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».

Но если это было бы так, то получается, что отечественная история началась не ранее, чем возник город Новгород. Официальной датой возникновения Новгорода принято считать 859 год; при этом основываются на поздней Никоновской летописи, составленной в XVI веке. И тогда отечественная история история должна насчитывать не более 1160 лет, что гораздо меньше, чем история не только Китая, но и Ирландии, Армении. Греции, Италии, Армении, еврейского народа и так далее. Так ли это на самом деле?

2.

Однако, сведений о закладке или строительстве Новгорода под этой датой (859 год) в поздней Никоновской летописи нет. При этом в самой летописи не сказано об основании города именно в этот год, однако под годом 6367 (859 год) приводится запись о смерти Гостомысла, новгородского старейшины, что никак не может признаваться датой возникновения Новгорода.

Кто же такой Гостомысл? Гостомысл (умер около 860 года) – легендарный старейшина ильменских словен, с именем которого в некоторых поздних списках летописей связывается сказание о призвании Рюрика. Гостомысл является также героем литературного произведения XVII века «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске». В ранних древнерусских летописях имя Гостомысла не встречается. Его имя как первого новгородского старейшины появляется в XV веке (Новгородской первой, Софийской первой и Новгородской четвёртой летописях). Как инициатор «призвания варягов», он появляется в ещё более поздних источниках XVI века. Воскресенская летопись (XVI век) сообщает, что по совету Гостомысла призвали варягов из Пруссии:

«И въ то время въ Новеграде некый бе старейшина именемъ Гостомыслъ, скончаваеть житіе, и созва владалца сущая съ нимъ Новаграда, и рече: «советъ даю вамъ, да послете въ Прускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущих родовъ».

Согласно Степенной Новгородской книге, Гостомысл умер глубоким стариком. В летописях указывают про холм Гостомысла и его могилу на Волотовом поле, вблизи Великого Новгорода.

Археологи сомневаются в самом существовании Новгорода в IX веке: самые ранние постройки там датируются 930-ми годами. Княжеская резиденция в Рюриковом Городище возникла раньше, и там обнаружены следы скандинавского и западнославянского присутствия.

Гостомыслом звали одного из племенных вождей вендов (западных славян, ободритов), который погиб в 844 году в сражении против короля Людовика II Немецкого, согласно Ксантенским и Фульдским анналам. В оригинальных латинских текстах имя погибшего вождя пишется как Gestimus, Gestimulus, Gostomuizli. Ссылаясь на это сообщение, И.И. Срезневский в середине XIX века писал, что имя Гостомысла имеет западнославянские корни, так как окончание «-мысл» не характерно для восточных славян, но часто встречается среди западных славян. По мнению историка, легенда о вожде западных славян проникла в Новгородские земли и стала частью восточнославянского эпоса.

Но одним Гостомыслом не исчерпывается дорюриковская история Отечества. Существовали ещё другие новгородские легендарные князья:

Рус (мифический князь и родоначальник, эпическое имя народа русь);

Словен Старый (позднелетописная легенда XVII века о заселении окрестностей Новгорода племенем словен, об истории до Рюрика и об эпических предках русского народа «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске»);

Вандал Новгородский (в «Сказании о Вандале, Владимире, Буривое, Гостомысле и призвании Рюрика» имеются ссылки на песни и повести, в которых имеется обилие германизмов, в том числе и скандинавских названий: Вандал, Бярмия, Гардорик, Гунигар, Колмогард, Зимеголы; в нём содержится элемент географической ориентации, характерной для скандинавских саг: «И был князь Вандал, правил славянами, ходя всюду на север, восток и запад морем и землею, многие земли на побережье моря завоевав и народы себе покорив, возвратился во град Великий»);

Столпосвят (сведения Иоакимовской летописи: «А Вандал… все земли… себе подчинил и сынам своим передал. Он имел три сына: Избора, Владимира и Столпосвята. Потом умер Избор и Столпосвят, а Владимир принял власть над всей землей. Он имел жену от варяг Адвинду…»);

