Автор: Администратор
Евразия Категория: Древняя Русь
Просмотров: 3872

 

Глава вторая. Идентичность в истории

“Чтобы индивидуальные психосексуальные особенности превратились в социальную идентичность, нужна была гласность»(И. С.Кон)

Хотя проблема идентичности была сформулирована к началу XX века, человек всегда испытывал потребность в построении путей адаптации к непонятному грядущему, в самоописании и самореализации.

Попытаемся определить те социальные и культурные тенденции в различные исторические эпохи, которые способствовали становлению идентичности как социального явления и связать его с указанными выше тенденциями: универсализации, глобализации, становления временного и пространственного разнообразия, индивидуализации и развития информационных технологий.

Выявление социального-культурного контекста, на наш взгляд, имеет принципиальное значение для объяснения объективных предпосылок становления идентичности, что позволит, в свою очередь, обозначить общие закономерности в ее развитии, выделить общие и особенные условия социальной идентичности в современном обществе.

Для этого необходимо понять любую культуру как сложный и противоречивый сплав разных компонентов.

Освоение идентичности в истории культуры человечества - тема необозримая. Не стремясь объять необъятное, попытаемся понять становление идентичности в рамках системного подхода, который включает в себя анализ культурного контекста, социальных институтов и структур, ментальности, способов мышления, хранения и распространения информации, стилей жизни в различных коллективах в русле тех идей и концепций, которые можно было бы отнести к развитию понятия идентичности.

Историческая многоплановость данного процесса диктует необходимость обращения к разным эпохам, разным культурам.

2.1 Начало человеческой истории

«Чем дальше мы уходим в глубь истории, тем в большей степени индивид, а значит и производящий индивид, выступает несамостоятельным, принадлежащим к более обширному целому» [1]. Эти слова К. Маркса выявляют одну из самых значительных тенденций исторического становления индивида. Индивидуализация, рост индивидуального сознания, психики, выделение индивида из общины, выявление индивидуализации как ценности представляют собой объективную, филогенетическую тенденцию.

Поршнев Б. Ф., Линден Ю., Никонов В. А., Лотман Ю. М., Успенский Б. А., Кон И. С. выявляют в первобытном сознании такие характерные черты, как "ещеневыделенность", преобладание «Мы», слабая интегрированность компонентов самости, неразвитость качеств, отсутствие потребностей, противоположных потребностям коллектива. Примером «ещеневыделенности» может служить жертвенность как отсутствие «личного», собственной судьбы, полная покорность интересам «всех» [2]. «Еще Гиппократ показывал, что скифы имеют этнический тип и не имеют личных, а Гумбольдт отмечал, что у варваров можно скорее найти черты, свойственные орде, нежели индивиду» [3].

Примитивный человек не делает ничего такого, что бы не было сделано его предками. Повторение действий, в точности до мельчайших деталей – схема его поведения. В этом был свой смысл. Человек наследует от своих предков трудовые привычки и способности, которые с великим трудом приобретены ранее, годами уясняет себе полезность работ, начинает смутно ощущать свою связь с обществом, это вырабатывает у него способность добровольно и свободно выполнять общественно-необходимые работы. Накопление опыта и правил создает возможность прогресса в данном направлении [4].

Индивид зависит от группы, с которой он находится в непосредственном контакте, как в практической деятельности, так и в сфере мышления. В его повседневной жизни все регулируется массой сложных обычаев. Ритуал или обычай, например, преобразует окружающее пространство из хаоса в космос. Подтверждение тому можно увидеть в тотемизме, в магии как средстве подчинения себе природной стихии, в мифологии, в которой человек призывает демонов, духов, предков помочь ему справиться с преодолением жизненных трудностей во многих обычаях. Религиозная вера фиксирует духовные установки, уважение к традиции, гармонию с окружающей средой, смелость и уверенность в борьбе с трудностями. Но в мифологии и первобытной религии осуществляются попытки интерпретации картины мира для собственного коллектива, для его самосохранения.

История в данном случае опирается на устную традицию, обладает крайне узкой и ограниченной ретроспективой. Снижение длительности исторического времени по сравнению с настоящим определяет отсутствие исторической рефлексии на общество и на каждого индивида отдельно.

Взгляд в прошлое, его оценка возможны только при условии и на основе передачи информации (от человека к человеку, от поколения к поколению). Без функционирования такой информации рефлексия и саморефлексия невозможны. Но различия предметного содержания сознания у отдельных индивидов образуются впервые благодаря обмену деятельности, разнородной по возможностям и составу. Опыт первобытных коллективов закрепляется в материальных формах труда, общения, деятельности. Культурно-исторический процесс обогащается через искусственный мир. Социальное развитие вырабатывает потребность приобщения к богатству человеческой культуры [1]. Связи приобщения индивида ко всеобщему открывают новые возможности в накоплении опыта и трансляции его в историческом процессе. Обмен продуктов труда выступает способом его приобщения ко всеобщим формам, процессам, которые начинают определять содержание общественной жизни.

Стоит заметить, что у бесписьменных народов - личные имена, как правило, - имена родовые, их племенное или семейное достояние.

Идентичность и самоидентичность стали возможны только с появлением письменности : ведь в ней «само» находит пути и возможность передать длительность своего персонального существования. Следует отличать осознанное выражение мыслей и идей от обыденных инстинктивных форм самовыражения. Пока письменные культуры не набрали достаточного багажа для свободной интерпретации культуры, диалог между различными культурами не достижим. Он становится возможным, когда существует «явное понимание» разделения на “свое и чужое”. Усвоение чужих культур того уровня развития средств фиксации и передачи информации не предоставляет такой возможности. Принятие «чужих» норм и форм шло на неявном уровне. Поэтому в дальнейшем мы рассмотрим основные этапы не только становления идентичности как социально-культурного феномена, но и выявим этапы развития его осмысления, рефлексии на него.

В первобытном обществе мы не располагаем никакими свидетельствами явной рефлексии на процессы самопознания и самоосуществления.

Для общества характерны:

  • полная идентификация с предками, с их примитивной коллективностью, вечное возвращение к прародителям [5,6];
  • течение жизни понимается как циклический процесс: существует упорядоченная временная детерминация в рамках индивидуальной жизни и жизни коллектива;
  • субъект жизнедеятельности - племя, род, а не индивид сам по себе;
  • ничтожное влияние «личной» сферы, «своего» на повседневную жизнь человека.