Избор (в «Сказании о Словене и Русе и городе Словенске» упоминается князь Избор, известный Иоакимовской летописи);

Владимир Древний («Сказание о Вандале, Владимире, Буривое, Гостомысле и призвании Рюрика»);

Буривой (Сведения Иоакимовской летописи: «Люди же, терпевшие тяготу великую от варяг, послали к Буривою, испросить у него сына Гостомысла, чтобы княжил в Великом граде. И когда Гостомысл принял власть, тотчас варягов что были каких избили, каких изгнали, и дань варягам отказались платить»; Буривой может ассоциироваться с чешским князем конца IX века Борживоем, отцом которого был Гостивит, а жену Борживоя звали Людмила – именем, близким позвучанию к Умиле, дочери Гостомысла по Иоакимовской летописи);

Словен Младый;

Вадим Храбрый (Вадим Новгородский, Вадим Хоробрый, убит в 864 году) – легендарный предводитель новгородцев, восставших в 864 году против князя Рюрика. В наиболее ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет» имя Вадима не упоминается. В некоторых поздних летописных сборниках XVI века появилось предание о смуте в Новгороде, возникшей вскоре по призвании варягов в 862 году. Между новгородцами оказалось много недовольных самовластием Рюрика и действиями его сородичей. Под предводительством Вадима Храброго вспыхнуло восстание в защиту утраченной вольности. Вадим был убит Рюриком, вместе с многими своими приверженцами.).

Таким образом, город Новгород уже существовал на территории нынешней Российской Федерации ещё до призвания Рюрика, кем бы по своему происхождению он ни был. А в городе Новгороде к этому времени уже сложился и существовал некий уклад государственного образования, который можно смело и уверенно относить в отечественной истории. Только про этот период необходимо рассказывать нашим детям с измальства, а не утаивать этот период нашей истории от многих поколений сограждан, так как данные факты были известны российским историкам уже на протяжении нескольких веков. В частности, российскому историку, географу, экономисту и государственному деятелю Василию Никитичи Татищеву (19 [29] апреля 1686 года, Псковский уезд, Русское царство – 15 [26] июля 1750 года, Болдино, Дмитровский уезд, Московская губерния, Российская империя), автору первого капитального труда по русской истории – «Истории Российской», основателю Ставрополя (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми.

 

Языческое капище на Старокиевской горе

3.

Результаты некоторых археологических раскопок можно интерпретировать таким образом, что уже в VI – VII веках поселения на правом берегу Днепра будут считаться городскими. Эта концепция, подкреплённая празднованием ещё во времена СССР в 1982 году 1500-летия Киева, рассматривалась как общепринятая. Стало быть, историю нашего Отечества следует удлинить хотя бы до времён возникновения города киева. Значит, не следует сбрасывать со счетов отечественной истории и таких представителей древнерусской истории (или истории восточных славян) как киевские легендарные князья:

1) Кий – легендарный князь днепровских полян, основатель Киева.

Согласно «Повести временных лет», Кий, живший на днепровских «горах» вместе со своими младшими братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью, построил город на правом высоком берегу Днепра, названный в честь старшего брата Киевом. Также Кий назван основателем городка Киевец на Дунае. От Кия и его братьев летописцы выводили восточнославянское племя полян.

Летописец приводит и вторую легенду (хотя и отвергает её как неправдоподобную) о том, что Кий был перевозчиком на Днепре.

Согласно наиболее авторитетной точке зрения, легенды об основании города являются этимологическими мифами, призванными объяснить названия киевских местностей;

2) Щек – по преданиям, отразившимся в древнерусских летописях XI –XII веках, князь в племенном объединении полян, основатель (совместно с Кием и Хоривом) трёх поселений, позже составивших город Киев.

С именем Щек, предположительно, связано название одной из киевских гор – Щекавица.

Ломоносов в споре с Вольтером по поводу основания Киева византийским императором категорически заявлял: «Греческие цари отнюдь ничего не строили на Руси, а построен Киев был князьями Кием, Щеком и Хоривом». Но вскоре и среди защитников Несторовой версии возникли большие споры. Если Кий ещё допускался в роли князя полян, то в отношении его братьев и сестёр были серьезные замечания;

3) Хорив (др.-рус. Хоривъ) – согласно «Повести временных лет» имя одного из легендарных братьев, основавших Киев:

«И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев.

Согласно Максу Фасмеру и А.И. Соболевскому, древнерусское имя собственное Хоривъ является производным от названия местности Хоривица (Хоревица, Хорива) – горы под Киевом;

4) Лыбедь – легендарная сестра основателей Киева Кия, Щека и Хорива.

В отличие от своих братьев, Лыбедь предстаёт отрицательным персонажем. Несмотря на это, именно ей посвящено большинство топонимов в Киеве, связанных с четырьмя легендарными основателями Киева. Есть река с таким названием, недалеко расположена станция метро «Лыбедская». Существуют улицы Лыбедская и Владимиро-Лыбедская. В старом Киеве существовали также улицы Набережно-Лыбедская (теперь часть улицы Горького), Новолыбедская (ныне Волгоградская на Соломенке) и переулок Лыбедской (ныне Загородняя улица).

Легенда про основателей Киева называет Лыбедь не сестрой, а дочерью князя. Согласно сюжету, девушка была прекрасной как майское солнце. Со всех стран света съехались молодые рыцари, князья и королевичи просить её руки. Но княжна и слышать не хотела про свадьбу. Мол, не пойду, – и всё тут! Рыцари и королевичи хотели прельстить княжну своим богатством, храбростью, силой. Не один склонил голову, чтобы ей понравиться, но всё напрасно. Тогда претенденты посоветовались друг с другом, пожали плечами, сели на своих коней и разъехались. Больше к ней суженые не приезжали. А через несколько лет князь помер. Роскошный дворец перешёл к следующему правителю, и Лыбедь должна была освободить замок. Она построила себе избушку за Киевом на горе, и жила там отдельно. Но трудной казалась ей эта монашеская жизнь. Дни и ночи она плакала, из её слёз постепенно образовался ручей, который со временем стал рекой Лыбедь. А гора, где обитала княжна, называется Девич-горой;

5) Аскольд (предположительно др.-сканд. Haskuldr или Höskuldr, в летописях Асколдъ и Осколдъ; умер в 882 году) – киевский князь (по летописи – правил совместно с Диром).

Далее в «Повести временных лет» сообщается, что:

«В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошёл уже до Чёрной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идёт походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошёл в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влакерне, и вынесли они с песнями Божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море её полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой»;

6) Дир (в летописях Диръ, умер в 882 году) – киевский князь в 864 –882 годах (по одной из версий – правил совместно с Аскольдом).

Согласно «Повести временных лет», Аскольд и Дир были боярами (дружинниками) новгородского князя Рюрика, отпустившего их в поход на Царьград. Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время будто бы не имели своего князя, и платили дань хазарам. В то же время в «Повести…» говорится о том, что после смерти Кия, Щека и Хорива их потомки княжили у полян «И по сихъ братьи держати. почаша родъ ихъ княженьє в Поляхъ».

Далее в «Повести временных лет» сообщается, что в 866 году под предводительством Дира и Аскольда был совершён первый поход Руси на Царьград (византийские источники указывают 860 год, сообщая только об одном предводителе русов, не называя его имени).

4.

Также отечественной истории не стоит отказываться и от некоторых прочих легендарных князей, подобно тому, как в китайскую историю включены многие народы, проживавшие на сопредельных территориях с хуася и впоследствии с китайцами-ханьцами, но изначально не имевшие ничего общего в ними ни в языковом, ни в культурном, ни в генетическом плане:

1) Бравлин – легендарный варяжский князь, совершивший набег на византийский город Сурож (Сугдею) в Таврии (нынешний Крым) на рубеже VIII—IX веков. Известен только по описанию похода дружины на Крым и христианского чуда в русской редакции «Жития Стефана Сурожского» XV века.

Собственно «Житие св. Стефана Сурожского» описывает деяния епископа Сугдеи (древнерус. Сурож, совр. Судак), византийского города на юго-востоке Таврии (современный Крым). Стефан Сурожский родился около 700 года, в 787 году отмечен как участник VII (2-го Никейского) собора. Предполагается, что он скончался в конце VIII века, после чего его мощи покоились на алтаре храма Св. Софии в Суроже.

Вскоре после смерти Стефана на Сурож напал некий князь Бравлин:

«По смерти же святого мало лет минуло, пришла рать великая русская из Новаграда. Князь Бравлин, очень сильный, пленил [всё] от Корсуня и до Керчи. Подошёл с большой силой к Сурожу, 10 дней бился зло там. И по истечении 10 дней Бравлин ворвался в город, разломав железные ворота».

Русский князь кинулся в храм святой Софии, где разграбил золотую утварь и прочие драгоценности, наваленные возле гроба святого. В тот же момент у Бравлина случился приступ, который житие описывает как «обратися лице его назадъ». Тогда предводитель приказал своим людям вернуть всё к гробу святого, однако это не помогло обездвиженному князю. Бравлин приказал вывести войско из захваченного города, оставив в нём всю добычу, награбленную также в Корсуни и Керчи. Святой Стефан явился к князю в видении и сказал: «Пока не крестишься в церкви моей, не возвратишься и не выйдешь отсюда».

Архиепископ Филарет сотворил молитву и крестил Бравлина, после чего тот вернулся в нормальное состояние. Приняли крещение также все его бояре. Бравлин по настоянию церковников повелел отпустить всех пленников, затем неделю не выходил из церкви, пока не почтил дарами св. Стефана и сам город Сурож с его жителями, после чего удалился;

2) Лаборец (около 875 года – 892 год) – легендарный князь раннефеодального государства славянского племенного союза белых хорватов, живших между Тисой и Дунаем. Основным укреплением этого государства был град на месте Ужгородского замка (castrum Hung). Согласно средневековым источникам, именно князь Лаборец правил в нём.

Некоторые учёные считают, что Лаборец княжил в Ужгороде во времена правления Святополка I в Великоморавской державе (871 – 894 годы), Вещего Олега (879 – 912 годы) на Руси и Симеона I (893 – 927 годы) в Болгарском царстве. Существует предположение, что Лаборец повиновался Святополку и платил дань ему. В то же время историки И.И. Поп и Д.И. Поп утверждают, что Лаборец был вассалом Симеона I;

3) Вя́тко – согласно «Повести временных лет», легендарный родоначальник (князь), первопредок восточного славянского племени (племенного союза) вя́тичей. Вместе со своим братом Ради́мом вышел «из ляхов»; поселился «с родом своим на Оке».

Цитата из «Повести временных лет» о происхождении вятичей:

«…радимичи же и вятичи – от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов – Ради́м, а другой – Вя́тко; и пришли и сели: Ради́м на Соже, и от него прозвались ради́мичи, а Вя́тко сел с родом своим по Оке, от него получили своё название вя́тичи».

Ряд авторов связывают с именем Вя́тко не только племенное имя вятичей, но и гидроним Вя́тка, и, опосредованно, название города Вя́тка (ныне – Киров). Впрочем, большинство исследователей отвергают такую возможность, указывая на значительную удаленность бассейна Вя́тки от территории исторического обитания вятичей – региона в верхнем и среднем течении Оки;

4) Ради́м – согласно «Повести временных лет», легендарный родоначальник (князь), первопредок восточнославянского племени (племенного союза) ради́мичей, живших на юго-востоке Беларуси. Вместе со своим братом Вя́тко вышел «из ляхов»; поселился «по Сожу»;

5) Тур – легендарный летописный князь туровский конца X века.

«Повесть временных лет» под 980 годом сообщает:

«…бе бо Рогъволодъ перешелъ изъ заморья, имяше волость свою Полотьске, а Туръ Турове, от него же и туровци прозвашася» («…этот Рогволод пришел из-за моря, и имел власть свою в Полоцке, a Тур — в Турове, по нему и туровцы прозвалися»);

6) Рогволод (др.-рус. Рогъволодъ, Роговолодъ; около 920 года – 978 год, Полотеск) – князь полоцкий, отец Рогнеды, участник событий междоусобной борьбы в 975 – 980 годах.

Сведения о Рогволоде содержатся в древнерусской летописи под 980 и 1128 годами и могут восходить как к одному источнику, так и к разным устным источникам.

«Повесть временных лет» под 980 годом (запись содержится как в Ипатьевском, так и в Лаврентьевском списках):

Владимир Святославич вернулся в Новгород с варягами… И послал к Рогволоду в Полоцк сказать: «Хочу дочь твою взять себе в жены». Тот же спросил у дочери своей: «Хочешь ли за Владимира?». Она ответила: «Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка». Этот Рогволод пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке, а Туры держал власть в Турове, по нему и прозвались туровцы. И пришли отроки Владимира и поведали ему всю речь Рогнеды – дочери полоцкого князя Рогволода. Владимир же собрал много воинов – варягов, словен, чуди и кривичей – и пошел на Рогволода. А в это время собирались уже вести Рогнеду за Ярополка. И напал Владимир на Полоцк, и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его взял в жены;

7) Мал (?– 946 год) – древлянский князь, возглавивший восстание 945 года, в ходе которого был убит князь Игорь. После чего предпринимал попытки женитьбы на вдове Игоря княгине Ольге, посылая к ней сватов. Также в иностранных источниках носит имя Нискина (Ян Длугош) и Мальдитт (Сигизмунд Герберштейн). С именем Мала связывают название древлянского города Малин.

5.

Обратим внимание на эвгемеризм – герменевтическую теорию толкования мифов, согласно которой религия возникла из культа умерших или живущих «великих людей». Сторонники эвгемеризма полагают, что мифология, а также религия являют собой результат сакрализации истории. В соответствии с этой теорией боги и мифологические персонажи – это фантастические трансформации реальных личностей, а мифы – искажённые исторические повествования. Эвгемеризм не обязательно связан с позднейшей рационалистической критикой мифологических или религиозных представлений. Определённая мифологическая система может подвергаться эвгемеризации и «изнутри», в процессе своего исторического развития. Так, заметными чертами историзации и эвгемеризма обладают китайская и ирландская мифология, многие книги Библии.

Почему бы не подвергнуть эвгемеризации и отдельные сказания о происхождении славян и русских. Поэтому вернёмся ещё раз к позднелетописной легенде XVII века о заселении окрестностей Новгорода племенем словен, об истории до Рюрика и об эпических предках русского народа «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске».

«Сказание…» напоминает этногенетические легенды со времён Геродота и Диодора Сицилийского о происхождении народов Скифии. Предками русского народа называются в нём князья Словен и Рус – потомки князя Скифа. По этому «сказанию», в 3099 году от сотворения мира (2409 год до н.э.) Словен и Рус со своими родами начали уходить в поисках новых земель с берегов Чёрного моря и через 14 лет вышли на берега озера Мойско (Ильмень), где Словеном был основан город Словенск (современный Великий Новгород), а Русом – город Руса (современная Старая Русса).

«Сказание…» в традиционном для средневековой книжности эвгмерическом ключе даёт объяснения гидронимов и топонимов в районе Новгорода от имён родственников Словена и Руса, упоминает о расселении славян в то время до Белого моря и Урала, военных походах на Египет, Грецию и другие «варварские» страны.

Далее рассказывается о различных эпизодах истории славян, в частности, переговорах русских князей с Александром Македонским, посещением Руси апостолом Андреем, войнах с уграми и болгарами, правлении князя Гостомысла и призвании варягов. «Сказание…» повторяет распространённую легенду о происхождении Рюрика от римского императора Августа. При этом в сказании отмечается, что приглашён он был править русской землёй с территории Пруссии.

Сказание было широко распространено в Московском государстве в XVII—XVIII веках, его пересказ или сходная информация содержится в Иоакимовской летописи, трудах П.Н. Крёкшина, М.В. Ломоносова, В.Н. Татищева и других. Частично используют сказание «Летопись, сказующая деяния от начала мира бытия до Рождества Христова» Святого Димитрия Ростовского и приписываемая Феофану Прокоповичу «Подробная летопись от начала России до Полтавской Баталии». Мимо сообщений сказания не прошли Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров и другие отечественные историки.

Сюжет «Сказания…» обыгран в сказке В.А. Лёвшина «Повесть о богатыре Булате» (1780 – 1783 годы).

В наши дни ряд неакадемических авторов (А.И. Асов, В.Н. Дёмин и другие) отстаивает точку зрения эпической достоверности изложенных в «Сказании…» фактов – направлений перемещений части индоевропейцев как непосредственных предков словен и русов, примерного времени их выхода к Мойско (Ильменю), вероятного участия в ряде ярких исторических событий. Сделанные ими выводы не признаются академической наукой.

Неакадемичной является «древность Сказания», а не примерное время расселения существенной части предков населения Восточной Европы (гаплогруппа R-Z280).

6. 

Рус – мифический князь и родоначальник, эпическое имя народа русь.

Некоторыми исследователями предполагается связь Руса с библейским «князем Рошем» (Рош – в греческих и славянских переводах Библии; Ashabir-Ross в Коране).

В славянских источниках Рус и Словен выступают как друзья или братья. Согласно западнославянской этногенетической легенде, Рус – князь, родоначальник и вождь племени русов, названного по его имени, его братьями были Чех и Лех (родоначальник поляков). Легенда известна по «Великой хронике о Польше, Руси и их соседях»:

В древних книгах пишут, что Паннония является матерью и прародительницей всех славянских народов… от этих паннонцев родились три брата, сыновья Пана, владыки паннонцев, из которых первенец имел имя Лех, второй – Рус, третий – Чех. Эти трое, умножась в роде, владели тремя королевствами: лехитов, русов и чехов, называемых также богемцами».

Именно в Великопольской хронике легенда появилась в законченном виде в XIV веке, так как в рукописи, написанной в 1295 – 1296 годах (из библиотеки Яна Годийовского), отсутствует фрагмент о братьях. Предполагают, что автор версии о 3 братьях добавил Руса к легенде о лехе по имени Чех из хорватской земли, известной по чешской стихотворной хронике Далимила Мезиржицкого (Dalimil Meziricsky), созданной в 1308 – 1314 годах. Чех и Лех фигурируют в чешской «Хронике» Яна Пшибика из Пулкавы (XIV век), все 3 брата у польского историка Яна Длугоша (XV век).

Данная легенда была положена в основу генеалогии рода князей Острожских. Во времена Константина Острожского была создана генеалогия его предков, в которой утверждалось, что он потомок в восьмом колене «короля Руси – Даниила», великого киевского князя Владимира «первокрестителя» и «первопредка Руса».

В XVII веке легенда о Русе нашла отражение у русских летописцев и авторов популярных тогда «Хронографов». Есть предположение, что «Сказание о Словене и Русе», было составлено митрополитом новгородским Киприаном (1626 – 1634 годы). Но многочисленность списков и их широкая география допускают и существование более ранних вариантов этого сказания, частично существовавшего и в устной форме. По сказанию, Рус – брат князя Словена, родоначальника и вождя славян; братья вместе двинулись из Причерноморья на север. Упоминается также их сестра Илмера, по имени которой якобы называется озеро Ильмень. Рус признается эпическим основателем города Руса.

Илмера – согласно русской книжной легенде, сестра князя Словена, сына Скифа, правнука Иафетова.

По её имени, по преданию, названо озеро Ильмень.

Образ Ильмены-Илмеры обильно обыгрывался в русской литературе XVIII – XIX веков. Например, в пьесе А.П. Сумарокова «Синав и Трувор», в которой Ильмена показана как дочь Гостомысла.

В честь её назывались русские корабли. В частности, бриг «Ильмена» в начале XIX века участвовал в освоении Калифорнии, доставлял припасы в селение Росс. Русские называли «Ильменой» островок Сан-Николас.

Мы ещё вернёмся к отечественной истории в самое ближайшее время.  

 

http://zavtra.ru/blogs/